Основы управления ТС и безопасность движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы управления ТС и безопасность движения



Глава 7

Дорожные условия

7.1. Дорога располагается в полосе отвода и может состоять из определённых Правилами дорожного движения элементов.

Полоса отвода кроме перечисленных в Правилах дорожного движения элементов (составляющих) включает обрезы, кюветы, откосы, земляное полотно.

К элементам обустройства дорог относятся автобусные остановки, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог и т.д.

7.2. Чем выше коэффициент сцепления, тем лучше сцепление шин с поверхностью дороги.

7.3. Самый высокий коэффициент сцепления у дорог с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием.

7.4. Самый высокий коэффициент сцепления у дорог с сухим и незагрязнённым покрытием.

7.5. На безопасность движения оказывает влияние ряд характеристик автомобильной дороги: видимость дороги в направлении движения, вид и состояние дорожного покрытия, количество попутных полос движения и их ширина, наличие разделительной полосы (зоны).

В тёмное время суток большую роль играет наличие и качество искусственного освещения.

Также на безопасность движения влияет, разделены ли пешеходные и автомобильные потоки, есть ли между ними ограждения, а также как часто встречаются пересечения дорог на одном уровне.

7.6. К опасным участкам автомобильных дорог вне населённых пунктов относятся: пересечения дорог на одном уровне с прилегающими участками до 50 метров во все стороны; повороты с радиусом закругления менее 100 метров и повороты с видимостью дороги менее 100 метров в каждом направлении; подъёмы и спуски, а также участки перед подъёмом до 150 метров и за вершиной — до 100 метров; мосты, путепроводы, дамбы, высокие насыпи; места сужения дорог; а также участки с повреждённым или разрушенным дорожным покрытием.

7.7. Опасные участки автомобильных дорог населённых пунктов: перекрёстки, наземные пешеходные переходы, места расположения остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, участки дорог вблизи детских учреждений, места пересечения с велосипедными дорожками.

7.8. При прохождении поворотов дороги не рекомендуется выполнять действия, снижающие устойчивость автомобиля: торможение, выключение сцепления, переключение передач, движение на нейтральной передаче.

7.9. Наиболее опасны порывы бокового ветра при выезде с закрытого на открытый участок местности.

7.10. Если при выезде из леса установлен дорожный знак «Боковой ветер», то необходимо уменьшить скорость, рулевое колесо удерживать обеими руками, быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного направления движения.

7.11. Дорожное движение на городских улицах характеризуется высокой интенсивностью движения транспортных средств, наличием большого количества пешеходов и велосипедистов как вблизи проезжей части дороги, так и непосредственно на ней. Управление транспортным средством на городских улицах требует постоянной концентрации внимания, своевременного переключения внимания.

7.12. При управлении транспортным средством на городских улицах необходимо строго соблюдать установленные скоростные режимы и постоянно быть готовым остановиться, используя как служебное, так и экстренное торможение. К постоянному контролю полосы движения (безопасной дистанции) необходимо добавить контроль соседних полос движения, обстановки позади транспортного средства и осуществлять прогнозирование поведения транспортного потока.

7.13. Обеспечение безопасности движения при управлении транспортным средством на дорогах в небольших населённых пунктах сводится к строгому соблюдению скоростных режимов, повышенной бдительности при обгоне тихоходных транспортных средств, ожидании непредвиденных действий от каждого участника дорожного движения, так как на таких дорогах часто отсутствуют тротуары, и пешеходы, в том числе и дети, могут осуществлять движение по проезжей части дороги; также высока вероятность появления на дорогах тихоходных транспортных средств, гужевых транспортных средств, велосипедов без световозвращающих элементов.

7.14. Обеспечение безопасности движения при управлении транспортным средством на дорогах вне населённого пункта в первую очередь состоит в недопустимости превышения установленной скорости движения.

Выбор скорости должен обеспечивать гарантированную остановку в пределах видимости дороги в направлении движения при экстренном торможении вследствие появления препятствия.

Ни в коем случае нельзя приступать к обгону в условиях ограниченной обзорности и недостаточной видимости, когда безопасность обгона не может быть обеспечена.

7.15. Расслабленность при управлении транспортным средством в летний период, повышенные температуры играют не лучшую роль в безопасности движения. К тому же большая продолжительность светового дня не должна полностью использоваться водителями для движения — это гораздо больше безопасного времени нахождения за рулём.

Высокая степень усталости, сонливость водителя — это в первую очередь про летнее вождение.

7.16. Дорожное покрытие наиболее скользкое в начале дождя.

7.17. Видимость дороги в направлении движения ухудшается, даже если дождь не очень интенсивный, в лужах невозможно различить выбоины на проезжей части дороги, коэффициент сцепления уменьшается, а движение на высокой скорости может привести к потере управляемости автомобиля.

7.18. Осенние месяцы — самые аварийноопасные. Частые дожди делают дорожное покрытие менее безопасным. Рано темнеет — водителям приходится ездить в тёмное время суток в те часы, когда летом было ещё светло. В первые заморозки появление на проезжей части корки льда является для некоторых водителей полной неожиданностью.

7.19. Опавшие листья на проезжей части дороги снижают коэффициент сцепления, особенно если дорожное покрытие влажное.

7.20. Дорожное движение в зимний период — это напряжение и постоянная концентрация за рулём. Одно неловкое движение органами управления — и автомобиль уже скользит в боковом заносе. Из-за снега и льда на проезжей части дороги резко увеличивается тормозной путь, а, значит, безопасная дистанция значительно увеличивается в отличие от летнего вождения.

7.21. Самый низкий коэффициент сцепления у дорог с обледеневшим дорожным покрытием или на льду.

7.22. При движении во время снегопада или после него необходимо быть предельно осторожным, т.к. дорожные знаки (и иные технические средства организации дорожного движения) могут быть занесены снегом. Также во время снегопада существенно снижается видимость дороги и уменьшается коэффициент сцепления.

7.23. Оставшийся на проезжей части после расчистки (укатки) дороги снег может быть неоднородным, и маневрировать на таком покрытии крайне опасно. На сузившейся проезжей части дороги сложно выполнить обгон, а иногда — технически невозможно.

7.24. Если возникла необходимость двигаться по нерасчищенной дороге по глубокому снегу, включите пониженную передачу и старайтесь двигаться без остановок, не поворачивая руль, стараясь, чтобы задние колёса шли по колее передних. Таким образом будет уменьшено сопротивление качению, и проходимость Вашего автомобиля будет выше.

Если автомобиль забуксовал, сдайте назад и повторите попытку, не допускайте длительной пробуксовки колёс.

7.25. В первые месяцы весны не стоит спешить менять зимнюю резину и переходить на летний стиль управления: скоростной и манёвренный. Утренний лёд на дороге — привычное дело. Снегопады могут быть как в марте, так и в апреле.

 

 

Основы управления ТС и безопасность движения

Глава 8

Управление автомобилем на перекрёстках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах

8.1. Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в «конфликтных точках», то есть в местах, где на одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств или транспортных средств и пешеходов — на перекрёстках и пешеходных переходах, а также вблизи них.

ДТП на железнодорожных переездах в свою очередь характеризуются, как правило, особенно тяжёлыми последствиями и представляют серьёзную угрозу жизни и здоровью людей, наносят значительный материальный ущерб.

Для водителя особенно важно правильно осуществлять осмотр перечисленных участков дорог при приближении к ним, быть внимательным, строго соблюдать Правила дорожного движения.

8.2. Водитель должен своевременно идентифицировать такой участок дороги, как приближение к перекрёстку. Независимо от типа перекрёстка водитель должен убедиться, что к перекрёстку не приближаются транспортные средства оперативного назначения с включёнными маячками, на площади перекрёстка не образовалось затора или иного препятствия, на площади перекрёстка отсутствуют пешеходы, для которых он может представлять опасность.

Важно видеть не только всю площадь перекрёстка, подъезжая к нему, но и участки дорог, выходящих на перекрёсток, и пешеходных путей на участках приближения к перекрёстку.

8.3. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрёстку (общий алгоритм):

1. Убедиться, есть ли светофор, регулировщик, если нет — знаки приоритета, если знаков нет — сравнить дорожные покрытия или иным образом выяснить наличие главной дороги.

2. Убедиться, есть ли трамвайные пути.

3. Установить количество полос движения перед перекрёстком и направление движения по ним, общую конфигурацию перекрёстка, расположение пешеходных переходов (велосипедных дорожек) на перекрёстке и вблизи него.

4. Отслеживать смену сигналов светофора (регулировщика), приближение транспортных средств и пешеходов, возможное появление препятствий на пути движения.

5. Быть в готовности уступить дорогу всем участникам дорожного движения, имеющим преимущество, для чего посмотреть прямо, направо, налево.

6. Быть в готовности прибегнуть к экстренному торможению в случае проезда транспортного средства, не имеющего преимущества, но не выполняющего требования уступить дорогу.

Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрёстку характеризуется цикличностью вышеописанных действий (пп. 4–6) ввиду постоянного изменения дорожно-транспортной обстановки.

8.4. При подъезде к регулируемому перекрёстку необходимо определить места остановки в случае включения запрещающего сигнала. Разрешающий сигнал в какой-то момент может смениться на запрещающий. Зелёный мигающий сигнал редко моргает более трёх раз, и если водитель только подъезжает к перекрёстку или не видел момента включения мигающего сигнала, то безопаснее всего плавно снизить скорость и остановится в установленном Правилами дорожного движения месте.

8.5. Опытный водитель постоянно наблюдает за сменой сигналов светофора и рассчитывает движение автомобиля, чтобы подъехать к перекрёстку в момент появления зелёного сигнала, не применяя торможения.

8.6. Следует снижать скорость перед перекрёстками с ограниченной обзорностью, даже двигаясь по главной дороге.

8.7. При движении по регулируемому перекрёстку необходимо также обратить внимание на места остановки (стоп-линия или дорожный знак 5.33 «Стоп-линия») в случае включения запрещающего сигнала светофоров, установленных на нём. При невозможности одновременного проезда с другими транспортными средствами следует в случаях, определённых Правилами дорожного движения, предоставлять им преимущество.

8.8. При движении по нерегулируемому перекрёстку необходимо руководствоваться очерёдностью, установленной Правилами дорожного движения. Скорость движения должна позволять внимательно рассмотреть установленные перед перекрёстком дорожные знаки, определить наличие главной дороги, если знаки приоритета отсутствуют, и в случае необходимости уступить дорогу транспортным средствам, имеющим преимущество.

8.9. На перекрёстках равнозначных дорог преимуществом пользуется трамвай при движении в любом направлении.

Водители безрельсовых транспортных средств решают вопрос о порядке проезда такого перекрёстка, руководствуясь только одним принципом: уступает дорогу тот, у кого с правой стороны оказалось приближающееся к перекрёстку другое транспортное средство.

Принципы проезда равнозначного перекрёстка: «Кто справа, тот и прав», «Береги правый борт».

8.10. Водитель, имеющий преимущественное право на первоочередное движение, не всегда может использовать это право в силу сложившихся условий (небольшая ширина проезжей части, затрудняющая маневрирование, затор, подъехавшие одновременно со всех направлений транспортные средства). Ему сто́ит предложить другому водителю, не имеющему перед ним преимущества, начать движение первым.

8.11. При выезде с перекрёстка после поворота направо или налево необходимо уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по линии тротуаров или обочин, при этом нельзя задерживаться без необходимости в пределах площади перекрёстка. При этом водитель может отслеживать сигналы пешеходного светофора, в том числе с учётом обратного отсчёта времени.

Также следует уступить дорогу пешеходам при выезде с перекрёстка при движении прямо, если за время проезда перекрёстка сигнал светофора сменился, и пешеходы начали переход проезжей части дороги.

8.12. При подъезде к пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам. Поэтому при определении безопасной скорости водитель должен осмотреть не только пешеходный переход, но и территории, прилегающие к нему, и выяснить, есть ли в зоне видимости пешеходы, на каком расстоянии находятся и намерены ли они пересекать проезжую часть дороги.

8.13. Бегущий пешеход, пешеход на самокате, моноколесе, гироскутере и прочие, приближаясь к пешеходному переходу, находятся вне зоны периферического зрения водителя, а когда такой пешеход будет замечен — автомобилю не хватит длины тормозного пути и произойдёт наезд. То же может произойти с велосипедистом, пересекающим проезжую часть по пешеходному переходу, при этом не спешившимся.

Пешеход может внезапно появиться на проезжей части дороги из-за зелёных насаждений в непосредственной близости от проезжей части, в тёмное время суток — выйти из тени дерева.

Перед пешеходным переходом необходимо снижать скорость и быть готовым немедленно остановиться.

8.14. При наличии пешеходов на пешеходном переходе в целях безопасности лучше всего полностью остановиться, так как пешеход может неожиданно изменить скорость или направление движения.

8.15. При приближении к пешеходному переходу в тёмное время суток, в условиях недостаточной видимости или при ограниченной обзорности необходимо снижать скорость, чтобы иметь возможность остановить автомобиль при неожиданном появлении пешеходов как на пешеходном переходе, так и вблизи него.

8.16. При проезде мест скопления пешеходов водитель должен снизить скорость и быть готовым к внезапному перемещению пешехода или группы пешеходов на проезжую часть дороги.

Скопления пешеходов могут быть в местах проведения массовых мероприятий, ярмарок, распродаж, вблизи стадионов и прочих спортивных объектов.

8.17. Если пешеходы двигаются по краю проезжей части дороги, проезжать мимо них следует на минимальной скорости с максимальным боковым интервалом, особенно если покрытие дороги скользкое.

8.18. При приближении к остановочному пункту трамвая следует заблаговременно снижать скорость, так как пешеходы могут выйти на проезжую часть дороги, не дожидаясь полной остановки трамвая.

8.19. При проезде мест возможного появления детей и подростков (учреждения образования, детские центры, дома детского творчества и прочие) водитель всегда должен быть готов к внезапному появлению на проезжей части дороги групп детей. Дети в группе менее дисциплинированы и осмотрительны, зачастую перед своими одноклассниками демонстративно нарушают Правила дорожного движения.

8.20. При проезде мест расположения детских площадок и дворовых территорий водитель должен двигаться с минимальной скоростью, ожидая появления на проезжей части самых маленьких пешеходов, в том числе катающихся на роликовых коньках и гироскутерах, а также начинающих велосипедистов. Ребёнка, выбегающего между припаркованными автомобилями, не видно из-за его маленького роста.

В зимнее время на таких территориях под колёса автомобиля могут попасть дети (и даже взрослые), катающиеся с горы на санках или тюбингах.

8.21. Если после возобновления движения перед железнодорожным переездом невозможно успеть перейти на вторую передачу — безопаснее его проехать на первой передаче.

8.22. Двигаться через железнодорожный переезд наиболее безопасно при включённой пониженной передаче, избегая переключения передач.

8.23. При освобождении железнодорожного переезда от автомобиля, совершившего вынужденную остановку, при помощи стартера необходимо включить первую передачу или задний ход, отпустить педаль сцепления и действовать так, как при запуске двигателя.

8.24. Если на железнодорожном переезде водитель транспортного средства совершил вынужденную остановку, необходимо прийти на помощь, возможно удалив остановившееся транспортное средство при помощи Вашего автомобиля. Если помощь не принесла должного результата, необходимо оказать помощь в остановке приближающегося поезда, своевременно подав сигнал остановки машинисту поезда.

8.25. Подъезжая к перекрёстку, водителю необходимо правильно распределить внимание на технические средства организации дорожного движения, транспортные средства, пешеходов и прочие объекты, которые могут повлиять на безопасность движения. Объём внимания водителя должен позволить это сделать, а концентрировать внимание необходимо на самом важном.

8.26. На регулируемом перекрёстке в городских условиях основное внимание уделяется сигналам светофора (регулировщика). Приближение транспортного средства оперативного назначения к перекрёстку регистрируется, как правило, при помощи слуха. И лишь затем зрительно водитель определяет точное местонахождение, направление и скорость движения такого транспортного средства.

Как только загорается зелёный сигнал, водитель начинает движение, убеждаясь, что участники движения, для которых загорелся красный сигнал светофора, либо остановились, либо закончили манёвр на перекрёстке.

8.27. На нерегулируемом перекрёстке, двигаясь со скоростью 60 км/ч и более, сложно вовремя увидеть выходящего на проезжую часть пешехода, особенно в сумерках или в тёмное время суток. Невозможно моментально остановить автомобиль, если пешеход выбегает на переход или передвигается с помощью средств индивидуальной мобильности.

8.28. Водитель должен определить условия видимости поездов (на участке с ограниченной обзорностью пути можно опустить стекло и прислушаться, не подаёт ли сигнал машинист приближающегося локомотива), оценить качество автомобильной дороги на подходе, выбрать правильный скоростной режим автомобиля с учётом движения других транспортных средств. Нельзя принимать решение о проследовании через переезд перед приближающимся поездом, так как по силуэту локомотива, а тем более по свету его прожекторов невозможно даже приблизительно определить скорость поезда и расстояние до него от переезда.

8.29. Поведение водителя автомобиля при движении на перекрёстках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах должно основываться на строгом соблюдении Правил дорожного движения, уважении и корректности по отношению ко всем участникам дорожного движения.

Однако в процессе движения по дорогам мы наблюдаем явные отклонения от норм. Многие водители, заблаговременно увидев мигающий зелёный сигнал, увеличивают скорость движения, пересекая перекрёсток или пешеходный переход на скорости 80–100 км/ч на жёлтый сигнал светофора, а иногда и на включившийся красный. Некоторые водители похожим образом реагируют на включение красных сигналов на железнодорожном переезде или при приближении железнодорожного транспортного средства на необорудованном сигнализацией переезде.

8.30. На перекрёстках чаще всего происходят столкновения между транспортными средствами: столкновение с наездом сзади; столкновение с другим механическим транспортным средством, движущимся в поперечном направлении; лобовое столкновение; попутное столкновение; наезд на велосипедиста.

8.31. Одними из самых сложных манёвров на перекрёстке являются поворот налево и разворот. При выполнении поворота налево или разворота может произойти любое из перечисленных ДТП ввиду большого количества конфликтных точек как с транспортными средствами, движущимися в поперечном направлении, так и с движущимися во встречном направлении.

Попутные столкновения происходят в случаях, когда водители неправильно выбирают траекторию для поворота или разворота, неопределённости относительно выполняемого манёвра (непонятно, поворачивает автомобиль, движущийся впереди, или совершает разворот), а также попыток водителей совершать поворот налево одновременно по параллельным траекториям в местах, где это не определено дорожными знаками или разметкой.

8.32. На пешеходных переходах происходят ДТП с участием механического транспортного средства и пешехода (одно или несколько механических транспортных средств и один или несколько пешеходов).

8.33. Также на пешеходных переходах, перекрёстках и в непосредственной близости от них происходят столкновения с наездом сзади — столкновение с другим механическим транспортным средством, находящимся на той же полосе движения и остановившимся ввиду запрещающего сигнала регулировщика или светофора, либо выполнения требования уступить дорогу.

8.34. На железнодорожных переездах чаще всего происходят столкновения между механическим транспортным средством и железнодорожным транспортным средством. Происходят такие ДТП по причине того, что водитель не убедился в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства. Также ДТП на железнодорожных переездах происходят по причине неисправности сигнализации или вынужденной остановки механического транспортного средства на переезде.

8.35. Самое скользкое дорожное покрытие зимой — перед перекрёстками, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств.

 

Основы управления ТС и безопасность движения

Глава 9

Управление автомобилем в транспортном потоке

9.1. Транспортный поток — это упорядоченное транспортной сетью движение транспортных средств.

Для характеристики транспортных потоков используются следующие основные показатели:

· интенсивность движения,

· временной интервал,

· плотность движения,

· скорость.

9.2. Интенсивность движения транспортных средств — это количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение дороги в определённом направлении или направлениях в единицу времени.

Для распределения интенсивности движения по дням недели характерно её максимальное значение по пятницам, когда автомобилем пользуется наибольшее количество индивидуальных владельцев.

В течение суток, как правило, наибольшая интенсивность движения наблюдается в утренний час пик, после него следует небольшой спад, после которого интенсивность движения плавно увеличивается до вечернего часа пик, который существенно более растянут по времени, чем утренний.

9.3. Дорожно-транспортная обстановка — это совокупность обстоятельств, которые обязан учитывать водитель при выборе режима и полосы движения транспортного средства, а также приёмов управления.

Дорожно-транспортная обстановка определяется дорожными условиями, а также видимостью, обзорностью, интенсивностью транспортных и пешеходных потоков, наличием неподвижных препятствий, особенностями и техническим состоянием данного транспортного средства и его скоростью.

Понятие дорожной обстановки включает в себя также факторы, относящиеся к организации движения на конкретном участке дороги: линии разметки, дорожные знаки и сигналы светофоров, наличие перекрёстков и закруглений дороги и т.п.

9.4. Учитывая особенности формирования дорожно-транспортной обстановки в определённом населённом пункте, водитель способен её прогнозировать.

Формирование дорожно-транспортной обстановки достаточно циклично, повторяясь при одинаковых исходных условиях. Осуществляя множественные поездки в различных условиях, водитель может с большой долей вероятности прогнозировать её развитие.

9.5. Цель поездки оказывает значительное влияние на безопасность управления транспортным средством. Цель поездки может производить угнетающее, депрессивное действие на водителя, если она неприятна для водителя либо связана с негативными событиями, и наоборот, оказывать благоприятное воздействие, если связана с позитивными событиями.

9.6. Условия движения не всегда могут быть благоприятными, поэтому следует дать объективную оценку необходимости поездки и при возможности перенести её на более подходящее время при благоприятных условиях.

9.7. При выборе маршрута движения важным фактором является расстояние, а также следует учитывать вид и состояние дорожного покрытия, наличие населённых пунктов и прочих скоростных ограничений, количество полос движения.

При расчёте времени на поездку необходимо учитывать расстояние, скоростные ограничения, а также время на короткий и продолжительный отдых, технические остановки, приём пищи и прочее.

9.8. Умение управлять транспортным средством состоит в том, чтобы вовремя оценивать беспрерывно изменяющиеся обстоятельства на дороге с позиции их потенциальной опасности, выбирать правильный режим движения, имея возможность своевременно предупредить дорожно-транспортное происшествие.

9.9. Оценка безопасности движения водителем может производиться только при постоянном наблюдении за дорожной обстановкой. Прогнозирование её развития возможно только при полном включении в информационную картину всех участников дорожного движения.

Получая неполную картину дорожной обстановки, водитель не может полноценно представить уровень исходящей опасности и своевременно среагировать для предотвращения аварийной ситуации.

9.10. При прямолинейном движении самым распространённым происшествием считается столкновение с наездом сзади. Поэтому залогом безопасного движения в транспортном потоке при прямолинейном движении помимо скоростного режима является поддержание безопасной дистанции до впереди движущегося транспортного средства и беспрерывное наблюдение в направлении движения.

9.11. Наиболее безопасные условия обеспечиваются при движении со скоростью приблизительно равной скорости транспортного потока.

9.12. Перестраиваться в транспортном потоке необходимо плавно, заранее включив указатель поворота, предварительно рассчитав безопасную траекторию движения.

9.13. Перестроение из одной полосы движения в другую в плотном транспортном потоке опасно возможным нахождением транспортных средств в «мёртвой зоне», резким торможением впереди идущего автомобиля.

9.14. При проезде поворота одновременно с автопоездом следует помнить о смещении прицепа к центру поворота, поэтому на поворотах дороги желательно избегать встречного разъезда и попутного движения по соседней полосе. Это правило действует и в отношении сочленённых автобусов и троллейбусов.

9.15. В процессе движения транспортных средств в транспортном потоке происходит постоянное взаимодействие его участников. От поведения одного участника процесса зависит поведение остальных. Часто ошибка одного водителя приводит к фатальным последствиям для водителя, пассажиров другого транспортного средства. Положительное, конструктивное взаимодействие ведёт к улучшению общего состояния безопасности на дороге.

9.16. После остановки на обочине дороги или у края тротуара необходимо, прежде чем выходить из автомобиля, убедиться в том, что Вы не создадите помех для движения других транспортных средств или пешеходов, повернув голову назад, или через зеркала заднего вида.

9.17. Безопасная скорость — скорость, которую может объективно позволить конкретный водитель на данном транспортном средстве в конкретных условиях движения. При выборе безопасной скорости необходимо руководствоваться положениями Правил дорожного движения и скоростными ограничениями, установленными техническими средствами организации дорожного движения с обязательным учётом складывающейся дорожной обстановки.

Безопасной считается дистанция, которая позволит при движении со скоростью потока безопасно остановиться в случае экстренного торможения впереди движущегося автомобиля.

Выбор безопасного бокового интервала зависит от характера разъезда: попутного или встречного. При этом, чем выше скорость, тем более широкий динамический коридор требуется водителю для безопасного управления своим транспортным средством.

9.18. Если впереди движущееся транспортное средство в тёмное время суток внезапно остановилось, следует снизить скорость и совершить объезд, убедившись в его безопасности.

9.19. Держите безопасную дистанцию до транспортных средств, перевозящих сыпучие и прочие грузы, которые при падении могут повредить автомобиль.

9.20. В зоне остановочного пункта и рядом с ним высока вероятность появления пешеходов, идущих или бегущих к остановившемуся автобусу, троллейбусу или трамваю, а также выходящих из-за остановившегося маршрутного транспортного средства.

При объезде остановившегося автобуса или троллейбуса следует по возможности увеличить боковой интервал, снизить скорость и быть готовым остановиться.

9.21. При движении по проезжей части дороги со встречным движением водитель обязан осуществлять контроль не только попутной, но и встречной полосы, определяя места возможного вынужденного выезда встречных автомобилей на его полосу движения (препятствия на проезжей части, критичные неровности, места проведения ремонтных работ и прочее).

Старайтесь по возможности избегать встречного разъезда на поворотах, лучше всего заблаговременно снизить скорость, дать встречному автомобилю закончить движение на повороте, затем проехать самому.

9.22. Обгон является одним из самых опасных действий водителя механического транспортного средства.

До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.

Полоса движения считается свободной, если позволяет беспрепятственно совершить обгон с учётом максимальной скорости встречного автомобиля и расстояния, необходимого для безопасного возвращения на ранее занимаемую полосу движения, не создавая помех обгоняемому транспортному средству.

9.23. Если объезд препятствия связан с выездом на встречную полосу движения, водитель обязан заблаговременно включить световой указатель левого поворота, убедиться в том, что при объезде он не создаст препятствия встречным транспортным средствам, снизить скорость при необходимости вплоть до остановки.

Перед осуществлением объезда необходимо убедиться, что сзади никто не приступил к обгону (объезду), и только потом приступать к совершению объезда препятствия.

9.24. Расстояние, необходимое для обгона, зависит от разницы скоростей обгоняемого и обгоняющего транспортных средств. При одинаковой разнице скоростей, чем выше суммарная скорость обгоняемого и обгоняющего транспортных средств, тем длина пути обгона будет больше.

9.25. Управление транспортным средством в плотном транспортном потоке отличается повышенным физиологическим и психологическим напряжением и зависит от разных факторов.

Для обеспечения наивысшей надёжности работы водителя продолжительность его пребывания в состоянии оптимального эмоционального напряжения должна быть более 80%, в состоянии перегрузки — менее 5%, в состоянии информационной недогрузки — менее 15%.

Продолжительность непрерывного пребывания в состоянии перегрузки не должна превышать 2–4 минуты в зависимости от интенсивности движения.

9.26. При движении в транспортном потоке поведение водителей может говорить об их дальнейших действиях. Об этом можно судить по изменению положения автомобиля в полосе движения или по подаваемым водителями сигналам световыми приборами или указателями поворотов.

9.27. Кратковременное включение стоп-сигналов впереди идущего автомобиля может означать просьбу об увеличении дистанции или предупреждение о последующем торможении.

9.28. При движении по дороге, имеющей по одной полосе движения в каждом направлении, сигнал левого указателя поворота может использоваться водителями грузовых автомобилей, движущихся впереди, как предупреждение об опасности при совершении обгона или невозможности его выполнения.

9.29. Характерные ДТП, совершённые при движении в транспортном потоке — это различные столкновения транспортных средств (лобовое, попутное, с наездом сзади).

При движении по загородным дорогам (особенно в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) происходят ДТП, которые также характеризуются тяжкими последствиями, но уже в отношении иных участников дорожного движения: наезд на велосипедиста, наезд на гужевое транспортное средство, наезд на пешехода. Не обозначенные световозвращающими элементами, двигающиеся по краю проезжей части дороги, эти участники постоянно находятся в группе риска.

9.30. Если автомобиль, который Вы собирались опередить, попал в боковой занос, следует отказаться от опережения до окончания заноса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.089 с.)