Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия эпохи реформации церкви

Поиск

Философия реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление отношений между Церковью, Богом и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были:

· кризис феодализма;

· укрепления класса торгово-промышленной буржуазии;

· ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

· незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, надго-сударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

· кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни;

· распространение в Европе идей гуманизма;

· рост самосознания личности, индивидуализм;

· рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (Лютер, Цвингли, Кальвин) и народное (Мюнцер, анабаптисты, диггерыи др.).

Философия Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода.

Бэкон-эмпирист

Бэкон поставил цель найти путь к глубокому познанию природы, овладению ее стихийными силами. Резко выступив против схоластической философии, Бэкон отстаивал природоведческие, практические познавательные приоритеты. Необходимо отсеивать, проверять истины, выводить их из кропотливого наблюдения за природой и практикой человека. Юрист по образованию, видимо, не понаслышке знакомый с пыточной практикой своего времени Бэкон призывал к применению ее в познавательных актах. Только та природа откроет свои тайны, которую "мучит и терзает" естествоиспытатель. Бэкон настойчиво проводит идею экспериментального насилия, испытания природы. Лучший метод познания по Бэкону - индукция, т. е. восхождение от единичных фактов к обширным познавательным обобщениям. Изучая отдельные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя их различные стороны, ученый получает материал для широких обобщений и выводов.

Философия Бэкона имеет явные дуалистические черты. Он признавал материальную субстанцию, состоящую из атомов. Вместе с тем Бэкон считал реальными божественные предметы. Он предостерегал против вмешательства науки в дела веры, придерживаясь, таким образом, принципа двойственной истины.

25) Учение Декарта, Спинозы и Лейбница.

Рене Декарт

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно: утвердил " новые принципы философии ", способствовал развитию математики, является творцом аналитической геометрии, занимался проблемами физики. Ко всем наукам Декарт пытался применить особенности математического метода познания, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Рационалистический метод Декарта - философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

Суть метода - в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения; разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

Дедукция - это определение неизвестного через ранее познанное и известное.К идеалистическому представлению о полной независимости мысли человека от его тела Декарт приходил в результате развития метода, где начало интеллектуальное было, как единственное истинное, противопоставлено началу телесно – чувственному. Допустимо существование только двух прямо противоположных субстанций. Одна из них – материальная, её атрибут - протяженность. Другая субстанция – духовная, её атрибут - мышление.

Бенедикт Спиноза

Спиноза стремился построить философию на основе достоверных исходных положений. В качестве образца достоверности избрал геометрию с ее аксиомами и строгим выводом теорем.Аксиомы рассматривает в качестве положений, истинность которых усматривается интуитивно. Истины выводятся из определений и аксиом как из логического основания. В качестве субстанции всего сущего он выделил природу.Он утверждал, что в природе нет ничего случайного, а есть только необходимость. Свобода - познание необходимости. Мыслитель не признавал наличия у человека свободы воли, считал это предрассудком. Однако человек в состоянии быть свободным тогда, когда он действует в соответствии с познанной необходимостью. В своем учении о познании Спиноза выступает как рационалист. Он считает мир познаваемым.

Вильгельм Готфрид Лейбниц

Лейбниц, отстаивал мысль о том, что разум и интеллект не сводимы к чувственности. Он полагал, что идеи у человека имеют врожденный характер. Но чтобы извлечь из них знание, необходимы умственные усилия. Для этого надо опираться на логику.

Он отстаивал рационалистическую точку зрения на процесс познания. Как говорил Лейбниц, у многих животных органы чувств развиты гораздо лучше чем у человека, но это не делает их мудрее и разумнее.Согласно Лейбницу люди обладают знаниями, имеющими всеобщий характер, но такие знания из ощущений получить нельзя, поскольку ощущение (например, зрение) не позволяет отличить, что является всеобщим, а что - частным, что случайным, а что - необходимым. Все это человек определяет для себя посредством умозаключений, т.е. разумом. Именно разум является источником необходимых истин.

Он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, -- на высшую -- Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой -- всех сотворенных -- на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). По учению Лейбница, монады - вечны. Они появляются и существуют благодаря непрерывному излучению высочайшей Монады - Божества. Количество излучаемых монад - безгранично, и каждая из них уникальна, неповторима. В человеке сосуществуют две монады: монада тела и монада души, которые совершенно независимы друг от друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.01 с.)