Социально-политические и экономические факторы НКК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политические и экономические факторы НКК



 

Перечислим категории пострадавших в рамках конфликта, связанного с Карабахской проблематикой.

Изначально власти СССР, с целью достижения целей в области политики, преподносили данный вопрос в качестве конфликта между 

Азербайджанской ССР и Армянской ССР, уравнивая их. Это повлияло, в свою очередь, на позицию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в дальнейшем, что, разумеется, не помогло верно диагностировать проблему и предопределило неверную стратегию работы над решением конфликта. Понимании проблематики является важной частью решения проблемы. Также это отразилось на вопросе, который касался определения категорий пострадавших лиц в ходе Карабахского конфликта. ОБСЕ выделяет две категории лиц - «беженцы-азербайджанцы» и «беженцы-армяне». При этом организация считает, что эти стороны пострадали в равной степени, некоторые политические партии, представляющие Азербайджан говорят именно «о зеркальности отношения в вопросе беженцев». При подробном изучении вопроса, как отмечают многие исследователи, о равенстве положения этих двух групп беженцев речи не идет. Перечислим факты в подтверждения этого тезиса:

1. В Армянской ССР проживало примерно 157-160 тыс. азербайджанцев, при этом в Азербайджанской ССР насчитывали более 500 тыс. армян.

2. В Армянской ССР азербайджанский народ являлся национальным меньшинством, в то время как армяне в Азербайджанской ССР были одной из наций, которая участвовала в учреждении Азербайджанской ССР и обладала формой государственного образования как субъекта национально-государственного устройства СССР.

3. Армянский народ из Азербайджанской ССР был изгнан насильно и остался без какой-либо компенсации. При этом азербайджанский народ, проживавший на территории Армянской ССР могли обменять свои квартиры с беженцами-армянами из АзССР или могли получить денежные компенсации после Спитакского землетрясения.В этом случае, как отмечает автор, они не могут считаться беженцами. Знак равенства в этом случае между пострадавшими сторонами поставить невозможно. Кроме того, среди лиц, пострадавших в ходе Карабахского конфликта, беженцев-азербайджанцев по сути нет, поскольку проживавшие в НКАО и на ближайших территориях азербайджанцы выступали против НКАО через "сидячие демонстрации", в которых участвовали даже дети, старики и женщины, а также, в дальнейшем, участвовали в войне против НКАО. К тому же, они проживают на территории собственного национального государства.
     Независимость Азербайджанской Республики (1991 г.) была установлена со дня выхода акта Конституции от 18 октября 1991 г. При этом распад СССР произошел только в декабре 1991 г. Эти даты говорят о том, что по сути принятый Азербайджанской республикой акт о независимости был равен, с точки зрения юриспруденции, выходу из состава СССР. Таким образом, этот акт свидетельствует об утере Баку политико-правовых договоренностей Азербайджанской ССР, а значит все существующие до момента выхода АзССР из СССР договоренности были аннулированы. Юридические отношения с Нагорным Карабахом и Нахичеванью, оговоренные Постановлением Кавбюро РКП(б) и Московскими Карским договорами были, соответственно, утрачены.

Перечислим ключевые юридические следствия Конституционного акта о государственной независимости Азербайджанской Республики:

• в сентябре-декабре 1991 года – до признания АзР международным сообществом - НКР признана на территориях, к которым Азербайджанская Республика уже не имела юридического отношения.

• Нахичеванская Область, а также районы Центрального Северного Арцаха (Нагорного Карабаха) стали насильственно присоединенными участками.
     Международным правом легитимность Нагорно-Карабахской Республики подтверждена тем, что республика в сентябре-декабре 1991 г. сформировалась на территориях, юридически не принадлежащих АзР, а также легитимностью референдума о независимости НКР в присутствии международных наблюдателей (10 декабря 1991 г.). Легитимность Нагорно-Карабахской Республики безукоризненна также относительно закона СССР (от 3 апреля 1990 г.), который предоставил НКАО право самостоятельно решить вопрос о своем государственно-правовом статусе при условиях распада СССР.

Лига наций и проблема Нагорного Карабаха.

За развитием конфликта в 1918-1920 гг. следил весь мир. Армянский народ проявил волю в защите и обороне, и хотя в результате захвата Баку Турцией Карабах остался независимым, Азербайджанская республика требовала у представителей Лиги наций признать принадлежность этой территории к Азербайджану. Однако, Азербайджанская республика получила отказ по поводу этого вопроса, признав тем самым независимость Нагорного Карабаха. Азербайджанская Демократическая Республика так и не состоялась де-юре, т.е. не были признаны ее границы международным сообществом.
     Обратимся к мотивам Азербайджанской Демократической Республики отказаться от права признания территорий Азербайджанской ССР. Республика ставила перед собой следующие задачи:

1. Побег от принятия ответственности за геноцид армянского народа, который имел место в период 1988-1991 гг. в бывшей Азербайджанской ССР.

2. Добиться запрета для Нагорного Карабаха на право использовать закон СССР, из которого следовало, что НКАО может решить самостоятельно принадлежность территорий и выйти из состава Азербайджанской советской республики при выходе последней из состава СССР.

3. Изменить положение армян, проживающих на территории АзССР, лишив их статуса второй нации, участвующей в государственном управлении АзССР.

4. Избежать компенсационных выплат армянскому народу, а именно, жертвам геноцида и беженцам, хотя пострадало большое количество армян.

5. Избежать официальных договоренностей как АзССР о признании Нахичевани, Зангезура и Нагорного Карабаха территориями Советской Армении (Декларация Азербайджанского Ревкома от 1 декабря 1920г.).
     События в Нагорном Карабахе в 1918-1920 гг.

Весной 1918 г. после того, как Российская империя распалась, Грузия и Армения восстановили свой суверенитет (27 и 28 мая соответственно). При этом, в тот же самый момент (28 мая) турки (кавказские татары) объявили независимость нового государства - Азербайджанской Демократической Республики (АДР), которая должна включить в себя территории от Баку до Батуми, в том числе, земли Нагорного Карабаха.
     Захватнические намерения оказались на поверхности, однако ни экономически, ни исторически такой подход не был уместен, а также отсутствовал какой-либо официальный контроль над перечисленными выше областями. В тот момент Бакинская губерния административно управлялась Бакинским Советом (Бакинская Коммуна). Кавказские татары, поддерживаемые Турцией, при этом, очевидно, оказались реальным угрожающим фактором для данных областей. Мир и спокойствие граждан, проживающих в пределах этих территорий оказались под вопросом.
     Летом 1918 г. Первый съезд полномочных представителей населения Нагорного Карабаха ответил тем, что признал Нагорный Карабах частью Республики Армения. Захватив Баку, Турция направила силы против Карабахских территорий, однако получила мощное сопротивление от армянского народа, проживающего там. Ближе к декабрю 1918 г. по требованию Антанты Турции пришлось отозвать армию с закавказских территорий. Турция заключила договорные отношения с Нагорным Карабахом.
     В апреле 1920 г. мусаваты потерпели поражение за счет действий XI Красной Армии СССР. АДР перестала выдвигать свои требования. XI Съезд представителей населения территорий Нагорного Карабаха в конце апреля 1920 г. отозвал Временное соглашение с АДР и объявил себя частью Республики Армения (Первая Республика).

Нагорный Карабах в период главенствования советов в Закавказье (1920-1921 гг.) 28 апреля 1920 г. XI Красная Армия Советской России восстановила свое влияние на территории Баку. После провозглашения АзССР XI Красная Армия перешла к территориям Армении и Грузии. Цель СССР заключалась в присоединении территорий независимых государств, признанных мировым сообществом, к составу советских республик. Советская власть поддерживалась представителями коммунистических идей среди армян и грузин. Армения при этом была вынуждена признать советскую власть под угрозой расправы Турцией, которая действовала по договоренности с представителями власти СССР. 29 ноября 1920 г. в Армении была установлена большевистская власть. В мае 1920 г. XI Красная Армия захватила территории Нагорного Карабаха, однако еще в конце апреля эти территории были признаны IX Съездом полномочных представителей Нагорного Карабаха частью Республики Армения. В августе между Республикой Армения (Первой Республикой) и СССР принято соглашение, по которому оккупационные действия союза «не предрешает вопрос о правах на эти территории Республики Армения или Азербайджанской ССР, т.е. захватив Нагорный Карабах, советская власть не подтвердила принадлежность этой территории советскому Азербайджану. Таким образом,Нагорный Карабах был признан не только Лигой наций, но и советской Россией в качестве спорной территориального вопроса. После этого, с 29 ноября, когда власть советов была признана в Ереване, Уже в начале декабря Советский Азербайджан признал спорные территории, все без исключения частью Армянской ССР, т.е. Нахичевань, Занге-зури, Нагорный Карабах. 12 июня 1921г. АрмССР признала Нагорный Карабах своей составной частью. Однако через несколько недель после этого, положение Нагорного Карабаха неожиданно изменилось. Пленум Кавбюро РКП(б) через Постановление от 4 июля 1921г. подтвердил принадлежность Нагорного Карабаха Советской Армении, но через сутки решением Сталина вопрос этих территорий был пересмотрен, а Нагорный Карабах передали Азербайджанской ССР, обозначив «широкую областную автономию» спорных территорий. [3][4]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.008 с.)