Цели и задачи (результат занятия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи (результат занятия)



Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)

Кафедра терапии, гематологии и трансфузиологии (ФПК и ППВ) лечебного факультета

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕМАТОЛОГИЯ, ТРАНСФУЗИОЛОГИИ»

 

Дисциплина – «ГЕМАТОЛОГИЯ, ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ»

 

Индекс ОПД Б1.Б.40

Направление подготовки/специальность 31.05.01 Лечебное дело

 

Профиль подготовки 31.05.01 Лечебное дело

 

 

Квалификация (степень) Врач-лечебник (из приказа от 10.04.2017г. №320 МОН РФ)

 

Форма обучения очная

 

Курс III – IV- VI

 

Семестр 6, 8, 11

 

Электронная версия методических указаний

 

находится на сайте университета www.ngmu.ru,

web – страница кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии (ФПК и ППВ)

и доступна только зарегистрированным пользователям


 

 



Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующая кафедрой

Терапии, гематологии и трансфузиологии (ФПК и ППВ)

 

Поспелова Т.И. _______________

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

Практическое занятие по теме № 1

 

«Современные методы обследования больных с заболеваниями системы крови. Симптоматология анемий: классификация, основные клинические синдромы»

 

 

Дисциплина – «Гематология, трансфузиология»

 

Индекс ОПД Б1.Б.40

Направление подготовки/специальность 31.05.01 Лечебное дело

 

Профиль подготовки 31.05.01 Лечебное дело

 

 

Квалификация (степень) Врач-лечебник (из приказа от 10.04.2017г. №320 МОН РФ)

 

Форма обучения очная

 

 

Курс 3

 

Семестр 6

 

 

Регистрационный №

 

Экземпляр №______


 


Методические указания для студентов по дисциплине «Гематология, трансфузиология» составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от «09» февраля 2016 г. № 95.

 

Методические указания разработал(и):

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, у ченое звание Кафедра
1 2 3 4
Лямкина А.С. Доцент кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии Кандидат медицинских наук кафедра терапии, гематологии и трансфузиологии ФПК и ППВ
Гребенюк А.А. Ассистент кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии   кафедра терапии, гематологии и трансфузиологии ФПК и ППВ

Рецензент(ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Солдатова Г.С. Зав. кафедрой внутренних болезней Д.м.н., профессор Кафедра внутренних болезней НГУ
Паначева Л.А. Профессор кафедры госпитальной терапии и медицинской реабилитации Д.м.н., доцент Госпитальной терапии и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО НГМУ

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии (ФПК и ППВ) лечебного факультета

Протокол № 9 от «14» июня 2017 г.

 

Зав. кафедрой _________________ Т.И. Поспелова

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии

 

по внутренним болезням

Протокол № 5 от 23.06.2017г.

 

Председатель ЦМК ____________________________ Н.Л. Тов


 


Введение

 

Анемия – это клинико-гематологический синдром, характеризующийся снижением уровня гемоглобина и/или эритроцитов в единице объема крови. Умение интерпретировать физикальные и лабораторно-инструментальные (параклинические) данные при исследовании центральных и периферических органов гемопоэза позволяет оценить состояние системы крови пациента в норме и при патологии. Диагностика анемии включает в себя сбор анамнеза, проведение физикального осмотра больного (осмотр кожного покрова и видимых слизистых оболочек, пальпация периферических лимфатических узлов, аускультацию легких, сердца, пальпацию печени, перкуссию печени, пальпацию селезенки, перкуссию селезенки), анализ результатов лабораторных и инструментальных исследований. Для студентов 3-го курса лечебного факультета важно знать общую семиотику анемического синдрома, уметь выделять клинические и параклинические признаки анемии.

Учитывая высокую распространенность различных видов анемий в практической деятельности врача-клинициста любой специальности, студентов 3-го курса помимо навыков диагностики также необходимо ознакомить с современными подходами к лечению и профилактике анемии.

 

Подготовка к занятию

 

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

 

 

 

Содержание

Форма контроля
п/п

 

         
2.1.

 

Повторить:

Самоконтроль
 

 

Б1.Б.17 должен знать патологические изменения структуры костного мозга при различных видах анемий

 
 

 

Б1.Б.23 должен знать патогенез различных видов анемий

 
 

 

Б1.Б.41 должен владеть методикой обследования больного и

 
 

 

знать семиотику анемий

 
 

 

Б1.Б.43 должен знать методологии клинического диагноза,

 
 

 

уметь проводить дифференциальный поиск различных видов анемий

 
 

 

Б1.Б.51 неотложные состояния в течении анемий различного генеза

Б1.Б.13 биохимические особенности течения различных видов анемий

 
 

 

 

 
2.2.

 

Изучить материал лекции № 1. Тема:

Самоконтроль
 

 

«Современные методы обследования больных с заболеваниями системы крови. Симптоматология анемий: классификация, основные клинические синдромы.»

 
2.3  

Прочитать учебники:

 

1. Пропедевтика внутренних болезней: учебник с приложением на компакт-диске/ Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 848 с.

2. Внутренние болезни: учебник для студентов медицинских вузов с компакт-диском в 2т./ ред.: Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, А.И. Мартынов.- Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1246 с.

 

Самоконтроль
 

 

 

 
 

 

 

     
2.4.

 

Изучить дополнительную литературу:

 

Самоконтроль

 

1. Гематология: национальное руководство / ред. О. А. Рукавицына. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 776 с.

2. Избранные вопросы клинической лабораторной диагностики: Гематология. Общеклинический раздел: электронное учебное издание / сост. И. В. Пикалов, Э. Я. Журавская, М. В. Паламарчук [и др.]. - Новосибирск: Центр очно-заочного образования ГОУ ВПО НГМУ Росздрава, 2008

 

               


 

 

 
2.5.

Ознакомиться с основными положениями по теме занятия (п.

Текущий (и рубежный)
 

9.2.), решить тестовые задания(п.9.3.)

к методическим

контроль
 

указаниям для студентов

     
2.6.

Интерпретировать гемограмму из материалов по системе самоконтроля

Текущий (и рубежный)
 

по теме: Современные методы обследования больных с заболеваниями системы крови. Симптоматология анемий: классификация, основные клинические синдромы

контроль
2.7.

Быть готовым ответить на следующие вопросы:

    Самоконтроль,
 

 

1. Нормальные показатели общего анализа крови. Структура и показатели гемограммы.

2. Терминология, используемая при изменениях показателей гемограммы.

3. Анемия. Определение понятия, классификация (этиопатогенетическая и по общему анализу крови).

4. Симптомы и синдромы анемий (железодефицитной анемии, В12дефицитной анемии, фолиеводефицитной анемии, гемолитической анемии, апластической анемии).

5. Особенности анализа крови при анемиях: железодефицитной анемии, В12дефицитной анемии, фолиеводефицитной анемии, гемолитической анемии, апластической анемии.

6. Методы диагностики анемий.

 

 

текущий (и рубежный)
           контроль
             

Требования к форме одежды, оснащению

 

Организация и проведение учебного процесса осуществляется кафедрой терапии, гематологии и трансфузиологии (ФПК и ППВ) без отступления от требований ГОС ВПО по специальности. Все обучающиеся присутствуют на занятиях в медицинских халатах, в сменной обуви.

 

Оснащение: фонендоскоп,тонометр.

 

Сидеропенический синдром

- трофические изменения волос (истончение волос, усиленное их выпадение, раннее поседение). Появляется ломкость ногтей, поперечная их исчерченность, зазубренность ногтевого края, искривление ногтевой пластинки, уплощение, вогнутость ногтей вплоть до ложкообразных (койлонихия), нередко наблюдается недержание мочи, особенно у детей;

- извращение вкуса: пристрастие к сырому мясу, тесту, к мелу, зубному порошку, резинке для стирания и т.д. Больных привлекают запахи плесени, бензина, керосина, ацетона и т.д. (синдром pica chlorotica);

 

- атрофия слизистой оболочки языка, ангулярный стоматит и глоссит, наклонность к образованию кариеса зубов. При исследовании слизистой оболочки пищевода выявляются участки ороговения, атрофические изменения в слизистой и в мышечной оболочке пищевода, что может проявиться сидеропенической дисфагией (с-м Пламмера-Винсона-Бехтерева). Наличие любого из перечисленных симптомов может иметь самостоятельное диагностическое значение, указывающее на дефицит железа.

 

4. Фуникулярный миелоз – неврологический синдром характерный для В12-дефицитной анемии. В основе неврологических проявлений лежит демиелинизация нервных волокон спинного мозга. Из-за нарушения синтеза жирных кислот вследствие недостатка активной формы витамина В12-5-оксиаденозилкобаламина, которая катализирует образование янтарной кислоты из метилмалоновой, участвует в синтезе миелина и активизирует нейроны головного и спинного мозга, особенно задних и боковых его стволов. Отмечается дистальная парестезия,боли, периферическая полинейропатия, расстройства чувствительности, повышение сухожильных рефлексовонемения, ощущения постоянного холода в нижних конечностях, парезы и периферические параличи, нарушение функции тазовых органов, обоняния, вкуса, атрофия мышц.

9. 2. Основные положения темы:

А. Железодефицитные анемии (ЖДА)

1.Хроническая постгеморрагическая ЖДА, обусловленная потерей крови.

2.Хроническая ЖДА при повышенном расходовании железа:

                   а) при беременности и лактации;

                   б) в период роста и созревания

3.ЖДА при недостаточном исходном уровне железа (недостаточный запас

 при рождении).

4.Нутритивная (или алиментарная) ЖДА.

5.ЖДА при резорбционной недостаточности железа:

                   а) постгастрорезекционная и агастральная;

                   б) анэнтеральная и энтерогенная

6.ЖДА при нарушении транспорта железа (гипо- и антрансферринемия).

Е. Метапластические анемии

1.При гемобластозах.

2.При метастазах рака в костный мозг.

 

       III ГРУППА: АНЕМИИ ВСЛЕДСТВИЕ ПОВЫШЕННОГО КРОВОРАЗРУШЕНИЯ (ГЕМОЛИТИЧЕСКИЕ).

А. Наследственные гемолитические анемии (внутриклеточные)

1.Обусловленные нарушением формы и структуры мембраны эритроцитов.

2.Обусловленные дефицитом ферментов в эритроците.

3.Обусловленные нарушением синтеза Нb - гемоглобинопатии:

                   а) талассемии (малая и большая);

                   б) носители аномальных стабильных гемоглобинов С, Д, Е;

                   в) носители аномальных нестабильных гемоглобинов;

                   г) серповидно-клеточные анемии.

4.Обусловленные избыточным синтезом порфиринов (эритропоэтическая протопорфирия).

       Б. Приобретенные гемолитические анемии (внутриклеточные и внутрисосудистые)

Внутриклеточные гемолитические анемии (преимущественно):

1.Иммунные:

а) аутоиммунные: - парциальная красноклеточная аплазия с антителами к эритрокариоцитам костного мозга;

- пароксизмальная холодовая гемоглобинурия, обусловленная тепловыми и холодовыми агглютининами;

б) гетероиммунные: - лекарственные и инфекционные

в) изоиммунные: -гемолитическая болезнь плода и новорожденного;

- посттрансфузионная

2.Гиперспленические гемолитические анемии.

Внутрисосудистые гемолитические анемии:

1.Пароксизмальная ночная гемоглобинурия Маркиафава-Микели.

2.Анемии, обусловленные механическим повреждением эритроцитов:

                   а) при протезировании клапанов сердца или сосудов;

                   б) маршевая гемоглобинурия;

                   в) при ДВС-синдроме и т.д.

2.Анемии, обусловленные экзоэритроцитарным гемолитическим фактором:

                   а) токсические гемолитическими яды (грибной, змеиный, кислоты и т.д.);

                   б) бактериальные токсины;

                   в) трансфузионные;

3.Симптоматические (при хроническом лимфолейкозе, коллагенозах и т.д.).

 

             Помимо этиопатогенетической классификации, анемию нужно дифференцировать по показателю MCH, уровню ретикулоцитов, размеру эритроцитов (показатель MCV) и степени тяжести анемии в зависимости от уровня Нв. Эти характеристики позволят (помогут) оценить состояние эритропоэза в целом и определить вариант анемии.

 

Анемии классифицируются:

       по показателю MCH

                   нормохромная 27-31 пг

                   гипохромная < 27 пг

                   гиперхромная >31 пг

       по уровню ретикулоцитов, свидетельствующему об активности эритропоэза в костном мозге:

                   норморегенераторная 5-10 %о; - при отсутствии анемии. При анемии и адекватном, активированном эритропоэзе в костном мозге уровень ретикулоцитов должен быть несколько выше, в противном случае анемию можно рассматривать как гипорегенераторную. Следует высчитывать регенераторный индекс (РИ). Регенераторный индекс вычисляется с поправкой на тяжесть анемии и отражает реакцию на нее костномозгового кроветворения

           РИ = 0,5 х (уровень ретикулоцитов х гематокрит больного/гематокрит в норме)

           При норме Ht у Ж – 43%, у М – 42%.

                   гиперрегенераторная 15 %о;

                   гипорегенераторная 5 %о;

       по размеру эритроцита (показатель MCV):

                   микроцитарная < 80ft;

                   нормоцитарная 80ft < MCV < 100ft;

                   макро (мегало) цитарная MCV > 100ft;

       по степени тяжести в зависимости от уровня Нв:

                   легкая - <120 (Ж) - <130 (М) - до 90 г/л;

                   средняя 90-70 г/л;

       тяжелая - < 70 г/л


 

 

9.3. Тестовые задания. Выберите один правильный ответ.

 

1. Какой уровень гемоглобина соответствует анемии средней степени тяжести:

1) 120-90 г\л,

2) 90-70 г\л,

3) 100-60 г\л,

4) 100-80 г\л,

5) менее 70 г\л.

 

 

2. В классификацию анемий по этиопатогенетическому принципу (И.А.Кассирский и Г.А.Алексеева) НЕ входят анемии в результате:

1) усиленного кроворазрушения,

2) кровоперераспределения,

3) снижения кровообразования,

4) острой и хронической кровопотери,

5) все группы анемий имеют место быть.

 

3. Гиперспленизм -это:

1) увеличение размеров селезенки,

2) положительный перитонеальный симптом,

3) усиление функции селезенки,

4) воспаление селезеночной капсулы,

5) болезненность селезенки при пальпации

 

4. Спленомегалия - это:

1) увеличение размеров селезенки,

2) положительный перитонеальный симптом

3) усиление функции селезенки,

4) воспаление селезеночной капсулы,

5) болезненность селезенки при пальпации.

 

5. Острая постгеморрагическая анемия по цветовому показателю

1) Гиперхромная

2) Гипохромная

3) Нормохромная

 

6. Аутоимунная гемолитическая анемия по регенераторной способности костного мозга:

1) Арегенераторная

2) Гипорегенераторная

3) Норморегенераторная

4) Гиперрегенераторная

 

7. Железодефицитная анемия по размеру клеток:

1) Микроцитарная

2) Нормоцитарная

3) Макроцитарная

4) Мегалоцитарная

 

8. Извращение вкуса и обоняния, поражение кожи и ее придатков наблюдаются при анемии

1) В12-дефицитной

2) Гипопластической

3) Гемолитической

4) железодефицитной

 

9. Клиника В12-дефицитной анемии

1) извращение вкуса и обоняния

2) жжение в языке, парестезии

3) рвота «кофейной гущей» и дегтеобразный стул

4) отрыжка горьким, боль в правом подреберье

 

10. Желтуха, спленомегалия, темный цвет мочи наблюдаются при анемии

1) Апластической

2) Гемолитической

3) Железодефицитной

4) острой постгеморрагической

 

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ: 1 — 2; 2 — 2; 3 — 3; 4 — 1; 5 — 3; 6 — 4; 7 — 1; 8 — 4; 9 — 2; 10 — 2.

 

9.4. Критерии оценок деятельности студента при освоении учебного материала (при самоконтроле, при текущем (и рубежном) контроле)

 

Критерии оценки:

 

«неудовлетворительно» - до 69 % правильных ответов - не обладает необходимым объемом знаний;

«удовлетворительно» - 70-79% правильных ответов - обладает необходимыми знаниями, но не в полном объеме;

«хорошо» - 80- 89% правильных ответов – обладает достаточным объемом знаний; «отлично» - 90-100% правильных ответов – обладает знаниями в полном объеме.


 

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующая кафедрой

Терапии, гематологии и трансфузиологии (ФПК и ППВ)

 

Поспелова Т.И. _______________

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

Практическое занятие по теме № 2

 

«Симптоматология острых и хронических лейкозов: кроветворение в норме и при гемобластозах, классификация, основные клинические синдромы»

 

 

Дисциплина – «Гематология, трансфузиология»

 

Индекс ОПД Б1.Б.40

Направление подготовки/специальность 31.05.01 Лечебное дело

 

Профиль подготовки 31.05.01 Лечебное дело

 

 

Квалификация (степень) Врач-лечебник (из приказа от 10.04.2017г. №320 МОН РФ)

 

Форма обучения очная

 

 

Курс 3

 

Семестр 6

 

 

Регистрационный №

 

Экземпляр №______


 


Методические указания для студентов по дисциплине «Гематология, трансфузиология» составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от «09» февраля 2016 г. № 95.

 

Методические указания разработал(и):

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, у ченое звание Кафедра
1 2 3 4
Лямкина А.С. Доцент кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии Кандидат медицинских наук кафедра терапии, гематологии и трансфузиологии ФПК и ППВ
Гребенюк А.А. Ассистент кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии   кафедра терапии, гематологии и трансфузиологии ФПК и ППВ

Рецензент(ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Солдатова Г.С. Зав. кафедрой внутренних болезней Д.м.н., профессор Кафедра внутренних болезней НГУ
Паначева Л.А. Профессор кафедры госпитальной терапии и медицинской реабилитации Д.м.н., доцент Госпитальной терапии и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО НГМУ

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии (ФПК и ППВ) лечебного факультета

Протокол № 9 от «14» июня 2017 г.

 

Зав. кафедрой _________________ Т.И. Поспелова

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии

 

по внутренним болезням

Протокол № 5 от 23.06.2017г.

 

Председатель ЦМК ____________________________ Н.Л. Тов


 


Введение

 

Под лейкозами понимают злокачественные опухоли кроветворной ткани с первичной локализацией в костном мозге и дальнейшей диссеминацией в периферической крови, селезенке, лимфатических узлах, других органах и тканях. Частота острых лейкозов в большинстве стран, в том числе России, составляет 3-4 случая на 100 тысяч населения в год. У детей острый лейкоз является наиболее частым злокачественным новообразованием, у взрослых он занимает 10-12 место. Заболеваемость ОЛ имеет 2 пика: у детей в возрасте 2-10 лет и взрослых старше 60-70 лет. Преобладающей формой у детей является острый лимфобластный лейкоз (85-90%), у взрослых – острый миелобластный лейкоз (85-90%). Заболеваемость хроническим миелолейкозом составляет 1-1,7 на 100 тыс. населения, и занимает пятое место по распространенности среди лейкозов у взрослых. Пик заболеваемости отмечается в 40-50-летнем возрасте. Хронический лимфолейкоз - наиболее частый вид лейкозов, который диагностируется у взрослых. Заболеваемость хроническим лимфолейкозом представляет в среднем 3,3 на 100 тыс. населения, а у лиц старше 65 лет возрастает до 20 на 100 тыс. населения. Средний возраст больных на момент выявления заболевания - 64 года. Актуальность своевременной диагностики и лечения лейкозов вытекает из трудностей при медицинском ведении пациентов данной категории.

Знания и умения, полученные на практическом занятии, будут контролироваться в форме тестового контроля, решения ситуационных задач, интерпретации гемограмм.

 

Подготовка к занятию

 

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

 

 

 

Содержание

Форма контроля п/п

 

          2.1.

 

Повторить:

Самоконтроль  

 

Б1.Б.17 должен знать патологические изменения структуры костного мозга при острых и хронических лейкозах

   

 

Б1.Б.23 должен знать патогенез острых и хронических лейкозов

   

 

Б1.Б.41 должен владеть методикой обследования больного и

   

 

знать семиотику лейкозов

   

 

Б1.Б.43 должен знать методологии клинического диагноза

   

 

 

   

 

Б1.Б.51 неотложные состояния в течении острых и хронических лейкозов

Б1.Б.13 биохимические особенности течения острых и хронических лейкозов

   

 

 

  2.2.

 

Изучить материал лекции № 2. Тема:

Самоконтроль  

 

«Симптоматология острых и хронических лейкозов: кроветворение в норме и при гемобластозах, классификация, основные клинические синдромы.»

  2.3  

Прочитать учебники:

 

1. Пропедевтика внутренних болезней: учебник с приложением на компакт-диске/ Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 848 с.

2. Внутренние болезни: учебник для студентов медицинских вузов с компакт-диском в 2т./ ред.: Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, А.И. Мартынов.- Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1246 с.

 

Самоконтроль  

 

 

   

 

 

      2.4.

 

Изучить дополнительную литературу:

 

Самоконтроль

 

3. Гематология: национальное руководство / ред. О. А. Рукавицына. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 776 с.

4. Избранные вопросы клинической лабораторной диагностики: Гематология. Общеклинический раздел: электронное учебное издание / сост. И. В. Пикалов, Э. Я. Журавская, М. В. Паламарчук [и др.]. - Новосибирск: Центр очно-заочного образования ГОУ ВПО НГМУ Росздрава, 2008

 

               


 

 

 
2.5.

Ознакомиться с основными положениями по теме занятия (п.

Текущий (и рубежный)
 

9.2.), решить тестовые задания(п.9.3.)

к методическим

контроль
 

указаниям для студентов

     
2.6.

Интерпретировать гемограмму из материалов по системе самоконтроля

Текущий (и рубежный)
 

по теме: Симптоматология острых и хронических лейкозов: кроветворение в норме и при гемобластозах, классификация, основные клинические синдромы.

контроль
2.7.

Быть готовым ответить на следующие вопросы:

    Самоконтроль,
 

 

1. Лейкозы. Определение понятия, классификация.

2. Основные этиологические факторы и патогенетические механизмы развития лейкозов.

3. Основные клинические и параклинические синдромы при острых и хронических лейкозах.

4. Диагностика острых и хронических лейкозов (клинический анализ крови, стернальная пункция, трепанобиопсия, значение цитоморфологического исследования, цитогенетического исследования, иммунофенотипирирования, цитохимического исследования в диагностике лейкозов).

5. Осложнения при острых и хронических лейкозах.

6. Особенности ведения больных с острыми и хроническими лейкозами.

7. Подходы к терапии острых и хронических лейкозов.

текущий (и рубежный)
           контроль
             

Требования к форме одежды, оснащению

 

Организация и проведение учебного процесса осуществляется кафедрой терапии, гематологии и трансфузиологии (ФПК и ППВ) без отступления от требований ГОС ВПО по специальности. Все обучающиеся присутствуют на занятиях в медицинских халатах, в сменной обуви.

 

Оснащение: фонендоскоп,тонометр.

 

ГЛОССАРИЙ

Острый лейкоз – это злокачественная опухоль кроветворной ткани, морфологическим субстратом которой являются незрелые бластные клетки.

Хронический лейкоз – это злокачественная опухоль кроветворной ткани, морфологическим субстратом которой являются преимущественно зрелые клетки крови, которые достигли определенного уровня дифференцировки.

Хронический миелолейкоз – это злокачественная опухоль кроветворной ткани, морфологическим субстратом которой являются клетки миелоидного ряда, преимущественно гранулоциты.

Хронический лимфолейкоз – это лейкоз с поражением лимфоцитарного ростка, который характеризуется тем, что морфологическим субстратом опухоли являются зрелые, но функционально неполноценные лимфоциты. В-клеточный вариант хронического лимфолейкоза встречается в 95% случаев, Т-клеточный вариант - соответственно в 5% случаев.

9.2. Основные положения темы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

Практическое занятие по теме № 3

 

«Симптоматология геморрагических диатезов: нормальный гемостаз и его нарушения, классификация, основные клинические синдромы»

 

 

Дисциплина – «Гематология, трансфузиология»

 

Индекс ОПД Б1.Б.40

Направление подготовки/специальность 31.05.01 Лечебное дело

 

Профиль подготовки 31.05.01 Лечебное дело

 

 

Квалификация (степень) Врач-лечебник (из приказа от 10.04.2017г. №320 МОН РФ)

 

Форма обучения очная

 

 

Курс 3

 

Семестр 6

 

 

Регистрационный №

 

Экземпляр №______


 


Методические указания для студентов по дисциплине «Гематология, трансфузиология» составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от «09» февраля 2016 г. № 95.

 

Методические указания разработал(и):

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, у ченое звание Кафедра
1 2 3 4
Лямкина А.С. Доцент кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии Кандидат медицинских наук кафедра терапии, гематологии и трансфузиологии ФПК и ППВ
Гребенюк А.А. Ассистент кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии   кафедра терапии, гематологии и трансфузиологии ФПК и ППВ

Рецензент(ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Солдатова Г.С. Зав. кафедрой внутренних болезней Д.м.н., профессор Кафедра внутренних болезней НГУ
Паначева Л.А. Профессор кафедры госпитальной терапии и медицинской реабилитации Д.м.н., доцент Госпитальной терапии и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО НГМУ

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии (ФПК и ППВ) лечебного факультета

Протокол № 9 от «14» июня 2017 г

 

Зав. кафедрой _________________ Т.И. Поспелова

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии

 

по внутренним болезням

Протокол № 5 от 23.06.2017г.

 

 

Председатель ЦМК ____________________________ Н.Л. Тов


 


Введение

Система гемостаза - биологическая система, обеспечивающая, с одной стороны, предупреждение и купирование кровотечений, а с другой – сохранение жидкого состояния циркулирующей крови. Нормальное состояние крови - динамическое равновесие между свертывающей, противосвертывающей и фибринолитической системами. Важное место расстройств гемостаза в общей патологии человека определяется не только высокой частотой, разнообразием и потенциально очень высокой опасностью геморрагических заболеваний и синдромов, но еще и тем, что эти процессы являются существенным звеном патогенеза чрезвычайно большого числа других болезней. Это демонстрирует общемедицинское значение проблем патологии гемостаза, в связи с чем умение ориентироваться в этих проблемах необходимо врачам всех клинических специальностей. Знания и умения, полученные на практическом занятии, будут контролироваться в форме тестового   контроля, решения ситуационных задач, интерпретации гемостазиограмм.

 

Подготовка к занятию

 

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

 

 

 

Содержание

Форма контроля п/п

 

          2.1.

 

Повторить:

Самоконтроль  

 

 

   

 

Б1.Б.23 должен знать патогенез различных видов геморрагических диатезов

   

 

Б1.Б.41 должен владеть методикой обследования больного и

   

 

знать основные клинические синдромы геморрагических диатезов



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.367 с.)