Методика сбора, гербаризации и сушки растений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика сбора, гербаризации и сушки растений



ОТЧЕТ

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (зоология, ботаника)

 

Направление подготовки

35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль)

Технология производства и переработки продукции животноводства и растениеводства

программа - прикладной бакалавриат

 

Отчет принял:                                                        Отчет выполнил:

Руководитель практики от университета                       Обучающийся

__________ ________________                         ________ ____________

подпись                             ФИО                                                                     подпись                     ФИО

 

__________ ________________                   

подпись                             ФИО

 

Отметка, полученная по результатам защиты отчета ____________________

 прописью

 

Барнаул 2019г.


Оглавление

 

Введение. 3

Раздел 1. Ботаника. 4

1.1 Методика сбора, гербаризации и сушки растений. 4

1.2 Индивидуальное задание. 6

Раздел 2 Зоология. 7

2.1 Природно-климатическая характеристика района прохождения практики. 7

2.2 Характеристика водоёма. 8

2.3 Правила отбора проб и фиксация зоологического материала. 9

2.4 Правило работы с определителем. 11

2.5 Качественная обработка планктона. 12

2.6 Количественная обработка планктона. 14

2.7 Качественная обработка бентоса. 15

2.8 Определение качественного состава обитателей литоральной зоны.. 16

2.9 Исследование водных беспозвоночных                                                                      на зараженность личинками гельминтов. 17

2.10 Строение и поведение представителей основных отрядов зверей. 18

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 21

 

Введение

Написать затем нужна практика по зоологии и ботаники

Изучить многообразие растений в природных условиях; закрепить теоретические знания по морфологии, систематике, экологии растений. Опыт полевых исследований послужит студентам основой для последующего выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, организации различных природо-охранных мероприятий. При работе в природных условиях имеется возможность уделить внимание вопросам охраны природы с целью максимального сохранения флоры и фауны.

 

Целью учебной практики является получения первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по зоологии и ботаники.

Задачи учебной практики по ботанике:

 

1. Знакомство с растительными сообществами леса и луга.

2. Изучение флористического состава, структуры, продуктивности и экологиче-ских особенностей лесных и луговых фитоценозов.

3. Изучение хозяйственных групп растений.

4. Овладение методами геоботанических исследований, сбора и гербаризации растений.

5. Разработка практических рекомендаций по рациональному использованию, улучшению экологического состояния и охране конкретных типов растительности на основе результатов проделанной работы.

В задачи практики по зоологии входит:

 

1. Познакомить с методами научных исследований в полевых условиях,научить определению биомассы планктона и бентоса, зараженностиличинками гельминтов;

2. Научить правильно собирать зоологический материал, фиксировать и оформ-лять сбор;

3. Научить определять систематическое положение животных.

 

Раздел 1. Ботаника

Методика сбора, гербаризации и сушки растений

Гербарий – это коллекция специально собранных, спрессованных и засушенных растений, точно этикетированных. Он является основой для работы по систематике растений.

Собирая растения, нужно помнить о бережном отношении к природе: не выкапывать лишние экземпляры, не срезать и не ломать длинные побеги деревьев и кустарников. Внимательно следует относиться к видам, занесённым в «Красную книгу», находящимся под охраной, имеющим в подземной части корневища, клубни, луковицы, которые являются органами возобновления.

Техника сбора растений

Собирать и закладывать растения для гербария следует в сухую погоду, чтобы на них не было капель дождя или росы. Растения, собранные в жаркие дни, закладывают сразу в папку, что предохраняет их от завядания.

Каждый вид помещают в отдельную газету, располагая его корнями в разные стороны, так пачка будет ровной, и растения не будут ломаться.

Травянистые растения собирают с цветками, плодами и, по возможности, с частью подземного органа или корня, очищенного от почвы. Если у засушенных растений нет цветов, то они не принимаются к зачёту.

При сборе деревьев и кустарников (рябина, боярышник, калина, смородина) срезают ветку 25-30 см с листьями, цветами или плодами. Папоротники, хвощи, плауны берут со спороносными органами.

Собирая растения из семейства Сельдерейные, которые бывают довольно высокорослыми, необходимо засушить верхнюю часть с соцветием, среднюю часть и прикорневые листья.

Представители семейства Мятликовые собираются во время цветения.

У растений семейства Лилейные и Луковые необходимо иметь подземную часть (луковицы, корневища), так как они играют роль при определении. Для представителей семейства Капустные нужны экземпляры не только с цветами, но и с плодами.

Для гербария выбирают типичные, здоровые, неповрежденные растения.

Техника закладки растений

От правильной закладки и сушки зависит качество гербария.

После сбора растений в тот же день их необходимо переложить в гербарную сетку и затянуть ее.

Каждое растение в сетке перекладывается несколькими листами сушильной бумаги, затем помещается следующее и так далее. Бумага впитывает влагу и выравнивает давление под прессом

Закладывая высокие растения, необходимо перегнуть их под острым углом, чтобы разместить на листе, избегая наложения одних частей на другие. Между листьями и цветами, близко расположенными, следует положить кусочки сушильной бумаги. Для сохранения окраски цветов их обкладывают слоем ваты. Толстые стебли, корневища, луковицы, корни разрезают вдоль.

Растения, приготовленные для сушки, не должна выходить за пределы гербарного листа, так как могут обломаться впоследствии. В гербарные сетки укладывается пачка растений не превышающая 10-12 см по толщине.

Сушка растений

Пачку бумаги, с заложенными растениями, помещают в гербарную сетку (или между фанерой), туго обвязывают шнуром для спрессовывания.

Сушить надо в хорошо проветриваемом месте, избегать воздействия прямых солнечных лучей на первой стадии высушивания. Туго завязанную сетку нужно поместить в полутень, подвесить или поставить на ребро в сухом теплом месте с хорошей вентиляцией (ветер, сквозняк). На ночь её необходимо убрать.

Первые 2-3 дня собранные виды растений перекладывают два раза в сутки. Если гербарий не перекладывать, то есть не менять отсыревшие листы бумаги на сухие, то растения очень быстро почернеют. В последующие дни меняют бумагу один раз в сутки, до полного высыхания.

Отсыревшие бумажные листы убирают, заменяя сухими. Перемещение растений в другую "рубашку" производится лишь при сильной влажности бумаги. Этикетки перекладывают вместе с растениями. Влажные газеты просушиваются и используются вновь. Растения высыхают неодинаково быстро, поэтому высохшие экземпляры из сеток убирают и в газете помещают в сухое место. Через 3-4 дня можно досушить гербарные виды теплым утюгом через бумагу. Растение считается высохшим, если оно не сгибается в вертикальном положении. Каждое растение необходимо поместить в отдельную газету и вложить этикетку.

 

1.2 Индивидуальное задание

 

Выдано преподавателем (приложение)

Список собранных растений

Семейство………………….

1.

2………..

Семейство

1.

2.

 

1.2.1 Морфологическое описание растения ( с указанием его семейства, рода и вида)

План описания растений

1. Жизненная форма (деревья, кустарники, травы).

2. Корень (тип корневой системы, видоизменения).

3. Стебель (характер роста стебля, тип поперечного сечения, видоизменения).

4. Лист (способ прикрепления, простой или сложный, форма листовой пластинки, листорасположение, видоизменения).

5. Соцветие (тип соцветия).

6. Цветок (формула цветка).

7. Плод (тип плода).

8. Значение растения.

Раздел 2 Зоология

Характеристика водоёма.

1. Заводь (протока реки Оби) лежащая вблизи микрорайона «Затон».

2. Расстояние до ближайшего населенного пункта 1 км.

3. Площадь составляет 1км². Максимальная глубина не более 2 метров.

4. Площадь мелководной зоны составляет 8-10 м².

5. Берег пологий и илистый, с противоположной стороны крутой.

6. Песчаный грунт толщина илистого слоя около 0,05 м.

7. Степень зарастания 9%. Очень разнообразная растительность.

8. Уровень воды меняется только при таяние снега.

9. В водоеме наблюдается мелкая рыба «уклейка», пескарь, чебак. Заморов не бывает.

10. Местным населением водоем используется для рыбной ловли.

11. Количество планктонных организмов в одном кубометре воды примерно равно 4000, среди которых преобладают низшие раки (циклопы, дафнии).

12. Преобладают группы: вольвокс, личинки ручейника, личинки жуков.

13. Зараженность молюсков гельминтами не выявлена.

14. Зараженность ракообразных гельминтами не выявлена.

15. Зараженность рыб паразитами не выявлена.

 

Таблица 2. Качественный состав бентоса.

Тип Класс Отряд Род, Вид Примечание (кол-во, тип питания, значение)
Членистоногие Насекомые Ручейники Личинка ручейника Отряд насекомых с полным превращением, с исключительно водными личинками. описано15 233 вида, включая 685 ископаемых видов
Молюски Двустворчатые Unionoida Личинка беззубки Являются активными фильтраторами, беззубки способствуют биологическому очищению водоёмов. Личинки и молодые особи поедаются рыбами. Мясо и раковины беззубок идут на корм домашним животным, их также употребляют в пищу
Членистоногие Насекомые Двукрылые Личинка комара Человек использует личинки комара в виде корма для рыбок. Название у личинок, как у аквариумного корма, иное — чёрный мотыль
Членистоногие Насекомые Стрекозы Личинка стрекозы Личинки ряда видов являются переносчиками простого нимоза птиц, выступая в роли дополнительных хозяев паразита
Членистоногие Насекомые Поденки Личинка поденки Описаны 3281 вид, включая 157 ископаемых видов. Личинка развивается в воде. Для подёнок характерен уникальный для крылатых насекомых процесс — линька окрылившейся формы

Таблица 3. Качественный состав обитателей литоральной зоны.

Тип Класс Отряд Род, Вид Примечание (кол-во, тип питания, значение)
Членистоногие Насекомые Полужесткокрылые Водяной скорпион Насчитывают около 230 видов, объединяемых в 14 родов и 2 подсемейства. Насекомое с характерными хватательными конечностями и дыхательной трубкой на заднем конце тела.
Членистоногие Насекомые Жесткокрылые Жук-плавунец В мировой фауне встречаются более 4000 видов этих жуков. В российской фауне встречаются около 300 видов.
Членистоногие Насекомые Жесткокрылые Жук-вертячка Насчитывают свыше 800 видов. Форма тела взрослых жуков каплевидная или веретеновидная.
Членистоногие Насекомые Жесткокрылые Личинка жука плавунца Окукливаются на суше.
Членистоногие Насекомые Жесткокрылые Личинка водолюба Плавают, совершая асинхронные движения конечностями.

Таблица 4.  Эколого-фаунистическая характеристика животных зоопарка

 

Виды

Животных

Тип питания (потребляемые корма)

Суточная активность

Животные

Растительные и животные

Растительные

(части)

Кру

Гло

Сут

Очн

ая

Ноч

Ная

Дне

Вна

я

Сумере

Чная

Бесп озво ночи ые Позв оноч ные Вегетативные

Гене ративны е

Млекопитающие

Гималайский или белогрудый медведь      

 

 

 

+

 

 

 

Африканский лев   + +

 

 

 

 

 

+

 

Леопард   +  

 

 

 

 

 

+

 

Лось      

 

 

 

 

 

 

 

Канадский волк   +  

 

 

 

 

 

+

 

Дальневосточный лесной кот или Амурский леопардовый кот   +  

 

 

 

 

 

 

+

Двугорбый верблюд или Бактриан      

 

 

+

 

+

 

 

Забайкальская курчавая лошадь      

+

 

 

 

+

 

 

Пятнистый олень   +  

 

 

 

 

 

+

 

Зеленая мартышка   +  

 

 

 

 

 

+

 

Северный олень     +

 

 

 

 

+

 

 

Марал   +  

 

 

 

 

 

+

 

Як домашний      

 

 

+

 

+

 

 

Домашняя овца   +  

 

 

 

 

 

+

 

Осел   +  

+

 

 

 

 

+

+

Гуанако      

+

 

 

 

 

 

 

Дикий кабак     +

 

 

 

 

 

+

+

Уссурийская или Енотовидная собака     +

 

 

 

 

 

 

+

Амурский тигр   +  

 

 

 

 

 

 

+

Дикобраз      

 

 

+

 

 

+

 

Енот-полоскун +    

 

+

 

 

 

+

+

Соболь   +  

 

 

 

+

 

 

 

Сибирская косуля      

 

 

+

 

+

 

+

Обыкновенный барсук   +  

 

 

 

 

 

+

 

                                 

 

 

Заключение

В ходе летней практики нам удалось изучить основы отлова насекомых и гидробионтов с помощью сочка, так же транспортировка и хранения проб, и их маркировка.

Были пойманы представители класса насекомых, виды которых мы определяли.

В лаборатории с помощью микроскопа искали водных микроорганизмов(из взятых проб воды), также определяли их классы и к каким видам они относятся.

Во время экскурсии в «Барнаульский зоопарк», мы познакомились с разными видами животных, которые обитают в разных частях планеты. Основное внимание уделялось связи морфологических особенностей животных с их образом жизни.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Блохин, Г.И. Зоология [Электронный ресурс]: учеб. / Г.И. Блохин, В.А. Александров. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2017. — 572 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/95142

2. Дауда, Т.А. Зоология беспозвоночных [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т.А. Дауда, А.Г. Кощаев. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2014. — 208 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/53678.

3. Дауда, Т.А. Зоология позвоночных [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т.А. Дауда, А.Г. Кощаев. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2014. — 224 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/53679.

4. Козлов, С.А. Зоология позвоночных животных [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.А. Козлов, А.Н. Сибен, А.А. Лящев. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2017. — 328 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/91884.

5. Овчаренко Н.Д. Учебная практика в курсе «Общая биология с основами экологии»: учебное пособие для вузов. / Н.Д. Овчаренко, О.Г. Сидорова, О.Е. Власова. Барнаул: Изд-во АГАУ. 2006. - 173 с.

6. Определитель насекомых европейской части СССР. М.: Просвещение, 1986. - 503 с.

7. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных.- М.: Просвещение, 1991.-207с.: ил.-ISBN 5-09-001435-3.

8. Верещагин В.И. Определитель растений окрестностей г.Барнаула. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. 304 с.

9. Определитель растений Алтайского края /И.М. Красноборов, М.Н. Ломоносова, Д.Н. Шауло и др. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал Гео, 2003. 634 с.

10. Суворов В.В., Воронова И.Н. Ботаника с основами геоботаники. Учебники для вузов. 3-е издание, перераб. и доп. – Л.: АРИС, 2012. 520 с.

 

ОТЧЕТ

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (зоология, ботаника)

 

Направление подготовки

35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль)

Технология производства и переработки продукции животноводства и растениеводства

программа - прикладной бакалавриат

 

Отчет принял:                                                        Отчет выполнил:

Руководитель практики от университета                       Обучающийся

__________ ________________                         ________ ____________

подпись                             ФИО                                                                     подпись                     ФИО

 

__________ ________________                   

подпись                             ФИО

 

Отметка, полученная по результатам защиты отчета ____________________

 прописью

 

Барнаул 2019г.


Оглавление

 

Введение. 3

Раздел 1. Ботаника. 4

1.1 Методика сбора, гербаризации и сушки растений. 4

1.2 Индивидуальное задание. 6

Раздел 2 Зоология. 7

2.1 Природно-климатическая характеристика района прохождения практики. 7

2.2 Характеристика водоёма. 8

2.3 Правила отбора проб и фиксация зоологического материала. 9

2.4 Правило работы с определителем. 11

2.5 Качественная обработка планктона. 12

2.6 Количественная обработка планктона. 14

2.7 Качественная обработка бентоса. 15

2.8 Определение качественного состава обитателей литоральной зоны.. 16

2.9 Исследование водных беспозвоночных                                                                      на зараженность личинками гельминтов. 17

2.10 Строение и поведение представителей основных отрядов зверей. 18

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 21

 

Введение

Написать затем нужна практика по зоологии и ботаники

Изучить многообразие растений в природных условиях; закрепить теоретические знания по морфологии, систематике, экологии растений. Опыт полевых исследований послужит студентам основой для последующего выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, организации различных природо-охранных мероприятий. При работе в природных условиях имеется возможность уделить внимание вопросам охраны природы с целью максимального сохранения флоры и фауны.

 

Целью учебной практики является получения первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по зоологии и ботаники.

Задачи учебной практики по ботанике:

 

1. Знакомство с растительными сообществами леса и луга.

2. Изучение флористического состава, структуры, продуктивности и экологиче-ских особенностей лесных и луговых фитоценозов.

3. Изучение хозяйственных групп растений.

4. Овладение методами геоботанических исследований, сбора и гербаризации растений.

5. Разработка практических рекомендаций по рациональному использованию, улучшению экологического состояния и охране конкретных типов растительности на основе результатов проделанной работы.

В задачи практики по зоологии входит:

 

1. Познакомить с методами научных исследований в полевых условиях,научить определению биомассы планктона и бентоса, зараженностиличинками гельминтов;

2. Научить правильно собирать зоологический материал, фиксировать и оформ-лять сбор;

3. Научить определять систематическое положение животных.

 

Раздел 1. Ботаника

Методика сбора, гербаризации и сушки растений

Гербарий – это коллекция специально собранных, спрессованных и засушенных растений, точно этикетированных. Он является основой для работы по систематике растений.

Собирая растения, нужно помнить о бережном отношении к природе: не выкапывать лишние экземпляры, не срезать и не ломать длинные побеги деревьев и кустарников. Внимательно следует относиться к видам, занесённым в «Красную книгу», находящимся под охраной, имеющим в подземной части корневища, клубни, луковицы, которые являются органами возобновления.

Техника сбора растений

Собирать и закладывать растения для гербария следует в сухую погоду, чтобы на них не было капель дождя или росы. Растения, собранные в жаркие дни, закладывают сразу в папку, что предохраняет их от завядания.

Каждый вид помещают в отдельную газету, располагая его корнями в разные стороны, так пачка будет ровной, и растения не будут ломаться.

Травянистые растения собирают с цветками, плодами и, по возможности, с частью подземного органа или корня, очищенного от почвы. Если у засушенных растений нет цветов, то они не принимаются к зачёту.

При сборе деревьев и кустарников (рябина, боярышник, калина, смородина) срезают ветку 25-30 см с листьями, цветами или плодами. Папоротники, хвощи, плауны берут со спороносными органами.

Собирая растения из семейства Сельдерейные, которые бывают довольно высокорослыми, необходимо засушить верхнюю часть с соцветием, среднюю часть и прикорневые листья.

Представители семейства Мятликовые собираются во время цветения.

У растений семейства Лилейные и Луковые необходимо иметь подземную часть (луковицы, корневища), так как они играют роль при определении. Для представителей семейства Капустные нужны экземпляры не только с цветами, но и с плодами.

Для гербария выбирают типичные, здоровые, неповрежденные растения.

Техника закладки растений

От правильной закладки и сушки зависит качество гербария.

После сбора растений в тот же день их необходимо переложить в гербарную сетку и затянуть ее.

Каждое растение в сетке перекладывается несколькими листами сушильной бумаги, затем помещается следующее и так далее. Бумага впитывает влагу и выравнивает давление под прессом

Закладывая высокие растения, необходимо перегнуть их под острым углом, чтобы разместить на листе, избегая наложения одних частей на другие. Между листьями и цветами, близко расположенными, следует положить кусочки сушильной бумаги. Для сохранения окраски цветов их обкладывают слоем ваты. Толстые стебли, корневища, луковицы, корни разрезают вдоль.

Растения, приготовленные для сушки, не должна выходить за пределы гербарного листа, так как могут обломаться впоследствии. В гербарные сетки укладывается пачка растений не превышающая 10-12 см по толщине.

Сушка растений

Пачку бумаги, с заложенными растениями, помещают в гербарную сетку (или между фанерой), туго обвязывают шнуром для спрессовывания.

Сушить надо в хорошо проветриваемом месте, избегать воздействия прямых солнечных лучей на первой стадии высушивания. Туго завязанную сетку нужно поместить в полутень, подвесить или поставить на ребро в сухом теплом месте с хорошей вентиляцией (ветер, сквозняк). На ночь её необходимо убрать.

Первые 2-3 дня собранные виды растений перекладывают два раза в сутки. Если гербарий не перекладывать, то есть не менять отсыревшие листы бумаги на сухие, то растения очень быстро почернеют. В последующие дни меняют бумагу один раз в сутки, до полного высыхания.

Отсыревшие бумажные листы убирают, заменяя сухими. Перемещение растений в другую "рубашку" производится лишь при сильной влажности бумаги. Этикетки перекладывают вместе с растениями. Влажные газеты просушиваются и используются вновь. Растения высыхают неодинаково быстро, поэтому высохшие экземпляры из сеток убирают и в газете помещают в сухое место. Через 3-4 дня можно досушить гербарные виды теплым утюгом через бумагу. Растение считается высохшим, если оно не сгибается в вертикальном положении. Каждое растение необходимо поместить в отдельную газету и вложить этикетку.

 

1.2 Индивидуальное задание

 

Выдано преподавателем (приложение)

Список собранных растений

Семейство………………….

1.

2………..

Семейство

1.

2.

 

1.2.1 Морфологическое описание растения ( с указанием его семейства, рода и вида)

План описания растений

1. Жизненная форма (деревья, кустарники, травы).

2. Корень (тип корневой системы, видоизменения).

3. Стебель (характер роста стебля, тип поперечного сечения, видоизменения).

4. Лист (способ прикрепления, простой или сложный, форма листовой пластинки, листорасположение, видоизменения).

5. Соцветие (тип соцветия).

6. Цветок (формула цветка).

7. Плод (тип плода).

8. Значение растения.

Раздел 2 Зоология



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.223 с.)