Лицензионно-разрешительное производство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лицензионно-разрешительное производство



Отдельные виды деятельности осуществляются на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, могут приостановить действие лицензии в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в представленных для получения лицензии документах; нарушения лицензиатом условий действия лицензии и т.п.

Лицензирование в настоящее время является одной из самых распространенных форм разрешительной системы, которая имеет различные формы своего выражения.

Разрешительная система распространяется также на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пи­кетирования.

Регистрационное производство

Регистрация - акт официального признания законности соответствующих действий и правовых актов, осуществляемых, как правило, органами Министерства юстиции РФ и МВД России. Органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных правовых актов, уставов общественных и религиозных объединений юридических лиц и прав на недвижимость, действует регистрационный учет граждан.

Производство по принятию правовых актов управления

Это - пример административных процедур, используемых преимущественно в интересах наиболее эффективной работы испол­нительного аппарата по применению административно-правовых форм и административно-правовых методов реализации исполнительной власти: подготовка проектов актов, их обсуждении, визирование, правовая экспертиза, обсуждение, принятие, регистрация, опубликование и исполнение.

Административная юрисдикция

Источниками административного процесса в юрисдикционном смысле являются возникающие в сфере государственного управления споры между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений. Это - споры о праве административном, или же административно-правовые споры.

Первой особенностью административной юрисдикции является ее специфический предмет - конкретный административно-правовой спор.

Вторая особенность административной юрисдикции состоит в правовой оценке поведения сторон возникшего спора, что является важнейшим условием, обеспечивающим основанное на законе, справедливое и эффективное разрешение, административно-правового спора.

Третьей особенностью административной юрисдикции является возможность или необходимость применения соответствующих мер юридической ответственности к ви­новной стороне административно-правового спора.

С учетом этих особенностей административная юрисдикция это административно-процессуальная деятельность полномочных исполнительных органов (должностных лиц), осуществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения возникающих в сфере реализации исполнительной власти административно-правовых споров, правовой оценки поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

Два момента этого определения необходимо особо подчеркнуть. Это - защита прав и законных интересов граждан - участников административно-правового спора и возможность применения в результате разрешения конкретного спора мер администра­тивной или дисциплинарной ответственности.

Административную юрисдикцию можно также определить как административно-процессуальную деятельность, осуществляемую во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер.

Чтобы любое занятие было плодотворным, студент должен к нему готовиться. Перед лекцией рекомендуется ознакомиться с соответствующей темой по источникам, которые указаны в Программе курса в привязке к соответствующей теме. Это не значит, что ее надо основательно изучать, но желательно иметь общее представление, тогда излагаемый преподавателем материал будет восприниматься и запоминаться легче. При предварительной подготовке у студента могут появиться вопросы, которые он может задать лектору в консультационные часы.

Подготовка студента перед лекцией носит рекомендательный характер, а вот освоение материала и выполнение заданий вынесенных на самостоятельное изучение перед практическим занятием является обязательным требованием. Практические занятия выполняют роль одного из видов текущего контроля.

Для достижения таких результатов студентам рекомендуется в подготовку к практическому занятию включать изучение нормативных правовых и иных правовых источников и ознакомиться на выбор с источниками из литературы, указанной к каждой теме в программе по учебной дисциплине.

Общие рекомендации по подготовке к семинарским

(практическим занятиям)

На практические занятия, исходя из общего числа аудиторных часов предусмотренных программой, выделено 14 часов.

Практическое занятие включает в себя детальный анализ теоретического материала изложенного в лекции.

При подготовке к практическому занятию необходимо:

- внимательно ознакомиться с тематикой практического занятия;

- прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;

- составить краткий план ответа на каждый вопрос практического занятия;

- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;

- подготовить доклад или эссе по одному из вопросов предусмотренных планом практического занятия.

Формы анализа предполагают интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов, обсуждение особенностей и альтернатив решения возникающих проблем и вопросов. При изучении вопросов, связанных с административными процедурами, необходимо использовать ранее полученные знания в ходе изучения дисциплины «Административное право».

Особое место в системе изучаемых вопросов занимает проблема теоретического обоснования административных процедур в деятельности органов государственной и муниципальной власти.

При подготовке к практическим занятиям студентам следует изучать весь комплекс учебного материала: учебники, учебные пособия, конституционно-правовые акты; самостоятельно находить в юридических журналах и периодической печати необходимую для занятий литературу, пользоваться современными информационно-правовыми системами.

Методические рекомендации по подготовке к деловым играм

Основная цель проведения деловой игры – это повторение, закрепление и обобщение полученных знаний, а также возможность для учащихся проявить свои личностные качества в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. Создаваемые в процессе деловой игры практические ситуации позволяют студентам увидеть, каким образом полученные знания могут пригодиться им в будущей профессиональной деятельности, тем самым заинтересовывая их и побуждая самостоятельно находить выходы из смоделированных ситуаций.

При подготовке к деловой игре необходимо просмотреть конспект лекций, ознакомиться с информацией в дополнительно указанных литературных источниках. Проанализировать всю имеющуюся информацию. Самая важная информация должна быть заучена, чтобы на занятии суметь быстро ответить на поставленные вопросы и сориентироваться в созданной практической ситуации. Часть дополнительно найденной информации может быть законспектирована.

 В ходе теоретической подготовки должны быть получены ответы на заранее поставленные вопросы.

Форма контроля

Степень подготовки проверяется в ходе проведения деловой игры.

Критерии оценки

«Отлично» ставится, если показан высокий уровень теоретической подготовки, студент быстро и уверенно отвечает на поставленные вопросы, хорошо ориентируется в создаваемых практических ситуациях.

«Хорошо» ставится, если теоретическая подготовка на достаточно высоком уровне, но студент неуверенно действует в создаваемых практических ситуациях.

«Удовлетворительно» ставится, если теоретический материал проработан недостаточно хорошо, и это не позволяет быстро ориентироваться в создаваемых практических ситуациях и отвечать на поставленные вопросы.

«Неудовлетворительно» ставится при отсутствии предварительной теоретической подготовки и возможности отвечать на задаваемые вопросы по изучаемой теме.

Методические рекомендации по разбору ситуативных заданий (примеры решения типовых задач)

Задачи, как правило, представляют собой гипотетические ситуации конфликта интересов или возможности наступления конфликта. В случае если конфликт отсутствует, ситуация по задаче предполагает какую-либо проблему, требующую формулировки путей ее решения.

Смысл решения задач состоит в выработке навыков решения подобных ситуаций на практике. Вместе с тем, задача отличается от реальной ситуации тем, что ее условие предполагается как не требующее каких-либо доказательств, в то время как на практике юрист должен самостоятельно формировать условие, т.е. фактический состав. Как правило, практические юристы тратят до 70% времени по какому-либо делу на исследование именно фактического состава. Тем не менее, решение задач важно для будущих практиков, так как выявление фактического состава должно вестись по логике, определяемой теорией права и теорией отраслевой юридической науки.

При решении задач студенты должны привести не только правильное решение, но и продемонстрировать ход решения, который логически разбивается на следующие стадии:

1) Необходимо выявить фактический состав ситуации, т.е. показать установленные по содержанию задачи те условия, которые имеют значение для надлежащего решения. Среди них условия, касающиеся статуса участников правоотношения, их правоспособности, юридических фактов, прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении. Также необходимо по этой же схеме оценить точки зрения названных по условию задачи участников правоотношения. При этом если в задаче не указано, что представляет собой участник правоотношения – физическое лицо, то презюмируется, что это совершеннолетний и дееспособный гражданин РФ, не располагающий какими-либо специальными правомочиями.

В целом, в числе юридически значимых обстоятельств в задаче оказываются те, что связаны со структурой предполагаемого правоотношения, т.е. объект, субъекты, права и обязанности, юридические факты, а в ряде случаев, предмет правоотношения.

В случае, когда приведенная в задаче информация не имеет значения для решения, она не рассматривается студентом. Информацией по задаче, не имеющей значения является та, которая не повлияет на окончательное решение задачи. Не является оплошностью включение на этом этапе в число юридически значимых обстоятельств неких не важных фактов, последние отбрасываются на второй логической стадии решения, когда ни одна норма права не связывает с тем или иным фактом из условия задачи возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Таким образом, студент реализует знания теории права.

2) Далее устанавливаются нормативные акты, которые регулируют отношения по выявленным условиям в связи с имеющимся юридическим фактом (фактами), с которым связано возникновение, изменения или прекращение правоотношения), а также конкретные статьи и их части в нормативном акте. На данной стадии можно дать правовую квалификацию обстоятельствам, имеющим значение для решения задачи и окончательно отделить от них обстоятельства, не имеющие значение. Как правило, такими не имеющими значения для решения задачи обстоятельствами оказываются те, с которыми или не связано действие необходимых для решения нормативных актов, или которые не связаны с поставленным к задаче вопросом.

Следует иметь ввиду, что административно-правовые акты подвержены быстрым изменениям, а применение для решения недействующего акта совершенно недопустимо (кроме случаев, когда это прямо предусмотрено условием задачи). Обязательно принимаются во внимание такие моменты, как действие актов по юридической силе, во времени и в пространстве.

В отличие от решения задач начинающим юристом – студентом, практический юрист должен всегда самостоятельно отыскивать необходимую нормативную базу. Если для решения конкретной ситуации будет применен несоответствующий нормативный материал, то решение по делу или по задаче будет неправильным. В данной стадии решения задачи, таким образом, вырабатываются навыки работы с нормативным материалом.

Требование по работе с нормативным актом: а) для каждого обстоятельства, вытекающего из условия задачи необходимо искать подтверждение конкретными статьями или пунктами нормативных актов; б) выбранные нормативные должны быть исследованы полностью (кроме случаев, когда сам преподаватель не определит область поиска) для предотвращения пропуска нужной нормы права.

Задачи, для решения которых не предполагается использование правовых актов, решаются на этой стадии.

3) На последней стадии строго на основе норм права выводится суждение о квалификации отношения, является ли оно правовым, административно-правовым, связывает ли законодательство с выявленным событием или действием возникновение, изменение или прекращение правоотношения, каковы права и обязанности сторон, каково должно быть окончательное решение. Решение предполагает правильную правовую оценку ситуации и способ его разрешения. Общие требования к решению: а) буквальное толкование условия задачи; б) ответ только на поставленный вопрос; в) ответ должен базироваться на всех обстоятельствах, имеющих значение для решения задачи; г) ответ не должен базироваться на обстоятельствах, не имеющих значение для решения задачи.

 

Пример решения задачи:

 

Капитан Российской армии Филатов и его жена, отдыхая в выходной день в лесу, нарушили правила пожарной безопасности, за что старший государственный инспектор лесного хозяйства оштрафовал каждого из них на 2000 рублей и сообщил о случившемся в полк, где служил Филатов. Командир полка объявил Филатову выговор.

Правомерно ли наложение наказаний на Филатова и его жену?

(Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»; Семейный кодекс РФ; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.)

 

Решение

1. В условии задачи обозначены следующие обстоятельства, которые могут иметь значение:

а) субъект правоотношения - возможный правонарушитель, - военнослужащий Филатов;

б) субъект правоотношения - возможный правонарушитель - жена Филатова;

в) юридический факт - нарушение правил пожарной безопасности;

г) вероятный дополнительный квалифицирующий признак - отдых;

д) вероятный дополнительный квалифицирующий признак по времени - выходной день;

е) вероятный дополнительный квалифицирующий признак по месту - лес;

ж) субъект правоотношения - должностное лицо, применяющее наказание, старший государственный инспектор лесного хозяйства;

з) юридический факт - наказание, примененное к Филатову и его жене – штраф по 2000 рублей;

и) субъект правоотношения - должностное лицо, применяющее наказание – командир полка;

к) юридический факт - взыскание, примененное в Филатову – выговор.

 

2. Правовая квалификация фактического состава:

а) капитан Филатов – военнослужащий, т.е. государственный служащий, которым согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» может быть только гражданин, достигший возраста 18 лет, следовательно, Филатов достиг возраста привлечения к административной ответственности согласно ст. 2.3. КоАП РФ. Назначение военной службы согласно ст. 6 ФЗ «О системе государственной службы» – обеспечение обороны и безопасности РФ.

Статус Филатова определяется также ст. 2.5. КоАП, согласно которой в отношении него действует Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ;

б) жена Филатова – дееспособное физическое лицо, поскольку лицо согласно ст. 13 Семейного кодекса РФ вправе вступить в брак по достижении 16-летнего возраста, то Филатова может нести ответственность согласно ст. 2.3. КоАП РФ;

в) юридический факт, с которого возникло административное правоотношение - нарушение правил пожарной безопасности, предусмотренное рядом статей КоАП - 8.32., 11.16., 20.4;

г) отдых не предусматривается КоАП РФ в качестве квалифицирующего признака правонарушения, следовательно, является обстоятельством, не имеющим значения для решения задачи;

д) выходной день не предусматривается КоАП РФ в качестве квалифицирующего признака правонарушения, следовательно, является обстоятельством, не имеющим значения для решения задачи;

е) совершение правонарушения в лесу - это квалифицирующий признак, так как предусмотрен ст. 8.32 КоАП РФ, поэтому Филатов и его жена – действительно правонарушители, и объективная сторона правонарушения должна квалифицироваться именно по статье 8.32 КоАП РФ;

д) статус старшего государственного инспектора лесхоза определяется ст. 23.24 КоАП РФ, согласно которой он вправе привлекать к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ;

е) размер наложенного штрафа на Филатова и на его жену соответствует размеру штрафа, предусмотренному ст. 8.32 КоАП РФ для должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей. Должностными лицами согласно ст. 2.4. КоАП РФ признаются те, чье правонарушение связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

ж) командир полка вправе наложить наказание в форме выговора согласно п. 72 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, однако ст. 2.5. КоАП РФ предписывает применение к военнослужащим мер ответственности по дисциплинарному уставу за рядом исключений, к которым относится и нарушение правил пожарной безопасности вне места службы.

 

3. Формулировка решения - то, что приводится в тексте как окончательной решение, при этом нельзя в своем ответе выходить за пределы вопроса задачи. Кроме того, в тетради, предъявляемой для проверки решения преподавателю, необходимо воспроизвести и условие задачи.

 

Примерный ответ.

Возложение на Филатова и на его жену штрафа в размере 2000 рублей старшим государственным инспектором лесного хозяйства и выговора на Филатова со стороны командира полка неправомерно.

Старший государственный инспектор лесхоза - это надлежащее должностное лицо, поскольку ст. 23.24. КоАП РФ дает ему полномочия по возложению штрафа за нарушения, предусмотренные ст. 8.32. КоАП РФ. Однако инспектор неправильно квалифицировал статус Филатова и его жены.

Действия Филатова и его жены квалифицируются по 8.32. КоАП РФ, предусматривающей за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что предполагает штраф в размере до 1500 руб., в то время как на нее наложен штраф 2000 руб., предусмотренный для должностных лиц. Должностным лицом согласно ст. 2.4. КоАП РФ признается лишь то лицо, чья ответственность связана с нарушением служебных обязанностей в той или иной сфере. Исходя из условия задачи, Филатов и его жена не являются должностными лицами, поэтому применение к ним штрафа, предусмотренного для должностных лиц незаконно.

Поскольку Филатов, согласно ст. 2.5. КоАП РФ, относится к лицам, несущим ответственность за нарушение правил пожарной безопасности на общих основаниях, то наложение на него командиром полка выговора, предусмотренного Дисциплинарным уставом, недопустимо.

Методические рекомендации по решению тестовых заданий (примеры решения тестовых заданий разных типов: в открытой форме; в закрытой форме; на последовательность; на соответствие)

1. Время тестирования. В каждом тесте определяется оптимальное время тестирования, которое задается разработчиками теста. Ориентировочно на выполнение одного тестового задания отводится минимум 1 минута, а максимум – не превышает 5 минут. В целом оптимальным временем для выполнения теста следует считать время от начала процедуры тестирования до момента наступления утомления (в среднем это время составляет 40 - 50 минут).

2. Длина тестового задания может варьироваться от 30 до 40 тестовых заданий. Суммарное время ответа тестируемого не должно превышать 50 минут.

3. Объем банка тестовых заданий. Для того, чтобы каждый студент в процессе тестирования имел индивидуальный вариант теста, рекомендуется создание банка тестовых заданий. Объем банка тестовых заданий составляет от 100 до 300 вопросов (т.е. разработчик составляет по конкретному заданию еще 3 аналогичных вариантов).

4. Формы тестовых заданий. Предусмотрены следующие формы тестовых заданий:

4.1 - Первая форма с выбором одного или нескольких ответа из предложенных;

4.2 - Вторая форма на установление соответствия (последовательности);

4.3 - Третья форма с кратким ответом.

5. При разработке тестовых заданий желательно придерживаться следующих

соотношений форм тестовых заданий в одном тестовом наборе:

 заданий 1ой формы – 70%,

 заданий 2ой формы – 20%,

 заданий 3ей формы – 10%.

6. Задание должно быть сформулировано не в форме вопроса, а в форме утверждения грамотно, коротко, четко, ясно, без повторов, малопонятных слов и символов, без использования отрицательных частиц.

7. Содержание задания выражается краткой, предельно простой синтаксической конструкцией, без повторов и двойных отрицаний.

8. В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора.

9. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга.

10. Желательно, чтобы исходные условия задания не превышали 15 слов.

11. Не рекомендуется включать в тестовые задания:

• дискуссионные вопросы и ответы;

• задания, имеющие громоздкие формулировки;

• задачи, требующие сложных расчетов с помощью калькулятора.

 

1. Предпосылками становления института административного процесса стали:

1) увеличение количества административных правонарушений;

2) возрастание роли права в государстве;

3) усиление карательной функции государства;

4) повышение государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина путем упорядочения деятельности государственно-управленческого аппарата.

2. Основу юрисдикционной концепции административного процесса составляет:

1) деятельность по рассмотрению государственными органами споров о праве;

2) рассмотрение обращений юридических лиц;

3) поощрение государственных служащих;

4) применение мер административного принуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.053 с.)