Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная структура общества
Социальная структура – совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определённые статусы, между социальными группами. Социальные группы образуют иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы (страты). Для современных экономических стран графической моделью выступает ромб: 60% населения составляют средние слои населения. Основные критерии разделения общества на страты: - доход, - власть, - образование, - престиж. На верхних позициях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж, часто представители высших классов имеют и хорошее образование. Социальная мобильность – изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой. Виды социальной мобильности: 1) горизонтальная – связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты (городской житель переезжает в деревню); 2) вертикальная – выражается в движении по ступеням социальной лестницы (рабочий – мастер –директор). Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы (например, положение дворянства из истории). Признаки социальной группы: - наличие взаимодействия между некой совокупностью людей, - регулирование отношений определёнными правилами, ожиданиями соответствующего поведения, - осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими. Типы социальных групп: 1)в зависимости от численности большие ( классы, народность, социальные слои, профессиональные группы, политическая партия и др.) и малые 5-7 человек (семья, ученики одного класса, члены спортивной секции, группа коллег по работе, устойчивая дружеская компания). 2)по характеру взаимодействия членов группы друг с другом первичные (члены группы устанавливают непосредственные личные контакты каждый с каждым) и вторичные (преобладают опосредованные связи); 3) формальные (если группа имеет свою конкретную общественную задачу, свою структуру, разделение функций, отделение руководства от непосредственных исполнителей, например, коллектив предприятия) и неформальные (члены группы связаны одним интересом; здесь нет начальников и подчинённых, ценят за душевные качества, а не за производственные результаты, например, семья, группа рыболовов) – её можно считать малой и первичной.
Бывает, что формальная и неформальная группы совпадают (дружный школьный класс). Малые первичные неформальные группы очень важны для каждого человека: под их влиянием (в первую очередь семьи) начинается усвоение социальных норм. Исторические типы семей: 1) Традиционная семья. В таком случае на одной территории чаще всего проживает несколько поколений (кроме молодой семьи, родители, бабушки-дедушки). В таком случае жена зависит от мужа, выполняет все домашние обязанности. Главная обязанность мужчины (который также является главой семьи) – обеспечить материальное благополучие. 2) Нетрадиционная семья. Ее еще в истории называют эксплуататорской. В таком случае женщина трудится наравне с мужчиной (это произошло в эпоху привлечения дам к общественному труду, а также во время возникновения первых феминистических течений). Работу же на производстве представительницы слабого пола вынуждены совмещать с домашними обязанностями и воспитанием детей. 3) Эгалитарная (равная) семья. Это вид современных отношений между участниками брака. В таком случае мужчина и женщина равно задействованы в общественных отношениях. При этом все домашние обязанности также делятся поровну. Для такой семьи также характерна эмоциональная насыщенность (любовь, дружба, ответственность, взаимоуважение).
Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
Типы семей в зависимости от составляющих:
Виды семьи в зависимости от количества детей.
- Инфертильная семья (в которой нет детей). - Однодетная семья. - Малодетная семья (речь идет о семье, в которой детей недостаточно для природного прироста населения, т. е. двое). - Среднедетная семья (3-4 ребенка). - Многодетная семья (пять и более малышей). Функции семьи:
Социальный конфликт (в пер. «столкновение») Ступени конфликта: 1.Возникновение конфликтной ситуации 2.Осознание конфликта 3.Проявление конфликтного поведения 4.Углубление конфликта 6.Разрешение конфликта
Варианты поведения в конфликтной ситуации: 1. Сотрудничество- направлено на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. Решение проблемы: беседа, переговоры, согласование, объединение, обращение за помощью). 2. Компромисс - близок к первому варианту. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. 3. Приспособление – если одна из сторон стремится сгладить противоречия путём односторонних уступок, поступиться своими интересами. 4. Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно (уклонение, отсрочка, юмор, притворство, желание спрятаться). Инцидент – случай, происшествие, недоразумение Причины социальных конфликтов: - споры по поводу территорий, - противоречия на религиозной почве, - ущемление прав какой-либо нации, - социальное и экономическое неравенство и др. Виды конфликтов: - локальные (затрагивающие отдельные стороны общественной жизни); - масштабные ( охватывающие значительные сферы или даже всё общество, например, революция), - глобальные (в них втягиваются большинство государств мира).
Отрицательная сторона социального конфликта – нарушают сложившийся уклад жизни.
Конструктивная (положительная) сторона социального конфликта – конфликт сигнализирует о назревших противоречиях, при умелом его разрешении происходит улучшение ситуации, открываются возможности для дальнейшего развития.
Социальные статусы и роли Социальный статус – социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определёнными правами и обязанностями. Пример, подросток 15 лет, сын, внук, брат в своей большой семье, гражданин России, ученик средней школы, житель города, капитан школьной футбольной команды.
Пример, женщина, русская, 35 лет, служащая, имеет высшее образование, учитель, мать, жена и др. Виды статусов: 1)- приписанный (предписанный) – принадлежит человеку от рождения и - достигаемый – является результатом прилагаемых усилий (образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификация и др.) 2)Или, прирождённый (пол, этническая принадлежность, раса) и - приписываемый (тоже приобретается от рождения или будет обязательно признан обществом, но не носит биологического характера, пример, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы).
Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком. Социальная роль – ожидаемое от человека данного социального статуса поведения. Пример, ожидаемое поведение учащегося – посещать школу, учить уроки, уважительно относиться к учителям и т.д. Общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписанное социальной ролью. Пример, мужчина не уступил место женщине – осудят, ученик хорошо выступил на олимпиаде – получил грамоту или похвалу. Группы в зависимости от возраста: дети, подростки (12-16 лет), молодёжь (17-25 лет), люди зрелого (среднего) возраста (25-60 лет), пожилые (610-74 лет) и старики (75 и выше). Группы в зависимости от пола: мужчины и женщины. В основе половых различий лежат биологические, анатомические черты. Составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом, называются гендер – социальный пол.(Гендерное воспитание – например, мальчик должен защищать, девочка – домохозяйка.) Для современного общества характерно изменение гендерных ролевых установок: женщина – руководитель предприятия, прокурор, космонавт; мужчина воспитывает детей и др.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.017 с.) |