Партия № 3. Исаак Болеславский - Лайош Штейнер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партия № 3. Исаак Болеславский - Лайош Штейнер



Межзональный турнир, Сальшёбаден 1948

Сицилианская защита [В85]

 

E 4 c 5

Nf 3 Nc 6

D4 cxd4

Nxd4 Nf6

Nc3 d6

Be2 e6

A 6

Be 3 Qc 7

F 4 Na 5

Этот амбициозный ход как минимум сомнителен. Черные пытаются проявить активность при помощи маневра, отнимающего много времени, даже не закончив развитие. Однако они не достигнут своей цели и не смогут ни установить коня на с4, ни разменять его на слона е2. Поэтому лучше было продолжать развиваться безопасным ходом 9... Bе7.

 

Ваш ход. Выберите между:

10. f 5

10. Kh 1

10. Q d3

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Kh 1

2 очка. Белые убирают короля с диагонали g1-a7 с намерением отступить слоном e3 обратно на c1 (после возможного... Nс4). Тогда им нечего будет опасаться на этой диагонали.

Ход 10. Qd3 получает 1 очко — белые на время предотвращают... Nс4 и в будущем собираются играть Rad1 или Rае1, так что слон е3 сможет отступить на исходное поле, не заперев при этом ладью a1.

Выбор белых в партии в какой–то степени лучше, поскольку последнее обстоятельство — запирание ладьи a1 — не столь важно, зато теперь, как мы увидим, белые могут выбрать более конкретный план атаки.

Более прямой возможностью немедленно использовать отсталость черных в развитии является 10. f5! (3 очка). Классическая партия продолжалась таким образом: 10... Nс4?! (10... е5 лучше, хотя и ненамного) 11. Bхс4 Qхс4 12. fxe6 fxe6 13. Rxf6!, и партия Эм. Ласкер — Пирц (Москва 1935) продлилась лишь чуть больше шести ходов: 13... gxf6 14. Qh5+ Kd8 15. Qf7 Bd7 16. Qxf6+ Kс7 17. Qхh8 Bh6 18. Nхе6+ Qхе6 19. Qха8 Bхе3+ 20. Kh1 1–0.

Важность знания классики демонстрирует партия Нанн — А. Соколов, сыгранная через пятьдесят лет после ласкеровского образца на Олимпиаде 1986 г. в Дубае: 1.е4 с5 2. Nf3 е6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nс6 5. Nс3 а6 6. Bе2 d6 7. Bе3 Qс7 8.f4 Nа5?! 9.0–0 Nс4 10.Bхс4 Qхс4 11. f5! Bе7 12. Qg4 h5 13.Qf3 Bf6 14.fxe6 fxe6 15.e5! dxe5 16. Ne4 Qс7 17.Qg3 Ne7 18. Rad1! h4 19. Nxf6+ gxf6 20.Qg7 Rf8 21. Rxf6 Rxf6 22.Qxf6 Qd6 23. Bg5 exd4 24. Rxd4 Nd5 25. Rxd5 1–0.

B e7

Ваш ход. Выберите между:

11. e5

11. Qe1

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

11.  Qe1!

2 очка. Вот в чем была идея хода Kh1: ферзь оставляет место слону е3, как и в случае с 10. Qd3, с той разницей, что с e1 он пойдет на g3, создавая угрозы королевскому флангу. Все это сейчас может показаться банальным, но в те времена, когда игралась партия, дело обстояло по-другому.

Вполне приемлема жертва пешки 11.е5 (1 очко). Если черные примут ее — 11...dxe5 12.fxe5 Qхе5?! (предпочтительнее 12... Nd7, и белые ответят 13. Bf4), белые получают лучшую позицию после форсированной серии ходов: 13. Bf4 Qс5 14. Nа4 Qа7 15. Bс7 b5 16. Bха5! bxa4 17. Bf3 Bb7 18. Nc6.

Делая ход в партии, белые собираются завершить свое развитие, прежде чем приступить к активным действиям.

Nс4

B c1 b 5

Ваш ход

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

B 3

2 очка. Желательность маневра... Nа5-с4 — под вопросом.

N b 6

Ваш ход. Выберите между:

14. Bd3

14. Bf3

14. а3

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Bf 3

2 очка. Это не только защищает пешку е4, как было бы в случае 14. Bd3 (0 очков), но придает еще больший вес угрозе е5. В данной позиции важнее нацелиться на ферзевый фланг, чем на королевский посредством Bd3.

За предусмотрительное 14. а3 с предотвращением одного-единственного неприятного хода, имеющегося в распоряжении черных, вы также получаете 2 очка.

Bb 7

Что вы приготовили на 14... b4?

Ваш ход после 14... b 4. Выберите между:

15. е5

15. Nd1

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Ответ:

Скрытая угроза — 15.е5 (1 очко), которая фактически приводит к выигрышу качества после 15... Qхс3 16.Qхc3 bхc3 17. Bха8 Nха8 18. exf6 Bxf6, и здесь лучше всего избавиться от слона f6 посредством Nе2 и Be3, затем в нужный момент начать наступление пешечным большинством на ферзевом фланге. Однако это не так-то легко — у черных за качество пешка, прочная структура в центре и сильный конь на d5.

Скромное отступление 15. Nd1 (2 очка) перспективнее, так как пешке b4 потребуется за щита. Белые могут продолжать с4, и вскрытие линии «с» только сыграет им на руку. Вариант 15... е5 16.Nf5 Bxf5 17.exf5 Rс8 18. Qхb4!? ни в коем случае не решает проблем черных.

A3   Nbd7

Ваш ход

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Bb 2

2 очка. Никакие другие ходы не заслуживают очков. Этот ход делает подрыв е5 еще сильнее. Перевод слона e3 на поле b2, стоивший четырех темпов, принес больше пользы, чем перемещение коня c6 на d7, на что были затрачены те же четыре темпа.

 

Ваш ход. Выберите между:

16... 0–0

16... Nc5

16... Rb8

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

N с5?

Черные продолжают маневрировать, не придавая значения развитию и недооценивая опасность оставления короля в центре. Вы потеряли 1 очко, если выбрали этот ход.

Лучше выглядит предложение Белявского 16... Rb8 (1 очко). Слон b7 защищен, и при первой возможности черные рокируют.

16... 0–0 кажется ошибкой — вот почему было предложено 16... Rb8 — но на самом деле заслуживает 3 очков, так как не опасно 17.е5 (может последовать 17. Qg3 с отличной позицией).

Почему не стоит опасаться центрального выпада? Ваш ход после 17. е5.

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Ответ:

Можно взять пешку: 17... dxe5 18. fxe5 Nхе5! (3 очка), и в случае 19. Bxb7 у черных есть промежуточный ход 19... Neg4!. Тогда 20.Nf3 Qxb7 21.h3 Nh6 22.g4 Nd5 недостаточно хорошо для белых. 19. Qg3 Bxf3 20.Nxf3 Bd6 21.Nxb5 axb5 22. Bхе5 (хуже 22. Nхе5? Nd7! с дальнейшим... f6) 22...Bхе5 23.Qхе5 Qхс2 также неопасно.

Вернемся теперь к 16... с5?:

Ваш ход

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

17.  b 4!

3 очка. «И теперь черным придется выбирать одно из двух зол», — резюмировал Болеславский.

 

Ваш ход. Выберите между:

17... Nсd7

17... Nа4

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

17. ...    Ncd7?!

Черные выбирают большее зло. Лучше 17...Nа4 (1 очко), и хотя 18.Nха4 bха4 19.с4! дает белым перевес, «по крайней мере, черные могут завершить развитие», согласно Болеславскому. Пешку брать нельзя — на 19... Qхс4? белые ответят 20. Rс1 Qа2 (или 20...Qd3 21.е5 Nd5 22. Bе4) 21. Qе2, и ферзь погибает.

Ваш ход

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

18. е5!

3 очка. Белые вскрывают центр в идеальных условиях. Вы теряете 2 очка, если выбрали другой ход, даже если он сохраняет преимущество. Как сказал бы Бент Ларсен: «Нельзя упускать такую возможность!»

Теперь 18... Ng8 не проходит из–за простой комбинации: 19. exd6 Bxd6 20. Ncxb5 ахb5 21. Nxb5 Qb6 22. Nxd6+ Qxd6 23. Bxb7.

Dxe5

Fxe5 Ng8

Неприятный, но необходимый ход. Сейчас нельзя играть 19... Nхе5 20. Bxb7 Neg4 из-за 21. Bc6+. Вариант 19...Nd5 20. Nxd5 exd5 21.е6 (или 21. Nf5) также не подходит для черных.

 

Ваш ход

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Qg3

2 очка. Этот ход венчает абсолютный успех идеи, начатой ходами 10. Kh1 и 11. Qe1. Он принуждает противника к новому отступлению, так как на 20...g6 последует 21. Bхb7 Qxb7 22. Qf4 с решающим преимуществом.

 

Bf8

Ваш ход. Выберите между:

21. Rае1

21. Ndxb5

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

R ае1

3 очка. Белые могут выиграть материал: 21. Ndxb5 (1 очко) с возможным продолжением 21... ахb5 22. Nхb5 Qb6 23.Bxb7 Qхb7 24.Nd6+ Bxd6. Однако здесь ситуация неясна — например, 25.Qxg7 (интересно также 25. exd6 Ngf6 26.c4) 25...0–0–0, и теперь 26. Qхh8 Ngf6 27.Qg7 Bxе5! 28.Bхе5 Rg8 или 26.exd6 Ngf6 27.Qxf7 Rhg8 и т. д.

Понятно, что белые хотят большего, вводя свою единственную не работающую фигуру в игру.

N h 6

21... Nb6 с защитой пункта f7 и с целью рокировать не сработает из–за 22.Bxb7 Qхb7 23.Nе4.

Как бы вы закончили партию в случае 23...0–0–0?

Ваш ход после 23...0–0–0.

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Ответ:

Последовало бы простое 24. Nхе6 fxe6 25.Rxf8 и т. д. (1 очко).

Bx b 7 Qх b 7

Ваш ход

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

23.  B с1!

3 очка. Слон успешно выполнил свое задание на b2 и теперь ищет для себя новые горизонты. Белые угрожают сыграть 24. Bxh6, сдваивая пешки на королевском фланге черных, а затем играя Nе4, но это не самая их главная угроза.

G6

 

Как вы сыграете против 23... N b 6 с защитой пункта f7 и намерением рокировать? Есть несколько возможностей, предоставляющих белым солидный перевес.

Ваш ход после 23...N b 6.

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Ответ:

Помимо 24. Bxh6 gxh6 25. Nе4 (1 очко), Болеславский указывает другое продолжение: 24. Bg5!, и черные не могут рокировать на ферзевый фланг. Игра могла продолжаться так: 24... Qd7 25.Rd1 Nd5 26. Nxd5 Qxd5 27. Bxh6 gxh6 28. Nxb5! Qхb5 29. Qf3 Rа7 30. Qf6 с выигрышем белых. Вам дается 1 очко, если вы указали ход 24. Bg5!.

 

Ваш ход. Выберите между:

24. Qе4

24. Nхе6

24. Bxh6

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

24. Bx h 6!

3 очка. Не важно то, что пешки черных при этом не сдваиваются. Этим ходом белые устраняют защитника пункта f7, выигрывая еще больше темпов для вторжения на вражескую территорию. За эффективное, но неторопливое 24. Nе4 вы получаете 1 очко; за 24. Nхе6 — ни одного, так как этот ход может дать черным встречные шансы после 24...fxe6 25. Bxh6 Bxh6 26.Qh3 Qc6! и т. д.

B xh6

Ваш ход. Выберите между:

25. Nе4

25. Qh3

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Q h 3

2 очка. Белые атакуют слабую пешечную структуру черных и выигрывают время. Также возможно 25.Nе4, но это позволит черным дольше сопротивляться после 25...0–0 и потому не заслуживает очков.

Bg5

Аналогично продолжался бы ход борьбы в партии после 25... Bg7, а на 25... Bd2 будет сыграно 26. Nе4!. Болеславский отмечает следующий вариант, направленный против хода 25... Qb6: 26. Qхh6 Qxd4 27. Nе4 Nхе5 (больше ничего не остается) 28. Nf6+ Kе7 29.Rd1 Qc3 30.Nе4 Qс7 31.Qg5+ Kf8 32.Nd6.

Признав, что продолжение 25... B f8 не внушает доверия, как бы вы закончили партию?

Ваш ход после 25... Bf8.

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Ответ:

Партия закончилась бы другой временной жертвой: 26.Nхe6! (2 очка) 26...fxe6 27.Qхе6+ Kd8 (или 27...Be7 28.Nd5 с победой) 28.Rf7 Rа7 29. Rd1, и белые выигрывают. Менее решительно, но не менее эффективно 26. Nе4, и за этот ход дается 1 очко.

Nе4 Be7

Ваш ход

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

27. R х f 7!

3 очка. Отличный выигрывающий удар! За другие ходы очков не дается.

Qd5

Если черные сыграют 27... Kхf7, белые выигрывают посредством 28.Qхе6+ Kf8 (28... Kе8 29. Nd6+) 29. Rf1+ и т. д.

 

Ваш ход

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

28.  R хе7+

2 очка. Самое энергичное.

Kхе7

29.  Q h 4+ K f 7

В случае 29... Kf8 белые быстро матуют естественным 30. Rf1+ (если 30... Kg7, то 31.Qе7+ Kh6 32. Rf3 Qхе5 33. Rh3+ Qh5 34. Rxh5+ gxh5 35. Qg5#) 31.Qе7 Rf8 32. Rxf8+ Nxf8 33. Nf6#.

30.  Nd6+

30. Rf1+, по-видимому, немного быстрее, но это несущественно меняет ситуацию.

Kg7

Или 30... Kg8 31.Qе7 Rf8 32. Nхе6 Qхе5 33. Qxf8+ Nxf8 34. Rхе5 с решающим материальным преимуществом у белых.

31.  Qе7+ K h 6

Ваш ход

 

~~~~~~

*

*

*

*

*

*

*

*

*

R e3

1 очко. 1–0

 

Уроки, которые следует извлечь из этой партии:

1)    Знание классики никогда не помешает (10. f5!).

2)    В открытой позиции следует уделить внимание отсталости в развитии.

3)    Не бросайтесь необдуманно в осложнения, если у вас есть возможность просто усилить позицию, а у соперника ее нет (21. Rае1!).

 

Максимальная оценка — 47 очков.

42 очков или больше — супергроссмейстер.

Между 35 и 41 очками — гроссмейстер.

Между 28 и 33 очками — международный мастер.

Между 20 и 27 очками — очень хорошо сыграно!

Между 10 и 19 очками — совсем неплохо.

Меньше 10 очков — что ж, возможно, вы усвоили кое-какие уроки для себя во время выполнения этого задания...

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.146 с.)