Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методический кейс педагога-организатораСтр 1 из 4Следующая ⇒
Методический кейс педагога-организатора Содержание
1. Нормативно-правовые документы. 2.Основные аспекты организации работы педагога -организатора. 3. Материалы основной деятельности педагога -организатора. 4. Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию: а) принципы, содержание, и формы работы. б) рекомендации родителям. 5.План работы на учебный год отражающий работу по направлениям деятельности. 6. Методические материалы: разработки мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Нормативно-правовые документы. Постановления, распоряжения, приказы регламентирующих и определяющих содержание деятельности педагога-организатора. Необходимо иметь информацию о проблеме, целях и задачах работы общеобразовательной организации на учебный год. Исходя из этого, сформулировать проблему, цели и задачи социального педагога, определить основные формы и методы работы по их реализации. · Конституция Донецкой Народной Республики · Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС). · Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности» № 04-IНС (постановление Народным Советом Донецкой Народной Республики № 17 от 12.12.2014 г.). · Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (постановление № 79-IHC от 02.10.2015г.). · Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 г. № 832. · Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г. · Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 №815. · Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310
Введение Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно Ю.П.Азаров Стабильность и жизнеспособность любого государства определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнем его населения. Это предполагает формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, высоких духовно-нравственных и социально значимых ценностей. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни). Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру. Поэтому нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит не только перед педагогами, но и родителями. Необходимо воспитать личность, способную ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающую опытом этнокультурной ориентации, проявляющую толерантное отношение к представителям других культур. Методические рекомендации раскрывают концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию обучающихся рассматривают их возможности. Цель методических рекомендаций – предоставить педагогам-организатором в общеобразовательных учреждений методические рекомендации для создания целостного воспитательного процесса, а именно таких условий, которые позволят им обеспечить эффективность воспитательного процесса в общеобразовательной организации.
Приоритеты воспитания в системе образования Духовно-нравственное образование и воспитание личности вляется одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» сказано, что воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся сформулированы в Конституции Донецкой Народной Республики, в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи. Примерные программы воспитания, развития и социализации обучающихся, содержат теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития обучающегося. Такое пространство интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающегося и его родителей. Образовательный процесс в общеобразовательной организации необходимо направить на воспитание личности в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию народов Донбасса, на развитие творческих способностей обучающихся и формирование основ их социально ответственного поведения в обществе и семье. Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего общего образования, процесс взаимодействия общеобразовательной организации и детей должен быть направлен на воспитание, социализацию, духовно-нравственное развитие обучающихся и гражданское становление.
Целью воспитания, развития и социализации обучающихся является: Ø создание условий для получения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; Ø создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время; Ø развитие здоровой, творчески растущей личности; Ø воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, принимающего судьбу своего государства как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Донецкой Народной Республики, подготовленного к жизненному самоопределению; Ø подготовка обучающихся к реализации своего потенциала в условиях современного общества. Задачи воспитательной деятельности: Ø совершенствование условий для развития обучающихся; Ø организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время; Ø оптимизация учебной нагрузки обучающихся; Ø развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; Ø развивать позитивного отношения к базовым социальным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
Ø вовлечение обучающихся в процессы самопознания, самопонимания, содействовать обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства; Ø содействовать освоению обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством. Ø В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость. Учитывая тот факт, что в Донецкой Народной Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих нашу Республику. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания. Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Патриотическое воспитание – является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава Донецкой Народной Республики и связанного с этим многообразия национально - этнических культур. Исходя из этого, можно заключить, что патриотическое воспитание культуросообразно, многовекторно, многоаспектно. Среди основных его направлений можно выделить: Ø духовно-нравственное воспитание Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации нашего общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в Республике, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом общеобразовательной жизни. Общеобразовательная организация должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию общества. Именно в общеобразовательная организация должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане ДНР, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Процесс духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной организации складывается не стихийно, а в результате сознательной и целенаправленной деятельности педагогов, основанных на методологии и теории. Вся практическая работа по духовно-нравственному воспитанию должна строиться на научной основе, а, следовательно, на базе принципов духовно-нравственного воспитания. Принципы духовно-нравственного воспитания определяют методику педагогической работы, являясь руководством к действию. Следуя этому положению, общеобразовательную организацию связывает воспитательную работу с духовно-нравственным воспитанием, передает подрастающему поколению духовно-нравственные знания, опыт изучения полиэтнической культуры, традиции, обычаи и правила в сфере жизнедеятельности общего коллектива. Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие обучающихся. Специально организованное образование детей школьного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка и в то же время отвечающим запросам социума и ориентированным на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. 2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству). 3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы – идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности. 4. Принцип личностно-ориентированного подхода – принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект–субъектных отношений, диалогического общения. 5. Принцип индивидульно-дифференцированного подхода – индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный, т. е. с учетом семейных, национальных традиций и т. п. 6. Принцип деятельностного подхода – развитие ребенка в специфических для обучающихся видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении. 7. Принцип культуросообразности – следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям обучающимся, закономерностям их физического, психического и личностного развития. 8. Полиэтнический принцип духовно-нравственного воспитания и развития – в первую очередь отражает новую цель, характер, содержание воспитания как одного из важнейших рычагов целеустремленного формирования нового многонационального общества. Принцип духовно-нравственного воспитания в общественной полезной и педагогически организованных видах деятельности. Школьная жизнь – жизнь в дружном трудолюбивом многонациональном коллективе. Правильная организация этой жизни включает не только учение, но и ежедневный разнообразный по содержанию общественно полезный труд. Трудовая деятельность в коллективе, тесно связанна патриотической и является решающим фактором духовно-нравственного воспитания. Принцип полиэтнического гуманизма – воплощение великих общечеловеческих гуманных целей и идеалов. Полиэтнический гуманизм пронизывает все стороны процесса духовно-нравственного воспитания. Гуманизм в уважении личности любой национальности и в высоких требованиях к ней. Без высокого доверия и не менее высоких требований не может быть правильной организации процесса духовно-нравственного воспитания. 9.Принцип систематичности в духовно-нравственном воспитании. Всякое явление, имеющее множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, называют системой. Духовно-нравственное воспитание, таким образом, тоже система. Педагогическую систему и ее элементы можно рассматривать в разных плоскостях: а) система содержания духовно-нравственного воспитания; б) система отношений педагога с обучающимися; в) система форм организации воспитательной работы; г) система методов и средств духовно-нравственного воспитания; д) система работы детских и молодежных организации; е) система работы классного руководителя; и) система межнациональных отношений обучащюихся многонационального коллектива. 10. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Развитие личности осуществляется в процессе, одновременно протекающем сферах анатомо-физиологического, этнопсихологического и духовно-нравственного становления человека. Оно определяется внутренними и внешними причинами, естественными и общественными условиями. Знание возрастных особенностей обучающихся помогает учителю строить с ним правильные отношения в каждый новый момент общения, в каждый новый год совместной жизни и деятельности. Период пребывания детей в общеобразовательной организации принято рассматривать в аспекте трех возрастных этапов: младший, средний (или подростковый) и старший школьный (или ранний юношеский) возраст. Каждый возраст имеет свою анатомо-физиологическую и этнопсихологическую характеристику, определяет ведущий тип деятельности. Каждый возраст характеризуется не только количественными изменениями, но и новыми качественными образованиями, которые подготавливаются предшествующим этапом развития человека. Выявляя закономерности и обосновывая правило работы с обучающимися разных возрастных групп, психолого-педагогическая наука помогает учителю эффективно решать практические задачи духовно-нравственного воспитания. Младший школьный возраст – начало трудовой и общественно-политической жизни ребенка, когда общеобразовательная организация и детские организации коренным образом меняют характер его устремлений и деятельности. В начальной школе важные задачи формирования основ духовно-нравственных знаний и патриотического поведения обучающихся, их духовных потребностей. В это время ребенок мыслит преимущественно конкретно, образами, поэтому и духовно-нравственное просвещение необходимо вести путем преподнесения ему ярких и понятных фактов. Дети затрудняются логически обдумывать духовно-нравственные явления жизни, так как у них недостаточный опыт и ограниченный запас знаний. Все это необходимо учитывать, организуя обсуждение событий окружающей жизни. Средний школьный возраст – переход от детства к юности, первый существенный этап на пути социальной и духовно-нравственной зрелости. В подростковом возрасте расширяется интерес к изучению социальных и нравственных явлений, проявляется потребность разносторонне оценивать окружающую жизнь и людей, а также потребность разобраться в самом себе. Процесс акселерации способствует интенсивному развитию самосознания. Решающее влияние на духовно-нравственное развитие подростков оказывает участие в различных детских движениях. Здесь проявляются их самостоятельность, общественная активность, организаторские качества, духовно-нравственный рост. Неодинаково их отношение к различным родам общественным поручениям и формам работы. С этим нельзя не считаться на практике духовно-нравственного воспитания. В старшем школьном возрасте на основе приобретенных и приобретаемых естественнонаучных, социальных и духовно-нравственных знаний делаются широкие мировоззренческие обобщения, формируются основы патриотического убеждения и мировоззрения. Юность – пора, когда наступает зрелость патриотических убеждений. Мозг современногообучающегося ежедневно принимает и перерабатывает самой разнообразной и сложной информации социально-политического и духовно-нравственного содержания и качества ее неодинаковы. Методика духовно-нравственного воспитания не разрешает учителю работать без учета направленности сознания его воспитанников, без знаний индивидуальных особенностей и уровней развития их сознания. 11. Принцип развития самодеятельности, духовно-нравственной активности под руководством педагога. Социальная активность личности проявляется в разных формах и имеет разную направленность. Для современного обучабщегося наряду с познавательной активностью большое значение имеет и духовно-нравственная активность, стремление участвовать в жизни своего многонационального ученического коллектива, в решении социально-экономических задач. Общеобразовательная организация, детские организации и дополнительное образование во внеучебное время предоставляют молодежи широкие возможности для проявления самодеятельности всемерно развивать самостоятельность. Самодеятельность старшеклассников при организации различных видов общественной работы является важнейшей предпосылкой и необходимым условием развития подлинного интереса к духовно-нравственной деятельности, основой для проявления инициативы и искренней заинтересованности в судьбе коллективных дел. Самостоятельность, проявляющаяся в составлении планов развития своего многонационального коллектива, в организаторской работе, связанной с подготовкой и проведением намеченных дел, развивает гражданскую ответственность, духовно и морально закаляет обучающихся. На основе самодеятельности осуществляется развитие социально ценной духовно-нравственной активности обучающиъся до ее высшего уровня – общественно-политической и профессионально трудовой. Руководство активностью молодежи – обязательное условие успешного достижения целей духовно-нравственного воспитания. Оно должно осуществляться так, чтобы все школьники были вовлечены в общественную работу, чтобы всемерно развивались их самоуправление и самодеятельность, гражданская заинтересованность в делах школьного коллектива, своего района, города, и, наконец, Республики. 12. Принцип целостного воспитания личности. Осуществление духовно-нравственного воспитания на основе всестороннего развития личности. Обучающегося формируется духовно и нравственно как целостная личность. Более или менее равномерно развивается его умственные способности, его научная эрудиция, его социально-политические, духовно-нравственные, эстетические взгляды, трудовые навыки и умения. Постоянно происходящее углубление и расширение связей личности с окружающим его миром есть реальный процесс. В свою очередь эти разнообразные актуальные потребности стимулируют умственные, физические, трудовые, духовно-нравственные, эстетическое, этнопсихологическое развитие одновременно. Такое общее развитие стимулируется соответствующей воспитательной работой педагога. Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания: Личностно - ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности обучающегося; создание условий для разностороннего развития и его индивидуальности. Системно-деятельностный подход – с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам. Компетентностный подход – формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; они должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обусловливают формирование компетентной личности в современном мире. Комплексный подход – необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности обучающегося в различных направлениях Содержание духовно - нравственного воспитания, развития и социализации. Формы и методы работы Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа нашей Республики, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности: - индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство); - семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); - национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); - общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее). Традиционными источниками нравственности являются: 1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к Родине; Любовь к своему народу; Любовь к своей малой Родине; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). 2. Социальная солидарность – Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство. 3. Гражданственность – Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания. 4. Семья – Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода. 5. Труд и творчество – Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость. Духовно-нравственное воспитание рассматривается педагогической наукой как средство преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье; детьми и молодёжью в среде ровесников; семьёй и образовательным учреждением; человеком, государством и традиционной культурой. Духовно-нравственное воспитание ориентировано на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений молодежи к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе и развитие соответствующих качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, долга, чести, совести, достоинства, активного отношения к действительности, уважения к людям. Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы эти качества, социально необходимые требования общества стали внутренними мотивами, стимулами личности. Процесс содействия духовно-нравственному становлению человека способствует формированию у него: - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); - нравственного облика (терпения, милосердия, скромности, незлобивости, проявления стойкости и мужества); - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Традиционные подходы к духовно-нравственному воспитанию молодежи основываются на передаче готового нравственного опыта, обогащении его путем актуализации собственной деятельности обучающихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства побуждают нас искать новые технологии в воспитании подрастающего поколения. Среди основных направлений духовно-нравственного воспитания можно выделить: Ø создание воспитывающей духовно-нравственной среды в учебном заведении; Ø стимулирование здорового образа жизни; Ø организация коллективной творческой деятельности детей и обучающейся молодежи; Ø корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого обучающегося, стимулирование его самопознания и самовоспитания; Ø дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания, воспитание духовности, трудолюбия; Ø организация и развитие ученического коллектива на принципах нравственности; Ø изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся, организация профориентационной работы; Ø укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения через систему совместных воспитательных мероприятий. Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик – проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п. Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей – содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе. В истории воспитания педагогическим сообществом было выработано значительное разнообразие форм и методов работы. Наиболее часто встречаются следующие их классификации: 1. По месту обучающихся и преподавателя на уроке или мероприятии: · пассивные; · активные; · интерактивные. 2. По мотивации: · игровые; · деловые; · заинтересовывающие. 3. По форме взаимодействия обучающихся на занятии: · групповые и индивидуальные. 4. По месту в учебном процессе: · модульные и линейные (сквозные). 5. По месту в изучении темы: · установочные; · вводные; · проблемные; · обобщающие. 6. По компоненту знаний: приобретения новых знаний, закрепляющие, повторительные, дополнительных знаний; 7. По форме: семинар, лекция, ролевая игра, дискуссия, анализ документов и др. Кроме того, формы и методы духовно-нравственного воспитания можно разделить на такие группы: 1. Ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации). 2. Дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы). 3. Целенаправленные (обмен идеями, суждениями, мнениями). 4. Рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы). 5. Поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования). 6. Ассоциативные (опора на ассоциативное мышление). 7. Аналитические (критическое мышление, дедукция – от частного к общему и индукция – от общего к частному). 8. Репродуктивные (воспроизводство готовых сведений); 9. Игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций); 10. Проектные (цель – способы деятельности, а не накопление знаний). Метод убеждения В процессе воспитательной работы педагогу постоянно приходится передавать информацию обучающемуся, влиять на их сознание. Метод убеждения в духовно-нравственном воспитании есть метод воздействия на сознание обучающегося для разъяснения духовно-нравственных понятий и учения общечеловеческой морали, фактов и явлений общественной жизни многонационального общества, формирование моральных взглядов. Духовно-нравственная информация выдается обучающемся путем использования (внушений, беседа, лекции, рассказ, выступление-обобщение на собрании или на сборе отряда, выступление-инструктаж, выступление доклад, чтение с последующим объяснением вопроса и т.д.). Метод убеждения служит для формирования духовно-нравственных понятий и взглядов, которые в сознании обучающегося, в его понятийно-терминологическом аппарате раньше не имелись (или не были закреплены). Систематически оказывая влияние на сознание обучающегося. Педагоги добиваются постепенного усвоения ими духовно-нравственных идеалов. Рекомендации родителям обучающихся «Нравственное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» А.С. Макаренко. В настоящее время семья практически отчуждена от обучающегося образовательного процесса, что, по нашему мнению, является одной из главных проблем современной педагогики. Принято считать, что только учитель и ученик являются субъектами образовательной деятельности общеобразовательной организации. Но ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи.. Ученик не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. Поэтому следует считать субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью. Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного, воспитательного процессов, она является основным хранителем народной традиции и основным элементом ее передачи. Семья делегирует свои полномочия общеобразовательной организации, которая не заменяет, а помогает семье создать условия для развития личности обучающегося и его духовного становления, вводит его в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечивает расширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональных возможностей. Через ребенка школа влияет на семью. Учитель и общеобразоват
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.107 с.) |