Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура курса «Бхакти-шастры»

Поиск

Структура

Бхакти-шастр

Нектар Наставлений

Шри Ишопанишад

Бхагавад-гита

Нектар преданности

 

Составители:

Хари-канта деви даси

Шри Санатана Госвами дас

 

 

Методичка «Структура Бхакти-шастр» может оказать большую помощь преданным в изучение книг Шрилы Прабхупады, особенно она будет полезна тем, кто проходит курс «Бхакти-шастры». Мне понравился структурированный подход к изложению главных пунктов четырех книг. Легко прослеживается логика и поэтому данная структура легка для запоминания, что позволит увидеть и сохранить в памяти полную картину подаваемого материала.

Ватсала дас

Связь стихов «Нектара наставлений»

Ученик: Гуру Махарадж, в чем заключается моя главная обязанность?

Учитель: Ты должен контролировать чувства.

Й стих: 6 побуждений, неблагоприятных для бхакти

Ученик: Учитель, но почему мне так трудно контролировать чувства? Что мне мешает?

Учитель: На пути бхакти есть такие препятствия.

Й стих: 6 препятствий на пути бхакти

Ученик: Гуру Махарадж, а что помогает развиваться на пути бхакти?

Учитель: Вот эти принципы помогут тебе развить бхакти:

Й стих: 6 принципов благоприятных для бхакти

Ученик: Учитель, а как мне общаться с другими преданными?

Учитель: Вот так!

Й стих: 6 видов проявления любви между преданными

Ученик: Гуру Махарадж, оказывается, есть разные преданные. Как мне различать их и как я должен относиться к ним?

Учитель: Слушай внимательно!

Й стих: Три уровня преданных и отношения с ними.

Ученик: учитель, иногда я замечаю какие-то телесные недостатки у некоторых преданных. Как мне реагировать на них?

Учитель: Вот так!

Й стих: Тело чистого преданного всегда чисто, подобно водам Ганги

Ученик: Гуру Махарадж, у меня нет вкуса к преданному служению: повторению Его святых имен, памятованию о Кришне. Что мне делать?

Учитель: Эта материальная болезнь называется невежеством.

Й стих: Сладость Кришны, материальная болезнь и средство ее излечения

Ученик: Учитель, а в чем заключается суть всех наставлений?

Учитель: Слушай же…

Й стих: Суть всех наставлений

Ученик: А почему нужно поселиться именно во Врадже? Разве существует разница между святыми местами?

Учитель: Да, даже во Врадже существует иерархия святых мест.

Й стих: Иерархия святых мест и слава Радха-кунды

Ученик: Учитель, а почему Радха-кунда занимает такое положение?

Учитель: Потому что она принадлежит Шримати Радхарани

Й стих: Иерархия людей, Шримати Радхарани и Ее кунда

Ученик: Гуру Махарадж, а можно мне совершать омовение в Радха-кунде?

Учитель: Да, можно, но в правильном сознании.

Й стих: Шримати Радхарани, Ее кунда и омовение в Радха-кунде.

 


Структура «Шри Ишопанишад»

«Самбандха»

• М-О. Определение Абсолютной Истины и производных от Нее

• 1. Взаимосвязь Господа, материального мира и джив (ишавасйа)

• 2. Результат следования ишавасйе

• 3. Результат не следования ишавасйе

 

«Совершенство осознания принципа ишавасйи»

(Чтобы следовать ишавасйе, нужно знать кто такой Иша)

• 4.Качества Господа (могущество)

• 5.Качества Господа (непостижимость)

• 6.Вѝдение совершенного преданного (того, кто следует ишавасйе)

• 7.Результат такого вѝдения.

• 8.Дальнейшая практика

 

«Знание и невежество»

• 9.Результат неправильного развития вѝдения

• 10.Результат правильного развития вѝдения

• 11.Как развивать правильное вѝдение

 

«Поклонение Абсолюту и не-Абсолюту»

• 12.Результат поклонения не-Абсолюту

• 13.Результат поклонения Абсолюту

• 14.Как практиковать поклонение Абсолюту

 

«Молитвы об осознании Господа»

• 15. Увидеть истинный лик

• 16. Увидеть форму

• 17. Окончательная молитва

• 18. «Веди меня».


Связи «Бхагавад-гиты»

Гл. Описание ситуации на поле боя

Отчаяние Арджуны: приводит 4 довода (сострадание, наслаждение, отвращение к греху, разрушение династии)

Я глава: Краткое изложение «Бхагавад-гиты»

Предание Арджуны Кришне

- карпанйа-дошопахата-свабхавах (2.7)

Наставления Кришны:

2.8-30 Гьяна-йога (душа вечна, тело временно) – ответ на аргумент «сострадание»

- дехино смин йатха дехе (2.13)

- матра-спаршас ту каунтейа (2.14)

- на джайате мрийате ва кадачин (2.20)

- джатасйа хи дхруво мритйур (2.27)

2.30-38 Карма-канда (исполняй свой долг!) – ответ на аргумент «наслаждение»

2.39-53 Нишкама-карма (действуй без привязанности) – ответ на аргумент «отвращение к греху»

- вйавасайатмика буддхир (2.41)

- йога-стхах куру кармани (2.48)

2.54-72 Стхита-прагйа (признаки человека, утвержденного в знании)

- вишайа винивартанте (2.59)

- тани сарвани самйамйа (2.61)

- дхйайато вишайан пумсах (2.62-63)

- рага-двеша-вимуктаис ту (2.64)

- настии буддхир айуктасйа (2.66)

3.1 Арджуна не понимает 2-ю главу, думает, что возможна либо карма-канда, либо отречение (основа - 2.49)

Я глава: «Карма-йога»

3.2-9 (Ответ Кришны) Решение вопроса: отречение или деятельность (Кришна говорит, что Арджуна не квалифицирован отречься → лучше действовать)

- митхйа-ачар, притворщик

- нийатам куру карма твам (3.8)

честно исполняй свой долг, но делай это как жертвоприношение Вишну

3.10-16 От карма-канды к карма-йоге (Вишну благословил: «Будьте же счастливы этими жертвоприношениями. В награду получите благо»; лестница йоги)

- йаджна-шишташинах санто (3.13)

почему человек хоть и не привязан к плодам, но продолжает действовать

3.17-35 Нишкама-карма (с целью показать правильный пример)

- йад йад ачарати шрештхас (3.21)

- пракритех крийаманани (3.27)

- лучше выполнять свой долг, чем чужой (3.35)

Вопрос Арджуны: что заставляет человека нарушать предписания Вед против его воли?

3.36-43 Кришна: это вожделение (природа вожделения, откуда начинается, где поле деятельности, как победить)

- кама эша кродха эша (3.37)

- эвам буддхех парам буддхва (3.43)

↓ Кришна сказал, что деятельность надо совершать ради Него. Чтоб знать больше о Нем, Кришна рассказывает 4-ю главу: «Божественное знание»

Трансцендентное знание

Кришна: «Я открыл эту науку богу Солнца Вивасвану»

- эвам парампара-праптам (4.2)

Арджуна: «Кто Ты такой?»

Кришна рассказывает о Себе (природа Его тела, цель прихода):

- йада йада хи дхармасйа (4.7)

- паритранайа садхунам (4.8)

- джанма карма ча ме дивйам (4.9)

4.11-15 Практическое применение этого знания (проявление Его власти в материальном мире; Кришна не зависит от материального мира)

- йе йатха мам прападйанте (4.11)

- чатур-варнйам майа сриштам (4.13)

4.16-24 Действие и бездействие (как действовать на трансцендентном уровне)

как прийти к такому знанию (пониманию)

4.25-33 Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (виды жертвоприношений)

как обрести это знание

4.34-42 Краткое изложение трансцендентного знания (как и где получить; качества, необходимые для этого; результат; кто не способен; критерии обретения знания)

- тад виддхи пранипатена (4.34)

Кришна всю 4-ю главу говорил о знании, но в конце сказал: встань и сражайся! Поэтому →

5.1 Вопрос Арджуны: так отказаться от деятельности или действовать?

5.2 Кришна: и отречься важно и действия в ПС ведут к освобождению. Но действовать в ПС лучше, т.к. человек защищен от падения

(5-я глава: нишкама-карма с позиции осознания Параматмы – «Карма-йога – деятельность в СК»)

Я глава: «Вселенская форма»

11.1-4 Просьба Арджуны (если считаешь, что я достоин)

11.5-9 Кришна подготавливает (рассказывает о том, что покажет)

11.10-14 Санджая описывает что увидел Арджуна (бесчисленное множество обликов, Господь = 1000 солнц, т.д.)

11.15-31 Арджуна говорит что он видит → страх Арджуны → Арджуна: «Кто Ты такой?»

11.32-34 Кришна: «Я – время. Стань Моим орудием!»

11.35-46 Молитвы Арджуны (Ты – все, прости мою фамильярность; просьба: хочу увидеть твою 4-рукую форму)

11.47-50 Кришна: «Увидеть эту Вселенскую форму очень трудно» → принимает 4-рукую форму → принимает 2-рукую форму → Арджуна обрадовался (11.51)

11.52-55 Кришна: «Увидеть этот облик еще труднее» (увидеть могут только посредством ананйа-бхакти; кто непременно вернется к Кришне)

- мат-карма-крин мат-парамо (11.55)

Вопросы Арджуны: кшетра, кшетрагья, гьяна, гьеям, пуруша, пракрити?

Я глава: «Пурушоттама-йога»

15.1-6 Перевернутое дерево баньяна (корни – авидйа, ствол – аханкара, ветви – формы жизни, кончики больших веток – органы чувств, побеги – объекты чувств, листья – ведические гимны; надо срубить дерево топором отрешенности; материальным зрением его не понять; как достичь духовного царства)

- нирмана-моха джита-санга-доша (15.5)

- на тад бхасайате сурйо (15.6)

↓ что будет с теми, кто не отрекся

15.7-11 Реинкарнация (живые существа борются с 6 чувствами, аналогия реинкарнации, как живые существа действуют, причина – нет знания)

- мамаивамшо джива-локе (15.7)

↓какая вера у тех, кто не обладает знанием

15.12-15 Кришна для людей без знания (как свет солнца, рост растений, огонь пищеварения; Кришна – источник знания, памяти и забвения, а также цель Вед)

- сарвасйа чахам хриди саннивишто (15.15)

Т.к. Кришна цель Вед → краткое изложение Вед↓

15.16-20 Тришлока Бхагавад-гиты и выводы (2 вида живых существ: непогрешимые и подверженные ошибкам; Господь выше их обоих; Веды славят Его как Верховную Личность Бога; кто уверен в этом - посвящает себя ЧПС)

15-я глава описала дерево баньяна. 16-я глава описывает его высшие и низшие ветви.

Предсказания Санджаи

- йатра йогешварах кришно (18.78)

 

 

Структура

Бхакти-шастр

Нектар Наставлений

Шри Ишопанишад

Бхагавад-гита

Нектар преданности

 

Составители:

Хари-канта деви даси

Шри Санатана Госвами дас

 

 

Методичка «Структура Бхакти-шастр» может оказать большую помощь преданным в изучение книг Шрилы Прабхупады, особенно она будет полезна тем, кто проходит курс «Бхакти-шастры». Мне понравился структурированный подход к изложению главных пунктов четырех книг. Легко прослеживается логика и поэтому данная структура легка для запоминания, что позволит увидеть и сохранить в памяти полную картину подаваемого материала.

Ватсала дас

Структура курса «Бхакти-шастры»

Цель изучения священных писаний, как описывает это Патанджали Муни в своих «Йога-сутрах» -  читта-вритти-ниродха – устранить причины беспокойства ума. Или, другими словами, переводя это на язык бхакти, цель изучения шастр - устранить препятствия, которые мешают нам увидеть Кришну повсюду.

Бхактивинод Тхакур объясняет, что подобное занятие устраняет одну из четырех основных анартх, препятствий на пути бхакти – таттва-вибхраму, анартху незнания какие сложности могут встретиться нам на пути пути бхакти. Таким образом шастры объясняют нам сам путь бхакти и как преодолеть всевозможные препятствия, с которыми мы можем столкнуться на нем.

На курсе «Бхакти-шастры» изучают четыре книги: Бхагавад-гиту, Нектар наставлений, Нектар преданности и Шри Ишопанишад, которые помогают каждая по своему укрепить нашу веру и устранить разнообразные препятствия на пути бхакти.

Есть определенная логика в какой последовательности следует изучать эти четыре книги. Если взять за основу «Бхагавад-гиту», которая является квинтэссенцией Упанишад, то в стихе 18.67 говорится: «Никогда не открывай этого сокровенного знания тому, кто не воздержан, не предан Мне, кто не хочет служить и завидует Мне».

Таким образом, прежде чем приступить к изучению «Бхагавад-гиты», следует научиться воздержанности – этому учит «Нектар наставлений», который описывает правила и предписания на пути бхакти-йоги. Иначе невоздержанный человек станет интерпретировать священное писание в угоду своим желаниям.

И также нужно обрести преданность Кришне или утвердиться, что именно Он является Абсолютной Истинной, а не имперсональный Брахман или мы сами. В этом утвердиться помогает «Шри Ишопанишад», который развеивает иллюзию майавады и имперсонализма и доказывает превосходство личностной концепции Бога.

Затем следует приступать к изучению «Бхагавад-гиты», в которой Кришна постепенно проводит Арджуну и нас через различные методы самоосознания и доказывает превосходство бхакти-йоги над всеми остальными путями. Цель «Бхагавад-гиты» - укрепить нашу веру в то, что путь бхакти -самый высший и надежный метод, превосходящий все другие методы йоги.

«Бхагавад-гита» постепенно выводит сознание человека, серьезно изучающего это произведение, из бхакти-йоги, смешанной с желаниями кармической деятельности ради плодов и спекулятивных размышлений, к чистой беспримесной преданности одному Господу.

 «Нектар преданности» продолжает описывать этот путь. Но идти по пути, описанному там, можно только начав с уровня уже чистой преданности, свободной от покрытия кармой и гьяной (БГ, 18.54). «Нектар преданности» описывает то, как развивается вера человека, уже достигшего состояния чистоты от посторонних мотивов. И постепенно подводит нас к нашей конечной цели – према-бхакти, высшей формы любви к Богу в этом материальном мире.

Поэтому, если начать изучать книги не в том порядке, польза, конечно же, будет, но эффект будет менее явным, чем от изучения (и усвоения) в описанной выше последовательности.

Связи стихов «Нектара наставлений» были составлены Шри Санатаной Госвами прабху, который разрешил включить его труд в этот сборник. Остальные структуры книг составлены мной. Разбивка и название разделов глав «Бхагавад-гиты» взяты мной из стандартного методического пособия по «Бхакти-шастрам». Я не претендую на абсолютное понимание этих великих книг, поэтому буду рада получить отзывы и дополнения к моим работам. Тем не менее, у меня есть надежда, что эта скромная попытка донести суть четырех книг, поможет искренним ищущим преданным увидеть структуру каждой книги и взаимосвязь между их разделами.

В служении вайшнавам,

Хари-канта деви даси.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.013 с.)