Раздел «экономическая сфера общества» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел «экономическая сфера общества»

Раздел «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА»

(от греч. economix - «домоводство»)

Экономика как система

Э. как система – подсистема в рамках общественной суперсистемы, своим функционированием обеспечивающая успешное удовлетворение безграничных потребностейсубъектов при помощи создания и использования необходимых благ из ограниченных ресурсов.

Потребности – нужда в чем-то.

Природные потребности Социальные потребности Духовные потребности
- в питании (пища, вода, воздух, энергия Солнца, радиация); - в отдыхе; - в защите; - в размножении - быть в группе; - занимать определенное место в группе; - в общении; - в труде - в познании; - в творчестве; - в общении; - в труде

 

Блага – то, что необходимо для удовлетворения потребностей.

 

Свободные блага Экономические блага
Бесплатные, доступны для всех (воздух, солнечный свет) Необходимо приобретать (покупать): - товары (продукт) – пицца; - услуги (действие) – доставка пиццы

 

Ресурсы – то, что необходимо для создания благ.

Ограниченные ресурсы Условно неограниченные ресурсы
Никогда не возникают вновь или их восстановление – длительный процесс Не исчезнут никогда (в ближайшей перспективе человечества => «условно»)
Полезные ископаемые, биосфера Воздух, вода, солнечный свет

 

Субъекты Э. – активные участники экономических отношений.

Производители Потребители Продавцы
Создают блага для удовлетворения потребностей Используют блага и удовлетворяют потребности Посредники, перераспределяют блага

 

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ КАК ПОДСИСТЕМЫ

Производство Распределение Обмен Потребление
А) Натуральное – для себя; Б) Товарное – на продажу А) Рыночное – производитель сам решает согласно законам рынка; Б) Командное – производителю навязывают решение «сверху» (например, продразверстка) А) Опт – партия товара; Б) Розница – единица товара   А) Натуральный – товар на товар; Б) Денежный – товар на деньги, деньги на товар   А) Импорт – ввоз в страну товаров; Б) Экспорт – вывоз из страны товаров; В) Реэкспорт – вывоз ввезенных товаров (транзит) А) Материальное – использование предметов, одежды, жилья, продуктов питания, транспорта и т. п. Б) Духовное – получение знания, любование произведениями искусства и т. п.
    «Ножницы цен» - покупка по заниженной цене, перепродажа по завышенной цене (например, банк дает низкий депозит, но получает высокий % по кредиту => разница – его чистая прибыль)  

Все это необходимо для удовлетворения человеческих потребностей!!!

 

Экономика как наука

Э. как наука – наука, изучающая экономическую подсистему в рамках общественной суперсистемы и пытающаяся найти ответы на 3 (иногда 4, но чаще 3!) основные вопросы экономики:

1) Что производить? – в идеале что хочет потребитель

2) Как производить? – в идеале с наименьшими затратами

3) Для кого производить? – в идеале для потребителя

Иногда 4) Сколько производить? – сколько необходимо, чтобы полностью удовлетворить все потребности потребителя, в идеале не больше и не меньше

 

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Микро-экономика Макро-экономика Национальная экономика Мировая экономика Изучает частные (конкретные) экономические вопросы Изучает   общие (глобальные) экономические вопросы Изучает экономические вопросы и проблемы конкретной страны Изучает экономические вопросы и проблемы мирового хозяйства Условия заключения сделки между производителем и распространителем парфюмерной продукции   Конкуренция производителей   Применение ресурсосберегающих технологий в России   Процесс международного перемещения капиталов Взаимодействие продавцов и покупателей в сфере розничной торговли   Виды безработицы   Снижение темпов экономического роста датской экономики Развитие международного рынка        рабочей силы Издержки и рентабельность градообразующего предприятия   Причины инфляции Условия роста зарплат в нефтедобывающей отрасли США Мировая экономическая рецессия Факторы установления цен на товары первой необходимости   ВНП и ВВП Экономические мотивы отказа Великобритании от введения единой европейской валюты Курсы валют на мировой межбанковской валютной бирже

 

 

Б) ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

Явные (внешние, бухгалтерские) Неявные (внутренние, вмененные, альтернативные) Постоянные Переменные расходы на зарплату рабочим, закупку сырья, транспорт, ремонт техники, амортизацию (сокращение стоимости из-за износа) и т. п. упущенная выгода в рамках альтернативной стоимости (когда производитель что-то приобретает, он одновременно что-то теряет). Например, сэкономив время и купив сегодня какой-товар, он одновременно теряет возможность купить его завтра дешевле и наоборот: купив завтра дешевле, он теряет время на ожидание не зависят от увеличения или уменьшения объемов производства (дохода не будет, расходы будут!) Например, арендная плата за помещение не будет зависит от того, сколько станков «впихнет» туда производитель: хочет 5, хочет 25 – цена на помещение будет одна… гибко изменяются в зависимости от изменений объемов производства Например, количество станков увеличивается – увеличиваются расходы на выплату зарплаты большему кол-ву рабочих, на закупку большего кол-ва сырья, топливо и т. п.    

Разделение возможно только в краткосрочном периоде!

В долгосрочном периоде

все издержки переменные!!!

 

ПОСТОЯННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
- арендные платежи; - налоги; - % по кредитам; - страховые выплаты; - расходы на коммунальные выплаты; - зарплата управленческого персонала; - амортизационные отчисления (замена деталей, ремонт оборудования) - расходы на сырье и материалы; - расходы на топливо; - оплата электроэнергии; - сдельная зарплата наемных рабочих; - расходы на транспортные услуги; - расходы на тару и упаковку.

2) Экономический ростдолговременный (не 1 год!) рост реального ВВП и реального ВВП на душу населения.

 

А) ВВП (валовый внутренний продукт) - стоимость всех Товаров и Услуг, про-

     т. е. все-все-все внутри страны    товары

изведенных за год только внутри территории страны и отечественными, и зарубежными производителями.

=> ВВП = доход от производства всех Т и У + доход от производства всех Т и У –

реальный             произведенных                 плюс        произведенных           минус

       отечественными производителями     зарубежными производителями

              на территории данной страны           на территории данной страны                                

 

                     – поправки на инфляцию (с учетом роста цен)

                            минус

НО ЭТО ЛИШЬ «ОБЩИЙ ПИРОГ» СТРАНЫ! ВАЖНЕЕ, СКОЛЬКО ОТ НЕГО ДОСТАНЕТСЯ КАЖДОМУ ГРАЖДАНИНУ ЭТОЙ СТРАНЫ!!!

=> Б) ВВП на душу – доход каждого гражданина в государстве.

   населения

     ВВП на душу = реальный ВВП / количество граждан в стране

       населения                       разделить

НО ВЫСОКИЙ ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО БОГАЧЕ – ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕ.

=> Парадокс: небольшая Голландия более низким ВВП на душу населения может быть богаче огромного Китая с высоким ВВП на душу населения, т. к. во втором случает количество «поедателей пирога» будет больше, а значит, каждому достанется «кусочек» поменьше…

Темпы экономического роста = (ВВП 2018 г. – ВВП 2017 г.) / ВВП 2017 г. х 100 %

                                                                                                          минус                   разделить         умножить

=> развитые страны, развивающиеся страны, слабо развитые страны и т. п.

Типы экономических систем

Это виды сообществ в зависимости от способов удовлетворения чел. потребностей

1) Традиционная система (пример – древние славяне) 2) Командная / Плановая / Централизованная система (пример – СССР 1930-х гг.) 3) Рыночная система (пример – РФ 1990-х гг.)
Труд строится на обычаях предков («как раньше») Труд строится на   приказах от государства («сверху») Труд строится на экономических законах («спрос рождает предложение»)
Экономич. свобода ограничена традициями («так было») Экономич. свобода ограничена рамками приказов («так должно быть») Экономич. свобода ограничена законами экономики        («что, как, кому, сколько»)
Ручной труд Ручной и машинный труд Машинный тру д
Инноваций нет Инновации внедряются приказами «сверху» Активное внедрение инноваций
Натуральное хозяйство («для себя») Плановое хозяйство («для государства») Товарное хозяйство («для продажи»)
Коллективная собств. Государственная собств. Частная собств.
Осн. проблема – медленное развитие экономики Осн. проблема – безинициативность работников, низкая производительность труда, «затоваривание» Осн. проблема – экономич. нестабильность, социал. расслоение, безработица, конфликты

В повседневной реальности чаще всего существует – 4) смешанная система (пример – РФ сегодня: традиц. (огород) + план. (ГОСТ) + рыноч. (магазины))

 

Основы рыночной экономики

Рынок – механизм взаимодействия Производителей и Потребителей.

Функции Р.:

1) Информационная: с помощью постоянно меняющихся цен Р. «сообщает» Производителям, какова рыночная ситуация, где дефицит, а где профицит и т. п.;

2) Стимулирующая: в рамках Р. цены «вознаграждают» дополнительной прибылью, ростом производительности, сокращением издержек и др. тех, кто производит наиболее необходимые для общества Товары и Услуги;

3) Санирующая (оздоровительная): Р. «самоочищается» от слабых неконкурентоспособных игроков и улучшает условия труда для сильных;

4) Регулирующая: Р. перераспределяет капиталы между отстающими и передовыми отраслями, регулирует равновесие Спроса и Предложения, т. к. на рынке производство исходит только из потребностей потребителя;

5) Посредническая: Р. связывает Производителя и Потребителя;

6) Ценообразующая: именно на Р. Спрос и Предложение взаимодействуют и образуется Цена Товара;

7) Координирующая: Р. побуждает Производителей создавать нужные обществу экономические блага с минимальными затратами и максимальной прибылью.

Основы рыночной экономики

▼ ▼ ▼ ▼ Производство Распределение Обмен Потребление А) Натуральное – для себя; Б) Товарное – на продажу А) Рыночное – производитель сам решает согласно законам рынка; Б) Командное – производителю навязывают решение «сверху» (например, продразверстка) А) Опт – партия товара; Б) Розница – единица товара   А) Натуральный – товар на товар; Б) Денежный – товар на деньги, деньги на товар   А) Импорт – ввоз в страну товаров; Б) Экспорт – вывоз из страны товаров; В) Реэкспорт – вывоз ввезенных товаров (транзит) А) Материальное – использование предметов, одежды, жилья, продуктов питания, транспорта и т. п. Б) Духовное – получение знания, любование произведениями искусства и т. п.

Все это необходимо для удовлетворения человеческих потребностей!!!

Факторы производства – что необходимо для успешного создания Товаров.

1) Природные ресурсы (ЗЕМЛЯ) – земля, полезные ископаемые, вода, биоресурсы.     Из чего производить?

2) Трудовые ресурсы (ТРУД) – знания, умения и навыки (квалификация) рабочей силы. Кто будет производить?

Рабочая сила включает в себя работников, менеджеров-управленцев, маркетологов-исследователей рынка, мерчендайзеров-продавцов, PR-менеджеров-рекламщиков, бухгалтеров-финансистов и др.

От их квалификации зависит заработанная платавиды: А) сдельная – норма;

Факторы, влияющие на уровень зарплаты:                         Б) повременная – ставка.

А) общий уровень потребления людей;

Б) количество и качество выполненного труда;

В) квалификация работника;

Г) характер труда (сложный, рисковый, вредный);

Д) текущая экономическая ситуация; Е) пол, уровень образ., национальность и др.

Иные мотиваторы работников, кроме зарплаты:

А) за идею; Б) для удовольствия; В) самовыражение; Г) соц. признание и т. п.

3) Культурные ресурсы (КАПИТАЛ) – всё, созданное руками человека (здания,

                   На чем производить?       оборудование, техника, инструменты и др.).

4) Энергетические ресурсы – электричество, топливо, механическая энергия и т. п.

С помощью чего производить?

5) Информационные ресурсы – знания о технологиях производства, инновациях,

Опираясь на что производить?                                          условиях рынка и т. п.

6) Финансовые ресурсы – деньги.

На какие средства производить?

7) Рыночная ситуация – уровень Спроса и Предложения.

 Исходя из чего производить?

8) Предпринимательские / Управленческие способности – организаторство, творческий подход, гибкость, реакция, рискованность, смелость, оптимизм…

Спрос – желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу

Предложение – желание и возможность производителя предложить товар или услугу к обмену, т. е. произвести

 
Факторы Спроса:  

1) Ценовой: чем выше Цена, тем ниже Спрос и наоборот… (обратная завис-ть)

(т. к. чем дешевле потребителю, тем лучше)

Факторы Предложения:

1) Ценовой: чем выше Цена, тем выше Предложение и наоборот… (прямая зависимость)

(т. к. чем дороже продавец сможет продать товар, тем лучше для его дохода)

2) Изменение вкусов потребителей: Если в моду входит здоровый образ жизни, то Спрос на алкоголь и табак упадет, а на тренажеры и гантели увеличится…  
3) Изменение числа потребителей: Сократилась рождаемость – упал Спрос на погремушки; выросла продолжительность жизни – вырос Спрос на мед. услуги для стариков 2) Изменение цены на ресурсы: Упала цена на семена => Сократились затраты на производство => ВЫГОДА!!! => Рост производства => Рост Предложения…  
4) Изменение доходов потребителей: Выросли доходы – упал Спрос на Товары низшей категории (молоко, колбаса, общ. транспорт), которые вытесняются повышенным Спросом на Товары высшей категории (творог, мясо, личное авто), которые более полезны и удобны, но более дорогие и наоборот… 3) Изменение технологий: Внедряется технологическое совершенствование на заводе => Сократились затраты на производство => ВЫГОДА!!! => Рост производства => Рост Предложения…  
5) Изменение цен на сопряженные товары: А) Взаимозаменяемые товары: один товар поможет пережить отсутствие другого товара => Конкурентный Спрос: упали цены на говядину – вырос Спрос на говядину, НО упал на свинину… Б) Взаимодополняемые товары: один товар не будет пользоваться Спросом без присутствия на рынке другого товара => Совместный Спрос: Упала цена на CD-проигрыватель – вырос Спрос на CD диски и наоборот… 4) Изменение налогов и субсидий: Сократились налоги => Сократились затраты на производство => ВЫГОДА!!! => Рост производства => Рост Предложения… Выросли субсидии (дотации) от государства => Сократились затраты на производство => ВЫГОДА!!! => Рост производства => Рост Предложения…   5) Погодные условия: Неурожай из-за жары => Нехватка сырья => Упадок производства => Сокращение Предложения…  
6) Изменение ожиданий потребителей: Всего лишь слух, что завтра цена на кофе вырастет => резко вырастет Спрос на кофе сегодня, чтобы купить пока подешевле… Всего лишь слух, что завтра упадет цена на компьютеры => резкое падение Спроса на компьютеры сегодня, ведь завтра будет дешевле… 6) Изменение цены на другие продукты: Упала цена на пшеницу => Выросли затраты на производство => НЕВЫГОДА!!! => Будем производить более дорогую гречку => Рост Предложения на гречку…  
7) Степень удовлетворенности потребностей потребителей: Чем выше удовлетворенность – тем ниже Спрос 7) Изменение числа производите лей: Рост кол-ва хлебопекарен => Рост кол-ва производств => Рост Предложения…  

Таким образом, Спрос и Предложение – величины эластичные, т. е. могут гибко изменяться под влиянием различных факторов.

 

ИДЕАЛ – рыночное равновесие (Спрос = Предложение) – идеальная экономическая ситуация, когда производитель хочет и может предложить ровно столько товара, сколько сможет и захочет приобрести потребитель, т. е. нет ни недостатка, ни избытка товара

 

Связь Спроса и Предложения:

Чем выше Спрос – тем выше Предложение,

чем ниже Спрос – тем меньше Предложение (зависимость прямая)

 

 

Предпринимательство (бизнес) – экономическая деятельность, направленная на получение максимальной прибыли (доходы > затрат).

Виды бизнеса:

1) Производственный – создание каких-то товаров с последующей реализацией;

2) Торговый – перекупка у производителей и сбыт товаров;

3) Посреднический – реклама, доставка, продвижение товара и т. п.;

4) Финансовый – выдача кредитов, ростовщичество (прибыль в виде процентов).

Для успешного бизнеса создается фирма – юридическое лицо, коммерческая организация для ведения бизнеса (т. е. для получения прибыли) с помощью использования факторов производства и продажи своих Товаров и Услуг[1].

Функции Ф.:

1) Производственная: Ф. создает Т и У;

2) Коммерческая: Ф. продает Т и У;

3) Финансовая: Ф. работает с финансами – рассчитывает, инвестирует, кредитуется, платит налоги и т. п.;

4) Счётная: Ф. строит бизнес-планы и выдает отчёты;

5) Административная: Ф. организует, планирует, контролирует деятельность лиц;

6) Правовая: Ф. помогает соблюдать финансовое законодательство

и др.

Формы Ф.:

1) ИП (ИПБОЮЛ, частное предпринимательство, единоличная фирма);

2) Товарищество (партнерство):

А) полное;

Б) на вере (коммандитное).

3) ООО и ОДО – хозяйственные общества;

4) АО (корпорация) – хозяйственное общество:

  А) ОАО;

  Б) ЗАО;

  В) ПАО.

5) Унитарное предприятие (государственное или муниципальное).

ТОВАРИЩЕСТВО

Другое название – партнерство

Участие – несколько ИП (но НЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ!!!)

«+» «–»
1. Уставной (первоначальный) капитал собрать проще, т. к. несколько членов = несколько долей 2. Меньше рисков 1. Двойная регистрация (сначала надо регистрировать ИП, потом только товарищество) 2. Возможны внутренние конфликты

ВИДЫ:

Полное товарищество (ответственность всех за всех) Товарищество на вере (коммандитное) (ответственность только в пределах внесенной доли)

 

 

АО (акционерное общество)

Это вид хозяйственного общества!

Другое название – корпорация

Участие – более 50 физических и/или юридических лиц

«+»

«–»

1. Очень много долей для уставного (первоначального) капитала => собрать просто!

2. Ответственность только в пределах внесенной доли

3. Высокая прибыльность за счет выпуска ценных бумаг – акций и облигаций

Простая акция – именная (без права передачи) ценная бумага, которая дает владельцу право на участие в управлении корпорацией, на % от прибыли компании (дивиденд), на часть имущества после ее ликвидации.

Привилегированная акция – в отличие от простой, она не дает владельцу право голоса в управлении АО, но зато дает стабильный дивиденд без учета прибыли компании, а также право на первоочередное получение доли при ее ликвидации.

Облигацияпредъявляемая (с правом передачи) ценная бумага, которая дает владельцу право на фиксированный доход в виде % от ее стоимости = стоимости самой корпорации (т. е. чем благополучнее идут дела у компании, тем выше будет этот %).

Др. виды ценных бумаг: вексель, чек и др.

1. Очень высокий уставной (первоначальный) капитал – минимум 1000 МРОТ

2. Возможна монополизация управления, если кто-либо скупит 50 % акций + 1 «золотая акция»

_____________________________________

Инвестор ЦБ. – «покупатель» (лица, орг.).

Эмитент ЦБ. – «продавец» (АО, гос-во).

Котировка ЦБ. – оценка рыночной цены (на фондовой бирже).

Листинг ЦБ. – допуск к продаже (на фондовой бирже).

Курс акции – рыночная цена.

Акции «голубых фишек» - акции надежных, доходных, популярных компаний.

Факторы Спроса на ЦБ.:

1) Хоз. успехи и перспективы АО;

2) Гарантированность и размер дивидендов

3) Банковский процент по вкладам;

4) Степень ажиотажа, шумихи, спекуляций.

Консалтинг – консультации по ЦБ (инвестиционный консультант).

Индекс ЦБ. – обобщенное отражение изменений курсов акций ведущих фирм и всего уровня деловой активности в целом (индекс Доу-Джонса, Блумберг, РТС и др.).

Виды АО:

1) ОАО (открытое публичное АО) – свободная продажа акций всем желающим;

2) ЗАО (закрытое непубличное АО)

продажа акций только между членами АО;

3) ПАО (публичное АО) – с 1 сентября 2014 г. нет ни ОАО, ни ЗАО, а есть только ПАО, что примерно равноценно бывшему ОАО.
       

 

УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (государственное или муниципальное)
Это неделимое коммерческое предприятие, где все имущество принадлежит государству (муниципалитету), т. е. распоряжение им директором по своему усмотрению запрещено, а само назначение на эту должность возможно только согласно Уставу, разработанному также государством

 

Фирмы бывают разные, фирм очень много, поэтому Конкуренция!



Конкуренция (совершенная конкуренция, полиполия) - соперничество производителей за привлечение потребителей именно к своим товарам и услугам для получения максимальной прибыли Способы: ▼ цену, ▲ качество товаров, внедрять технологии, доп. услуги, реклама[2]…

Виды несовершенной конкуренции:

Монополия - отсутствие конкуренции на рынке Т и У
Олигополия - «мнимая конкуренция», когда несколько компаний делят рынок товаров и услуг (например, сотовая связь в России)
Естественная монополия - «оправданная» монополия (только государство печатает деньги, владеет ж/д…)
Монопсония - «антимонополия», когда много продавцов товаров и услуг и один покупатель, диктующий им свои условия (например, государство делает заказ через аукцион для фирм-подрядчиков на установку новогодней елки на площади)
Олигопсония - «антимонополия», когда много продавцов товаров и услуг и несколько покупателей, диктующих им свои условия (например, крупные компании)
Монополистическая конкуренция - когда много фирм предлагают похожие товары (обувь, книги, мебель), но каждый товар имеет свою «изюминку» (внешний вид, цвет и т. п.)

Формы монополий:

1) Картель Объединение нескольких производителей однородной продукции по общим вопросам (обговаривают уровень цен, объемы производства, условия труда…) В остальном у каждого производителя – полная самостоятельность
2) Синдикат Объединение нескольких производителей однородной продукции для совместной закупки сырья и сбыта товаров (договорились закупаться только у одного поставщика, устанавливают общие цены на товары…) У каждого производителя – лишь частичная самостоятельность
3) Трест САМОЕ ОПАСНОЕ, ДИКТУЕТ ВСЕМ УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ!!! Полное объединение нескольких производителей различных товаров и услуг под единое управление («Аэрофлот» - пилоты, буфет, такси и т. д.) Самостоятельность
4) Концерн Объединение нескольких производителей различных товаров и услуг под единым управлением головной компании – холдинга на огромной территории (промышленность, транспорт, банки, торговля)
5) Транснациональная корпорация (ТНК) Надгосударственное коммерческое объединение капиталов («международный концерн»)
6) Консорциум Временное объединение различных компаний для осуществления глобальных проектов (рыть туннель, копать канал, строить космодром…)

Права

Обязанности

 

Получать от Налог. Органов беспл. инф-ю, использовать налог. льготы, на своеврем. зачет или возврат излишне взыскан. сумм, пояснять НО. инф. по исчислению налогов, требовать от НО. соблюдение законов, налог. тайну и др., обжаловать акты НО. …

Платить налоги, встать на налог. учет и предоставлять налог. декларацию, вести учет своих доходов / расходов и т. п., предоставлять НО. нужные документы, устранять выявленные НО. нарушения, хранить 4 года налог. и бухг. данные …

   

Виды Н.:

  I. Федеральные

Региональные

Местные

(муниципальные)

  - НДС; - акцизы; - единый социальный налог; - на прибыль организаций; - на доходы физ. лиц; - на добычу пол. ископаемых; - водный; - гос. пошлина; - таможенные сборы И ДР.

 

 

- на имущество организаций;

- на игорный бизнес;

- транспортный

И ДР.

- земельный;

- на имущество физ. лиц;

- курортный сбор;

- на регистрацию предприятия;

- на благоустройство территории;

- на рекламу;

- за право торговли;

- на содержание жилья И ДР.

 

II. Общие

Целевые

 

на некие нужды государства

(акцизы)

на конкретные цели

(с автолюбителей на ремонт дорог)

 

III. С физических лиц

С юридических лиц

 

- на доходы;

- гос. пошлина;

- таможенный сбор;

- транспортный;

- земельный;

- на имущество И ДР.

- НДС;

- акцизы;

- на прибыль

И ДР.

 

IV. Прямые

(явные)

Косвенные

(на обращение и потребление,

т. е. скрытые в Цене товара)

 

1) на доходы: в России ставка 13 %

- с зарплаты и премии

(профессия - РАБОТНИК);

- с ренты – доходы от сдачи в аренду земли и имущества, от прибыли с дивидендов ценных бумаг, по % с банковских депозитов (счетов) И Т. П. (профессия – РАНТЬЕ)

- с % от кредита (профессия – РОСТОВЩИК, КРЕДИТОР)

- с прибыли от предпринимательства (профессия - БИЗНЕСМЕН)

2) на имущество: с земли, леса, построй-

      ки, автомобиля, предприятия И Т. П.

3) на расходы: при покупке имущества

 

1) Акцизный сбор – гос. надбавка к цене товара:

- индивидуальный акциз (на конкретный товар – сигареты, водка, сахар и т. п.);

- универсальный акциз (на все товары):

А) налог с продаж;

Б) НДС – налог на добавленную стоимость, прирост стоимости от сырья до товара

в России ставка до 20 %

2) Таможенная пошлина – налог на перемещение товаров через гос. границу

             

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

А) Создание благоприятных условий для бизнеса и труда всех граждан: борьба с бюрократизацией, льготные кредиты малому бизнесу, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве и переквалификации работников и т. д.;

Б) Предоставление социальных гарантий нетрудоспособным / малоимущим / безработным: налоговые льготы, выплата пенсий – по старости, по выслуге лет, по инвалидности, сиротам до 18 лет – и пособий – по безработице, по временной нетрудоспособности (больничный), меры соц. страхования – гарантия бесплатной мед. помощи, установление прожиточного минимума – стоимость минимального количества средств, необходимых для удовлетворение минимальных потребностей людей;

В) Сокращение неравенства доходов и борьба с бедностью: установление верхних (дороже продавать нельзя!) и нижних (дешевле продавать нельзя!) границ цен, грамотное перераспределение доходов общества по рыночным принципам («Кто больше сил вложил, тот больше денег получил»).

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ:

1) Инфляция – экономический процесс потери деньгами своей реальной стоимости, который проявляется в виде постоянного роста цен на Товары и Услуги без соответствующего роста доходов граждан.

Доходы граждан:

Номинальный      (сама сумма зарплаты) Располагаемый (сумма зарплаты минус налоги (13 %)) Реальный        (сколько товаров и услуг можно приобрести на данную сумму зарплаты)

Т. о., неважно, сколько зарабатываешь, важно, сколько можешь купить на з/п!!! Пример:В 1999 году проезд в автобусе стоил 1 рубль и можно было проехать за 1000 рублей 1000 раз, а в 2009 году он уже стоил 10 рублей и за ту же 1000 рублей теперь можно было проехать уже 100 раз! Соответственно, человек с 1000 рублей в 1999 году был богаче, чем человек с той же 1000 рублей 10 лет спустя… (О. Уайльд: «Время – это потеря денег»)

 

Виды И.:

Умеренная (ползучая) – до 10-15 % в год Галопирующая – от 10-15 % до 100-500% в год Гиперинфляция – более 500 – 1000 % в год

 

Формы И.:
Открытая – явная, всем известный рост цен Скрытая (подавленная) – роста цен нет, но есть переплата за спекулятивные надбавки (не хочется стоять в очереди – плати, хочешь лучше качество – доплачивай…)

 

Типы И.:
Инфляция спроса – когда много спроса, то у продавца есть искушение задирать цены на товары, все равно же разбирают… Инфляция предложения (издержек) – когда растут цены, растет и зарплата.                         От этого растут цены. Приходится расти и зарплате и т. д.

 

Пути спасения от И.:

Господдержка зарплаты Вклад в банк под высокий % Вклад в драг. металлы, недвижимость, землю…
Вклад                              в страховку Вклад в бизнес, чтобы деньги «работали»… НЕЛЬЗЯ ХРАНИТЬ В МАТРАСЕ!!!

2) Хуже инфляции только стагфляция – падение производства + рост цен + …

…3) Безработица – экономическая ситуация, когда часть трудоспособного населения (которое может и желает трудиться) не может найти себе доходное занятие.

Безработный это не «тунеядец на диване», а человек, ЗАРЕГЕСТРИРОВАННЫЙ на бирже труда.

Виды Б.: Причины:
ЦИКЛИЧЕСКАЯ (САМАЯ ОПАСНАЯ!!!) Спад производства из-за экономического кризиса
ФРИКЦИОННАЯ Добровольная, человек ищет работу из-за смены профессии, места жительства и т. п.
  ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ Необдуманные действия общ. институтов           (гос-во увеличивает соц. пособия => люди не работают, профсоюз принудил рабочих бастовать = >всех поувольняли…)
    СТРУКТУРНАЯ Падение спроса на данную профессию (перегонщик скота в XXI в. не нужен…), Перестройка технологий (мастеру по ремонту пишущих машинок в XXI веке надо научиться ремонтировать компьютеры…), Завышенные требования работника (молодому специалисту, кот. хочет 100 тыс. руб. з/п, надо «закатать губу»…)
ЧАСТИЧНАЯ (САМАЯ ОПАСНАЯ!!!) Неполная занятость (числится, но нет з/п, т. к. на «без содержания» или «неполный раб. день»)
СЕЗОННАЯ Не сезон (вожатый в ДОЛ во время уч. года)
СКРЫТАЯ Зато у нас все заняты, как в СССР!!! Все как бы работают, но по факту можно было бы обойтись и без них («офисный планктон»),    они получают зарплату, выполняя бесполезные поручения…

 

Последствия Б.:

Экономические Социальные
- рост гос. расходов на безработных граждан; - падение производства в стране; - падение спроса на товары, т. к. нет лишних денег у населения… - бедность; - самоуважение; - преступность…

Раздел «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА»

(от греч. economix - «домоводство»)

Экономика как система

Э. ка


Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.109.89 (0.018 с.)