Учебно-методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические указания



ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

для студентов Iкурса специальности «АРХИТЕКТУРА»,

1-й семестр

(«Основы формообразования», курсовые работы 1-3)

Ростов-на-Дону

2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

для студентов Iкурса специальности «АРХИТЕКТУРА»,

1-й семестр

(«Основы формообразования», курсовые работы 1-3)

Рекомендовано

учебно-методическим советом

ИАРХИ ЮФУ

На обложке:

макетные композиционные работы студентов Бормотовой А., Шестаковой Д.,Любченко Д., Казанчевой А., руководители: к.т.н., доц. каф. ОАХП Шаталов А.А., доц. каф. ОАХП Ягуза И.А. Перенос в компьютерную 3-D графику и колористическая обработка выполнены Шаталовой А.В.

УДК 378+72

Шаталов А. А. Учебно-методические указания по дисциплине «Архитектурное проектирование» для студентовIкурса специальности «Архитектура», 1-й семестр («Основы формообразования», курсовые работы 1-3). – Ростов н/Д: Институт Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета, 2009. - 127 с., илл. в тексте (55 и 15).

Учебно-методические указания предназначены для студентов Iкурса специальности «Архитектура» и содержат описания порядка выполнения, теоретические положения и графические материалы, необходимые для выполнения 1-й, 2-й и 3-й курсовых работ по дисциплине «Архитектурное проектирование (1-й семестр, «Основы формообразования»). Могут быть использованы студентами других специальностей, изучающих основы объемно-пространственной композиции, а также могут представлять интерес для преподавателей и учащихся системы довузовского архитектурно-художественного образования.

Рецензенты:

Зав. каф. графического дизайна ЮРГИ, проф., канд. арх., член СХ ЮНЕСКО Бучка А.М.

Доцент каф. ГИТАП ИАРХИ ЮФУ,

Канд. арх., доц. Резникова М.В.

· ИАрхИ ЮФУ, 2009

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..7

1. Курсовая работа №1:

«БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ» ……...9

1.1. Точка, линия, пятно ……………………………9

1.2. Компьютерное моделирование по теме

«Точка, линия, пятно» ……………………………..21

1.3. Cредства композиции …………………………23

1.4. Массивность и пространственность ………….31

1.5. Компьютерное моделирование по теме

«Массивность и пространственность» ……………37

2. Курсовая работа №2:

«ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ».....42

2.1. Виды композиции и комбинаторика …………42

2.1. 1. Графическая плоскостная композиция

на основе комбинаторики ……………………..43

2.1.2. Выполнение фронтальной, объемной и пространственной композиций на основе комбинаторики ………………………………...45

2.1.3. Колористическое решение комбинаторной композиции…………………………………….49

2.1.4. Компьютерное моделирование композиционных работ по видам композиции

и комбинаторике……………………………….57

2.2. Выявление тектонического строя объемно- пространственной структуры на основе стержней, арок и конструкций, работающих на растяжение …62

3. Курсовая работа №3:

«ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ» …………………………………………..68

3.1. Макетное упражнение “Каркас – оболочка”...69

3.2. Графическое упражнение “Ассоциативный

образ природного объекта” ………………………. 71

3.3. Альбом зарисовок и чертежей “Анализ

композиционных свойств объекта” ……………….73

3.4. Компьютерное моделирование эскизов демонстрационного планшета в массах …………………..80

3.5. Выполнение демонстрационного планшета …82

ПРИЛОЖЕНИЕ I. «КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ» …………………………………….86

I.1. Цели архитектурной объемно-пространственной композиции ……………………………………………………….86

I.2. Основные свойства объемно-пространственных форм..87

I. 3. Средства архитектурной композиции …………..93

I..4. Типы зрительного восприятия и виды композиции ……………………………………………………112

I.5. Основные понятия архитектурной бионики ….118

ПРИЛОЖЕНИЕ I.I. Список рекомендуемой литературы..123

ВВЕДЕНИЕ

Архитектурное проектирование – один из наиболее сложных видов человеческой деятельности. Его цель - создание полноценной искусственной среды для жизнедеятельности человека. Неотъемлемой частью архитектурного проектирования является объемно-пространственная композиция. Владение композиционными приемами позволяет архитектору находить необходимые решения с учетом всех трех основных групп требований к архитектурному объекту: эстетических, функциональных и конструктивных. Главной задачей композиции можно считать создание определенного пространственного порядка из «первобытной пустоты», сотворение “внутреннего мира” произведения. Для этого необходимо применение закономерностей в расположении отдельных элементов, т. е. организация композиционной системы. Не случайно наиболее развитая архитектурная композиционная система, известная со времен античности и применяемая и в наши дни, называется «ордер» (порядок). Термин «композиция» происходит от латинского слова composition (com~ + position). Это в буквальном переводе означает «взаимное расположение», или «совместное расположение». Отсюда следует, что композиция – это особый вид искусства, а именно - искусство взаимного расположения различных элементов.Другими словами, под композицией понимают строение (структуру) некоторого объекта, закономерности расположения его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности. В архитектурной композиции основными такими элементами и частями являются “пространственные формы”. Но создание пространственной системы невозможно без использования объемных элементов, определяющих границы пространственных форм. Отсюда и возникает понятие объемно-пространственной композиции (ОПК), являющееся ядром композиции в архитектуре. Ведущими элементами в ней являются пространственные формы, а объемные элементы имеют подчиненную роль – они являются средствами организации пространства. Архитектурная композиция – сложнейшее понятие, включающее учет функциональных, конструктивных, эстетических, психологических и исторических факторов. Но сознательное оперирование ими невозможно без устойчивых практических навыков разработки объемно-пространственных структур. Курс “Основы формообразования”, изучаемый студентами в рамках учебной дисциплины “Архитектурное проектирование” призван познакомить их с основными приемами создания пространственных и объемных форм и принципами их композиционной организации.

1. Курсовая работа №1:

«БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ»

Курсовая работа №1 состоит из 3 тематических разделов и призвана познакомить студента с основными понятиями и стредствами ОПК. 1-е и 2-е задания (“Точка, линия, пятно” и “Средства композиции”) плоскостные и выполняются графически (по согласованию с преподавателем может быть выполнено макетное развитие полученных графических композиций). 3-е занятие является макетным. Выполнению чистовых макетов должны предшествовать эскизные композиционные прорисовки или черновое макетирование (по усмотрению преподавателя).

1. Точка, линия, пятно

Плоскостное задание “Точка, линия, пятно” предназначено для овладения студентами первичными навыками композиционного мышлениями на основе использования простых композиционных элементов при расположении их в 2-мерном пространстве. Задачами обучаемого является достижения уравновешенной формальной композиции, составленной из линий, точек и пятен простой геометрической формы. Этапы выполнения:

1. Предварительное эскизирование – 2 листа А4. Предварительное эскизирование композиции на заданную преподавателем ассоциативную тему без использования чертежных инструментов (карандашный рисунок, рисунок кистью, аппликация), все варианты выполняются в верхней части листа формата А4 (см. рис. 1а, б), а в нижней части листа располагается подпись работы: “Эскизы плоскостной композиции на тему “…”, выполнил ст-т гр. …, преподаватели … ”. Подпись выполняется в карандаше узким архитектурным шрифтом высотой 5 мм. Эскизы выполняются в 2-х вариантах – с использованием прямых и кривых линий и утверждаются преподавателем. Композиционное поле может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму (согласовывается с преподавателем).

2. Два утвержденных варианта (прямолинейный и криволинейный) разрабатываются в карандаше с применением чертежных инструментов на листе формата А3 и должны быть согласованы с преподавателем.

3. Утвержденные на 2-м этапе композиции дорабатываются в черно-белой фиксированной графике (формат А3). Допускается как аппликативный метод доработки (накладывание элементов с прекрытием), так и транспарентный (контуры накладываваемых элементов образуют новые фигуры). При доработке рекомендуется использование сплошных заливок, простых штриховок и применение различных толщин и типов линий. Примеры выполнения работ представлены на рис. 2.

а)

б)

Рис. 1. Выполнение эскизов композиции, созданной на основе прямых (а) и кривых (б) линий.

Рис. 2. Примеры выполнения задания 1, 2-й этап.

(Студенты Брянцева Н., Карпачева А., Лугвищук Е., Хасабян Ю., Тарасенко А., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В., Ягуза И.А.)

4. Разработка 2 колористических композиций (на основе композиции, выполненной в фиксированной графике на 3-м этапе) на 2 заданные преподавателем ассоциативные темы. Формат А3 (т.е. каждый вариант занимает пространство А4), предварительное эскизирование каждой из 2-х тем в 2-х вариантах на форматах А6 (эти 4 эскиза компонуются на формат А4). Один из эскизов выполняется в ахроматической гамме, другой в полноценной колористике. Окончательные композиции выполняется полоноцветно. Материал – гуашь. Примеры компоновки эскизов на выполнения на рис. 3., примеры окончательных работ на рис. 4.

Рис.3. Компоновка на формате А4 ахроматических и колористических эскизов, гуашь.

Рис.4. Примеры колористических композиционных работ, гуашь (ст-ты Тарасенко А., Горбачева С., Мельникова О., Никоненко Н., Туницкий В., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.).

Примечание

По усмотрению преподавателя возможно сокращение 2-мерной части раздела 1.1. наполовину и выполнение взамен серии макетных упражнений «Линия и плоскость в пространстве: стержневые и вантово-стержневые системы.»

В этом случае полная последовательность работ выполняется по согласованию с преподавателем только по эскизам, созданным на основе либо прямых, либо кривых линий. Предварительные эскизы и примеры выполнения предлагаемых взамен макетных упражнений («Шалаш-хайтек» и «Мачта») приведены ниже (рис.5-6 и 7-8). Кроме того, в этом случае выполняется развитие окончательной графической композиции в пространственную в виде макета (рис.9). Эскизы к упражнениям «Шалаш-хайтек» и «Мачта» выполняются в карандаше, в количестве 2, каждый на формате А5.

Перед выполнением макетных работ студенты должны заранее приготовить нарезку стержней их плотного картона, произвольной длины, но одинаковой ширины (не более 3 мм). Ванты-растяжки имитируются нитками или тонкой нарезкой прочной, но свободно гнущейся бумаги. При закреплении стержней необходимо, чтобы каждый свободный конец стержня крепился 3-мя растяжками. Далее необходимо закрепить полученной вантово-стержневой системе минимум одну плоскость.

Рис. 5. Эскизы к макетному упражнению «Шалаш-хайтек» (студенты Чуприкова М., Охрименко Н, Есоян Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 6. Примеры выполнения макетного упражнения «Шалаш-хайтек» (студенты Пастушков С., Элоян А., Решетова Я., Охрименко Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 7. Эскизы к макетному упражнению «Мачта» (студенты Абдурашидов М., Элоян А., Охрименко Н, преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 8. Примеры выполнения усложненного макетного упражнения «Мачта» (студенты Верхогляд Д., ОрловаЛ., преподаватели Шаталов А.А., Рембовская В.Е., Обухова Л. Ю.)

По желанию студента и по согласованию с преподавателем возможно усложение конструкции мачты

(введение дополнительных стержней и растяжек, закрепление при поиощи растяжек различенных плоскостей и криволененйных поверхностей и т.п.). Во всех случаях обязательным условием является достижение геометрической неизменяемости всей конструкции.

Рис. 9. Примеры выполнения макетного развития графических композиций (студенты Баланцева А., Бегун М., Барашян А., Снесарев А., Гасанбекова С., Кюрчук В., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.017 с.)