Тема 9. Мотивационный анализ поведения домашней собаки. Соответствие мотиваций и их поведенческих проявлений у домашней собаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Мотивационный анализ поведения домашней собаки. Соответствие мотиваций и их поведенческих проявлений у домашней собаки



Тема 9. Мотивационный анализ поведения домашней собаки.                  Соответствие мотиваций и их поведенческих проявлений у домашней собаки

Психическая деятельность как процесс принятия решения

 2. Мотивационный анализ поведения

_______________________________________________________________________________________________

Психическая деятельность как процесс принятия решения

Разложение процесса психической деятельности, предшествующего тому или иному внешнему поведению, на последовательные этапы в течение многих десятилетий было предметом исследования не только зоопсихологии, но и психологии человека и других дисциплин. Здесь при рассмотрении акта психической деятельности мы опираемся на теорию функциональных систем, разработанную академиком П.К.Анохиным.

Для того, чтобы последовательно проанализировать поведение живого существа, мы, вслед за Чарльзом Дарвином, полагаем, что поведение представляет собой основной механизм, реализующий приспособление к актуальному состоянию окружающей среды.

Закрепляется для последующего использования лишь то поведение, которое (а) может быть в той или иной мере типизировано по повторяющимся ситуациям; и (б) обеспечивает наиболее эффективные взаимодействия со средой. Мы исходим из следующих основополагающих посылок:

Поведение живого существа обеспечивается предшествующим психическим актом, направленным на формирование наиболее эффективных взаимодействий со средой.

2. Окончательным толчком к реализации той или иной поведенческой активности становится процесс возбуждения в центральной нервной системе, являющийся результатом всех подобных "частных" процессов, возникающих по ходу психической деятельности.

3. Поведение живого существа целенаправленно и мотивировано актуальной потребностью (или "алгебраической" суммой одновременно действующих потребностей).

Повторяемость тех или иных форм поведения определяется вероятностью удовлетворения потребности (результативность поведения), данные о которой накапливаются в жизненном опыте субъекта.

Приоритетными (доминантными) становятся те формы поведения, которые обеспечивают достижение желательного результата (то есть, удовлетворяют потребность) за счет минимальных затрат (эффективность поведения).

Необходимо иметь в виду, что приспособление живого существа к событиям во внешней и/или внутренней среде может происходить на разных уровнях Субъектной Информационной Модели.

На фактографическом уровне эффективное приспособление обеспечивается адекватным восприятием информации, ее анализом и "встраиванием" в уже существующие структуры отображения.

На стереотипном уровне реализуются повторяемые и стандартизованные варианты поведения, доказавшие свою результативность в жизненном опыте субъекта и поэтому оформившиеся в качестве доминантных. Это приспособление реализуется как в онтогенезе, так и в филогенезе, закрепляясь в качестве наследственных стереотипов.

На критериальном уровне определяются приоритеты применяемости различных форм поведения в зависимости от вариантов внешней и/или внутренней среды и минимизации затрат.

На социальном уровне приспособление зависит от взаимодействий с парт нерами, которые определяются частью коллективными стереотипами, а частью – актуальными партнерскими отношениями.

Потребности представляют собой основу психической деятельности животного, связывая психику и поведение с поддержанием жизнедеятельности организма. Поэтому структура физиологических потребностей практически одинакова у всех живых существ, а их поведенческие проявления сходны настолько же, насколько подобна физиология.

Психологические потребности, в отличие от физиологических, более разнообразны и индивидуальны, они формируются в жизненном опыте и в гораздо большей степени зависят от ситуации. В конкретной ситуации они м огут обладать более высокими приоритетами, чем физиологические. Воздействие на психологические потребности открывает простор для управления поведением животного.

Любая потребность, будучи временно удовлетворена, присутствует в психике в пассивном, латентном состоянии, а затем, при определенных условиях, вновь активизируется внешним или внутренним стимулом (например, необходимостью пополнить энергетические запасы организма или присутствием самки, готовой к спариванию). Потребность в активном состоянии выражается в психической деятельности в виде эмоции и становится мотивацией для того или иного поведения.

Две или несколько потребностей могут взаимодействовать друг с другом, усиливая или подавляя одна другую. Так, например, собака в состоянии сильной усталости не соблазнится не только предложением погулять или поиграть, но может отказаться даже от еды. Вместе с тем, собака, сидевшая весь день дома, стремится выйти на прогулку не только ради удовлетворения физиологических выделительных и двигательных потребностей, но и для удовлетворения информационной потребности, игровой потребности, потребности в общении с хозяином. Усиливая друг друга, эти потребности приводят к очень ярко выраженным поведенческим проявлениям.

В биологическом смысле психическая деятельность представляет собой совокупность взаимодействующих между собой процессов возбуждения, возникающих при активизации той или иной потребности, а также при поступлении той или иной информации и выполнении необходимых интеллектуальных функций. Любая воспринимаемая субъектом информация (относящаяся ко всем уровням СИМ) вызывает тот или иной отклик в виде процесса возбуждения в нервной системе благодаря афферентным импульсам, а выполняемые интеллектуальные и психические функции упорядочивают их, приводя в адекватную реальности систему взаимодействий. Суммируясь или конкурируя и гася друг друга в ходе психической деятельности, эти процессы захватывают определенные структуры центральной нервной системы, отвечающие за приведение в действие соответствующих доминант. Затем формируются эфферентные импульсы, делающие возможной ту или иную активность. Так наступает реализация поведенческого акта. Анализируя воспринимаемую внешнюю и внутреннюю информацию, отклик на нее и результирующий уровень возбуждения, сопоставляя их моделируемым информационным преобразованиям, мы можем понять, как именно, под влиянием каких факторов при данных условиях реализуется именно эта форма активности.

Внешнее поведениеединственное проявление психической деятельности, доступное непосредственному наблюдению и анализу. Зная связи между потребностями (эмоциями, мотивациями) и их поведенческими проявлениями, мы можем восстановить структуру психики живого существа по наблюдениям за внешним поведением. Анализ внешних и внутренних факторов, обуславливающих отклик центральной нервной системы, позволяет реконструировать процессы, порождающие результирующее возбуждение. Реорганизуя психическую деятельность животного, можно реформировать систему процессов возбуждения, структурируя нервные импульсы так, чтобы они порождали желательный результат. Это дает возможность не только изменять сиюминутное поведение, организуя соответствующее взаимодействие внутренних процессов. Благодаря этому мы можем прогнозировать будущее поведение в сходных ситуациях и практически влиять на него, изменяя вероятность того или иного реального поведения. Эта задача может быть решена только методами и средствами прикладной зоопсихологии.

Рассмотрим поведенческий акт живого существа, отвлекаясь от его смысла и содержания и анализируя только основные этапы психической деятельности.

Первотолчком к поведенческому акту, как мы знаем, служит потребность, активизированная каким-либо внешним или внутренним стимулом, информацией об изменении состояния внутренней и/или внешней среды. Мотивациязадает цели поведения, представляя собой ответ на вопрос: ” хочу ли я?”. На этом этапе психической деятельности анализируется и оценивается внутренняя информация о состоянии потребности.

Второй этап психической деятельности представляет собой оценку фактов. На этом этапе осуществляется анализ состояния внешней среды, который реализуется сравнением с некоторым эталонным состоянием и выявлением отклонений от него. При этом используются такие мыслительные операции, как сбор (восприятие) информации, выделение логических (парадигматических) отношений, сравнение. Реализуется распознавание образов, опирающееся на так называемые дифференциальные признаки. Это те признаки и факторы ситуации, которые наиболее важны с точки зрения достижения намеченной цели поведения. Они выстраиваются по значимости. Так, например, при принятии решения о преследовании добычи окрас животного вообще не является дифференциальным признаком, его размеры могут представлять собой дифференциальный признак (не обязательно первого ранга значимости), тогда как скорость передвижения жертвы – это важнейший дифференциальный признак, определяющий собой принятие решения и характер реализуемого поведения. Операция выделения дифференциальных признаков базируется на сравнении с жизненным опытом, то есть, с типовыми ситуациями, хранящимися в памяти.

При превышении определенного (субъективного) предельного значения потребность оценивается как подлежащая удовлетворению. При этом состояние внешней среды может понижать или повышать это предельное значение. Например, собака голодна, но не настолько, чтобы предпринять активные поиски пищи (потребность не превышает предельного значения и не становится толчком к формированию поведения). Если при этом из внешней среды поступают сигналы, соответствующие наличию пищи, то при том же состоянии частично удовлетворенной пищевой потребности животное может реализовать пищедобывательное поведение. Если же пища заведомо недоступна, то пищевая потребность не приводит к выраженному пищедобывательному поведению даже при сильном голоде.

Третий этап – это оценка действий (“ могу ли я?”), для которой необходимо учитывать два вида факторов: (1) внешние – благоприятствующие или противодействующие (помощь или помеха); и (2) внутренние – собственная способность достигнуть намеченной цели, выражающаяся в ситуативной самооценке. Заметим, что и самооценка, и оценка внешних факторов не всегда бывают истинны – это зависит от адекватности СИМ.

Помощь и помеха могут представлять собой как объективные факторы (физические препятствия или благоприятные обстоятельства), так и субъективные (действия значимых партнеров).

Основной мыслительной операцией этого этапа следует считать распознавание ситуаций и действий, базирующееся на информации стереотипного уровня СИМ. Осуществляется также прогнозирование результатов собственных действий и возможных реакций значимых партнеров (жертвы, хозяина, членов своей группы, соперников и т.д.). В процессе оценки действий наиболее важна операция логического и/или интуитивного вывода, опирающаяся на причинно-следственные отношения. Здесь используются также представления о коллективных стереотипах поведения, информация, принадлежащая Модели партнера, а также вероятностные оценки событий, определяемые жизненным опытом животного.

Для домашней собаки, разумеется, особое значение имеют возможные действия человека (в особенности – хозяина), которые оцениваются на основе сложившихся партнерских и социальных отношений. От предыдущего этапа эта оценка принципиально отличается тем, что оценка действий может многократно проверяться и уточняться на всех последующих этапах поведенческого акта, вплоть до момента принятия решения – это объясняется тем, что поведение живых существ изменяется, в то время, как действие неодушевленных факторов практически неизменно. Оценка партнеров сравнивается с ситуативной самооценкой и может повышать или понижать последнюю, влияя таким образом на выбор форм собственного поведения.

Для того, чтобы оценка была максимально приближена к истинной, а, следовательно, чтобы вероятность достижения цели была наибольшей, необходима полная и достоверная информация обо всех возможных состояниях окружающей среды, о собственных возможностях и о потенциальных действиях других субъектов. Полнота и достоверность исходной информации определяются жизненным опытом животного.

Четвертый этап состоит в выработке окончательной мотивации как результата оценочных этапов, представляющего собой своего рода "векторную сумму" оценок каждого из значимых факторов. Она выражается в эмоции – своего рода предварительном решении, сводящемся к оценке "хорошо - плохо", и порождает активный процесс возбуждения в нервной системе.

Пятый этап формирования поведенческого акта связан с планированием действий, обеспечивающих достижение цели. Планирование действий сопровождается дополнительной проверкой и уточнением прогнозов собственного поведения и реакций партнеров, аналогичной шахматному расчету на несколько ходов вперед. Так формируется реальная стратегия поведения. Она может выбираться из стандартных программ, сформированных жизненным опытом, но может и строиться заново, если в памяти животного нет аналогов данной ситуации. Этот этап обеспечивается развитием вариативного мышления и представлений о результативном поведении, лежащих в основе стратегического мышления. Именно этот этап наиболее существенен с точки зрения желательных и нежелательных для хозяина решений у домашней собаки. Надо заметить, что именно развитие механизмов планирования поведения человек обычно субъективно оценивает как ум животного, а основой для оценки служит совпадение критериев принятия решений.

Шестой этап формирования поведенческого актапредставляет собой проектирование поведения – это выбор поведенческих программ, полностью или хотя бы частично реализующих избранную стратегию. Выбор средств реализации стратегии должен обеспечить наименьшие затраты и риск при наибольшей вероятности достижения цели (эффективное поведение), следовательно, он включает в себя и оценку результатов поведения в прошлом, которая базируется на жизненном опыте. Чем больше развит арсенал стандартных программ поведения, имеющихся в распоряжении животного, тем выше оказывается эта вероятность. При недостаточности стандартных средств необходимые программы могут строиться специально для каждого случая, но это резко увеличивает затраты времени и, следовательно, снижает эффективность поведения. Впрочем, она может быть увеличена за счет хорошего развития комбинаторного мышления, позволяющего эффективно сочетать ранее наработанные стереотипные формы поведения в рамках избранной стратегии.

Седьмой и последний этап – принятие решения – представляет собой наиболее ответственный момент во всем поведенческом акте. Обычно он связан с мгновенной перепроверкой всех прогнозов применительно к избранной стратегии и средствам ее реализации. Как правило, момент принятия решения внешне оформлен короткой паузой или даже остановкой в движении. Какие бы то ни было воздействия, направленные на изменение мотиваций поведения, возможны только до этого момента! Этот факт имеет большое практическое значение.

На трех последних этапах, обеспечивающих реализацию поведения, новые мыслительные операции не используются. Перечисленные выше типы мышления представляют собой довольно сложные комбинации мыслительных операций, свойственных трем первым этапам.

После принятия решений наступает реализация поведения. Здесь поведение можно изменить уже только путем физических ограничений, делающих данное поведение невозможным, но это не оказывает никакого влияния на реформирование процесса принятия решения в будущем, а, следовательно, не включается в научение, изменяющее будущее поведение.

Каждый из этапов ППР поддерживается соответствующими структурами СИМ, описанной выше. Роль информационных структур разных уровней в формировании поведения можно пояснить на примере.

Допустим, собака должна охранять своего хозяина от нападения на улице. Это сложное поведение поддерживается всеми основными информационными структурами, входящими в состав СИМ. Поясним вкратце эти соответствия.

1. Мотивация – самозащита и/или коллективная оборона; активизируется внешними факторами.

2. Информация о внешних условиях, обеспечивающая идентификацию потенциального врага и анализ конкретных реалий; информация о собственном состоянии и возможностях – фактографический уровень модели; в ходе ППР этому соответствует этап оценки фактов.

3. Информация о стереотипных формах поведения (наследственная и благоприобретенная в процессе дрессировки) – стереотипный уровень; соответствует этапам оценки действий и проектирования поведения.

4. Правила применения стереотипов, которым собака обучена в жизненном опыте (поведение нападающего, наличие оружия и другие факторы, от которых зависит выбор конкретных форм) – критериальный уровень; используются на этапах оценки действий (прогнозирование) и планирования поведения.

Пищедобывательные мотивации являются менее приоритетными, чем перечисленные выше мотивации первого порядка и могут сдерживаться не только мотивациями конкуренции, самозащиты и избегания, но и другими, относящимися к более высоким уровням психики. Поведение жертвы сдерживающим фактором не служит.

1.5. Мотивации релаксации. Снятие напряжения при физических и психических перегрузках, предохранение организма и психики от разрушительных усилий и воздействий со стороны также является важным условием выживания, а потому относится к мотивациям первого порядка. Физическая релаксация реализуется главным образом в поведении покоя и стремлении к неподвижности, тогда как психическая релаксация часто выражается в повышенной двигательной активности, вплоть до бесцельного бега по кругу, мелких движений и дрожи, что объясняется действием общих законов психомоторики. Есть и другие естественные способы психической релаксации – это голосовая реакция (лай, обычно слитный, монотонный, в высокой тональности) и инстинктивное использование функций анализа (собака активно нюхает что-либо или всматривается в мелкие подвижные объекты или световые блики). Проявления психической релаксации наблюдаются у собак, в частности, при перевозбуждении под действием острых положительных эмоций и под действием чрезмерной динамики событий во внешней среде.

Практически важен тот факт, что хозяева собак чаще всего принимают поведение релаксации за игровое и поддерживают его, наращивая своими дальнейшими действиями возбуждение собаки. Это нередко приводит к достаточно быстрому истощению нервной системы животного.

По своей приоритетности сексуальные мотивации граничат с мотивациями первого порядка, но могут сдерживаться мотивациями, относящимися к более высоким уровням психики (при условии достаточного их развития).

Сексуальные мотивации имеют строго определенные соответствия в наследственно закрепленных формах поведения и проявления их регулируются ответным поведением партнера.

2.2. Мотивации доминирования. Они опосредованно связаны с половым отбором как механизмом закрепления наиболее ценной наследственности и служат одной из основных функций, реализующих социальную конкуренцию и структуру стаи, выявляя соотношение прав и обязанностей индивидуумов. Эти мотивации слабо связаны с полом, но активизируются только в присутствии партнера, близкого по социальному рангу.

Многие ошибочно полагают, будто доминирование и связанное с ним соперничество проявляется только между самцами, но зато – между любыми двумя самцами и независимо от ситуации. Однако то же мужское поведение демонстрируют и суки, обладающие высокой самооценкой. От сексуального поведения оно отличается тем, что может переходить в любые другие проявления доминирования, вплоть до агрессивного поведения (социальная конкуренция).

Внешние проявления мотиваций доминирования у собак, как и у многих видов животных, напоминают сексуальное поведение, что и служит основной причиной непонимания их человеком. Имитация садки однополыми партнерами, являясь в действительности поведением доминирования (по крайней мере, в большинстве случаев), часто истолковывается хозяевами как сексуальная патология, что неверно по существу. То же касается и попыток садки по отношению к человеку.

Мотивации доминирования обладают относительно слабым приоритетом: они обусловлены ситуационно и проявляются в основном в отсутствие других мотиваций не только первого, но и других порядков. В ряде случаев мотивации доминирования и соответствующее поведение сопутствуют всем видам конкуренции, поскольку социальная конкуренция тесно связана с преимущественными правами доминантного индивидуума. Приоритетность мотиваций доминирования зависит от возраста индивидуума – сильнее всего они проявляются в возрасте полового и психологического созревания, предполагающем окончательную социализацию по отношению к членам сообщества и посторонним.

Мотивации доминирования жестко связаны с ритуальным поведением и эффективно сдерживаются соответствующим поведением партнера. В межвидовых отношениях проявляются слабее, чем во внутривидовых, и приводят к конфликту только в тех случаях, когда его допускает партнер (человек).

2.3. Мотивации самоутверждения. Эти мотивации отличаются от мотиваций доминирования тем, что, во-первых, не выявляют соотношение сил партнеров, а направлены на повышение самооценки индивидуума безотносительно к партнеру, а во-вторых, потребность в самоутверждении может удовлетворяться не только в соперничестве с сородичами. Поэтому и реализоваться эти мотивации могут в иных поведенческих формах, внешне не имеющих никакого отношения к социальным рангам, но выявляющих те или иные ценные качества индивидуума (например: физическая ловкость при преодолении препятствий; способность к логическому анализу и адекватным реакциям на события; развитое стратегическое мышление; способность к принятию эффективных решений).

Отличие мотиваций самоутверждения от доминирования состоит также и в том, что эта группа мотиваций не требует для своего проявления жестко определенных форм стереотипного поведения. Они могут сочетаться с мотивациями доминирования (особенно в возрасте созревания), обостряя соперничество представителей смежных социальных рангов.

У домашней собаки мотивации шестого порядка развиваются только в процессе тесного общения с человеком и совместной деятельности, требующей от собаки аналитического осмысления ситуации и построения поведенческих стратегий.

7. МОТИВАЦИИ СЕДЬМОГО ПОРЯДКА

Эти мотивации соответствуют пониманию обобщенных закономерностей и мотивов поведения людей, а также правил построения отношений с видом-лидером, позволяя собаке прогнозировать и адекватно оценивать поведение не только собственного хозяина, но и посторонних.

Преобладание тех или иных мотиваций обуславливает реальное поведение собаки, то именно этим должен определяться как выбор породы, так и индивидуальное воспитание собаки с тем, чтобы ее поведение в наибольшей степени соответствовало потребностям и представлениям хозяина. Мы можем влиять на приоритеты мотиваций как при выращивании щенка, так и при коррекции поведения взрослой собаки.

На практике мотивационный анализ осуществляется путем наблюдения за активностью внешнего поведения и его изменениями под действием диагностических стимулов. Как диагностический метод мотивационный анализ позволяет установить сравнительную приоритетность тех или иных мотиваций у конкретной собаки, а, следовательно, выявить пути формирования желательного поведения.

В теории и практике дрессировки внешние поведенческие выражения приоритетных мотиваций называют преобладающими реакциями. Традиционно выделяются следующие поведенческие реакции:

*  активно-оборонительная (угрожающее или агрессивное поведение);

*  пассивно-оборонительная (поведение страха и избегания);

*  пищевая;

*  ориентировочная (исследовательская);

*  сексуальная.

Нетрудно видеть, что эти преобладающие реакции соответствуют пяти из выделенных нами мотиваций, относящимся к первому и второму порядкам. Чтобы иметь возможность полнее описать поведение собаки, этот список нуждается в уточнении и расширении.

Соответствия мотиваций и внешних поведенческих реакций с указанием на выявляющие их диагностические стимулы приведены в табл. 3.

 

Таблица 3.

Тема 9. Мотивационный анализ поведения домашней собаки.                  Соответствие мотиваций и их поведенческих проявлений у домашней собаки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.138.123 (0.051 с.)