Понятие об объекте и предмете экспертного исследования психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об объекте и предмете экспертного исследования психолога



Объектами экспертного исследования психолога могут быть свидетели, потерпевшие и обвиняемые, как дети,таки взрослые, как здоровые, так и с психическими отклонениями. Определяя цель и задачи СПЭ, надо учитывать, что эксперт-психолог (как юридический психолог) и психолог-исследователь имеют в виду разные объект и предмет исследования. Объектом исследования эксперта является не вообще функционирование психики под экспертного, он должен изучать психологические механизмы поведения человека в конкретной юридически значимой ситуации или периоде. Ситуационное функционирование психики как объекта исследования обязательно также и в отношении «родственных» видов экспертиз: психологических, психиатрических и комплексных экспертиз, исследующих психику с помощью привлечения познаний специалистов одной или одновременно нескольких наук (психологов и/или психиатров, наркологов, сексопатологов).

Чтобы не превысить пределы компетентности, экспертам и юристам необходимо знать, что:

- предметом судебно-психологического экспертного исследования должны быть юридически значимые психические феномены: механизмы и закономерности функционирования психики, приводящие к конкретным правовым последствиям;

- предметом судебно-психиатрической экспертизы должны быть психические расстройства, приводящие к конкретным правовым последствиям;

- предметом комплексной психолого-психиатрической экспертизы должны быть психические расстройства, детерминирующие механизмы функционирования психики, приводящие к конкретным правовым последствиям;

- руководствуясь законом, оценка исследуемой личности, ее состояний, действий и их последствий, всей системы представленных доказательств, установленных на предварительном следствии, относится к предмету правосудия.

Например, при решении вопроса о невменяемости (ст. 21 УК РФ) назначается судебно-психиатрическая экспертиза, которая устанавливает не только наличие болезненного состояния психики, но и каким образом заболевание оказало влияние на способность лица «осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими» в исследуемой ситуации. Невменяемость — это не диагноз, а юридическая оценка деяния, поэтому этот вердикт выносится органами правосудия на основании заключения экспертизы.

Экспертиза лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ст. 22), или несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством (ч. 3. ст. 20), производится комплексно, с привлечением психиатров и психологов. Познания психологов необходимы, чтобы диагностировать меру полноты проявления социальных субъектных способностей лица, имеющих юридическое значение. Познания психиатров необходимы, чтобы решить вопрос о влиянии или не влиянии на эти способности психического расстройства. Впрочем, возможен другой путь: проведение однородных экспертиз, вначале судебно-психиатрической, а затем судебно-психологической.

Вопросы, которые ставятся перед экспертами в этих случаях.

Страдает ли данное лицо каким-либо психическим расстройством, страдало оно указанным расстройством в период, относящийся к инкриминируемому правонарушению?

Если лицо страдает психическим расстройством, то могло ли оно осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими в период совершения инкриминируемого правонарушения?

Ответы на эти вопросы относятся к последующему установлению вменяемости или невменяемости лица. Затем эксперты решают вопросы (3 или 4), носящие уточняющий характер.

Имеются ли у данного лица симптомы такого психического расстройства, которые препятствовали ему в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими в период совершения инкриминируемого правонарушения?

Имеется ли у данного несовершеннолетнего лица отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, которое препятствовало ему в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими в период совершения инкриминируемого правонарушения?

Для определения невменяемости наряду с психиатрами возможно участие психолога для экспериментально-психологического обследования подэкспертного, поэтому обязательно назначение судебно-психиатрической, но возможно и назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).

Установление аффекта (ст. 107 и 113) относится к компетенции СПЭ. И, если стоит вопрос о вменяемости этого лица, судебно-психиатрическая экспертиза проводится заранее. Установление аффекта не требует участия психиатров, поэтому назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы не является правильным.

Адекватное представление об объекте и предмете различных экспертиз, обследующих психику, позволит эксперту и лицу, производящему дознание, не выходить за рамки профессиональной компетенции.

Содержание законодательства и предметы СПЭ

«Понимание задач и функций СПЭ на любом этапе ее развития определялось содержанием законодательства, в условиях которого она осуществлялась, методологическими принципами правовой науки и различных психологических школ и направлений». Несомненно, юридическая психология является таким направлением. И именно с ее позиций можно заявить, что любой психический феномен может быть исследован, если существуют адекватные для этого психологические методы.

Однако этот феномен обязательно должен быть юридически значимым, прежде всего потому, что касается психологических особенностей обвиняемых, потерпевших, свидетелей. Итак, эксперт-психолог устанавливает не любые, а юридически значимые психологические особенности, т. е. психические процессы, состояния, свойства личности, способности субъекта, которые оказали существенное влияние на понимание или протекание ситуации правонарушения.

Поэтому к психологу-эксперту правомерна постановка таких вопросов.

 Имеются ли у обвиняемого такие психологические особенности, которые оказали существенное влияние на его поведение при совершении инкриминируемого ему правонарушения?

Находилось ли лицо (обвиняемый) в момент совершения действий (указать, каких) в психическом состоянии, которое могло вызвать существенное снижение качества выполнения профессиональных функций?

Соответствует ли уровень сформированности у испытуемого профессиональных навыков требованиям ситуации?

Имеются ли у потерпевшего такие психологические особенности, которые оказали существенное влияние на его способность оказывать сопротивление?

Имеются ли у данного лица (свидетеля, потерпевшего) такие психологические особенности, которые оказали существенное влияние на снижение его способности давать правильные показания о важных для дела обстоятельствах (указать, каких)?

В каком эмоциональном состоянии находилось лицо в период, предшествовавший самоубийству? Чем это состояние могло быть вызвано?

Надо сказать, что не следует в вопросе излишне конкретизировать характер возможных особенностей, так как неспециалисту их перечислить трудно и их может быть множество. Конечный список сам по себе сужает экспертное исследование, а неправильное перечисление психологических особенностей снижает его целенаправленность.

 Стоит подчеркнуть, что вопрос к эксперту должен быть точно обусловлен той проблемой в процессе доказывания по делу, решение которой вызвало необходимость использования специальных познаний в психологии.

Так, например, неправомерно ставить вопрос к психологу-эксперту о соответствии несовершеннолетнего обвиняемого своему фактическому возрасту в том случае, когда, согласно его документам, этот возраст известен. При назначении наказания несовершеннолетнему согласно п. 1 ст. 89 УК РФ «учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития».

Категория фактического возраста не основана на действующем законе, поэтому неправомерно с ним связывать уровень психического развития. Понятие возраста в УК РФ не делится на виды, например, календарный, фактический, психологический.

Таким образом, если в уголовном производстве возникает подозрение на задержку или отставание в развитии, а принцип субъективного вменения требует, чтобы субъект преступления был способен осознавать общественную опасность своих действий и мог ими руководить, необходимо устанавливать именно данный факт (ст. 21 УК РФ) либо меру проявления этих способностей (ч. 3 ст. 20, ч. 1 ст. 22 УК РФ). Кроме вышесказанного, ответ о несоответствии возрасту не объясняет конкретные психологические возможности лица и их проявление в исследуемой криминальной ситуации.

Системный подход к этой проблеме требует и психологического анализа: учета методологических принципов психологии, а не только права. В психологии понятие возраста связано не с календарной датой, а с периодом, причем в психологии существуют разночтения о начале и конце, например, подросткового возраста. Степень социальной и психологической зрелости несовершеннолетних может быть различной, поскольку развитие может идти неравномерно (что, впрочем, соответствует понятию о нормальном его течении). Значительно отличается, например, ход развития девочек и мальчиков. По этим причинам психологи практически единодушны, что психологических стандартов, связанных с конкретными годами возраста, например, от 11 до 17 лет, в подростковом периоде быть не может.

Если анализировать понятие развития и его аномалий, то, по В. В. Лебединскому, аномалии развития ребенка могут выражаться как тотальным недоразвитием, связанным с олигофренией, так развитием, но задержанным по органическим или социальным причинам. Развитие может быть дисгармоническим в связи с кризисными возрастами, акцентуациями характера или психопатиями, а также искаженным, например, ранним аутизмом, поврежденным в связи с заболеваниями центральной нервной системы, или дефицитарной в связи повреждением сенсорных систем. Очевидна абсурдность поиска взаимосвязи каждого вида аномалии развития и ее проявления даже с 11 до 17-летнего летнего возраста. К тому же характер развития имеет не только типичные проявления, но и индивидуальные.

Таким образом, мы показали, что закон использует понятие «возраст», но судебно-психологическим (экспертологическим) понятием оно не является. С помощью специальных познаний в области психологии устанавливается способность руководить собой либо мера проявления этой способности (как составной), поэтому эксперто-логическим понятием является «способность».

Предмет, задачи, функции экспертно-психологического исследования должны быть обусловлены содержанием законодательства. Чтобы законодательные нормы опирались на психологические реалии, задачей юридической психологии является не только разработка, но и контролирование использования психологии в законотворчестве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.007 с.)