Позиционные задачи на кривых поверхностях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиционные задачи на кривых поверхностях



Все позиционные задачи на кривых поверхностях решаются каркасным способом, поэтому построение линий каркаса является ключевой задачей этого метода.

Задача 1. Построение каркаса поверхности. В общем случае, когда линии каркаса поверхности являются пространственными кривыми, эта задача может быть  трудоёмкой. Однако на практике чаще используются простейшие каркасы: линейчатый или циклический (см. примеры для задач 2 и 3).

Задача 2. Построить недостающую проекцию линии l, лежащей на поверхности Ф.

Алгоритм решения задачи:

1. Строим каркас поверхности Ф. Линии каркаса располагают произвольно, но с равномерным заполнением поверхности.

2. Отмечаем точки пересечения заданной проекции прямой l, с проекциями линий каркаса.

3. Строим недостающие проекции указанных точек и соединяем их плавной кривой.

В качестве примеров на рис. 86, а показано построение недостающей горизонтальной проекции l1, а на рис. 86, б – фронтальной проекции l2 линии l, расположенной на поверхности конуса вращения. В первом случае использован циклический каркас, а во втором случае – линейчатый каркас этой поверхности. При нахождении фронтальной проекции точки 3 (см. рис. 86, б) использована окружность с циклического каркаса.

Задача 3. По заданной проекции точки, лежащей на поверхности Ф, построить недостающую проекцию этой точки.

Алгоритм решения в общем случае:


1. Через заданную проекцию точки проводим одноименную проекцию вспомогательной линии t, расположенной на поверхности Ф.

2. Каркасным способом строим недостающую проекцию этой линии (см. задачу 2)  и на ней находим недостающую проекцию точки.

В качестве примера рассмотрим построение точек А (А1) и В (В2), расположенных на поверхности Ф – коноида (см рис. 76), заданного определителем: ГЧ (l, m, ň, a); ÀЧ (l i çç a; l i Ç m;

l i Ç ň; i=1 ¸ k).

Недостающую проекцию А2 точки А строим проведением через неё линии каркаса l ¢ (см. рис. 87, б). Сначала через А1 проводим l ¢1 çç a1. Затем по точкам пересечения 1 и 2 строим l ¢2  и на ней находим точку А2.

Построение недостающей проекции В1 точки В (см. рис.87, в) нельзя выполнить аналогично точке А, т. к. на плоскости П2 неизвестно направление линии каркаса, проходящей через эту точку (прямой, параллельной плоскости a). Поэтому сначала на поверхности Ф строим вспомогательную линию t (t2 ' B2). Для простоты проекция t2 проведена в виде прямой линии (плоская кривая). Далее строим произвольный каркас поверхности (l i; i=1 ¸ 5). Построение линий каркаса l i следует начать на плоскости проекций П1, т.к. l1 i çç a1. С помощью каркаса по точкам 1 ¸ 5 находим недостающую проекцию t1 вспомогательной линии t, а на ней -  искомую проекцию В1 точки В.

Задача 4. Построить фигуру сечения поверхности Ф плоскостью a.

В случае, когда плоскость a, является проецирующей (рис. 88), решение задачи сводится к построению недостающей проекции m1 линии m, расположенной на поверхности Ф (см. задачу 2), т. к. на эпюре имеется отрезок   m2 = A2 B2 – вырожденная проекция фигуры сечения, находящийся на вырожденной проекции a2 плоскости a и ограниченный линиями изображения поверхности.

При построении замкнутой линии m1 рекомендуется строить не менее восьми точек.

Рассмотрим пять вариантов сечения конуса вращения плоскостью (рис. 89, 90):

а) сечение по окружности, когда секущая плоскость располагается перпендикулярно оси вращения конуса (a ^ i);

б) сечение по двум образующим, когда плоскость проходит через вершину конуса (a ' S);

в) сечение по эллипсу, когда плоскость не перпендикулярна оси вращения и может пересекать все образующие конуса;

г) сечение по параболе, когда плоскость проходит параллельно одной из образующих конуса (a çç l);

д) сечение по гиперболе, когда плоскость проходит параллельно двум образующим конуса (a çç l, l ¢).


Для случая, когда секущая плоскость a занимает общее положение, рекомендуется выполнить преобразование чертежа (например, замену плоскости проекций), чтобы секущая плоскость стала проецирующей (рис. 91).

 Алгоритм построения:

1. Расположив ось новой системы   х14 ^ h1 (гпг), строим на плоскости П4 проекцию тора и вырожденную проекцию a 4 плоскости a. При построении a 4  можно использовать две вспомогательные точки М и Т.

На плоскости П4 находим характерные точки: точку А, имеющую z max, и точки 1, 1 ¢, имеющие    z = 0. Точка А расположена в общей плоскости симметрии g. Эта плоскость проходит через ось вращения тора перпендикулярно горизонтали h плоскости a (см. вырожденную горизонтальную проекцию g1 этой плоскости). Построение проекции А1 выполняется по линии связи, а проекции А2 – перенесением координаты zA из плоскости П4 на плоскость П2.

2. Построение точек В и С, расположенных на линиях фронтального очерка тора, осуществляется с помощью фронтальной плоскости b, параллельной плоскости П2 и проходящей через ось вращения тора (см. вырожденную проекцию b1 этой плоскости). Строим фронталь                  f ¢ = a Ç b. При этом f ¢2 çç f2. Проекции В2 и С2 точек В и С находим в пресечении линии f ¢2 с линиями фронтального очерка тора.

3. Построение промежуточных точек (например, точек 2, 2 ¢) можно осуществлять произвольным их выбором на плоскости П4. Затем с помощью окружности (параллели) m строим горизонтальные проекции выбранных точек, а с помощью координаты z (см. отрезки, помеченные на чертеже тремя штрихами) строим фронтальные проекции этих точек.

4. Для соблюдения симметрии строимой фигуры сечения (особенно её фронтальной проекции) рекомендуется построить линию симметрии АК и точки В ¢ и С ¢, симметричные ранее найденным точкам В и С, относительно этой прямой (см. отрезки, помеченные на чертеже волнистыми линиями и крестиками).

5. Найденные проекции точек соединяем плавной кривой с учётом видимости линии сечения. Граница видимости лини сечения на плоскости П2 определяется очерковыми точками В и С.

Задача 5. Построить точку К пересечения поверхности Ф с линией l.

Алгоритм решения в общем случае (рис. 92):

1. Через линию l проводим вспомогательную поверхность S.

2. Строим линию m пересечения поверхностей Ф и S:
        m = Ф Ç S.

3. Определяем искомую точку: К = l Ç m.

В общем случае точка К может быть не единственной.

Рассмотрим частные случаи этой задачи, когда линия l является прямой линией. Тогда в качестве поверхности - посредника S  может быть использована плоскость a.


  На рис. 93 показано применение фронтальной плоскости a для построения точек М и N пересечения тора Ф с прямой l.

На рис. 94 показан рациональный способ применения плоскости a общего положения, проходящей через прямую l и вершину S конуса. Тогда сечение конуса произойдёт по простейшей фигуре - D SAB. Алгоритм решения задачи:


1. Через произвольную точку К, расположенную на  прямой l, и вершину S конуса проводим прямую m. Тогда прямыми l и m определяется вспомогательная плоскость a (l Ç m).

2. Строим точки Q и T пересечения прямых l и m с плоскостью основания конуса.

3. Находим точки А и В пересечения линии QT с окружностью основания конуса и соединяем их с вершиной S конуса. Получаем фигуру сечения - D SAB.

Находим точки M, N = l Ç SAB.

Аналогичное решение показано на рис. 95. Здесь вспомогательная плоскость a проведена через прямую l, параллельно образующим цилиндра. Для этого через произвольную точку К, лежащую на заданной прямой l, проводим линию m, параллельно образующим цилиндра В этом случае рассечение цилиндра произойдёт по параллелограмму ABCD, который строим по точкам Q и T пересечения прямых l и m с плоскостью нижнего (или верхнего) основания цилиндра.


Иногда для получения рационального решения задачи по определению точек пересечения кривой поверхности с прямой линией используется преобразование чертежа.

На рис. 96 показано применение метода замены плоскости проекций П2 на П4, в результате чего построены новая проекция l4 прямой l и неискажённая проекция с4 окружности с – фигуры сечения сферы вспомогательной плоскостью a. Далее найдены проекции А4 и В4 искомых точек пересечения сферы с прямой l (А4, В4  = с4 Ç l4) и по линиям связи построены проекции этих точек в исходной системе плоскостей проекций.

 На рис. 97 показано применение метода замены плоскости проекций П1 на П4 для определения точек А и В пересечения цилиндра вращения с прямой l. Здесь ось х24 новой системы

плоскостей проекций расположена перпендикулярно оси вращения цилиндра. В результате чего цилиндр отобразился на плоскость П4 вырожденно – в виде окружности и там легко определяются искомые точки.

На рис. 98 показано использование метода вращения для нахождения точек А и В пересечения тора с прямой l. Указанный вариант преобразования возможен, если прямая l пересекается с осью i вращения поверхности. После поворота прямой l относительно оси i до положения, когда прямая окажется в плоскости a главного меридиана поверхности тора, легко определяются фронтальные проекции  искомых точек пересечения сначала в повёрнутом положении (А 2 и В 2), а затем и в исходном положении (А2 и В2).

На рис. 99 показан пример построения точек пересечения тора и окружности. Алгоритм построения:

1. Через точку О ¢ - центр заданной окружности с проводим перпендикуляр к плоскости этой окружности и находим точку О пересечения этой прямой с осью i вращения тора.

2. Из найденной точки О как из центра строим сферу радиуса R С, проходящую через окружность с.

3. Строим окружность m – линию пересечения тора и сферы.

4. Находим точки  А и В пересечения двух окружностей (А, В = с Ç m). Найденные точки и будут решением поставленной задачи.

 

Задача 6. Построить линию m пересечения двух поверхностей Ф и W.

Алгоритм решения задачи в общем случае (рис. 100):

1. Строим вспомогательную поверхность S. Выбор формы и положения этой поверхности в пространстве обусловлен необходимостью рассечения ею двух заданных поверхностей Ф и W по простейшим линиям каркаса.

2. Строим линию (линии) каркаса поверхности Ф:
q, q ¢ = Ф Ç S.

3. Строим линию каркаса поверхности W:   t = W Ç S.

4. Определяем точки, принадлежащие искомой линии m: 1, 2,… = q, q ¢ Ç t.

5. Изменяем положение или размеры поверхности S (S ¢), и повторяем пункты 2¸4 алгоритма до тех пор, пока не построим необходимое число точек (не менее восьми точек).

6. Соединяем построенные проекции точек лекальными кривыми с учётом видимости
линии m. Границами видимости линии m являются точки, расположенные на очерке той поверхности, которая располагается ближе к наблюдателю. Указанные очерковые точки должны быть предварительно построены.

В зависимости от вида  вспомогательной поверхности S различают два метода построения линии пересечения кривых поверхностей:

1. Плоских сечений, когда поверхность S является плоскостью.

2. Секущих сфер, когда поверхность S является сферой.


Метод плоских сечений. Этот метод применяют, если две пересекающиеся поверхности можно рассечь плоскостью – посредником по простейшим линиям каркаса (рис. 101).

 

На рис.102 показано построение линии m пересечения конуса вращения Ф и сферы W  с применением горизонтальных плоскостей – посредников a. Сначала определяем граничные уровни возможных сечений. Для этого в общей плоскости симметрии g находим экстремальные точки: точку А, имеющую аппликату zmax и точку В (z min). Верхний предельный уровень рассечения должен располагаться ниже точки А, а нижний предельный уровень рассечения должен проходить выше точки В. В каждом уровне рассечения строим две окружности: q на сфере и t на конусе. Находим точки 1 и 2 их пересечений (сначала на плоскости П1, а затем по линии связи на П2). На фронтальную плоскость  проекций линии пересечения поверхностей проецируется параболой (линия m2). Границами видимости горизонтальной проекции m1  являются точки С и D, расположенные на экваторе сферы. Эти точки определяем рассечением плоскостью a ¢.

 

На рис. 103 показан пример построения линии пересечения конуса и цилиндра вращения, оси которых являются скрещивающимися прямыми. Для решения задачи можно применять горизонтальные плоскости-посредники, рассекающие цилиндр по двум образующим, а конус - по окружности. Точки пересечения указанных линий определят точки, принадлежащие линии пересечения этих поверхностей.

Однако можно идти и другим путём. Проекция цилиндра на П2 в виде окружности является вырожденной. На ней располагаются фронтальные проекции всех точек цилиндрической поверхности, включая точки, принадлежащие линии m пересечения рассматриваемых поверхностей. Следовательно, задача сводится к построению по заданной проекции m2   линии m, расположенной на поверхности конуса,ее недостающей проекции m1. Она решается каркасным способом. См., например, построение точек 1 и 2 с помощью окружности t на конусе. Границами видимости линии m на плоскости П1  являются точки С и D, расположенные на горизонтальной очерковой образующей цилиндра.

Метод вспомогательных сфер имеет две разновидности: метод концентрических и метод эксцентрических сфер.

1. Метод концентрических сфер применяется для построения линии пересечения двух поверхностей вращения, оси которых пересекаются и образуют общую плоскость симметрии, параллельную одной из плоскостей проекций. Метод сфер использует следующее свойство: две соосные поверхности вращения пересекаются между собой по окружностям – общим параллелям. Соосными называются поверхности вращения, оси которых совпадают.

Рассмотрим сначала взаимодействие двух соосных поверхностей вращения, одна из которых является сферой. На рис. 104. показана фронтальная проекция Ф2 конуса вращения и двух соосных с ним сфер: сферы S, вписанной в конус и сферы S 1, пересекающейся с конусом. В первом случае сфера S и конус Ф касаются друг друга по окружности q, а во втором случае пересекаются между собой по двум окружностям q ¢и q ². При этом плоскости указанных окружностей перпендикулярны оси i конуса. На рис. 105 показано взаимодействие цилиндра вращения W с соосными с ним сферами. Это взаимодействие осуществляется по окружности   t касания для сферы S, вписанной в цилиндр, и по двум окружностям t ¢ и t ² для сферы S 1, пересекающей цилиндр. Плоскости указанных окружностей перпендикулярны оси j цилиндра.

На рис. 106. показано применения метода концентрических сфер для построения линии пересечения конуса и цилиндра. Алгоритм построения:

1. Находим точку пересечения осей: О = i Ç j и общую плоскость симметрии g (i Ç j) çç П2.

2. Строим сферу минимального радиуса, вписанную в одну из поверхностей (в нашем случае в конус) и пересекающую другую поверхность (цилиндр).

Радиус сферы R min  можно определить как наибольшую длину одного из двух перпендикуляров ОК или ОТ, построенных из точки О к очерковым образующим конуса и цилиндра (рис. 106, а).

3. Строим окружность q касания конуса и сферы R min  (Рис. 106, б)

4. Строим две окружности t и t ¢ пересечения цилиндра и сферы R min  

5. Строим точки: 1 (1¢), 2 (2¢) = q Ç t, t ¢, принадлежащие линии пересечения конуса и цилиндра.

6. Увеличиваем радиус сферы (рис. 106, в).

7. Строим две окружности q ¢ и q ²   пересечения конуса и новой сферы.

8. Строим две окружности t ² и t ¢² пересечения цилиндра и новой сферы.

9. Строим точки: 3 (3¢), 4 (4¢), … = q ¢, q ¢¢Ç t ¢¢, t ¢¢¢, принадлежащие линии пересечения конуса и цилиндра.

10. Повторяем пункты 6¸9 алгоритма до получения необходимого количества точек, принадлежащих линии пересечения (рис. 106, г). Максимально возможный радиус вспомогательной сферы определяется расстоянием от точки О до наиболее удаленной точки пересечения линий фронтальных очерков исходных поверхностей (точки В или В ¢).

11. Построение горизонтальных проекций линий пересечения осуществляется с помощью окружностей каркаса конуса. При этом  необходимо определить точки С (С ¢) и D (D ¢), расположенные на линиях горизонтального очерка цилиндра, т. к. эти точки являются границами видимости линий пересечения на плоскости П1. Определение горизонтальных проекций указанных точек осуществляется построением окружности на конусе, лежащей в горизонтальной плоскости a. Эта плоскость проходит через ось цилиндра и рассекает эту поверхность по очерковым образующим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.032 с.)