Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборник стихов «вдохновенная поэзия» -

Поиск

         Храмова Галина Павловна – петровская поэтесса

         Знаю, все должно меняться…

Отношение к истории у нас трепетное, как и к нашим предкам. А настоящее, сегодня?! Делай, твори, пробуй не совершать ошибок, не получится.

 

15

Не родился еще на Земле такой человек. Мы все родились здесь, чтобы искупить грехи прошлых жизней, набраться нового опыта. Историю надо уважать, знать и принимать такой, какая она есть, не приукрашивая и не хая ее. (текст самой поэтессы) (Приложение №12)     К Родине

О, Родина! Твои я вижу слезы

И слышу стоны на закате дня…

Как шум листвы срубаемой березы,

Твое дыханье трогает меня.

Мы все – жильцы одной большой Земли!

Нам нужен воздух, солнце и вода.

Родились здесь и в мир Ее вошли.

В нем есть леса, моря пустыни и снега!

Планета очень разнолика, велика.

Места встречаются, где не была ничья ног.

Проблем перед нами, скажем, нелегка.

Жить ГАРМОНИЧНО – вот задача на Века.

Нет большего преступления, чем уродовать и извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая,

вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви.

Прости, Земля!

Землянам этот март принес сюрприз,

Какой еще мы ждем его каприз?!

Что даст природа в лике обновленья?

Какое будет новое ее явленье?

Чем нас природа дальше потрясет?

И сколько жертв людских еще возьмет?!

Мы только часть ее, а думаем иначе.

Прости, ЗЕМЛЯ, мы скоро захлебнемся в плаче!

16

Глава II.

Отражение экологических проблем в произведениях поэтов нашей Родины

К этой же теме примкнул сборник арзамасского поэта А.И. Плотникова «Земная чаша», поэты Шатковского района В.П. Винидиктова, Т.Е. Тихонова, В.П. Агафонов, Н.М. Мирскова, В.Н. Моисеев затрагивают проблемы экологии лесных растений в своих стихотворения, т.к. темы их стихотворений очень актуальны для моей работы.

А теперь рассмотрим стихотворения, посвященные березе поэтами.

Читая стихотворения поэтов, мы обращаем внимание, что во многих их них повторяются одинаковые образы – основные виды деревьев нашего края. Самый яркий образ, который встречается чаще всего – это образ русской березы. Оглянемся в наше далекое прошлое и вспомним, что береза - священное дерево многих народов, символ «Святой Руси». Берёза в славянской мифологии – это дерево начала жизни. Оно символизирует чистоту и верность, весну и воскресение. (Приложение № 13)

 Петровский поэт Валерий Александрович Логашов

 

Уголок земли родной

Белоствольная аллея –

Уголок земли родной!

Я спешу всегда с волненьем

На свидание с тобой.

 

Рядом бор стоит зелёный,

Он в аллею ту влюблённый,

А когда цветёт аллея,

В соснах тоже веселее.

 

Белоствольная аллея –

Уголок родного края!   17

Нет вокруг тебя милее,

Ты любовь моя земная.

Стихотворение Татьяны Евгеньевны Тихоновой «Две березки росли на горе» очень близко известному нам стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Оба поэта одинаково скорбят о погубленной красоте. Люди живут своими заботами, не замечая, что их окружает прекрасное. А когда это прекрасное погублено их рукой, они все равно не видят потери. Тяжесть утраты ощущает только сама природы. Если у Лермонтова пальмы были срублены, чтобы в последний раз принести людям пользу – дать тепло от костра, то у поэтессыберезки «совсем не понять по причине какой были срублены чьей-то злодейской рукой». Здесь природа уже выступает не только как источник различных благ для человека, но и как страдалица, терпящая варварское отношение к себе со стороны человека.

Две березки росли на горе – две сестренки,

Словно свечки из воска изящны и тонки.

 

И совсем не понять по причине какой

Были срублены чьей-то злодейской рукой

 

По зиме были в кружеве и в серебре…

Как же пусто сегодня без них на горе.

 

Мы спешим все в заботах своих и печалях

И погибшей красы этой не замечаем.

Продолжает «березовую тему» Василий Петрович Агафонов в стихотворении «Береза». Используя яркие сравнения «Стоишь разодетой в льняного платья полотно», поэт описывает достоинства березы: она и «вдохновение поэтов», и «Большой Руси на радость, гербом зеленым на Руси», и красива «в жару, в морозы, когда снежинки и листва».     

18

Автор противопоставляет красоту березы и потребительское к ней отношение. Человек видит в березе только дрова.

Экологические проблемы угадываются в подтексте стихотворения В.Н.Моисеева «Белая березонька»: человек уничтожает все живое вокруг себя, а когда уже ничего вокруг не останется, вот тут-то и наступит «на душе печаль». Это стихотворение-предупреждение.

Белая березонька рядышком с сосной

Проросла по осени у тропы лесной!..

Больно исколола ей листики сосна,

Та, что погибала, без корней гнила.

 

Ничего, березонька! Скоро вновь весна!

Скоро отряхнешься ты уже от сна.

Но мешать не будет старая сосна,

Ведь она погибнет! Старая она!

 

Моисеев Владимир Николаевич

Сок березы

Как у раненой березы

Сок течет из раны…

Капает… кап-кап, как слезы,

На края стакана.

 

К ней с ножом подходит каждый

Как бы ненароком.

Утолить людскую жажду

Сладковатым соком.

 

По живому каждый режет,

19

Шрамы оставляет.

Но береза зла не держит,

Всех она прощает.

Много стихов из исследуемых посвящены дереву, которому, также как и березе, приходится терпеть от человека массу проблем. Это ель. Все стихотворения объединены одной темой: «Зима – Новый год – елка», т.е. рубка елок перед новогодними праздниками.

В стихотворениях Валентины Павловны Винидиктовой «В дома опять приходят ёлки» и Василия Петровича Агафонова «Ёлки» описана лесная красавица в новогоднем наряде. Оба поэта с горечью говорят о том, что вся эта красота затеивается людьми лишь на несколько дней. А потом предмет любования, символ нового года ждет печальный конец: «и елки, сняв все украшенья, поставят во дворе в сугроб», «их выбросят… умрут они тихи, несмелы». (Приложение №14)

И елки, сняв все украшенья,

Поставят во дворе в сугроб.

Где смотрят все без сожаленья

На их печальный хоровод…

Агафонов Василий Петрович

Лки

Когда же Новый год пройдет,

И праздник всем себя покажет,

Мы их увидим у ворот

Домов,

Таких радушных

Наших.

 

Их выбросят,

Вот так, дружок,

20

Умрут они тихи, несмелы…

И будет сниться им снежок,

Лесной снежок,

Он белый-белый.

В стихотворении «Спит зимний лес» В.П.Винидиктова смотрит на зимний лес глазами эколога. Он для поэта живой, он спит, но сон у ели очень чуткий: «она лишь дремлет и каждый звук с тревогою приемлет». Она предостерегает людей о том, что «не приживутся ёлки в теплом доме»; радостные новогодние дни «убийством ёлок … не омрачай». Какой же выход из этого? Как создать праздничное настроение? Поэт предлагает: «в лесу ты с ними встречи назначай, в лесу, признаюсь даже интересней». Можно, конечно найти и много других способов, чем заменить лесную красавицу. Но результат будет один: «ёлки будут долго-долго жить».

О, человек! Пожалуйста, запомни:

Нельзя губить волшебную красу!

Не приживутся елки в теплом доме,

Им лучше здесь, в заснеженном лесу.

В стихотворениях В.Ф.Агафонова, В.Макаровой показана беззащитность цветка, здесь «героями» выступают люди, которые «жизни отнимали, не дав расцвести». Люди названы «бездушным врагом».

 (Приложение №15) Агафонов Василий Федорович

Подснежники

Тоненькие, нежные,

Глазками ясны,

Выросли подснежники –

Вестники весны.

Макарова Валентина

Подснежник

Что же вы наделали,

21

Милые друзья!

Вы подснежник маленький

Погубили зря.

Он взошел на радость

Людям на лугу.

А попался под ноги

Бездушному врагу.

Стихотворения Нины Михайловны Мирсковой «Живем сегодняшним лишь днем» и Александра Ивановича Плотникова «Природа дикая цвела» звучат трагически страшно. Человек совсем забыл, что он тоже часть природы. Ведь именно «Природа Человека создала себе на шею». Поэт называет Человека «Самоуверенный нахал», который и создал все экологические проблемы: «он полпланеты распахал, а пол – застроил», «людей и землю отравил дождем кислотным», «поднялся …на звездный гребень», «озоновая брешь зияет в небе», «создал бомбу», «может опрокинуть век». Человек отличается от других живых существ тем, что только он имеет разум, ноавторговорит об этом с неуверенностью: «Нас может опрокинуть век всех в бездну разом… А говорят что человек имеет разум…». Уничтожая природу, человек забыл о духовности, ведь природа источник прекрасного. Поэтому поэтесса взывает не к разуму, а к душе человека: «А где же русская душа, как перед Богом оправдаться?» Живя только сегодняшними проблемами, человек рвет связи между поколениями. Здесь появляется антитеза: временное «Живем сегодняшним лишь днем» и вечное «Коль после – все гори огнем, то, что же детям остается?» (Приложение №16)

О том, что еще не все потеряно для природы, а значит и для самого человека пишут поэты А. И. Плотников в стихотворении «И нам напоминают соловьи» и В. Н. Моисеев «Экология». Он уверен, что есть еще места на земле, которые можно назвать «зеленый рай», где «рычание моторов» заглушают соловьи. Поэт с верой говорит о мире: «Не сгорит он в одночасье. И нам напоминают соловьи, что на земле еще возможно счастье». Авторучит, как этого счастья достичь: «Семь раз отмерь, но резать не спеши»,

«Помочь лесам расти и родникам потечь, помочь земле, чтоб залечила она шрамы». Далее поэт ставит экологическую задачу, которую мы должны решать сообща, всем человечеством: «Природу сохранить, себя сберечь – основа нашей в экологии программы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.81 (0.009 с.)