Хронология событий монгольских завоеваний Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронология событий монгольских завоеваний Руси.



Дата Событие
1206 г.    
1211 г.    
1219-1221 гг.    
31 мая 1223 г.    
1235 г.    
1237 г.    
4 марта 1238 г.    
Осень 1240 г.    
1237 – 1240 гг.    
1380 г.    
1480 г.    

2. Последствия монгольского нашествия на Русь? (не менее 5):_____________________________

Практическое занятие №6

Тема: Решение ситуационных задач, заполнение  таблицы «Образование единого Русского государства и его значение»

 Цель: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать смысл понятий:  уезд, наместник- бояре, местничество, Боярская дума, дворец, казна, судебник, Юрьев день, самодержавец, автократор, нестяжатели, «Москва третий Рим»; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

 

Порядок выполнения работы:

Часть1:

1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.

2.Найти в учебнике с информацию по теме и выполнить предложенные задания.

3. Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.

Часть2:

1.Заполнить таблицу.

2.Работа с документом.

3.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию

Часть1.

Задание1:

Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут обучающиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.

 

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.

Задание 2

Выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.

Во сколько раз увеличилась территория?

Задание3:

1.Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?

2. Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

3. Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

Задание 4:

Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание..

Задание 5:

Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему, проанализируйте фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы на доске:

· Когда и где произошла встреча противников?

· Покажите на карте это место.

· Почему монголо-татары отступили?

· Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

· Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

Часть2

1.Заполните таблицу:

«Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV – XV вв»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.007 с.)