Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1: Понятие и специфические черты культуры.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 2: Нормы и ценности как элементы культуры. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д. Виды ценностей Все множество ценностей можно условно классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются: – витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность; – экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость; – социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость; – политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир; – моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим; – религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание; – эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д. Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы: 1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. 2) доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые объединяют общество, способствуют росту взаимопонимания между людьми. Нормы культуры Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения. Культурные нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность. Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Андрей Яковлевич Флиер делит нормы на: – институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс); – этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции); – конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения). Вопрос 1: Понятие и специфические черты культуры. В XX веке возникает убеждение во «всесилии культуры». «Не в политике, не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества», — считает Н. Бердяев. Такому убеждению способствуют те черты культуры, которые признаются большинством современных исследователей. Отметим наиболее важные из них. Во-первых, культура есть явление социальное. С одной стороны, она не существует «вне человека», а, следовательно, не может существовать «вне общества». С другой стороны, нет ни общества, ни социальной группы «вне культуры»: «культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его». Во-вторых, культура — это уровень самосознания общества в конкретный период человеческой истории. С этой точки зрения культура есть исторический процесс, т.е. совокупность постоянно изменяющихся явлений. Развитие культуры определяется и внешними факторами, и внутренними специфическими законами, присущими той или иной сфере культуры. В-третьих, культура есть процесс творческий. В этой связи интересно высказывание академика Д. С. Лихачева: «Вся история человеческой культуры есть цепь последовательных открытий человека». Человек творит культуру, культура творит человека. В философском понимании культура рассматривается как определенный тип человеческой деятельности, как «способ деятельности человека по овладению, миром». Другими словами, «культура выражает меру овладения человеком своих отношений к самому себе, к обществу, к природе». В-четвертых, культура определенного общества в конкретный исторический период — это многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие и передающая это наследие новым поколениям. В-пятых, культура диалогична по своей сути. Она предполагает понимание и освоение феноменов культуры, и на этой основе включенность в культурный процесс потребителей культуры – народных масс, личностей, различных социальных групп. Культура не просто творит человека, созидающего, она творит человека свободного. Мало того, она в состоянии помочь человеку освободиться от самой страшной зависимости, от духовного рабства. Общество свободно настолько, насколько свободна культура, а культура свободна в той степени, в какой свободен человек. Обладая художественной культурой, человек самостоятельно и осознанно выбирает лучшее, что создано творческим гением человечества, и делает это личностными ценностями собственного бытия. Владея политической культурой, человек свободно выбирает соответствующие его взглядам политические программы и лозунги, определяет свою позицию в отношении тех или иных политических движений, партий и их лидеров. Повышая свою экономическую культуру любой человек на основе собственных знаний может оценить многие явления экономической жизни и своего коллектива, и страны в целом. В конечном счете, свободным человека делает профессиональная культура. Работник, владеющий своей профессией и ее секретами, всегда исполнен чувством чести и достоинства. Он знает, что для него всегда найдется место в жизни, как бы трудно она ни складывалась. В соответствии с указанными чертами культура делится на материальную и духовную. В первой выделяется культура труда и материального производства, культура быта и топоса (места жительства), физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую и религиозную культуру. В этой связи наиболее общепринятым выступает определение культуры, данное в Декларации Всемирной конференции ЮНЕСКО по культурной политике (август 1982 г.): культура есть комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и моральных черт общества, включающий различные виды искусства, образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиции и верования.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.006 с.) |