Театральная, Музыкальная и художественная жизнь Орловского края во второй половине XIX В. Драматический театр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театральная, Музыкальная и художественная жизнь Орловского края во второй половине XIX В. Драматический театр.



Театральная площадь, г. Орел

В культурной жизни провинциального Орла театр занимал особое место. Как наиболее демократичный вид искусства, он привлекал к себе внимание самых разных слоев населения.

В 1862 г. Орел получает ценный подарок от городских властей — у входа в городской сад было построено новое каменное здание театра. Оно выгодно отличалось от предыдущих, включая в себя вместительный 3-ярусный зал, ложи, удобную сцену. До наших дней здание театра не сохранилось, оно погибло от пожара в 20-е гг. XX в.

Среди орловских театральных деятелей той поры самой яркой и крупной фигурой был Петр Михайлович Медведев (1837—1906) — известный русский режиссер, актер. В 1872—1874 гг. он выступал с труппой в Орле. В своих постановках Медведев стремился решать серьезные художественные задачи. Наряду с развлекательными пьесами он активно включал в репертуар лучшие произведения русской драматургии — пьесы Островского, Гоголя, Сухово-Кобылина. За два театральных сезона в Орле было поставлено 18 пьес Островского.

Особенно велика заслуга режиссера в выявлении и воспитании актерских талантов. Медведев годами создавал свой театральный коллектив, тщательно подбирая актеров, заботился о развитии их дарования. В труппе Медведева на орловской сцене выступали М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, В. Н. Давыдов и др. впоследствии знаменитые актеры, прославившие отечественное театральное искусство.

Г. Н. Федотова          

 

Крупным событием в театральной жизни Орла конца XIX в. стали гастроли двух выдающихся русских актрис — П. А. Стрепетовой и Г. Н. Федотовой. Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850—1903) — актриса ярко выраженного драматического дарования, в начале 1870-х гг. завоевавшая симпатии орловской публики исполнением роли Катерины в пьесе «Гроза». Выступления Стрепетовой в Орле в конце ноября — начале декабря 1894 г. были отмечены крупным успехом.

Уроженка Орла, выдающаяся русская актриса Гликерия Николаевна Федотова (1846—1925) неоднократно приезжала в родной город. В 1884 г. орловцы видели ее в роли Кручининой в пьесе «Без вины виноватые», в 1887 г. — в спектакле «Гроза». В ноябре 1895 г. в губернском центре с триумфальным успехом прошли большие гастроли Федотовой, во время которых она выходила на орловскую сцену восемь раз. Мастерству Федотовой в равной степени были подвластны комедийные, бытовые и драматические роли.

Музыкальная жиз нь. Во второй половине XIX в. происходят существенные перемены в развитии музыкальной культуры на Орловщине. Основная роль в этом принадлежала местной интеллигенции. В 1861 г. в Орле возникает первый симфонический оркестр. Его создателем был Венедикт Флорианович Генчель — выходец из Австрии, одно время служивший капельмейстером пехотного полка в Болхове. Ему также принадлежал единственный в то время музыкальный магазин в Орле, являвшийся одним из первых очагов развития музыкального искусства в крае.

Осенью 1861 г. в Орле было создано филармоническое общество, ставившее своей целью популяризацию русской и зарубежной классической музыки. А в январе 1877 г. в губернском центре состоялось торжественное открытие Орловского отделения Русского музыкального общества. Его директором был избран Генчель.

С первых же дней существования предметом особой заботы общества стало развитие музыкального образования в городе. В сентябре 1877 г. в Орле появляется первое музыкальное учебное заведение — музыкальные классы Орловского отделения Русского музыкального общества, позднее переименованные в музыкальное училище. Здесь преподавались история и теория музыки, сольное и хоровое пение, игра на фортепиано, виолончели и скрипке. Деятельность училища благотворно повлияла на состояние музыкальной культуры в городе.

Благодаря деятельности Орловского музыкального общества с конца 1870-х гг. в Орле стали периодически проходить концерты, в которых выступали не только знаменитые русские музыканты, но и зарубежные исполнители. С большим успехом состоялись концерты таких крупных в то время мастеров, как испанский скрипач П. Сарасате, французская певица, ученица Полины Виардо Дезире Арто, выступления которой И. С. Тургенев называл триумфами.

В конце XIX в. оживляется музыкальная жизнь и в уездных городах Орловщины. В 1881 г. создается музыкальное общество в Ельце, в 1892 г. — музыкально-драматический кружок в Ливнах, в 1894 г. — во Мценске. Среди членов уездных музыкальных обществ и кружков встречались и весьма квалифицированные профессионалы. К их числу принадлежал инспектор Болховского городского училища Алексей Алексеевич Крицын, издавший в 1891 г. «Краткий курс хорового пения для учительских семинарий, городских, приходских и сельских училищ».

В истории отечественной музыкальной культуры Орловщина известна прежде всего как родина замечательного русского композитора Василия Сергеевича Калинникова (1866—1900).

 

 В.С.Калинников

 

Калинников — уроженец села Воин Мценского уезда. Как и у многих музыкантов, любовь к музыке и способности к ней у композитора проявились с детства. По окончании Орловской духовной семинарии Калинников успешно сдает экзамены в Московскую консерваторию, но спустя полгода становится студентом музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где проучился 7,5 года.

Мировую известность принесла Калинникову его Первая симфония, законченная в 1895 г. В течение последующих лет она исполнялась в концертах во многих европейских странах и везде имела огромный успех. Композитор, как отмечала критика, положил в основу своей симфонии народную песню, которую он вознес на высокую степень художественности.

Велико значение произведений Калинникова для русской музыкальной культуры. И хотя он успел написать совсем немного, этого достаточно для того, чтобы причислить его к крупнейшим русским композиторам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

- Как развивалась система просвещения на Орловщине во второй половине XIX в.? Какие виды образовательных учреждений существовали в тот период в Орловском крае?

- Какие издания выходили в Орле во второй половине XIX в.?

- Каково значение творческой деятельности В. С. Калинникова?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.006 с.)