Опознавательные знаки транспортных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опознавательные знаки транспортных средств



Автопоезд

Знак аварийной остановки

Шипы

Учебное транспортное средство

Ограничение скорости

Перевозка детей

Колонна

Тихоходное транспортное средство

Отличительный знак транспортного средства Республики Беларусь

Крупногабаритный груз

Опасный груз

Знак опасности

Инвалид по слуху

Инвалид

Врач

Обозначение гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств

Транспортное средство большой грузоподъемности

Транспортное средство большой длины

Основы управления ТС и безопасность движения

Глава 1

Классификация и причины ДТП

1.1. Дорожно-транспортные происшествия делятся по категориям:

· ДТП с участием механического транспортного средства и пешехода;

· ДТП с участием одного механического транспортного средства;

· столкновение между транспортными средствами;

· столкновение между механическим транспортным средством и железнодорожным транспортным средством;

· прочие ДТП.

1.2. Количество ДТП с участием механического транспортного средства и пешехода (наезд на пешехода) лидирует среди всех остальных, составляя немногим менее половины от общего количества всех ДТП, совершённых на территории Республики Беларусь.

1.3. На основании многолетних наблюдений самыми высокоаварийными являются осенние месяцы.

1.4. Наибольшее количество ДТП в городах происходит в вечерний «час пик».

1.5. Большинство ДТП происходит на сухом дорожном покрытии.

1.6. Водители чаще других участников дорожного движения становятся виновниками в совершении ДТП.

1.7. Наибольшее количество ДТП совершается в течение первых трёх лет стажа вождения автомобиля.

1.8. По статистике в населённых пунктах ДТП случаются чаще, однако вне населённых пунктов тяжесть последствий значительно выше ввиду более высоких скоростей движения транспортных средств.

1.9. Среди причин совершения ДТП на первом месте находится превышение установленной скорости движения водителями транспортных средств.

1.10. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, стаж вождения которых составляет менее одного года, является недостаток ситуационного опыта.

Основы управления ТС и безопасность движения

Глава 2

Методические основы по использованию органов управления автомобилем

2.1. Основные органы управления автомобилем:

· рулевое колесо;

· педали сцепления, тормоза, газа;

· рычаг переключения передач;

· рычаг стояночного тормоза.

2.2. Рабочее место водителя характеризуется обзорностью, удобством доступа к органам управления, положением сиденья, наличием и информативностью контрольно-измерительных приборов, особенностями среды (микроклимат, освещённость, шум и др.).

2.3. Основным требованием к конструкции сиденья является обеспечение положения тела водителя, исключающего излишнее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности.

2.4. Регулировать водительское кресло необходимо в следующей последовательности: продольное положение сиденья; наклон спинки сиденья; регулировка высоты подушки сиденья; регулировки угла наклона подушки сиденья; регулировка поясничной поддержки.

2.5. При регулировке высоты подголовника важно, чтобы средняя часть затылка совпадала с серединой подголовника.

2.6. Основная регулировка современных ремней безопасности — регулировка по высоте. Если крепление ремня безопасности расположено слишком близко к шее, ремень не сможет обеспечить максимальную защиту.

2.7. Регулировка положения зеркал заднего вида осуществляется только после регулировки положения сиденья и наклона спинки.

2.8. Правильное расположение рук на рулевом колесе — между 9 и 10 часами (левая рука) и между 2 и 3 часами (правая рука) воображаемого циферблата часов. Неправильным расположением рук на рулевом колесе являются верхний и нижний хват, а также удержание рулевого колеса за спицы. Не рекомендуется также управлять рулевым колесом одной рукой.

2.9. Рукоятка (рычаг) регулировки рулевой колонки находится в её нижней части. Для начала регулировки рукоятку следует опустить в нижнее положение.

2.10. При управлении автомобилем с механической коробкой передач левая нога водителя должна располагаться слева от педали сцепления на полу или специальной площадке.

2.11. Действовать педалью подачи топлива и педалью управления рабочей тормозной системы следует только правой ногой.

2.12. Перед пуском двигателя необходимо выполнить контрольный осмотр автомобиля. В перечень операций контрольного осмотра автомобилей, оснащённых двигателем внутреннего сгорания, входит в том числе проверка уровня масла в поддоне двигателя.

2.13. Запуская двигатель, необходимо убедиться в том, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Поворотом ключа необходимо запустить двигатель и подождать, пока он прогреется.

2.14. При остановке двигателя необходимо перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобиле с АКПП — в положение «P») и затормозить автомобиль стояночным тормозом.

2.15. Начиная движение на автомобиле с механической коробкой передач, необходимо выключить сцепление, включить первую передачу, отпуская педаль сцепления, опустить рычаг стояночного тормоза и одновременно увеличить обороты двигателя педалью «газа».

2.16. При разгоне на автомобиле с механической коробкой передач необходимо каждый раз при переходе на повышающую передачу полностью выключать сцепление. Затем включить следующую повышающую передачу. После этого необходимо плавно отпустить педаль сцепления, плавно увеличивая обороты двигателя.

2.17. При торможении следует не выключать сцепление для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля. Сцепление необходимо выключить и перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение только перед остановкой автомобиля, иначе двигатель заглохнет.

2.18. При переключении передач по возрастанию следует придерживаться принципа последовательности, каждый раз полностью выключая сцепление. При переключении передач по убыванию допускается переключать передачи через одну, если ввиду торможения скорость автомобиля снизилась до подходящей передачи.

2.19. При маневрировании следует заблаговременно включать световой сигнал поворота соответствующего направления. Не следует выполнять манёвр, не убедившись в его безопасности.

2.20. В ожидании разрешающего сигнала светофора желательно не включать передачу заранее, так как длительное выключение сцепления ведёт к повышенному износу выжимного подшипника.

2.21. Во избежание поломки автоматической коробки передач не рекомендуется буксировать автомобиль с АКПП, и тем более не стоит пытаться таким образом запустить двигатель.

2.22. При движении в условиях плотного транспортного потока с большим количеством остановок и постоянным переключением передач у водителя, управляющего автомобилем с автоматической коробкой передач, утомляемость будет меньше, чем у водителя, управляющего автомобилем с механической коробкой передач.

2.23. Стояночный тормоз следует использовать как при кратковременном, так и при длительном прекращении движения.

2.24. При длительной стоянке в зимнее время на ровной площадке не рекомендуется затормаживать автомобиль стояночным тормозом во избежание последующего нерастормаживания тормозных колодок.

2.25. При движении на низших передачах расход топлива увеличивается.

Основы управления ТС и безопасность движения

Глава 3

Эксплуатационные свойства автомобиля

3.1. Активная безопасность автомобиля — это совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и исключение предпосылок их возникновения, связанных с конструктивными особенностями автомобиля.

3.2. Пассивная безопасность автомобиля — совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия.

3.3. Послеаварийная безопасность — это свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после остановки и предотвращать возникновение новых ДТП.

3.4. На автомобиль при движении действуют:

· сила тяжести;

· инерционные силы, возникающие при изменении скорости или направления движения;

· сила сопротивления подъёму;

· сила сопротивления качению;

· реакция дороги на опору колёс;

· сила сопротивления боковому скольжению;

· сила тяги на ведущих колёсах.

3.5. Сила инерции, действующая на автомобиль, находится в квадратичной зависимости от скорости движения автомобиля, поэтому и длина тормозного пути увеличивается в квадратичной зависимости от степени увеличения скорости движения. Если скорость движения автомобиля увеличить в три раза, то длина тормозного пути увеличится в девять раз.

3.6. Для уменьшения центробежной силы необходимо снизить скорость до момента вхождения в поворот и не допускать резких движений рулевым колесом при прохождении поворота.

3.7. Чем выше скорость движения автомобиля на повороте, тем больше центробежная сила, действующая на автомобиль.

3.8. Установка багажника на крыше легкового автомобиля способствует увеличению расхода топлива, а размещение груза на нём снижает устойчивость автомобиля.

3.9. Чем выше скорость движения автомобиля, тем меньше сила сцепления шин с дорогой.

3.10. Контролировать давление в шинах можно при помощи специального манометра (довольно часто он встроен в конструкцию автомобильного насоса). Давление воздуха должно соответствовать нормативному, указанному в инструкции по эксплуатации.

3.11. Зимние шины в отличие от летних при низких температурах остаются эластичными и обеспечивают максимальное сцепление с дорогой. Высокий протектор, шипы или липучки помогают бороться со снегом и льдом.

3.12. Аквапланирование — это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Чем больше водная плёнка на поверхности дороги и меньше остаточная глубина протектора шины, тем выше риск аквапланирования. Менее склонен к аквапланированию переднеприводный автомобиль.

3.13. Остановочный путь — это путь, пройденный автомобилем с момента обнаружения водителем опасности (препятствия) для движения до полной остановки.

3.14. Длина остановочного пути автомобиля зависит от времени реакции водителя и условий, влияющих на величину тормозного пути.

3.15. Тормозной путь — это путь, пройденный автомобилем с момента начала торможения до полной остановки автомобиля.

3.16. Эффективность торможения автомобиля характеризуется длиной тормозного пути.

3.17. Длина тормозного пути автомобиля зависит от скорости автомобиля, эффективности рабочей тормозной системы, вида и состояния шин автомобиля, вида и состояния дорожного покрытия, погодных и метеорологических условий, наличия уклона на дороге.

3.18. Длина тормозного пути у легкового автомобиля с прицепом, не оборудованным тормозами, больше, чем у автомобиля без прицепа.

3.19. При блокировке колёс автомобиля (торможении на «юз») длина тормозного пути увеличивается на любом покрытии.

3.20. Наименьшая длина тормозного пути с сохранением устойчивости и управляемости автомобиля достигается при торможении на грани блокировки колёс (колёса вращаются с минимальной скоростью).

3.21. АБС (антиблокировочная система) — это электронная система, препятствующая блокировке колёс, которая позволяет уменьшить тормозной путь с сохранением управляемости. АБС срабатывает при нажатии на педаль тормоза до упора.

3.22. Если на автомобиле не установлена или неисправна антиблокировочная система (АБС), тормозить необходимо, периодически нажимая педаль тормоза, не выключая сцепление.

3.23. При экстренном торможении (при отсутствии АБС) нельзя выключать сцепление.

3.24. При длительном торможении на затяжных спусках возможен перегрев тормозных механизмов и выход их из строя.

3.25. При подъезде к крутому спуску необходимо заранее выбрать пониженную передачу для торможения двигателем исходя из условия: чем круче спуск, тем ниже передача.

3.26. Торможение двигателем повышает устойчивость заднеприводного автомобиля на скользкой дороге.

3.27. Устойчивость автомобиля — это его способность двигаться без опрокидывания и скольжения. Различают продольную, поперечную и боковую устойчивость автомобиля.

3.28. Чем выше центр тяжести автомобиля, тем менее устойчив автомобиль.

3.29. Учитывая воздействие на автомобиль центробежной силы, безопаснее проезжать поворот, имеющий уклон в сторону центра поворота.

3.30. Водитель должен помнить о том, что при движении накатом (с выключенной передачей) устойчивость автомобиля существенно снижается.

3.31. При движении по дороге с поворотами движение безопаснее всего осуществлять с включённой передачей.

3.32. Управляемость автомобиля — это его способность сохранять заданное направление движения в определённой дорожной обстановке или изменять его при воздействии на рулевое управление.

3.33. Боковой занос автомобиля — скольжение передней или задней осей автомобиля в направлении, перпендикулярном продольной оси автомобиля.

3.34. Резкое нажатие на педаль подачи топлива (педаль «газа») может привести к возникновению бокового заноса на скользкой дороге.

3.35. Боковое скольжение автомобиля (боковой занос) может быть вызвано резким ускорением или торможением (уменьшением скорости движения), резким поворотом рулевого колеса, неодновременным действием тормозных механизмов правых и левых колёс. Также боковое скольжение может быть спровоцировано неравномерной загрузкой автомобиля, различным давлением воздуха в шинах, различным износом протектора левых и правых колёс, применением шин с различным рисунком протектора на одной оси автомобиля.

3.36. Нарушение углов установки (развала) колёс не увеличивает вероятность возникновения бокового заноса автомобиля, а ведёт к неравномерному износу шин по ширине.

3.37. Особенности управления автомобилем с различным приводом:

· Задний привод. Управление и тяга, разведённые по разным осям, позволяют и раздельно, и совместно влиять на поведение автомобиля в сложных ситуациях.

· Передний привод. Управление и тяга, сведённые на переднюю ось, делают передние колёса главными при любых манёврах.

· Полный привод. Наиболее сложен по управлению в критических ситуациях, так как привод включает в себя аспекты поведения переднего и заднего привода.

3.38. Информативность автомобиля — это свойство автомобиля обеспечивать необходимой информацией водителя и других участников движения. Различают внутреннюю и внешнюю информативность.

3.39. Мёртвая (слепая) зона — это пространство вокруг автомобиля вне обзора водителя.

3.40. Предметы, отображаемые в сферических и панорамных зеркалах, кажутся дальше, чем в действительности.

3.41. На панели приборов автомобиля могут включаться индикаторы, сигнализирующие о работе и состоянии отдельных систем и механизмов автомобиля. Индикаторы красного цвета предупреждают о невозможности или опасности продолжать движение, жёлтого цвета — могут предупреждать о неисправностях, необходимости произвести определённые действия по управлению автомобилем или его сервисному обслуживанию, индикатор синего цвета традиционно информирует о включении дальнего света фар.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.039 с.)