Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала. 2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний. Технические средства обучения - это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуко-вые носители учебной информации. К ним относятся: 1) учебные кинофильмы; 2) диафильмы; 3) компьютеры; 4) магнитофонные записи; 5) грамзаписи; 6) радиопередачи; 7) телепередачи и т. д Классификации средств обучения: 1.По характеру воздействия на обучаемых: · визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ -презентации; · аудиальные: музыкальный центр, радио; · аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации. 2.По степени сложности: · простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; · сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры. 3.По происхождению: · натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); · символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; · технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. Функции средств обучения: 1. Познавательная обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу). 2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга. Виды средств обучения и их характеристика. 1. Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний.
2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся: Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы 3. Технические средства обучения: ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. Понятие и классификация средств обучения: · Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду. · Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. · Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются контроль и оценка. Средствами обучения называют орудия деятельности педагога и учащихся, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для педагога, а лабораторное – для учащихся; а вот традиционные мел и доска могут использоваться ими совместно. Средства обучения увеличивают эффективность познавательной деятельности, служат средством достижения цели, существенно влияют на умственное развитие учащихся. В них кристаллизован опыт общественной практики, способы применения научной и технической информации.
Изготовление педагогами и учащимися средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализаций, мысленных экспериментов и т.п.) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют. Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака: - по составу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий, учебники, наглядность, микроклимат и др. материально-технические условия обучения) и идеальные (те ранее усвоенные знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний («мысли о мыслях»): речь, письмо, схемы, условные обозначения, произведения искусств, образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной); По отношению к источникам появления - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии и т.д.); 1. по сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети); 2. по способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы, слайды, диафильмы); 3. по особенностям строения- плоские (карты, таблицы), объемные (макеты), смешанные (модель Земли, глобус: и объем, форма, и карта Земли), виртуальные (мультимедийные компьютерные программы;) 4. по характеру воздействия - визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофон, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы); 5. по носителю информации - бумажные (учебники, картотеки) магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-Rom, DVD); 6. по уровням содержания образования - средства обучения на уровне урока (текстовый материал), на уровне предмета (учебники) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); 7. по отношению к технологическому прогрессу - традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры) и перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети). Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: натуральные объекты, изображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения. Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др. К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения). Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи таблицы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серия диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео и звукозаписи, радио и телепередачи). Описание предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ дидактические материала и др.).
Технические средства обучения (ТСО) - диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, школьный радиоузел, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий - компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники. Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления. Назовем основные дидактические функции средств обучения: компенсаторность - т.е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья педагога и учащихся; 1. Информативность - передача необходимой для обучения информации; 2. Интегративность - рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; 3. Инструментальность - безопасное и рациональное обучение определенных видов деятельности учащихся и педагога. 4. В современной практике образования, в том числе и профессионального, существует система средств обучения - совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач. По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
1.2. Характерные черты дистанционного образования Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты: Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины. Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства. Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями. Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов. Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство. Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг. Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями. Позитивное влияние оказывает ДО и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения. Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам. Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко используется в образовательном процессе ДО и позволяют:
- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью; - обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;
- сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере; - демонстрировать визуальную учебную информацию; - моделировать и имитировать процессы и явления; - проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной - реальности; - прививать умение в принятии оптимальных решений; - повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации; - передать культуру познания и мн. др. Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM. Глобальная сеть INTERNET, является интегральным средством, широко используемым.
Список используемой литературы. 1. Айнштейн В. Информатизация: приобретения и утраты // Высшее образование в России. - 1999. - № 5. С. 89-91. 2. Анна Висенс, Михаил Висенс. Всеобщее цифровое образование / / Управление школой: Еженедельная методическая газета для школьной администрации. - 2002. - № 1. 3. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. - 2001. - № 1. -С.121-123. 4. Боревская Н. Е. Модернизация учебных планов и программ в школах КНР // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 85-92. 5. Добрынин М. А., Сухой С. Н. Дистанционное обучение во Франции // Педагогика. - 2001. - № 8. - С. 85-92. 6. Дорошина А. Американская школа глазами матери // Домашнее воспитание. - 2001. - № 5/6. - С. 37-39. i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. 7. Ермаков А. В. Неживая среда обитания // Москва. - 2001. - № 8. -С. 172-179. 8. Жуковский И. В. Центры педагогической информации во Франции // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 95-99. 9. Захарова И. Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 27-34. 10. Зиновьев В. В. К вопросу об информатизации школьного образования // Дидакт. - 2003. - № 2. - С. 26-33. 11. Куприянов М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. - 2001. - № 1. - С. 126-128. 12. Ляудис В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы Первого науч.-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования / Под ред. В. Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1994. - С. 7-13. 13. Мартынова Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями: Дисс.... д-ра пед. наук / Челябинск. гос. ун-т. - Челябинск, 2003. - 324 с.
Тест 1б 2а 3а 4а 5а 6а 7г 8г 9а 10б 11а 12б 13а 14в 15в 16в 17в 18б 19а 20в 21а 22в 23в 24а 25бв 26в 27в 28в 29в 30а
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.199 (0.068 с.) |