Метод – это совокупность юридических способов правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод – это совокупность юридических способов правового регулирования.



Правовые методы регулирования:

· централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права.

· децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.

Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей определения прав и обязанностей.

Существуют следующие способы правового регулирования:

· запрет - возложение обязанности воздержаться от определенных действий;

· обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц;

· дозволение - предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах.

· факультативным способом правового регулирования является рекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации.

Использование этих способов дает тип правового регулирования - определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве.

Существуют два типа правового регулирования:

1. Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов.

2. Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.

Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как всю правовую систему, общество в целом (например, общедозволительное регулирование в праве является, как Вы помните, неотъемлемой чертой демократических политических режимов), так и отдельную сферу общественных отношений.

Процесс правового регулирования осуществляется также определенными методами правового регулирования, под которыми понимается совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. В зависимости о преобладания того или иного способа регулирования выделяют:

· императивный метод

· диспозитивный метод

· охранительный метод

Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли.

86. Механизм правового регулирования. Саморегулирование в праве.

Механизм правового регулирования - это центральный элемент механизма правового воздействия.

Правовое воздействие – это система действий, имеющих целью повлиять на кого-либо.

Механизм правового воздействия – это результативное, нормативное организованное влияние на общественные отношения, как специальной системы собственно правовых средств, так и иных правовых явлений.

Правовое воздействие включает в себя: правовое сознание, правовую культуру, механизм правового регулирования, правовые принципы, правотворческий процесс.

Механизм правового воздействия совпадает с категорией правовой надстройки, как совокупности юридических явлений, вырастающих над экономическим базисом. Правовое воздействие на общественные отношения не может быть безграничным, т.к. право не может быть выше, чем политический и экономический строй, и обусловленное им культурное развитие общества.

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Правовое регулирование – это постоянный непрерывный процесс, в нем участвуют тысячи и сотни тысяч субъектов: государственные органы, общественные организации, предприятия, фирмы, граждане. Принимаются правовые решения, заключаются договоры, исполняются обязанности, осуществляются права, совершаются правонарушения, преступления и т.д. Так как правовое регулирование растянуто во времени, то этот процесс имеет свои элементы и стадии.

Элементы МПР:

· нормы права;

· правоотношения;

· акты реализации (соблюдение, исполнение, использование) права;

· акты применения права.

Саморегулирование в праве в большинстве случаев связывают с действием договоров, их заключением, но и не только. Это, как полагают многие авторы, и принятие отдельных локальных актов на предприятии, учреждении, например устав учреждения, положение о премировании, а также и другие документы. В юридической науке пока не предложены четкие критерии, грани, способные отграничить индивидуальное правовое регулирование от саморегулирования.

87. Проблемы эффективности правового регулирования.

Эффективность правового регулирования - степень практического достижения целей, которые преследовали правоустановители (законодатели, иные правотворцы), издавая, изменяя или отменяя соответствующие нормы права, выражаемые в тех или иных нормативных правовых актах, при минимальных затратах на данное достижение.

И это достижение целей выражается в получении тех или иных социальных результатов: степени удовлетворения социальных потребностей и выражающих их интересов, формирования и наличия определенных социальных состояний – общественного порядка и согласия, благополучия, положительного прогресса и т.п., что в общем виде можно назвать степенью сохранения и устойчивого оптимального развития общества в условиях формирующейся ноосферы Земли.

В соответствии с отмеченным ранее общие цели правового регулирования - юридическая и социальные цели (заметим, с подчинением первой вторым), которые являются основой определения эффективности правового регулирования.

Вместе с тем, названные цели правового регулирования в своем конкретном выражении могут быть ближайшими и перспективными, позитивными (создание чего-либо желаемого в обществе) или отрицательными (ликвидация, устранение чего-либо нежелательно существующего в государственно организованном обществе). Отсюда следует, что вопрос о правильном определении, выборе и закреплении конкретных (и при этом системообразующих) целей правового регулирования является одной из важнейших проблем правового регулирования и его эффективности. Эта проблема правотворчески решается посредством определения и закрепления в преамбулах и начальных статьях законодательных актов (в материальных и процессуальных отраслях законодательства и права) регулятивных целей и задач этих актов. Но регулятивность (нормативность) данных целей и задач теоретически и особенно практически является весьма проблемной. И решение этой проблемы является практически всегда актуальным и постоянным.

Эффективность правового регулирования бывает двух видов: социальной и юридической, что является выражением названных его общих целей – социальной и юридической. При этом эффективность правового регулирования имеет различные аспекты своего понимания и исследования.

Одним из основных условий (аспектов) эффективности правового регулирования можно назвать его научную обоснованность, обеспечивающую текущее и стратегическое соответствие правового регулирования объективным социальным и экономическим, политическим и нравственно-духовным потребностям и закономерностям развития государственно организованного общества, в т.ч. нравственно-психологическим закономерностям - социальной и индивидуальной психологии и нравственности.

Другим важным условием (аспектом) эффективности правового регулирования является организационное обеспечение, связанное с разработкой, закреплением и наличием четких организационных механизмов и иных условий правотворчества, правореализации и правозащиты в соответствии с принципами и целями, задачами правового регулирования.

Третьим важным условием эффективности правового регулирования с точки зрения теории права является его своевременность (оперативность). Разработка критериев и механизмов соблюдения этой своевременности в правотворчестве, правореализации и правозащите составляет актуальную теоретико-прикладную проблему правового регулирования, в особенности для отраслевых юридических наук, в том числе в области процессуального права. Затягивание решения актуализируемых юридической практикой вопросов правового регулирования негативно сказывается на его эффективности, ведет к превращению правового регулирования в свою противоположность, а регулируемые им общественные отношения – к деградации и кризису.

Четвертым условием эффективности правового регулирования является его соответствие требованиям (правилам) правотворческой (в том числе законодательной) техники, включая язык права. Ясность, четкость, понятность и логичность (определенность) содержания правотворческих и правоприменительных актов в очень большой степени обусловливают результативность их влияния на регулируемые общественные отношения - ситуативно выражающие их действия и поведение субъектов права (людей и их объединений).

Нужно выделять и личностный (пятый) аспектэффективности правового регулирования, заключающийся в требовании наличия надлежащего кадрового обеспечения правотворчества, правоприменения и правоохранительной деятельности. Исторически известный афоризм: «кадры решают все» остается по-прежнему актуальным и для обеспечения эффективности правового регулирования в любом государственно организованном обществе. Нахождение, подготовка и правильная (а не субъективистская) расстановка на всех стадиях (в механизмах) правового регулирования наиболее активных и сознательных его субъектов – профессионально подготовленных и умелых, честных и творчески, системно думающих, действительно ответственных, волевых и добросовестных законодателей, исполнителей, правоприменителей, включая судей - составляет постоянно решаемую практическую кадровую проблему эффективности правового регулирования. В ее решении должны принимать уместное (необходимое) участие как всё общество, так и психологи, логики, социологи и другие специалисты.

Шестым аспектом эффективности правового регулирования рассматривается в теории права вопрос о её прогнозировании.

88. Понятие и виды правового поведения.

Правовое поведение – предусмотренное нормами позитивного права и подконтрольное государству сознательно-волевое социально значимое поведение людей (индивидов или их коллективов), которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические последствия

Видами правового поведения являются:

· правомерное поведение – социально полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям,

· злоупотребление правом – социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм и

· неправомерное поведение (правонарушение) – социально вредное поведение, нарушающее требования норм права.

Правомерное поведение – осознанная волевая деятельность субъектов в сфере социально-правового регулирования, направленная на реализацию предписаний правовых норм и предполагающая достижение положительных с юридической точки зрения результатов.

Правомерное поведение может быть выражено активным и пассивным деяниями субъектов права.

В соответствии с этим выделяют следующие виды правомерного поведения:

· социально-правовая активность (основывается на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных ориентиров поведения),

· стереотипное (основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием воспитания, образования, влияния социальной среды),

· конформистское (реализация норм права по принципу «как все, так и я»)

·   маргинальное (основанное на страхе перед наказанием) поведение.

89. Понятие и виды правонарушений.

Правонарушение – это общественно опасное противоправное виновное деяние, которое влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Павлова:

1)это действие или бездействие;

2)оно противоправно (нарушение правовых норм содержащих запреты);

3)оно виновно (вина – это психическое отношение лица к собственному поведению и его результатам);

4)это деяние деликтоспособного лица

5)общественная опасность.

Виды правонарушений.

Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на: преступления и проступки

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Преступление — наиболее серьезный вид правонарушений, обладающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому его совершение влечет применение мер уголовного наказания.

Проступки — это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности. Правда, некоторые ученые признают свойство общественной опасности только за преступлениями. Отнесение того или иного деяния к преступлению или к проступку во многом зависит от того, насколько большой вред усмотрел законодатель в том или ином варианте поведения, каков характер этого вреда и насколько острой является потребность в борьбе с таким видом противоправного поведения

1. Административные проступки – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности государства (превышение скорости).

2. Дисциплинарные проступки – правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы коллективов предприятий, учреждений, организаций (опоздания на службу, прогулы)

3. Материальные проступки – правонарушения, связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей).

4. Гражданские проступки – выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

5. Финансовые проступки – правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов).

6. Семейные проступки (отказ от содержания или воспитания детей и др.).

7. Конституционные проступки – это нарушения, выражающиеся, в частности, в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат Конституции.

8. Процессуальные проступки – это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе. (неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда).

90. Состав правонарушений (Объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона)

Состав правонарушения – это совокупность закрепленных в праве признаков правонарушения, необходимых и достаточных для привлечения виновного лица к юридической ответственности.

Правонарушение характеризуется четырьмя элементами (признаками), образующими состав правонарушения.

Объект – это те защищаемые законом общественные отношения, которым в результате совершения правонарушения причинен вред или создана угроза его причинения.

Классификация: общий, родовой, видовой и непосредственный

Объективная сторона – внешняя характеристика совершенного противоправного деяния.

В качестве элементов, составляющих объективную сторону правонарушения обычно рассматривают:

а) само деяние, выраженное в форме действия или бездействия;

б) вред, причиненный данным деянием, общественно опасные последствия;

в) наличие причинно-следственных связей между совершенным противоправным деянием и наступившем вредом;

г) время, место, обстановка, способ и средства совершения противоправного деяния (факультативные признаки)

Субъект – физические и юридические лица, обладающие способностью и возможностью нести юридическую ответственность за свои противоправные деяния (деликтоспособность).

В разных отраслях права устанавливается по-разному. В уголовном праве ответственности подлежит совершившее преступление вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (по общему правилу – 16 лет, по некоторым составам преступлений – 14 лет). В гражданском, административном и других отраслях правах юридическую ответственность могут нести как физические лица, так и организации. В гражданском праве деликтоспособность физических лиц наступает с 18 лет, но имеются исключение (наступление полной дееспособности раньше – заключение брака ранее 18 лет и эмансипация несовершеннолетнего, при осуществлении трудовой или предпринимательской деятельности ранее 18 лет).

Лица, признанные невменяемыми не несут уголовной ответственности. Состояние невменяемости характеризуется двумя критериями:

· биологическим (его состояние характеризуется какой-либо патологией – психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояние психики)

· юридическим (интеллектуальный момент – неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, волевой – невозможность руководить своими действиями).

В гражданском праве – дееспособность (недееспособность устанавливается только судом).

Субъективная сторона – указывает на психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения. Содержание ее составляет одна из форм вины.

Формы вины:

· Умысел – лицо предвидело вредные последствия и желало их наступления – прямой.

· Косвенный умысел – предвидел и сознательно допускал.

· Неосторожность – предвидел, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение (самонадеянность).

· Преступная небрежность – не предвидел, но мог или должен был предвидеть.

Вина может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Правонарушение признается совершенным умышленно, если правонарушитель осознавал общественно опасный характер своего деяния, предвидел его общественно опасные последствия и желал их наступления или сознательно допускал. Умысел может быть прямым или косвенным.

При прямом умысле субъект правонарушения осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления. Косвенный умысел – субъект осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает их наступления, но сознательно допускает или относится к ним безразлично.

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если правонарушитель осознавал общественно опасный характер своего деяния, предвидел возможность наступления его общественно опасных последствий, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления такого рода последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Неосторожность как форма вины имеет два вида: легкомыслие и небрежность. При легкомыслии правонарушитель осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит возможность наступления его общественно опасных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности он не предвидит общественно опасных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен и мог предвидеть эти последствия.

В качестве дополнительных элементов вины также рассматриваются цели и мотивы совершения правонарушения. Их называют факультативными, т.е. не обязательными для признания того или иного деяния правонарушения, элементами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.035 с.)