Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Частные принципы профессионального воспитания, обеспечивающие эффективное профессиональное становление, развитие обучаемых, формирование у них профессиональных качеств личности

Поиск

Цель профессионального воспитания – профессиональная воспитанность будущего специалиста не может быть достигнута, если она не сообразуются с принципами воспитания, которые отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы, связанные с закономерностями воспитания, лаконично выражают основные идеи, на основе которых взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса и строится все профессиональное воспитание - его содержание, формы, методы, технологии. Охарактеризуем следующие принципыпрофессионального воспитания, обеспечивающие эффективное профессиональное становление, развитие обучаемых, формирование у них профессиональных качеств личности.

Принцип гуманистической направленности профессионального воспитания ориентирован на уважение личности, ее суверенитета, веру в ее творческие силы и возможности, на сотрудничество во взаимоотношениях между студентами, а также между ними и преподавателями; требует особого внимания к эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции «подлинно человечного» индивида; утверждает высшую (самодостаточную) ценность человека.

Принцип целостности образовательного и воспитательного процессов предполагает усиление (когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных и проявляющихся в практической деятельности) составляющих учебной работы и одновременно направленность внеучебной деятельности студентов на приобретение ими профессионально значимых знаний, умений и навыков.

Принцип демократизации процесса профессионального воспитания направлен на обеспечение демократических норм в освоении общей и профессиональной культуры студентами; развитие студенческого самоуправления во всех сферах жизнедеятельности учащейся молодежи; исключение единообразия, принуждения, формализации и искажения идей коллективизма из процесса профессионального воспитания.

Принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации профессионального воспитания утверждает необходимость ориентации на конкретный, индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры будущего специалиста, отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в связи с особенностями реальных и номинальных групп студентов.

Принцип творческого начала в профессиональном воспитании - это приоритет разнообразной творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении будущих специалистов, совместная творческая деятельность преподавателей и студентов, отвечающая интересам и потребностям молодых людей.

Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности личности будущего специалиста - обеспечение подлинной целостности формирования его профессиональной воспитанности, его нравственно-эстетического отношения к действительности, к реалиям профессионального бытия.

Принцип последовательности и систематичности - это постепенное усложнение содержания и видов деятельности студентов от курса к курсу, профессионализация этой деятельности: от общекультурных и развивающих ее видов на младших курсах до профессионально ориентированных на старших. Систематичность воздействий означает не только их временную плотность, насыщенность, рациональное размещение во времени, но и связанность всех действующих факторов в стройную и сбалансированную систему, обеспечивающую максимальный воспитательный результат при оптимальных затратах, эффективном и гармоничном взаимодействии всех субъектов, исключающем дублирование, штурмовщину, неорганизованность. Важным показателем устойчивости системы является деловой, «незаорганизованный» стиль жизни учебного заведения.

Принцип цикличности - это сочетание содержания воспитания с динамикой морально-психологического состояния студентов, дифференциация осуществляемых воспитательных воздействий на массовые, групповые и индивидуальные, придающие воспитательному процессу характер циклов, сменяющих друг друга.

Принцип эстетики студенческой жизни - это обеспечение мажорного, жизнерадостного, оптимистичного стиля бытия студенческих коллективов, внедрение разнообразных студенческих и профессиональных традиций, праздников, фестивалей, форм организации коллективного досуга, здорового образа жизни студентов.

Принцип ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов обусловлен общественной природой большинства профессий, необходимостью отдавать людям свои знания, духовный опыт, физические и нравственные силы. Высокая степень самоотдачи специалиста в сочетании с пониманием им своей личной ответственности за судьбу каждого человека, его духовный и творческий потенциал могут быть сформированы на основе развития и закрепления у студентов способностей к сопереживанию, состраданию, соучастию в делах и жизненных ситуациях других людей.

Принцип эстетизации среды учебного заведения, формирования его этоса (совокупность черт индивидуального характера) - один из факторов, определяющих морально-психологическое самочувствие студента, стилистику его поведения и отношений, моделирование профессионального и человеческого образа его собственного Я.

Таким образом, принципы воспитания – высокая степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в неповторимых ситуациях, при уникальности событий, в необычных группах обучающихся, при яркой их индивидуальности. Общий характер позволяет руководствоваться принципом всегда и везде, профессионально правильно выстраивать тактику работы, не совершая ошибок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.006 с.)