Осенние посиделки для детей 9-13 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осенние посиделки для детей 9-13 лет



Посиделки могут проводиться в конце сентября на Воздвижение (27 сентября) или на Покров (14 октября). Мы предлагаем пригласить на праздник старшее поколение – бабушек и дедушек. В самом начале праздника можно организовать выставку «Бабушкин сундук», где будут представлены работы бабушек или прабабушек рукодельниц (вязание, вышивка, шитье т.д.) Пока все присутствующие рассматривают выставку, дети могут поиграть в игры, связанные с осенью: «Репка», «Редька», «Груша», «Яблонька», «Капустка» и т.п. (См. раздел Игровой материал).

В середине праздника можно устроить торг овощами, выращенными своими руками – бабушками, дедушками и внуками. Здесь же могут появиться лоточники и коробейники (См. «Выкрики торговцев», с. 32-33).

        Коробейники (с заранее приготовленными конфетами, печеньем, сластями) раздают свои товары за исполнение частушек, песен, плясок. Неотъемлемой частью праздника будет застолье, во время которого могут звучать песни, рассказы бабушек о своем детстве, о семейных традициях. Например, о том, что пела бабушке ее мама. Застолье устраивается вскладчину, бабушки и внуки приносят приготовленные своими руками угощения. В конце можно выбрать самую лучшую маленькую хозяйку и самую лучшую большую хозяйку и одарить их какими-нибудь незатейливыми призами. Посиделки могут завершиться играми, хороводами и плясками: «Люб ли сосед?», «Столбушка», «Трам-па», «Кружок» под «Камаринского» и др. (См. раздел Танцевальный материал).

 

 

Выкрики торговцев на ярмарке

1 Тары-бары, растабары, Есть хорошие товары, Не товар, а сущий клад, Разбирайте нарасхват!   2 Давай, подходи, И других подводи, У дядюшки Демьяна Торговля без обмана! 3 Глядите, не моргайте, Рты не разевайте, Ворон не считайте, По дешевке покупайте!    
4 Кому пирожки? Горячие пирожки, С пылу с жару, Гривенник за пару 5 Вот, орешки, Хорошие орешки, Вкусные, на меду, Давай, в шапку накладу! 6 А вот, шоколад, Купил плитку, будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад, шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!    
7 Детские подарки Красивы и ярки, Дудки! Хлопушки! Бубны! Побрякушки! Налетай, выбирай, Выбирай, забирай! 8 Ай, да пирог! Этот пирог Сам Лаврушенька пек. Сколь горячий,  губки жгет! Одно масло – К ручкам льнет С сахарным примесом, В полпуда весом!     9 Ай, да блины! Три дня как испечены: А посейчас кипят! Вкусные блиночки! Кушайте, сыночки И мои любимые дочки!
10 Купцы мы московские! Пряники ростовские! Сахарные, на меду! Во все карманы накладу! 11 Ай да подсолнышки! Ай да каленые! Все сейчас бы их приел, Да хозяин не велел! 12 Оладьи, оладушки Для деда и бабушки! Для малых ребяток, На гривну десяток!

1.3. Музыкальный материал

Жнивные песни

«Серпы золотые»

Записано в Калужской обл.

«Уйди туча грозовая»

Записано в Ярославской обл.

 

«Нива золотая»

Записано в Вологодской обл.

«Уж, мы вьем, вьем бороду»

Записано в Архангельской обл.

Уж мы вьём, вьём бороду,

Завиваем бороду,

Да на нивы великие,

Да на полосы широкие,

У Алексея на поле,

У Николаевича на широком.

(В песне называли имя того, у кого на поле завивали бороду)

 

 

«Слава Богу»

Записано в Архангельской обл.

Осенинные песни

«Осень, осень»

Записано в Ивановской обл.

Осень, осень, гости недель восемь:

Со громами сильными, со дождямми с ливнями.

Лей-ка, дождик, с неба, болдьше будет хлеба!

«Осень не браните»

Сб. Г. Науменко «Народные праздники»

Пышки, лепешки,

Свиные ножки,

В печи сидели,

На нас глядели,

В кошель полетели,

Осенинщичкам

Славильщичкам.

 

«Осенница-царица»

Сб. Г. Науменко «Народные праздники»

 

С пряльцем, с донцем,

С гребнем, с веретенцем.

С высоким колосочком,

С широким снопочком.

Журавли-то – за моря,

Осенница – на поля!

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Подвижные игры

«Яблонька»

Сб. «Раз, два, три...». Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко

Мы посадим яблоньку                             Расти, расти, яблонька

На горе, на горе,                                          В добрый час, в добрый час,

Наша яблонька расцветет                        Потанцуй-ка, Машенька,

По весне, по весне.                                   Попляши для нас.

 

Вырастай-ка, яблонька,                           Ой, как наша яблонька

Вот такой вышины;                                 Да распустилася!

Распускайся, яблонька,                           Ой, как наша Машенька

Вот такой ширины!                                 Да закружилася!

 

А мы нашу яблоньку

Все трясти будем,

А мы сладки яблочки

Собирать будем.

 

Выбирают девочку – яблоньку. Она становится в центре круга, остальные ходят вокруг и поют. Яблонька изображает движениями все то, о чем поется в песне. На слова «вот такой вышины, вот такой ширины» все играющие поднимают руки, а потом разводят их в стороны (как в известной игре «Каравай»). Когда поют «все трясти будем» все медленно подходят к яблоньке и сначала «трясут» ее, а потом собирают упавшие яблоки. На слова «все пощиплем» приближаются, «щиплют» яблоньку и тут же разбегаются. Яблонька догоняет убегающих; кого поймает, тот становится на ее место.

Все эти действия происходят во врея пения последнего куплета:

А мы нашу яблоньку

Все пощиплем,

Да от нашей Машеньки

Убежим вихрем.

«Царь-горох»

Из педагогической практики ансамбля «Домострой»

 

По считалке выбирается Царь-горох. Он садится на стул повыше (на трон), на голову ему можно надеть корону (венок, ленту, свернутый жгутом платок), но это необязательно. Остальные отходят в сторону и договариваются, какое действие они будут показывать. Желательно загадывать сложные действия, типа: как едут в автобусе, как играют в футбол, как отвечают у доски, как пасут коров и т.д. Договорившись, играющие подходят к Царю-гороху и поют песенку. Затем все вместе показывают, Царь-горох отгадывает и называет действие. Если угадал – все разбегаются, а Царь-горох их ловит. Пойманный становится Царем-горохом. Если не отгадал – действие повторяется, пока Царь-горох не догадается. Если он сдается, ему называют загаданное действие и переигрывают с ним же. Эта игра длится, пока не надоест.

В традиционные народные игры лучше всего играть не менее трех раз в одну и ту же игру. Чаще всего дети играют ло тех пор, пока все не перебудут Царем-Горохом.

 

«Колокольцы-бубенцы»

Из педагогической практики ансамбля «Домострой»

Эта игра хорошо проходит с детьми 8–9 лет. Все стоят в кругу. Выбирается водящий, он становится в середину, ему завязывают глаза. После песни звонкий колокольчик начинают передавать по кругу. Водящий должен быть ловким, смелым, иначе игра не получится. Обычно это мальчики. Задача водящего – быстро поймать колокольчик. Когда колокольчик пойман, водящий с завязанными глазами должен отгадать человека, кто держит колокольчик. Отгадал – на его место становится угаданный. Если в эту игру играют дети, не знакомые между собой, то отгадывать не нужно: схватив колокольчик, водящий просто становится на место игрока, который его держал.

«Челнок» [1]

Из педагогической практики ансамбля «Домострой»

Играющие делятся на две колонны. По считалке выбираются два «челнока». Колонны становятся друг против друга, на расстоянии около двух метров. «Челноки» встают по бокам, перпендикулярно колоннам. Медленно запевается песенка: «Челнок бежит, земля дрожит, шьет-пошива́ет, да́ле посылает» (напев известной детской песенки «Петушок, петушок золотой гребешок»). Колонны одновременно сходятся и расходятся. Два «челнока» в это время бегут внутри, между колоннами, туда и обратно. Их задача проскочить между колоннами. Темп песенки и движение колонн с каждым разом ускоряются. Если колонны сомкнулись и «челнок» не успел проскочить – он выходит из игры. Затем выбирают новых «челноков», и игра продолжается.

 

«Гуси и волки»

Из педагогической практики Г.В. Емельяновой

Двое ребят стоят в центре круга, повернувшись спиной друг к другу, связанные одним поясом, резинкой или большой веревкой (желательно не менее трёх метров). Это «волки». Остальные стоят вокруг них, держась за руки, и поют:

Выкрикивают: «Щиплите-ка волка!»

После этого «гуси» пытаются ущипнуть «волков», а «волки» схватить их за руки. Каждый «волк» может поймать 1–2 «гусят». Вновь пойманного «гусенка» связывают вместе с «волками», спинами друг к другу, лицом к «гусям». Снова поется песня, игра повторяется сначала и т.д. В конце «толпа» связанных гоняется за последним «гусенком».

 

«Редька»

Записано в Калужской обл.

Выбирается ведущая – «бабка». Она стоит, делая вид, будто обрабатывает грядку. Несколько играющих сидят на полу цепочкой, крепко обхватив впереди сидящего за талию – это «редька». Можно сидеть на лавке, можно стоять. Два, три человека становятся вереницей, ходят по кругу и поют песню:

 

После песни начинается диалог между «бабкой» и теми, кто стоят вереницей (он может быть импровизационным):

– Бабушка, здравствуй!

– Здравствуй. Что тебе надо?

– Нет ли у тебя, бабушка, редечки?

– Есть, есть редька.

– Да где ж у тебя редька? Не вижу.

– Да вот сидит.

– Да она у тебя вся в траве!

– Да погода была дождливая.

– А, что ж ты ее не полола?

– Некогда было, матушка моя. Бери уж, что есть.

– Ленивая!

– Давай, давай, бери! Редька хорошая.

– Погляжу еще, какую выбрать: она, небось, пустая! И т.д.

После того, как две стороны договорятся, те, что стоят, начинают тянуть «редьку» (кто за руку, кто за ногу, кто за пояс). Если вытянули кого-нибудь, он присоединяется к веренице. Задача – вытянуть всех сидящих на полу. «Бабка» может помогать сидящим. Последний человек – «корень» должен убежать. Если его поймали, то «съедают» – щекочут.

Эту игру можно использовать при проведении осенних посиделок. 

 

Посиделочные игры

«Столбушка»

Записано в дер. Белая Золотица Летний берег Белого моря

Все сидят. Кто-то (желательно девушка) идет спокойным мелким шагом и поет частушку:

О-ё-ёй, да о-ё-ёй,

Сегодня вечер-то какой!

Кабы завтра был такой,

Да всю неделечку покой!

Остальные продолжают петь частушки. Водящая выбирает себе пару. Они выходят на середину, идут очень медленно и степенно. Затем, держась за правые руки, делают полный поворот, потом, держась за левые руки, делают поворот обратно. После этого они кланяются друг другу.

Парень становится новым водящим, но пару ему подводит его партнерша. Девушка спрашивает у парня на ушко: «Кого тебе привести?» Он называет имя. Она приводит. Новая пара делает то же самое, что и первая. Затем водящей становится новая девушка. Теперь парень спрашивает ее, кого ей привести, она называет кавалера, он ей подводит. Они делают повороты, и т. д. Все это время поются частушки.

 

«Люб ли сосед?»

Записана в Ленинградской обл.

Все разбиваются на пары и становятся по кругу лицом в центр. Между парами должно быть небольшое расстояние. «Третий лишний» должен встать на место одного из кавалеров. Он ходит по кругу, останавливается у девушки, которая ему приглянулась, и спрашивает: «Люб ли (т.е. по сердцу ли, нравится ли) сосед?». Если девушка отвечает: «Не люб!», он встает в пару вместо этого парня, а если отвечает: «Люб!», – он подходит к другой девушке. Если его никто не принимает, то он выполняет какой-нибудь фант, чаще всего пляшет. Эта игра может исполняться без музыки, но может и проходить под «проходные» частушки, любо под плясовую песню, например, «Барыня».

«Барыня, барыня» (плясовая)

Записана в дер. Мотохово Киришского р-на, Ленинградской обл.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.032 с.)