Исследование “Что я знаю о том, как я общаюсь?” 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование “Что я знаю о том, как я общаюсь?”



Психолог раздает детям бланки для самоанализа (см. приложение к занятию).

Психолог. Мы уже не раз обращались к размышлениям о том, какими мы бываем в разные моменты нашей жизни. Давайте подумаем, как мы общаемся, что у нас получается при этом, а что нет. Закончите предложения, которые написаны у вас на листочках. Напишите искренне, что вы думаете.

Упражнение “Я интересен тем, что…”

Ребята встают в круг. Начинается упражнение со считалки:

Инте-инте-интерес
У меня к кому-то есть.
Оттого что круг наш тесен,
Расскажи, чем интересен.

Тот, на ком остановится считалка, должен закончить предложение “Я интересен тем, что…”

Задание “Жить по правилам”

Психолог. Мы продолжим в этом году изучать себя, свой Внутренний мир. На занятиях “Психологической азбуки” мы будем соблюдать определенные правила. Они помогут нам организовывать работу. Например, “правило колокольчика”: по его сигналу вы должны остановить выполнение задания в любом случае. Или этот знак “Я”. Как вы думаете, о чем говорит данное правило? Верно, оно предупреждает об особом внимании к человеку, который показывает данный знак. Сегодня у вас есть возможность придумать правила жизни на наших уроках, составить такие, которые будут удобны для всех.

Ребята в течение 5 минут обсуждают в четверках список правил, оформляют их на листах бумаги. Затем представляют на общий суд групповое решение. Психолог напоминает правила работы в четверках: каждый высказывает мнение, убедительность выступающего или голосование помогают принять решение. Выступает один от имени всех (в выступлениях также устанавливается очередь). Данные правила отображаются символически определенным знаком.

Упражнение “Подарок самому себе”

Психолог. Мы продолжаем наше путешествие по стране Общения. Разумеется, в это путешествие нам надо взять то, что может пригодиться в дороге. Что бы вы подарили самому себе?

(Учащиеся по очереди отвечают.)

А Пси-Маг дарит каждому из вас свой символ — букву ПСИ и желает новых открытий в изучении своего Внутреннего мира. Ведь это так интересно!

По желанию ребята могут наклеить символ Пси-Мага на рабочую тетрадь.

3. Домашнее задание

Полистать страницы рабочей тетради за прошлый год, вспомнить темы 3-го класса.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Что я знаю о том, как я общаюсь?

1. Другом является тот, кто _______________________

2. Я как друг являюсь _____________________________

3. Если со мной кто-то не хочет общаться, то я __________________________

4. Если я не хочу с кем-то общаться _______________

5. Когда я хочу с кем-то подружиться ______________

6. Когда со мной хотят подружиться _______________

7. Лучше всего я общаюсь тогда, когда ____________

8. Со мной хорошо общаться, когда _______________

 

 

ЗАНЯТИЕ 3. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ОБЩЕНИИ»

 

Задачи: способствовать актуализации материала о важнейших темах 3-го класса; помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьми.

Материалы: рабочие тетради, мяч, на магнитной доске карта страны Общения с проложенным маршрутом (на карте не написаны названия остановок), карточки размером 2–3 см с написанными знаками “!”, “?”, фломастеры, цветные карандаши, большие листы ватмана.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Упражнение “Продолжи цепочку”

Психолог. Вам знакомо это упражнение. Сегодня я начинаю цепочку из имен героев сказки “Королевство Разорванных Связей”, которую мы начали читать в 3-м классе.

Психолог передает мяч тем, кто вспомнит героев книги (Юля, Гаф Гафыч, Джек-Подружитель, Пси-Маг и другие).

Психолог. Именно эти герои на протяжении трех лет помогали нам изучать свой внутренний мир, постигать тайны общения. И сегодня перед нами задача вспомнить всё… На доске записывается тема “Что мы знаем об общении”.

Работа по теме

Психолог. Я начинаю писать слова. По первым буквам догадайтесь, что это за слова.

Общи (тельность). (Замк (нутость).

Кон (такт). (Кон (фликт).

Св (язь). (Св (обода).

Какие ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?

А теперь в рабочих тетрадях символически изобразите “конфликт” и “контакт”.

Заметили ли вы, что одинаково начинаются слова — контакт и конфликт, свобода и связь? А в чем различаются эти слова по смыслу? Совместимы ли они или являются взаимоисключающими понятиями?

В случае затруднения достаточно просто сообщить детям, что иногда продолжение контакта невозможно без конфликта. Как и когда это бывает — мы узнаем в 4-м классе. А свобода без “связанности” определенными обязательствами превращается во вседозволенность. Этой теме тоже будут посвящены уроки “Психологической азбуки” в 4-м классе.

Психолог. Именно так, “Конфликт и контакт”, называлась одна из наших остановок на маршруте по стране Общения.

Задание “Восстанови карту”

Психолог. Вот карта нашего путешествия. На ней вы видите маршрут, по которому мы двигались в течение прошлого года. Однако здесь нет названий пунктов наших остановок. Попробуйте восстановить их.

Обсуждение проходит в четверках, дети должны вспомнить символ и название каждой станции. Затем на карте восстанавливается маршрут так, как он выглядел в 3-м классе. Названия прикрепляются к пунктам остановок. После станции “Сочувствие и сопереживание” указано продолжение маршрута, которое уходит за пределы карты. На этом внимание детей пока не фиксируется.

Задание “Восстанови в памяти”

Психолог. У каждого из вас на парте карточки со знаками “!”, “?”. Теперь вновь посмотрите на карту. Летом у вас было время, насыщенное общением. И наверняка появился опыт по каждой теме наших остановок, а возможно, возникли новые вопросы. Поставьте знак “!” возле той темы, знание которой вам пригодились летом, а “?” — там, где вы встретились, возможно, с трудностями, появились какие-то вопросы.

После того как ребята прикрепят к карте знаки, желательно организовать подробное обсуждение того, что получилось; при этом повторяется материал 3-го класса и обращается внимание на особенности общения детей летом.

Психолог. Какие игры и упражнения вам запомнились с прошлого года? В этом году нас ждет встреча с новыми играми, и с одной из них я вас сейчас познакомлю. В нее вы можете играть самостоятельно на перемене.

Игра “Корабль среди скал”

Психолог. Образуйте, пожалуйста, большой круг, взявшись за руки. Это берег, в середине — море. В море есть скалистые утесы. Пусть кто-то из вас выйдет со стулом и станет “скалой”. Другой будет кораблем, кто-то — капитаном корабля. “Кораблю” мы завяжем глаза, и капитан будет им управлять с помощью одних только слов. Важно провести корабль между скалами из одной гавани к другой. Определимся, где будут гавани. Команды у капитана могут быть такими: “Два шага вперед, стоп, направо, шаг влево, вперед” и т.д. Когда “корабль” подойдет к конечной точке своего маршрута, “гавань” должна сказать: “Ты достиг цели”.

Анализ упражнения

— Что ты чувствовал, когда был “кораблем”?

— Что было трудным для тебя как капитана?

— Что ты чувствовал, когда был “скалой”, а “корабль” проходил рядом с тобой?

— Что чувствовали остальные ребята?

— В какой роли вам хотелось бы играть дальше?

Подведение итогов

Психолог. Посмотрите на карту нашего путешествия. Где заканчивается маршрут?

— Какова цель нашего путешествия по стране Общения?

— Каким вы представляете себе Мастера Общения? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

— Какие вопросы вы бы задали ему в этом году?

Напишите на листочках те вопросы, которые вы хотели бы задать Мастеру Общения. Ответы вы получите в конце путешествия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.008 с.)