Методический кейс педагога-организатора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический кейс педагога-организатора



Методический кейс педагога-организатора

Содержание

 

1. Нормативно-правовые документы.

2.Основные аспекты организации работы педагога -организатора.

3. Материалы основной деятельности педагога -организатора.

4. Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию:

а) принципы, содержание, и формы работы.

б) рекомендации родителям.

5.План работы на учебный год отражающий работу по направлениям деятельности.

6. Методические материалы:

разработки мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

 

 


Нормативно-правовые документы.

Постановления, распоряжения, приказы регламентирующих и определяющих содержание деятельности педагога-организатора. Необходимо иметь информацию о проблеме, целях и задачах работы общеобразовательной организации на учебный год. Исходя из этого, сформулировать проблему, цели и задачи социального педагога, определить основные формы и методы работы по их реализации.

· Конституция Донецкой Народной Республики

· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС).

· Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности» № 04-IНС (постановление Народным Советом Донецкой Народной Республики № 17 от 12.12.2014 г.).

· Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (постановление № 79-IHC от 02.10.2015г.).

· Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 г. № 832.

· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г.

· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 №815.

· Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310

Введение

Вернуть в школу утраченные ценности без

семьи, без самого народа невозможно

Ю.П.Азаров

Стабильность и жизнеспособность любого государства определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнем его населения. Это предполагает формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, высоких духовно-нравственных и социально значимых ценностей. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни). Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру.

Поэтому нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит не только перед педагогами, но и родителями. Необходимо воспитать личность, способную ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающую опытом этнокультурной ориентации, проявляющую толерантное отношение к представителям других культур.

Методические рекомендации раскрывают концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию обучающихся  рассматривают их возможности.

Цель методических рекомендаций – предоставить педагогам-организатором в общеобразовательных учреждений методические рекомендации для создания целостного воспитательного процесса, а именно таких условий, которые позволят им обеспечить эффективность воспитательного процесса в общеобразовательной организации.

 


Приоритеты воспитания в системе образования

Духовно-нравственное образование и воспитание личности вляется одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» сказано, что воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся сформулированы в Конституции Донецкой Народной Республики, в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи. Примерные программы воспитания, развития и социализации обучающихся, содержат теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития обучающегося. Такое пространство интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающегося и его родителей. Образовательный процесс в общеобразовательной организации необходимо направить на воспитание личности в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию народов Донбасса, на развитие творческих способностей обучающихся и формирование основ их социально ответственного поведения в обществе и семье. Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего общего образования, процесс взаимодействия общеобразовательной организации и детей должен быть направлен на воспитание, социализацию, духовно-нравственное развитие обучающихся и гражданское становление.

Целью воспитания, развития и социализации обучающихся является:

Ø создание условий для получения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

Ø создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время;

Ø развитие здоровой, творчески растущей личности;

Ø воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, принимающего судьбу своего государства как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Донецкой Народной Республики, подготовленного к жизненному самоопределению;

Ø подготовка обучающихся к реализации своего потенциала в условиях современного общества.

Задачи воспитательной деятельности:

Ø совершенствование условий для развития обучающихся;

Ø организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время;

Ø оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

Ø развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Ø развивать позитивного отношения к базовым социальным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

Ø вовлечение обучающихся в процессы самопознания, самопонимания, содействовать обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;

Ø содействовать освоению обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством.

Ø В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.

Учитывая тот факт, что в Донецкой Народной Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих нашу Республику.

 Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.

Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Патриотическое воспитание – является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава Донецкой Народной Республики и связанного с этим многообразия национально - этнических культур.

Исходя из этого, можно заключить, что патриотическое воспитание культуросообразно, многовекторно, многоаспектно. Среди основных его направлений можно выделить:

Ø духовно-нравственное воспитание

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации нашего общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в Республике, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом общеобразовательной жизни. Общеобразовательная организация  должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию общества. Именно в общеобразовательная организация  должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане ДНР, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Принципы духовно – нравственного воспитания и развития личности обучающихся

Процесс духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной организации  складывается не стихийно, а в результате сознательной и целенаправленной деятельности педагогов, основанных на методологии и теории. Вся практическая работа по духовно-нравственному воспитанию должна строиться на научной основе, а, следовательно, на базе принципов духовно-нравственного воспитания. Принципы духовно-нравственного воспитания определяют методику педагогической работы, являясь руководством к действию. Следуя этому положению, общеобразовательную организацию связывает воспитательную работу с духовно-нравственным воспитанием, передает подрастающему поколению духовно-нравственные знания, опыт изучения полиэтнической культуры, традиции, обычаи и правила в сфере жизнедеятельности общего коллектива.

Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей:

1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие обучающихся.

Специально организованное образование детей школьного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка и в то же время отвечающим запросам социума и ориентированным на развитие способности к самообразованию, саморазвитию.

 2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

 3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы – идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода – принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект–субъектных отношений, диалогического общения.

5. Принцип индивидульно-дифференцированного подхода –  индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный, т. е. с учетом семейных, национальных традиций и т. п.

 6. Принцип деятельностного подхода – развитие ребенка в специфических для обучающихся  видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.

 7. Принцип культуросообразности – следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям обучающимся, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

8. Полиэтнический принцип духовно-нравственного воспитания и развития – в первую очередь отражает новую цель, характер, содержание воспитания как одного из важнейших рычагов целеустремленного формирования нового многонационального общества.

Принцип духовно-нравственного воспитания в общественной полезной и педагогически организованных видах деятельности. Школьная жизнь – жизнь в дружном трудолюбивом многонациональном коллективе. Правильная организация этой жизни включает не только учение, но и ежедневный разнообразный по содержанию общественно полезный труд. Трудовая деятельность в коллективе, тесно связанна патриотической и является решающим фактором духовно-нравственного воспитания.

Принцип полиэтнического гуманизма – воплощение великих общечеловеческих гуманных целей и идеалов. Полиэтнический гуманизм пронизывает все стороны процесса духовно-нравственного воспитания. Гуманизм в уважении личности любой национальности и в высоких требованиях к ней. Без высокого доверия и не менее высоких требований не может быть правильной организации процесса духовно-нравственного воспитания.

9.Принцип систематичности в духовно-нравственном воспитании. Всякое явление, имеющее множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, называют системой. Духовно-нравственное воспитание, таким образом, тоже система.

Педагогическую систему и ее элементы можно рассматривать в разных плоскостях:

а) система содержания духовно-нравственного воспитания;

б) система отношений педагога с обучающимися;

в) система форм организации воспитательной работы;

г) система методов и средств духовно-нравственного воспитания;

д) система работы детских и молодежных организации;

е) система работы классного руководителя;

и) система межнациональных отношений обучащюихся многонационального коллектива.

10. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Развитие личности осуществляется в процессе, одновременно протекающем сферах анатомо-физиологического, этнопсихологического и духовно-нравственного становления человека. Оно определяется внутренними и внешними причинами, естественными и общественными условиями.

Знание возрастных особенностей обучающихся помогает учителю строить с ним правильные отношения в каждый новый момент общения, в каждый новый год совместной жизни и деятельности.

Период пребывания детей в общеобразовательной организации принято рассматривать в аспекте трех возрастных этапов: младший, средний (или подростковый) и старший школьный (или ранний юношеский) возраст. Каждый возраст имеет свою анатомо-физиологическую и этнопсихологическую характеристику, определяет ведущий тип деятельности. Каждый возраст характеризуется не только количественными изменениями, но и новыми качественными образованиями, которые подготавливаются предшествующим этапом развития человека.

Выявляя закономерности и обосновывая правило работы с обучающимися разных возрастных групп, психолого-педагогическая наука помогает учителю эффективно решать практические задачи духовно-нравственного воспитания.

Младший школьный возраст – начало трудовой и общественно-политической жизни ребенка, когда общеобразовательная организация и детские организации коренным образом меняют характер его устремлений и деятельности.

В начальной школе важные задачи формирования основ духовно-нравственных знаний и патриотического поведения обучающихся, их духовных потребностей. В это время ребенок мыслит преимущественно конкретно, образами, поэтому и духовно-нравственное просвещение необходимо вести путем преподнесения ему ярких и понятных фактов. Дети затрудняются логически обдумывать духовно-нравственные явления жизни, так как у них недостаточный опыт и ограниченный запас знаний. Все это необходимо учитывать, организуя обсуждение событий окружающей жизни.

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, первый существенный этап на пути социальной и духовно-нравственной зрелости. В подростковом возрасте расширяется интерес к изучению социальных и нравственных явлений, проявляется потребность разносторонне оценивать окружающую жизнь и людей, а также потребность разобраться в самом себе. Процесс акселерации способствует интенсивному развитию самосознания.

Решающее влияние на духовно-нравственное развитие подростков оказывает участие в различных детских движениях. Здесь проявляются их самостоятельность, общественная активность, организаторские качества, духовно-нравственный рост. Неодинаково их отношение к различным родам общественным поручениям и формам работы. С этим нельзя не считаться на практике духовно-нравственного воспитания.

В старшем школьном возрасте на основе приобретенных и приобретаемых естественнонаучных, социальных и духовно-нравственных знаний делаются широкие мировоззренческие обобщения, формируются основы патриотического убеждения и мировоззрения. Юность – пора, когда наступает зрелость патриотических убеждений.

Мозг современногообучающегося ежедневно принимает и перерабатывает самой разнообразной и сложной информации социально-политического и духовно-нравственного содержания и качества ее неодинаковы. Методика духовно-нравственного воспитания не разрешает учителю работать без учета направленности сознания его воспитанников, без знаний индивидуальных особенностей и уровней развития их сознания.

11. Принцип развития самодеятельности, духовно-нравственной активности под руководством педагога. Социальная активность личности проявляется в разных формах и имеет разную направленность. Для современного обучабщегося наряду с познавательной активностью большое значение имеет и духовно-нравственная активность, стремление участвовать в жизни своего многонационального ученического коллектива, в решении социально-экономических задач.

Общеобразовательная организация, детские организации и дополнительное образование во внеучебное время предоставляют молодежи широкие возможности для проявления самодеятельности всемерно развивать самостоятельность.

Самодеятельность старшеклассников при организации различных видов общественной работы является важнейшей предпосылкой и необходимым условием развития подлинного интереса к духовно-нравственной деятельности, основой для проявления инициативы и искренней заинтересованности в судьбе коллективных дел. Самостоятельность, проявляющаяся в составлении планов развития своего многонационального коллектива, в организаторской работе, связанной с подготовкой и проведением намеченных дел, развивает гражданскую ответственность, духовно и морально закаляет обучающихся.

На основе самодеятельности осуществляется развитие социально ценной духовно-нравственной активности обучающиъся до ее высшего уровня – общественно-политической и профессионально трудовой. Руководство активностью молодежи – обязательное условие успешного достижения целей духовно-нравственного воспитания. Оно должно осуществляться так, чтобы все школьники были вовлечены в общественную работу, чтобы всемерно развивались их самоуправление и самодеятельность, гражданская заинтересованность в делах школьного коллектива, своего района, города, и, наконец, Республики.

12. Принцип целостного воспитания личности. Осуществление духовно-нравственного воспитания на основе всестороннего развития личности. Обучающегося формируется духовно и нравственно как целостная личность. Более или менее равномерно развивается его умственные способности, его научная эрудиция, его социально-политические, духовно-нравственные, эстетические взгляды, трудовые навыки и умения.

Постоянно происходящее углубление и расширение связей личности с окружающим его миром есть реальный процесс. В свою очередь эти разнообразные актуальные потребности стимулируют умственные, физические, трудовые, духовно-нравственные, эстетическое, этнопсихологическое развитие одновременно. Такое общее развитие стимулируется соответствующей воспитательной работой педагога.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

  Личностно - ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности обучающегося; создание условий для разностороннего развития и его индивидуальности.

  Системно-деятельностный подход – с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход – формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; они должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обусловливают формирование компетентной личности в современном мире.

  Комплексный подход – необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности обучающегося в различных направлениях

Содержание духовно - нравственного воспитания, развития и социализации. Формы и методы работы

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа нашей Республики, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:

- индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);

- семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);

- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);

- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

Традиционными источниками нравственности являются:

 1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к Родине; Любовь к своему народу; Любовь к своей малой Родине; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность – Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность – Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья – Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество – Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

Духовно-нравственное воспитание рассматривается педагогической наукой как средство преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье; детьми и молодёжью в среде ровесников; семьёй и образовательным учреждением; человеком, государством и традиционной культурой. Духовно-нравственное воспитание ориентировано на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений молодежи к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе и развитие соответствующих качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, долга, чести, совести, достоинства, активного отношения к действительности, уважения к людям.

 Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы эти качества, социально необходимые требования общества стали внутренними мотивами, стимулами личности.

Процесс содействия духовно-нравственному становлению человека способствует формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, скромности, незлобивости, проявления стойкости и мужества);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Традиционные подходы к духовно-нравственному воспитанию молодежи основываются на передаче готового нравственного опыта, обогащении его путем актуализации собственной деятельности обучающихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства побуждают нас искать новые технологии в воспитании подрастающего поколения.

Среди основных направлений духовно-нравственного воспитания можно выделить:

Ø создание воспитывающей духовно-нравственной среды в учебном заведении;

Ø стимулирование здорового образа жизни;

Ø организация коллективной творческой деятельности детей и обучающейся молодежи;

Ø корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого обучающегося, стимулирование его самопознания и самовоспитания;

Ø дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания, воспитание духовности, трудолюбия;

Ø организация и развитие ученического коллектива на принципах нравственности;

Ø изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся, организация профориентационной работы;

Ø укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения через систему совместных воспитательных мероприятий.

Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик – проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п.

Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей – содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

 В истории воспитания педагогическим сообществом было выработано значительное разнообразие форм и методов работы. Наиболее часто встречаются следующие их классификации:

1. По месту обучающихся и преподавателя на уроке или мероприятии:

· пассивные;

· активные;

· интерактивные.

2. По мотивации:

· игровые;

· деловые;

· заинтересовывающие.

3. По форме взаимодействия обучающихся на занятии:

· групповые и индивидуальные.

4. По месту в учебном процессе:

· модульные и линейные (сквозные).

5. По месту в изучении темы:

· установочные;

· вводные;

· проблемные;

· обобщающие.

6. По компоненту знаний: приобретения новых знаний, закрепляющие, повторительные, дополнительных знаний;

7. По форме: семинар, лекция, ролевая игра, дискуссия, анализ документов и др.

Кроме того, формы и методы духовно-нравственного воспитания можно разделить на такие группы:

1. Ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации).

2. Дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы).

3. Целенаправленные (обмен идеями, суждениями, мнениями).

4. Рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы).

5. Поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования).

6. Ассоциативные (опора на ассоциативное мышление).

7. Аналитические (критическое мышление, дедукция – от частного к общему и индукция – от общего к частному).

8. Репродуктивные (воспроизводство готовых сведений);

9. Игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций);

10. Проектные (цель – способы деятельности, а не накопление знаний).

Метод убеждения

В процессе воспитательной работы педагогу постоянно приходится передавать информацию обучающемуся, влиять на их сознание.

Метод убеждения в духовно-нравственном воспитании есть метод воздействия на сознание обучающегося для разъяснения духовно-нравственных понятий и учения общечеловеческой морали, фактов и явлений общественной жизни многонационального общества, формирование моральных взглядов.

Духовно-нравственная информация выдается обучающемся путем использования (внушений, беседа, лекции, рассказ, выступление-обобщение на собрании или на сборе отряда, выступление-инструктаж, выступление доклад, чтение с последующим объяснением вопроса и т.д.).

Метод убеждения служит для формирования духовно-нравственных понятий и взглядов, которые в сознании обучающегося, в его понятийно-терминологическом аппарате раньше не имелись (или не были закреплены).

Систематически оказывая влияние на сознание обучающегося. Педагоги добиваются постепенного усвоения ими духовно-нравственных идеалов.

Рекомендации родителям обучающихся

«Нравственное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить»

А.С. Макаренко.

В настоящее время семья практически отчуждена от обучающегося образовательного процесса, что, по нашему мнению, является одной из главных проблем современной педагогики. Принято считать, что только учитель и ученик являются субъектами образовательной деятельности общеобразовательной организации. Но ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи.. Ученик не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. Поэтому следует считать субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью. Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного, воспитательного процессов, она является основным хранителем народной традиции и основным элементом ее передачи. Семья делегирует свои полномочия общеобразовательной организации, которая не заменяет, а помогает семье создать условия для развития личности обучающегося и его духовного становления, вводит его в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечивает расширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональных возможностей. Через ребенка школа влияет на семью. Учитель и общеобразоват



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.107 с.)