Оздоровительно – профилактическая гимнастика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оздоровительно – профилактическая гимнастика.



(Бодрящая гимнастики или гимнастика после дневного сна).

При наличии в группах значительного числа детей с нарушением осанки желательно проводить со всей группой физические упражнения корригирующего характера после дневного сна.

Цель оздоровительно-профилактической гимнастики: закаливание и оздоровление организма.

Комплекс состоит:

1. из упражнений направленных на профилактику нарушений осанки: упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота; упражнения на вытягивание (с целью выпрямления позвоночника и правильного держания головы); на закрепление правильной осанки (у стены, лёжа на полу, сидя)

2. из упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (с предметами и без предметов, используя дорожки)

3. из дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание)

4. закаливающих мероприятий (воздушные ванны и ванночки)

Методические указания к проведению оздоровительной гимнастики:

1. Проводится после дневного сна в групповых комнатах, спальнях или в зале. На кровати или с использованием ковриков на полу – для выполнения упражнений в исходном положении лёжа на спине или животе.

2. Все упражнения в комплексах примерные. Можно изменять и.п., отдельные движения конечностями и туловищем, использовать мелкий инвентарь.

3. При проведении оздоровительной гимнастики на полу можно в начале комплекса дать варианты ходьбы (на носках, пятках, внешнем своде стопы и т.д.), а также беговые упражнения.

4. Продолжительность гимнастики от 5-7 минут до 10-15 минут в зависимости от возраста.

5. Перед проведением оздоровительной гимнастики обязательно проветривание помещения, в тёплое время заниматься при открытых фрамугах или окнах.

6. Оздоровительная гимнастика должна сочетаться с закаливающими процедурами (воздушными ваннами, ходьба босиком по полу или специальным дорожкам).

7. Все дыхательные упражнения должны чередоваться с общеразвивающими в соотношении 1:2 или 1:1

 

Гимнастика для глаз.

1. Подойти к окну и посмотреть вдаль

2. Полезно 1 минуту посидеть спокойно с закрытыми глазами, откинувшись на спинку стула

3. В течение 1 минуты: поморгать глазами, а затем посидеть с закрытыми глазами

4. Следить за лучом фонарика глазами, не поворачивая головы

5. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

6. Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек., затем перевести взгляд на палец руки, который расположен посередине лица на расстоянии 25-30см. – смотреть 5 сек. Повторить несколько раз.

7. Закрыть глаза – массировать веки круговыми движениями пальцев (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот). Повторять в течение 1 минуты.

8. Вытянуть полусогнутую руку вперёд, следить за движением указательного пальца слева - направо и наоборот (голову не поворачивать, делать медленно).

Этот комплекс разработан профессором Э.С.Аветисовым. Желательно выполнять эти упражнения по несколько раз в день перед серьёзной зрительной работой и после неё.

Для профилактики близорукости как возможного последствия длительной зрительной нагрузки и замедления её прогрессирования хорошо использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж.

В работе по охране зрения так же можно использовать таблицу «Прыгающий взгляд». Упражнения с этой таблицей укрепляют наружную мускулатуру глаз, обеспечивающую свободный перевод взгляда с одной точки на другую. Детям предлагается проследить путь движения указки от точки А до точки В, не поворачивая головы. На конце каждой стрелки указка останавливается, и глаз отдыхает. Упражнение рекомендуется выполнять в течение двух минут. Для создания игровой мотивации на конец указки можно поместить бабочку (из бумаги) и прослеживать её «полёт от цветка к цветку».

В методике доктора В.Ф.Базарного учтены все негативные моменты, связанные с физиологическими особенностями зрения у дошкольников. Компенсировать сбой ритмики глаза, развить и укрепить его мышцы помогает разработанная методика координатного офтальмо тренажёра.

1. Зрительные метки: в различных участках комнаты (зала) подвешиваются привлекающие внимание объекты (ими могут служить игрушки или красочные картинки). Располагать их рекомендуется в равноудалённых участках комнаты (зала): например, два подвешиваются к потолку в центре помещения, ещё два фиксируются по углам у фронтальной стены. Желательно подбирать игрушки (картинки) с таким расчётом, чтобы вместе они составили единый зрительный игровой сюжет (сказку). Один раз в две недели сюжет рекомендуется менять. Дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность 1,5-2 минуты.

2. Выполнение тренажей с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмёрке». Каждая траектория отличается от остальных цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются стоя.

Методика выполнения упражнения зрительно-двигательная траектория Базарного

1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.

2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок — это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).

3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.

4. Выполняется в следующем порядке:

- влево - вправо;

- вверх - вниз;

- по часовой стрелке и против часовой стрелки;

- по восьмерке.

5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.

6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

Ребенку интереснее выполнять упражнения, если они сопровождаются стишками, потешками, поговорками или пословицами, создавая определенный ритм. Игра увлечет любого непоседу.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

Только совместная работа врача и воспитателя при активной помощи родителей будет определять эффективность охраны зрения.

3. Дыхательная гимнастика.

От дыхания во многом зависят здоровье ребёнка, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами.

Типы дыхания:

1. нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» - в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного – средняя

2. среднее, или «рёберное» - в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается

3. верхнее, или «ключичное» - дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного их средняя часть

4. смешанное, или «полное дыхание йогов» - объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких

Вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.

Насколько лёгкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха:

  • при поверхностном дыхании используется только дыхательный объём воздуха
  • при глубоком дыхании – помимо дыхательного объёма воздуха используются дополнительный объём и резервный

Цель дыхательной гимнастики:

· Приучать детей к правильному дыханию

· Укреплять дыхательную мускулатуру

· Закаливание и оздоровление организма

· Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (учить детей дышать через нос)

· Насытить головной мозг кислородом (улучшение работоспособности)

· Успокоить детей после физической нагрузки и восстановить организм

При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются:

· Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения

· Доступность упражнений для детей разного возраста

· Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.014 с.)