С задержкой психического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С задержкой психического развития.



  Данное пособие может быть использовано педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, учителями начальных классов.

ВВЕДЕНИЕ

Образная память является основой для развития слухоречевой памяти. Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Под слухоречевой памятью понимается способность человека запоминать слова, предъявляемые на слух.

Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений, смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно.

Проблемам памяти обучающихся с задержкой психического развития посвящено немало исследований, которые показали, что в частности слухоречевая память у школьников с ЗПР являются значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Например, с 10 слов нормально развивающиеся младшие школьники могут усвоить 6-8, а для запоминания всего ряда им необходимо 2-3 повторения.

Дети с ЗПР младшего школьного возраста медленнее ориентируются в условиях предъявляемой задачи, и их результаты, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, ниже. Младшие школьники после первого предъявления (на слух) ряда слов точно воспроизводят лишь длину ряда (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова. Словесные парамнезии отражают специфическую для этой категории детей внутреннюю неустойчивость их речемыслительной системы. Допущенные ошибки воспроизведения обучающиеся,  как правило, не замечают и не исправляют. Особенно сложным для обучающихся с ЗПР оказывается воспроизведение середины серии из десяти слов.

Когда школьникам с ЗПР читают вслух рассказ, они стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание. Преднамеренное запоминание учащихся почти не отличается от непреднамеренного. Это показали проведенные Г.М. Дульневым, Б.И. Пинским эксперименты. Стараясь лучше запомнить рассказ обучающиеся еще больше фиксируют внимание на отдельных фразах и словах, и поэтому еще хуже улавливают смысл того, что им читают. Они не умеют целесообразно направить свое внимание на то, чтобы понять сюжет рассказа или его основную идею. Воспроизведение полученной информации носит бессистемный характер из-за непонимания логики событий. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна детям, но у них хорошо развита механическая память, в основе которой лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов.

Слухоречевая память младших школьников с ЗПР характеризуется тем, что они не умеют правильно организовывать припоминание материала, отмечаются эпизодическая забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала, замены, искажения слов, замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения.

Следовательно, у обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста заметно снижен объем слухоречевой памяти, отмечаются замены, пропуски, искажения слов, эпизодическая забывчивость, неточность воспроизведения. Дети не владеют мнемическими приемами припоминания. Отмечается закон «края». Кроме того, наблюдается значительное нарушение внутренней структуры систем: изменяется количество, последовательность и смысловая иерархия подсистем различного уровня. Наибольшие нарушения в организации систем обнаружены при воспроизведении относительно сложного в смысловом и структурном плане материала.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Упражнение 1 «Чемодан».

Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас и…часы!»

Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

Упражнение 2 «Пары слов».

Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Упражнение 3 «Остановка».

Следующее упражнение развивает не только слуховую память, но и внимание.
Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.004 с.)