Кафедра экономики и предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономики и предпринимательства



ЧОУ ВО ИСГЗ

Кафедра экономики и предпринимательства

Н.Н. Спиридонов

Методические указания по выполнению курсовых работ

по дисциплине

МИКРОЭКОНОМИКА

                      

Казань 2017


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       4

1. Цель и задачи курсовой работы                                                             4

2. Подготовка к выполнению курсовой работы                                            5

3. Структура курсовой работы и ее содержание                                           5

4. Рекомендуемая литература                                                                           9

5. Приложения   14

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания содержат рекомендации по написанию курсовых работ, в которых соответствующие положения конкретизируются и дополняются разъяснениями, отражающими специфические особенности отдельных тем.

Кафедра экономики и предпринимательства обеспечивает актуальность тематики курсовых работ с целью систематического повышения их научного уровня и качества выполнения. Кафедрой стимулируется развитие преемственности самостоятельных студенческих работ, выполняемых как в соответствии с требованиями учебного плана, так и в рамках других форм углубленного изучения теоретических и практических основ будущей профессии.  

Тематические доклады на научных студенческих кружках и конференциях, рефераты являются ступеньками в развитии и формировании навыков качественной и своевременной подготовки курсовой работы.  Общие требования к оформлению курсовых работ разработаны на основе Государственных стандартов оформления документов.

 

Подготовка к выполнению курсовой работы

Тему курсовой работы студент выбирает из кафедральной тематики, содержащей общетеоретические темы, отвечающие потребностям сегодняшней практики, направленные на решение проблем выхода экономики из кризисного состояния и перехода к стабилизации и росту. Тематика утверждается на заседании кафедры (Приложение 1).

При выборе темы студент руководствуется своим научным интересом, определившим тематику его рефератов и научных докладов, должен учитывать опыт, накопленный при написании курсовых работ по другим дисциплинам, опираться на знание специальной экономической литературы.

 Курсовые работы высокого качества представляют те студенты, которые на завершающем году обучения продолжали исследование проблем, рассматриваемых в их курсовых работах по другим дисциплинам, где они сумели систематизировать знания, накопленные в процессе всей предшествующей учебно-исследовательской и научной работы.

В отдельных случаях студент может выбрать для своей курсовой работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков. В этих случаях тема должна быть всесторонне обоснована с точки зрения практической целесообразности ее разработки и согласована с научным руководителем и утверждена заведующим кафедрой.

Необходимо учитывать актуальность темы курсовой работы, практическую значимость, а также возможность использования в работе конкретного фактического материала, собранного студентом в период прохождения производственной практики. 

Выбор тем курсовых работ студентами должен быть завершен за два месяца до ее защиты. Утверждение темы производится на основе письменного заявления студента на имя заведующего кафедрой и утверждается деканом факультета по представлению кафедры.

При закреплении темы индивидуально за каждым студентом, кафедра следит за тем, чтобы по одной и той же теме работало не более 1 студента в группе, и при этом обязательно на различном практическом материале. Не допускается закреплять темы курсовых работ, не соответствующие специализации кафедры.

     Научный руководитель осуществляет контроль при подготовке курсовой работы студентом, несет ответственность за качество. Сделанные руководителем указания и замечания по доработке и привлечению дополнительных материалов должны быть выполнены студентом надлежащим образом. В установленные сроки студент представляет руководителю завершенную работу. Научный руководитель принимает защиту в составе комиссии. 

3. Структура курсовой работы и ее содержание

Объем работы, включая список использованных источников, равен 20-22 страницы (без учета приложений). План курсовой работы составляется в процессе ознакомления со специальной литературой.

Работа состоит из введения (1 страница); двух глав: в первой главе 2-3 параграфа, во второй – 3-5; заключения (1 стр.), списка использованных источников (15-20 источников) и приложений. Каждый параграф должен быть в пределах 3-4 страниц. Объем приложений не ограничивается, но должен быть разумным.  Набор приложений должен соответствовать раскрываемой теме.

Примерные структуры курсовых работ по дисциплине «Микроэкономика»    приведены в Приложении 3.

Написание курсовой работы является подготовкой студентов к научно-исследовательской работе на старших курсах и имеет двоякое значение:

во-первых, она приобщает студентов к творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы; во-вторых,будущий специалист привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять экономическую теорию, связывать ее с практикой.

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.

Соответствие работы предъявляемым формальным требованиям является составной частью оценки за курсовую работу.

Подготовка к написанию курсовой работы начинается с выбора темы. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, знакомит студентов с примерным перечнем утвержденных тем для написания курсовых работ или заданий в рамках научно-исследовательской работы (НИР) кафедры и сообщает фамилию преподавателя или преподавателей, закрепленных кафедрой в качестве научного руководителястудента.

Определяющую роль в выборе темы курсовой работы играют интересы, увлечения и личные склонности студента. Вместе с тем целесообразно учитывать проверенные практикой принципы:

Ø тема курсовой работы должна соответствовать интересам и уровню подготовки студента. Здесь очень важен внутренний психологический настрой. Интерес порождает воодушевление, возникающее в ходе работы над курсовой работой;

Ø не следует выбирать слишком широкую тему курсовой работы. Это связано с ограниченностью объема работы – 35 страниц.

Для утверждения окончательного названия темы преподавателем, закрепленным кафедрой в качестве научного руководителя, необходимо представить научному руководителю примерный список литературы, на основании которой будет проходить написание курсовой работы. При этом следует учитывать, что тема курсовой работы раскрывается на основе изучения основной и дополнительной литературы, а не только на базе материалов учебников и учебных пособий. В списке литературы должно быть не менее 10—15 названий различных источников (монографий, журнальных и газетных статей, справочников, учебников, учебных пособий и официальных документов).

При работе в рамках НИР кроме изучения теоретической литературы необходимо составление досье по реальному субъекту микроэкономики (выбор субъекта определяется преподавателем).

Подбор литературы

Изучение литературы по выбранной теме целесообразно начинать с просмотра нескольких учебников по микроэкономике (экономической теории). Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы необходимо также:

- изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученных;

- собрать статистические данные, публикуемые в периодической печати и статических сборниках.

- изучить статьи по избранной теме, публикуемые в экономических журналах, напр.: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Вестник Финансовой академии». «Вестник Московского университета», «Мир новой экономики», в еженедельнике «Экономика и жизнь» и др.

Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников.

Ø Официальные документы— это Конституция Российской Федерации, законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации и т.п.

Ø Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

- учебная литература: учебники, учебные пособия и т.д.;

- монографии, коллективные работы, сборники трудов, различные справочники, энциклопедии.

Ø Статьи из периодических изданий: Именно в этой группе в основном содержатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные

- журнальные и газетные статьи, аналитические и статистические материалы, и т.п.

Ø Интернет-ресурсы.

Недопустимо написание работы только на основе учебной литературы. Важно привлечь более широкий круг литературы, в том числе и статьи на иностранных языках, так как от использования различных источников будет зависеть качество курсовой работы.

При первоначальном знакомстве с книгой надо познакомиться с оглавлением, прочесть аннотацию, предисловие, полезно также пролистать ее, бегло просмотреть текст, рассмотреть иллюстрации, таблицы, диаграммы, приложения, научно-справочный аппарат.

Подобранную литературу вначале необходимо детально просмотреть и на основании собранных материалов составить предварительный план курсовой работы, который в дальнейшем по мере работы над литературой будет уточняться и дополняться.

 

Баллы

60-79 80-90

91-100

       

 

 


Приложение 1

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ [1]

1. Маржинализм и теория потребительского поведения.

2. Старая и новая институциональные школы: сравнительный анализ.

3. Проблема экономической рациональности в неоинституциональной и неоклассической теориях.

4. Основные направления развития русской экономической мысли.

5. Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике.

6. Достоинства и недостатки российской рыночной экономики.

7. Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика.

8. Формальные и неформальные институты. Их соотношение и сравнительные преимущества.

9. Теория игр как инструмент моделирования экономических институтов.

10. Национальные модели рыночной экономики (на примере различных стран).

11. «Новая экономика»: ее суть и факторы развития.

12. Сравнительный анализ развития «новой экономики» в различных странах.

13. Новые формы конкуренции в современной экономике.

14. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития.

15. Инновационная экономика: содержание и основные формы развития.

16. Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики.

17. Структурные изменения в условиях формирования «новой экономики».

18. Новые технологии и их роль в современной экономике.

19. Значение информационных технологий в современной экономике.

20. Тенденции формирования и развития «экономики знаний»: зарубежный опыт и российская практика.

21. Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России (на примере отдельных функций).

22. Электронные деньги как новая форма современного рыночного хозяйства.

23. Эволюция денежного обращения в условиях формирования «новой экономики».

24. Концепция альтернативных издержек производства: теоретический и практический подходы.

25. Значение спецификации и защиты прав собственности для эффективности экономической системы.

26. Теория прав собственности и рынок земли в России.

27. Право собственности как важнейший институт экономической системы

28. Теория прав собственности и организационно-правовые формы бизнеса.

29. Анализ факторов, вызывающих рост цен на казанском рынке недвижимости.

30. Значение оценки эластичности спроса и предложения для предпринимательской практики.

31. Дифференциация продукта как фактор неценовой конкуренции.

32. Слияния и поглощения: теоретические и практические аспекты.

33. Общеэкономическое значение рекламы и ее особенности в России.

34. Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия.

35. Институциональный анализ деятельности фирмы в условиях монополистической конкуренции.

36. Роль олигополий в современной экономике России.

37. Место и роль государственных монополий в российской экономике.

38. Х-неэффективность: теоретическое обоснование и проявление на практике.

39. Естественные монополии и их роль в экономике России.

40. Барьеры входа в различных отраслях экономики России.

41. Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России.

42. Теория и практика антимонопольного регулирования.

43. Экономия на масштабе в теории и на практике.

44. Роль финансово-промышленных групп в экономике России.

45. Ценовая дискриминация и ее осуществление в различных рыночных структурах: положительные и отрицательные последствия.

46. Процесс слияний и поглощений в современной экономике России.

47. Производительность труда и ее роль в конкурентоспособности фирмы.

48. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России.

49. Факторы формирования спроса и предложения на труд с учетом особенностей российской экономики.

50. Современные системы оплаты труда и проблема справедливой оплаты труда в России.

51. Концепция человеческого капитала и ее практические аспекты.

52. Экономическая роль профсоюзов: мировой и российский опыт.

53. Интеллектуальный капитал, его формы и развитие.

54. Интеллектуальная собственность: ее сущность и роль в современном экономическом развитии.

55. Основной капитал и проблемы его обновления в России.

56. Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике.

57. Венчурный капитал и его роль в современной экономике.

58. Природные ресурсы: экономические и природоохранные аспекты.

59. Современные проблемы и тенденции развития рынка невозобновляемых ресурсов.

60. Роль невозобновляемых природных ресурсов в экономике России.

61. Аграрный сектор экономики и его особенности в России.

62. Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства России.

63. Экономическая природа фирмы: основные формы деловых предприятий.

64. Сравнительный анализ типов предприятий и с точки зрения теории трансакционных издержек и теории прав собственности

65. Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях «новой экономики».

66. Роль крупных предприятий в экономике России и проблема их эффективности.

67. Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России.

68. Ликвидация и банкротство фирмы: теория и практика.

69. Банкротства предприятий в современной России и их влияние на экономику.

70. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства.

71. Особенности конкурентных стратегий фирм в сфере услуг.

72. Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики.

73. Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса.

74. Реклама как фактор снижения трансакционных издержек.

75. Проблемы собственности и управления в акционерных обществах.

76. Предпринимательский риск: его сущность, виды и особенности в России.

 


Приложение 2

ЧОУ ВО «ИСГЗ»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Выполнил

студент ____ курса, ____гр._________________________

                                                                                      (подпись)                                    (ФИО)

 

Научный руководитель

 

_________________________________________________

                                                      (уч. степень, должность)         (подпись)                       (ФИО)     

 

 

Проверена  «___»__________ 20___ г.

 

 

Казань 2017

Приложение 3

Примерный план курсовой работы на тему:

«Человеческий капитал: теоретический и практический аспекты»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                  3

1. Место и роль человеческого капитала в системе ресурсов

компании                                                                                                              .......... 4

1.1. Человеческий капитал как экономическая категория                              ... 4

1.2. Модель распределения личных доходов и проблема
экономического неравенства                                                                      ...... 7

1.3. Теория ренты с позиций концепции человеческого капитала                 10

2. Анализ и распределение человеческого капитала в рамках фирмы (НА ПРИМЕРЕ ооо «ВЕКТОР»)                                                           ................................. 12

2.1. Образование как способ наращивания человеческого капитала

компании. Общий и специальный тренинг                                                   ..... 15

2.2. Риски инвестирования в человеческий капитал
и мотивация сотрудников                                                                           ....... 18

2.3. Теория и практика управления человеческими ресурсами на
корпоративном уровне                                                                                ....... 20

        

Заключение                                                                                                           22

Список использованных источников                                                ........ 23

Приложение А                                                                                                       24


[1] Темы могут уточняться по согласованию с научным руководителем работы.

ЧОУ ВО ИСГЗ

Кафедра экономики и предпринимательства

Н.Н. Спиридонов



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.088 с.)