Социальная структура общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура общества



Социальная структура – совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определённые статусы, между социальными группами.

Социальные группы образуют иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы (страты).

Для современных экономических стран графической моделью выступает ромб: 60% населения составляют средние слои населения.

Основные критерии разделения общества на страты:

- доход,

- власть,

- образование,

- престиж.

На верхних позициях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж, часто представители высших классов имеют и хорошее образование.

Социальная мобильность – изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Виды социальной мобильности:

1) горизонтальная – связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты (городской житель переезжает в деревню);

2) вертикальная – выражается в движении по ступеням социальной лестницы (рабочий – мастер –директор).

Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы (например, положение дворянства из истории).

Признаки социальной группы:

- наличие взаимодействия между некой совокупностью людей,

- регулирование отношений определёнными правилами, ожиданиями соответствующего поведения,

- осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.

Типы социальных групп:

1)в зависимости от численности большие ( классы, народность, социальные слои, профессиональные группы, политическая партия и др.) и малые 5-7 человек (семья, ученики одного класса, члены спортивной секции, группа коллег по работе, устойчивая дружеская компания).

2)по характеру взаимодействия членов группы друг с другом первичные (члены группы устанавливают непосредственные личные контакты каждый с каждым) и вторичные (преобладают опосредованные связи);

3) формальные (если группа имеет свою конкретную общественную задачу, свою структуру, разделение функций, отделение руководства от непосредственных исполнителей, например, коллектив предприятия) и неформальные (члены группы связаны одним интересом; здесь нет начальников и подчинённых, ценят за душевные качества, а не за производственные результаты, например, семья, группа рыболовов) – её можно считать малой и первичной.

Бывает, что формальная и неформальная группы совпадают (дружный школьный класс).

Малые первичные неформальные группы очень важны для каждого человека: под их влиянием (в первую очередь семьи) начинается усвоение социальных норм.

Исторические типы семей:

1) Традиционная семья. В таком случае на одной территории чаще всего проживает несколько поколений (кроме молодой семьи, родители, бабушки-дедушки). В таком случае жена зависит от мужа, выполняет все домашние обязанности. Главная обязанность мужчины (который также является главой семьи) – обеспечить материальное благополучие.

2) Нетрадиционная семья. Ее еще в истории называют эксплуататорской. В таком случае женщина трудится наравне с мужчиной (это произошло в эпоху привлечения дам к общественному труду, а также во время возникновения первых феминистических течений). Работу же на производстве представительницы слабого пола вынуждены совмещать с домашними обязанностями и воспитанием детей.

3) Эгалитарная (равная) семья. Это вид современных отношений между участниками брака. В таком случае мужчина и женщина равно задействованы в общественных отношениях. При этом все домашние обязанности также делятся поровну. Для такой семьи также характерна эмоциональная насыщенность (любовь, дружба, ответственность, взаимоуважение).

 

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

 

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат - во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

Типы семей в зависимости от составляющих:

  • - двухпоколенными (родители и дети)
  • - трёхпоколенными (родители родителей – родители - дети)
  • - четырёхпоколенными и т.д.
  • - полными (мать, отец, ребёнок)
  • - неполные (мать и ребёнок)

Виды семьи в зависимости от количества детей.

- Инфертильная семья (в которой нет детей).

- Однодетная семья.

- Малодетная семья (речь идет о семье, в которой детей недостаточно для природного прироста населения, т. е. двое).

- Среднедетная семья (3-4 ребенка).

- Многодетная семья (пять и более малышей).

Функции семьи:

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

Социальный конфликт (в пер. «столкновение»)

Ступени конфликта:

1.Возникновение конфликтной ситуации

2.Осознание конфликта

3.Проявление конфликтного поведения

4.Углубление конфликта

6.Разрешение конфликта

 

Варианты поведения в конфликтной ситуации:

1. Сотрудничество- направлено на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны.

Решение проблемы: беседа, переговоры, согласование, объединение, обращение за помощью).

2. Компромисс - близок к первому варианту. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

3. Приспособление – если одна из сторон стремится сгладить противоречия путём односторонних уступок, поступиться своими интересами.

4. Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно (уклонение, отсрочка, юмор, притворство, желание спрятаться).

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение

Причины социальных конфликтов:

- споры по поводу территорий,

- противоречия на религиозной почве,

- ущемление прав какой-либо нации,

- социальное и экономическое неравенство и др.

Виды конфликтов:

- локальные (затрагивающие отдельные стороны общественной жизни);

- масштабные ( охватывающие значительные сферы или даже всё общество, например, революция),

- глобальные (в них втягиваются большинство государств мира).

 

Отрицательная сторона социального конфликта – нарушают сложившийся уклад жизни.

 

Конструктивная (положительная) сторона социального конфликта – конфликт сигнализирует о назревших противоречиях, при умелом его разрешении происходит улучшение ситуации, открываются возможности для дальнейшего развития.

 

Социальные статусы и роли

Социальный статус – социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определёнными правами и обязанностями.

Пример, подросток 15 лет, сын, внук, брат в своей большой семье, гражданин России, ученик средней школы, житель города, капитан школьной футбольной команды.

Пример, женщина, русская, 35 лет, служащая, имеет высшее образование, учитель, мать, жена и др.

Виды статусов:

1)- приписанный (предписанный) – принадлежит человеку от рождения и

- достигаемый – является результатом прилагаемых усилий (образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификация и др.)

2)Или, прирождённый (пол, этническая принадлежность, раса) и

- приписываемый (тоже приобретается от рождения или будет обязательно признан обществом, но не носит биологического характера, пример, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы).

 

Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.

Социальная роль – ожидаемое от человека данного социального статуса поведения.

Пример, ожидаемое поведение учащегося – посещать школу, учить уроки, уважительно относиться к учителям и т.д.

Общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписанное социальной ролью. Пример, мужчина не уступил место женщине – осудят, ученик хорошо выступил на олимпиаде – получил грамоту или похвалу.

Группы в зависимости от возраста: дети, подростки (12-16 лет), молодёжь (17-25 лет), люди зрелого (среднего) возраста (25-60 лет), пожилые (610-74 лет) и старики (75 и выше).

Группы в зависимости от пола: мужчины и женщины. В основе половых различий лежат биологические, анатомические черты.

Составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом, называются гендер – социальный пол.(Гендерное воспитание – например, мальчик должен защищать, девочка – домохозяйка.)

Для современного общества характерно изменение гендерных ролевых установок: женщина – руководитель предприятия, прокурор, космонавт; мужчина воспитывает детей и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.017 с.)