Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнила воспитатель первой квалификационной категории

Поиск

Технология

«Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста»

Выполнила воспитатель первой квалификационной категории

Семенова Инна Валентиновна

Реутов, 2019-2020гг

Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста “Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции, и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”. Л. С. Выготский

Пояснительная записка

Театрализованная деятельность в детском саду — это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Театральная игра - самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки.

Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.

Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Театральная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что литературные произведения для детей имеют нравственную направленность (воспитывают доброту, дружбу и другие качества).

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.

С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития.

У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров: теневой, магнитный, фланелеграф, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка», резиновых игрушек, театр из бросового материала.

Используем театрализацию в разных видах деятельности педагогического процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Девочка -Припевочка из театра «Живая рука» и показать, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном споёт колыбельную.

Используем персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции

Также используем персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.

Разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка -норушка»), дети после представлений берут кукол- артистов, рассматривают, играют с ними.

Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру, т. е. от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Театральная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр, Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д.), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию), повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем!).

Однако, дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта мы используем индивидуальную работу с детьми, знакомим детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления. Это и театр «Живая рука».

Пальчиковый театр. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, т. е развивается мелкая моторика, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, воображение, учится передавать настроение и характер персонажа.

Театр бибабо. После представления даём возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей к куклам после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.

Театр «Варежка» Надев на руку варежку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер (медведь сердится; бабушка с дедушкой обрадовались, увидев внучку).

Занятия театрализованной деятельностью активизируют творческие задатки детей, формируют способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное -навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.

Актуальность

Большую тревогу среди педагогов вызывают проблемы связанные с развитием речи у детей. Нарушения речи у детей до 3-х лет, по степени распространенности, занимает третье место, относительно других нарушений (примерно 20%).

Не многие понимают, что речь представляет собой сложный психолингвистический процесс. Это одна из высших психических функций организма.

Речь, не является врожденной способностью, а формируется постепенно. Но предпосылки, необходимые для возникновения и развития речи, все же врожденные.

Развитие общей и мелкой моторики. Отсутствие дефектов артикуляционного аппарата. Сохранность анализаторных систем. Сохранность и зрелость ЦНС, коры головного мозга.

 

 

Использовала методы

Демонстрация наглядных средств, беседа, «инструкции к действию», обучение названиям действий в процессе показа. Метод вопросов – и ответов, а также приемы - нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу). Все это проводила в форме театрализованной игры или с элементами игры, совершенствуя речь малыша.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речевой активности, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить, играя».

Этапы работы:

подготовка атрибутов;

организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;

классификация театрализованных игр;

консультация на тему: “Развитие речи через театрализованную деятельность”

разработка картотеки;

разучивание текстов, движений, мимики и т. д.;

показ театрализованных спектаклей и мультфильмов;

сотрудничество с музыкальным руководителем;

разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;

подведение итогов проделанной работы анализ результатов диагностического исследования.

На первом этапе работы по развитию активной речи большое внимание уделяла звукоподражанию, а на втором, работе над звукопроизношением с развитием речевого слуха, дыхания, голоса, артикуляционного аппарата.

На 2-ом году жизни работая над развитием активной речи, я использовала все доступные виды театров. Помогала ребенку овладеть ситуативными действиями, учила сопровождать их словами. Развивала способность подражания (малыш становился разговорчивым, не стеснительным). Обучала, игровым действиям с игрушками. Формировала условия для самостоятельной игровой деятельности, таким образом, совершенствуя, речь малыша.

Дети, любят слушать взрослого, они эмоционально отзываются, на не большие художественные произведения. А когда в этом участвует «живая» кукла, радости малышей нет придела. Даже приходя домой, они весело поют, «зайка, зайка, попляши…» или «мишка косолапый…».

Я стараюсь, что бы день проходил в игре. Дети, увлеченные игрой, легко обучаются, не утомляются, быстро адаптируются. Малышам нравятся развлечения и утренники. Они не боятся взрослых, весело и задорно участвуют в играх и конкурсах.

Комплекс игр, используемых для развития речевой активности в группе раннего развития, с применением театральных атрибутов:

Вид игры Название игры Цель
Потешка Кто у нас хороший? Учить детей общаться
Кукла-марионетка Здравствуй, малыш, я Петрушка! Взывать положительные эмоции, учить общению
Игра - инсценировка Солнышко, ведерушко! Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения
Игра развлечение Игры с мягкой говорящей игрушкой Повторять за игрушкой не большие стишки. Понимать и воспроизводить текст.
Потешка Киска- киска – киска брысь… Вызывать положительные эмоции, и желание к разучиванию.
Дидактическая игра Кто пришел? Кто ушел? Учить детей понимать, вопросы и отвечать на них.
Разучивание А. Барто Идет бычок… Учить детей декламировать стихотворение.
Потешка Водичка, водичка, умой мое личико… Воспитывать аккуратность, желание быть чистым
Музыкальная игра Заинька, попляши… Учить детей осмысл. двигаться под музыку.
Обучающая игра Как говорят домашние животные Учить звукоподражанию
Потешка Ладушки – ладушки… Повторять движения, играя.
Подвижная игра Курочка и цыплята Учить детей перевоплощаться и передавать образ
Музыкальная игра Мишка с куклой Учить детей осмысл. двигаться.
Рассматривание иллюстраций Цыпленок и утенок В. Сутеев Учить соотносить рисунки с текстом.
Чтение Колобок Учить детей декламировать стихотворение Песенка Колобка.
Разучивание А. Барто Мишка. Учить детей декламировать стихотворение
Подвижная игра Мы потопаем как мишка Развивать внимание, учить действовать согласно с текстом
Инсценировка (показывает воспитатель) Колобок Вызвать положительные эмоции, вовлекать детей в диалоги животных. Учить изображать животных
Дидактическая игра Что на елочке? Развивать внимание, воспитывать желание отвечать на вопрос
Потешка, Стихотворение Е. Благининой Петушок, петушок… Учить слушать и различать поэтический текст.
Настольный театр Колобок Учить детей, передвигать животных, согласно с текстом, произносить слова (коротк. фразу)
Чтение Репка Вызвать положительные эмоции, вовлекать детей в диалоги.
Потешка Баю-баюшки-баю… Повторять движения, играть самостоятельно.
Театр би-ба-бо (показывает воспитатель) Репка Учить детей внимательно смотреть не большой спектакль
Разучивание А Барто Слон Учить детей декламировать стихотворение.
Игра - инсценировка Мишка косолапый Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения
Чтение Курочка Ряба Вызвать положительные эмоции, вовлекать детей в диалоги.
Спортивная игра Повторяй за мной… Развивать внимание, умение подражать, быстро переключаться
Просмотр мультфильма Курочка Ряба Учить детей внимательно смотреть мультфильм.
Разучивание А. Барто Зайка Учить детей декламировать стихотворение.
Просмотр мультфильма Жили у бабуси Учить детей внимательно смотреть мультфильм. А в дальнейшем инсценировать песенку
Музыкальная игра Да, да, да! Муз. Е. Тиличеевой Вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение
Дидактическая игра Вопросник. Учить отвечать на вопросы
Дидактическая игра Репка Вопрос-ответ по иллюстрациям
Игра инсценировка Большие, маленькие ноги Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения
Музыкально – ритмическая игра Бубен наш мышонок взял Учить детей слышать и воспроизводить ритм.
Подвижная игра Раздувайся пузырь Учить детей имитировать «надувание шарика». Тренировать дыхание.

Для того, чтобы ребенок овладел навыками общения, а речь его была выразительной, я старалась обогатить не только активный словарь, но и пассивный. Следующими методами и приемами:

Схема методов и приемов, которые я использовала:

Активный словарь Пассивный словарь Активная речь ребенка Развитие артикуляционного аппарата Чтение стихов потешек сказок
Постановка правильного речевого дыхания

Просмотр мультфильмов

Экскурсии наблюдения

 

Развитие общей и мелкой моторики

Накопление научных знаний Развитие познавательной активности
Эмоциональное развитие

Посещение театра зоопарка…

 

 

 

 

 

 

 

Заключительное слово

На ряду, с театральной деятельностью, постоянно провожу: артикуляционную гимнастику; игры по развитию общей моторики; подвижные игры с речевым сопровождением; логоритмические игры с самомассажем, игры – подражания с речевым сопровождением; пальчиковые игры; игры с различными предметами и материалами (смотри приложение).

Все игры проводятся совместно с воспитателем, ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.                   

Все игры, должны помочь ребенку, как можно быстрее адаптироваться в детском саду. Сформировать в детском коллективе радостное настроение и эмоциональный комфорт. Вызвать у детей желание узнавать «новое», и принимать в этом процессе активное участие.

Мои воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Я стараюсь сделать все, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

 

 

 

 

Возраста (17 детей).

 

Понимание речи

Активная речь

Игры с речевым сопровождением

Навыки общения

Человек\% Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г
Низкий уровень 10\59 0\0 11\65 0\0 10\59 0\0 10\59 0\0
Средний уровень 5\29 10\59 4\24 10\59 5\29 10\59 5\29 11\65
Высокий уровень 2\12 7\41 2\11 7\41 2\12 7\41 2\12 6\35

 

Список используемой литературы:

1. Е.А. Антипина. Театрализованные представления в детском саду.

2. М.Д. Маханева. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Ребёнок в мире сказок. Музыкально-театрализованные сказки.

3. Е.А. Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду.

4. А.В. Щеткин. Театральная деятельность в детском саду.

5.Н.Ф.Губанова. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации.

6. Караманенко Т.Н, Караманенко Ю.Г. Кукольный театр-дошкольникам. Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.

7. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. Айрис-Пресс, 2006 г. – 96 с.

8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Просвещение, 1982. – 160 с.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., исп. доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.

 

 

Игры–стихи.

Цель: Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Вместе.

Кот играет на баяне, Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе. Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать. Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем. И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик. Солнце вышло из-за тучи.

Можно прыгать и смеяться. Тучи черной не бояться!

Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп! Топ-топ!

Прыг-прыг! Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)

Мое настроение.

Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!

Умываемся

Кран откройся. Нос умойся,

Воды не бойся! Лобик помоем,

Щечки помоем. Подбородочек,

Височки помоем. Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо! Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять.

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)

Стоп! Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья. Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать. Ух! Накачали.

 


Кошки-мышки

Эта ручка — Мышка,

Эта ручка — Кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко. Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет. Кошка это слышит

И крадется к Мыши. Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку. Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

Зверята.

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»


Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Кругосветное путешествие

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение

Превращения предмета

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Бабушка Маланья

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с по-

С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами, бражают то, о чем говорит-

С такими носами, ся в тексте.)

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают

На него (нее) глядели, подбородок.)

Делали вот так… (Повторяют за ведущим лю-

бой жест.)

 

 

Приобщение детей к театру.

Конспект занятия по развитию речи с показом пальчикового театра " Репка".

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению ребенком мира человеческих чувств и коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Педагог должен использовать разные возможности, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка.

Например, на прогулке может сказать: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся»; предложит малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолетик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стишками и песенками.

С настоящими театрализованными представлениями дети могут познакомиться в детском учреждении при просмотрах спектаклей, цирковых представлений, кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и силами педагогов, родителей и старших детей.

Педагоги могут инсценировать знакомые детям сказки, стишки и в повседневной жизни. Для этого можно использовать разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе), а также обыкновенные игрушки. Желательно привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Для этого лучше всего использовать знакомые детям сказки – «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. Детям раннего возраста сложно произносить текст роли полностью, но они могут произносить некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. Например, в «Репке» малыши могут «тянуть» репку, в «Курочке Рябе» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком, пищать за нее.

Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, они учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой эмоциональная окраска, интонация выступает важной составляющей.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного изображения особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Совместное переживание детьми чувства, их стремление показать, что испытывает персонаж, помогает малышам осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям

Игрушки на пальчик

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Также существует игра-драматизация, это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый.
Объединить эти два вида игры помогают пальчиковые игрушки.
Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях - спектакль игрушек. Уже в возрасте 6-7 месяцев вы можете "устраивать" представления для своего ребенка. Например, любимый утенок будет приходить и петь песенки. Это простое представление не оставит равнодушным вашего малыша. Он будет улыбаться, пытаться достать утенка и выразит желание участвовать в этом представлении. Позже, после 1 года, когда ребенок начнет понимать речь, родители могут разыгрывать маленькие сценки перед ним уже между двумя игрушками. Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое ребенок видит, стоит ваших усилий! Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и Сопереживает. В возрасте около 2,5 лет попробуйте разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек. Например, сказки "Колобок", "Курочка Ряба" и т.д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары: мячик (его можно катать друг другу), тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т.д. Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и "заразительны", то с 3-4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами, имеющимися у них под рукой.

 

 

Театр маленьких пальчиков.

Работа с родителями

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя- успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В нашем детском саду существует правило: близкие родственники могут прийти в группу в любое время и находиться в ней столько, сколько найдут нужным. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Игры в адаптационный период с детьми двух- трех лет.

Основная задача игр в этот период- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Игра: Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей.

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивительно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

Да того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

Прячем мишку

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Солнышко и дождик

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!»- бегут на свои места присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы- вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали»,- говорит взрослый, и не начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений- бега и ходьбы.

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!». При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Собирание «сокровищ»

Материал. Корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.013 с.)