Посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне



 

Дата проведения: 12 апреля 2015 года

Время проведения: 17.00 до 18.00 часов

Место проведения: КДЦ «Арктика»

 

Звучит фонограмма, на экране восходит «Луна», которая сменяется «Часами». На сцене хореографический коллектив, артисты в белом, они исполняет зарисовку «Дом инвалидов». В руках танцоров рамки, которые в конце композиции они выстраивают в «Больничную палату». В определенное время на сцене появляется Герой. Резко все прекращается. Вновь слышится стук тикающих часов.

На сцену входит женщина в белом халате.

Женщина. Николай Васильевич, добрый вечер! Что ж вы сегодня ужин пропустили, все вас спрашивали, где говорят часовых дел мастер. Опять воспоминания? И не говорите, я же вижу! Не бережёте себя! Пришла сделать объявление, завтра в нашем Доме интернат состоится встреча с писателями, приходите. Николай Васильевич, у сына что-то часы сломались, можно принесу, не посмотрите?

Герой. Приносите, посмотрю обязательно.

Женщина. Хорошо, давайте завтра, а то поздно уже… Спокойной ночи, Николай Васильевич!

Женщина уходит. Герой опять подходит к окну. Звучит ненецкая мелодия. В диске луны появляются часы, которые отбивают ход, затем часы резко начинают идти в обратном направлении. Хореографический коллектив уходит. Декорации меняются, перед нами стойбище. На сцене очертание чума, в нем сидят люди. Кто-то выходит, рядом с чумом плетут сетку. Тихая умиротворенная жизнь. В чуме сидит старик и поет тихую эпическую песню, люди сидят, слушают его, кивают головой, дополняют его рассказ. Пьют чай. На экране тихо заходит солнце. Неожиданно в чум забегает девочка.

Анна. Тетя Вера, добрый вечер! Скажите, Коля не приехал с рыбалки.

Мать. Нет, Анна, не приехал. Иди к себе,  уже поздно.

Девочка отходит в сторону, но не уходит.

Мать. Где  этот Коля. Говорила ему, чтобы вернулся за светло, рыбу чистить надо, прибрать, ужин готов.

Анна. Я помогу вам, тетя Вера.

Мать. Анна, ты еще мала, иди к своему чуму. Коля еще долго не приедет.

Мать заходит в чум и говорит сидящим.

Мать. Вот девочка Ледковых, ходит за Николаем по пятам, как олененок маленький, прикипела…

Первый в чуме. А он?

Мать. Что он? Он ее как будто не видит, маленькая еще, как сестра говорит. Мы же с ним одни, больше никого нет. Отец наш уже как года три погиб, замерз в метель, а меня он сюда из соседней тундры привет, вся родня там моя и осталась.

Второй в чуме. Пускай, она тебе помогает…

Мать. У нее самой большая семья.

Мать выходит на улицу. Девочка стоит.

Мать. Я тебе сказала, иди…

Анна. Хорошо, тетя Вера!

Солнце заходит за горизонт, гости из чума уходят, прощаются с Матерью.

Мать. Где же Коля! Уже пастух привел стадо….

На сцену выходит Николай

Николай. Мама, что же ты не спишь?

Мать. Коля, уже солнце зашло, а тебя нет. Сосед пришел, даже Анна твоя уже ушла, не дождалась.

Николай. Аннушка приходила! Какой она еще ребенок-олененок! Вот вырастет, будет чьей-нибудь хорошей невестой!

Мать. Хватит, заходи в чум, пора ужинать. Рыбу завтра разберу. Иди, отдыхай.

Заходят в чум. Затемнение. Восходит солнце. Старейшина поет.

Слышатся звуки упряжек, лай собак. На сцену выходит Комиссар.

Комиссар. Граждане оленеводы! Все выходите! Еще раз повторяю! Граждане оленеводы! Все выходите.

Люди потихоньку начинают выходить на сцену.

Комиссар. Товарищи оленеводы и вы, товарищи женщины! Беда! Враг напал на нашу землю! Проклятые фашисты уже неделю бомбят города и села! Доберется и до нас враг, если мы его не остановим!

Зачитываю приказ. Провести мобилизацию людей, оленей, нужного инвентаря и снаряжения. И доставить молодых и старых мужчин в пункт формирования. Так что мужики, прощаемся и в упряжку. Вас здесь не много, так что все влезем.

Мать. Оставь мне моего сына, он у меня один, никого больше нет.

Комиссар. Мать, ты меня прости, приказы не обсуждаются. Так, говорим имя, фамилию, -  и в упряжку.

Подходят по очереди несколько мужчин, называют свои фамилии.

Первый. Выучейский Алексей

Второй. Выучейский Петр

 

Мать в это время подходит к чуму и зовет.

Мать. Коля, вставай, ехать надо…..

Николай. Куда мама?

Мать. Коля, на войну!

На сцену выбегает Анна, стоит. Выходит Николай.

Николай. Как на войну? На какую войну?

Комиссар. Давай парень, прощайся… не задерживай…

Николай прощается с матерью. Анна стоит в отдалении.

Николай. Мама, разбери сетки, о рыбе помнишь… Я ведь скоро…

Мать. Ты что, не понимаешь, Коля, на войну ты идешь….. какие сетки, какая рыба… (плачет).

Николай. Анна, ребенок – олененок, помоги маме моей по хозяйству… Я скоро!

Комиссар. Парень, все давай! Пора!

Звучит песня «Егор». Затемнение.

Звучит фонограмма «Война», на сцене теневой театр, на проекции

«Сцена боя» (здесь и самолеты, танки, обстрел и т.д.), затем на сцену выходит хореографический коллектив -   исполняет зарисовку, в определенный момент к танцорам присоединяется Герой.

Все. Ни шагу назад!

 

Эту фразу все участники сцены произносят с разными интонациями, затем переходя в один уверенный и несгибаемый призыв.

Герой. В самое пекло с одной винтовкой на двадцать человек. Удар нанесли передовые части дивизий Вермахта. Нас беспрерывно бомбила немецкая авиация. Фрицы обстреляли наши позиции, а затем и взяли нас штурмом.

Все. Ни шагу назад!

Герой. Первая моя схватка с фашистами…

Все. Ни шагу назад!

Герой. Рядом протекал ручей. Многие дни он был красен от крови …

Все. Ни шагу назад!

Герой. Что мы понимали в военном деле? Помогла мне тундра, а то б не выжить…

Все. Ни шагу назад!

Герой. Мясорубка была еще та… Самого смерть царапала несколько раз, с меня с гимнастерки только петлицы сорвало, а парней по бокам наповал…Только мука да страх…

Фонограмма «Колючая проволока»

Теневой занавес поднимается, на сцене хореографический коллектив исполняет зарисовку «Плен»

Первый пленный. Чувствуют гады, что наши войска близко…

Второй пленный. Второй год уже пошел… Придут наши, прорвут блокаду и нас освободят…

Третий пленный. Кто поверит нам, раз мы пленные и валим лес для фашистов вот уже второй год, значит мы пособники…

Четвертый пленный. Раньше кормили два раза в день, утром и вечером давали концентрат и кипяток.

Первый пленный. Сейчас ничего… Талеев – совсем не жилец…

Второй пленный. Его уже даже на работу никто не таскает…

 

Звучит тихая музыка, все засыпают, диск луны поднимается.

Герой поднимается.

Герой. Мне уже не холодно… Не есть я уже привык… Жизнь покидает меня… Больнее всего оттого, что я ни разу не написал матери письма с фронта, ведь она в тундре у меня одна осталась. Я в школе начальной учился неплохо, изучал грамоту. А вот писем так и не написал…. Учили нас в школе по латинскому, а не русскому алфавиту. Буквы были иностранные, и писать письма таким «вражеским словом» мне запретили…

На диске луны идет проекция чума, тундры, стойбища. На сцене на возвышении в глубине, показывается силуэт хрупкой ненецкой женщины, которая поет «Плач».

Герой. Приеду, буду подходить к чуму, звонко залает собака, мать обрадуется и засуетится, будет расспрашивать о том, где я был эти долгие три года…

                    «Плач»  звучит ярче и сильнее

Герой. Я буду рассказывать и пить чай, айбурдать и вновь почувствую, как родная тундра дает мне силы и желание жить…

Звучит «Плач», сцена затемняется.

На сцене опять декорации первой сцены, Герой в своей комнате.

Луна заполняет комнату лунным светом. Слышится тиканье часов.

 

Герой. Войска прорвали кольцо ленинградской блокады и освободили военно-пленных. Меня в виду полного истощения и совершенной неграмотности отправили в госпиталь, а оттуда на 3-й Белорусский фронт.

Тиканье часов усиливается, стрелки на проекции луны опять идут назад. Слышится мелодия, в проекции луны кадры кинохроники. Герой уходит за кулисы.

Звучит фонограмма, на сцену выходят трое военных и репортер.

Герой вместе с солдатами, прогуливаются перед сценой, на экране железнодорожная станция.

Первый военный. Добро пожаловать к нам, на третий Белорусский.

Второй военный. До апреля 1944 мы были Западным фронтом, теперь вот переименовали…

Первый военный. Нашфронт провел Витебско-Оршанскую (совместно с Первым Прибалтийским фронтом), Вильнюсскую и Каунасскую операции.

Второй военный. Освободили Витебск, Орша, Борисов, Минск, Молодечно, Вильнюс, Каунас….

Третий военный. Гоним, гоним проклятых фрицев!

Первый военный. Студент, вы давно на фронте?

Корреспондент. Нет, но закончил институт на «отлично».

Третий военный. Это вам обязательно пригодится.

Второй военный. Как вас зовут?

Корреспондент. Евгений Кириллов, корреспондент газеты «Правда». Товарищи, расскажите, пожалуйста, поподробнее о военных операциях.

Третий военный. Что вы, товарищ Кириллов, все о войне, да о войне….. Вы о нас расскажите, вот у нас во втором взводе такой гармонист есть -  услышишь, закачаешься.

Второй военный. Что, вот у нас в первом Николай - автоматчик, вот он играет дак играет. Он же из филармонии, его весь Петрозаводск знает….

Третий военный. Давай, зови своего!

Второй военный. Коля – гармонист, иди сюда!

Третий военный. Позовите сюда рядового Смирнова из второй роты….

 

На сцену выходят Смирнов и Коля-гармонист. Также и другие солдаты.

Второй военный. Давай, Коля, покажи, ответь за весь первой полк.

Коля играет.

Третий военный. Смирнов, не робей начинай…

 

Смирнов начинает.

Первый военный. Корреспондент,  пиши…

Солдаты начинают танцевать.

Другие подхватывают, начинают петь частушки.

Первый солдат

За свою страну родную

Грудью встанем, как один.

Будь уверена, подруженька,

Фашистов победим!

 

Второй солдат

Напишу письмо Светланке,

Пусть узнает весь колхоз:

Я подбил три вражьих танка

И фашистский бомбовоз.

 

Третий солдат

Думал Гитлер наяву:

«В десять дней возьму Москву»

А мы встали поперёк

«Ты Берлин бы поберёг»!

 

Четвёртый солдат

Враг в полях бросает танки –

Факт, ребята, налицо.

Душит Гитлеру горлянку

Сталинградское кольцо.

 

Корреспондент начинает передвигаться вперёд, один из командиров тоже продвигается, музыка немного приглушается

Корреспондент. Товарищ командир, расскажите, пожалуйста, может быть есть какие-то интересные истории из боевой жизни солдат.

Первый военный. Конечно, очень много! Пишите: наш танк КВ-1 остановился из-за неполадки в двигателе на нейтральной полосе. Немцы долго стучали по броне, предлагали экипажу сдаться, но экипаж не соглашался. Тогда немцы подцепили танк КВ-1 двумя своими лёгкими танками, чтобы оттащить наш танк в своё расположение и там без помех вскрыть. Расчёт оказался не совсем верным. Когда они начали буксировки, наш танк завёлся и утащил немецкие танки в наше расположение!

Корреспондент. Вот молодцы, записываю…

Второй военный. Вот видишь, парнишка, весёлый такой – Николай Васильевич Талеев. Видишь, орден Красной Звезды на нём. Оказались мы в окружении, сидим, всё думаем баста…Николай не растерялся и с одного выстрела сбил вражеский самолёт… И вывел нас из окружения!  Парень с севера, с Нарьян-Мара, слышал о таком… Отличник!

Первый товарищ. Как мне, ребята, хорошо на душе! Мать прислала письмо, все у них хорошо… Ждут меня!

Второй товарищ. Я Любанюшке, ну,  нашей связистке, сделал предложения о свидании…

Первый товарищ. Она с тобой не пойдет, у тебя ордена Красной Звезды нет, как у нашего Николая Талеева.

Герой. Вот вы ребята…. Осталось немного… Скоро все на свидания пойдем. Кончится война, я сразу домой в стойбище…

Второй товарищ. Как хорошо, сегодня свежо…

Неожиданно врывается звук реактивного самолета, взрывы, пулеметные очереди. Солдаты застывают в стоп-кадре. Звучит фонограмма, на сцену выходит девушки в белом, исполняет зарисовку «Смерть», накрывает солдат белым пологом. На экране облака.

Герой. Все мои товарищи погибли… Снайперская пуля догнала и меня, все посчитали мертвым, ведь никому и в голову не могло прийти, что человек, у которого осталось полголовы и вместо лица – сплошное месиво- это я…Я выжил, но напрочь лишился памяти.

Звучит пароходный гудок, звуки чаек, на подвесных конструкциях спускаются рамки, в виде куполов.

Голос диктора. Теплоход Дмитрий Фурманов прибывает на остров Валаам, стоянка четыре часа. Уважаемые туристы, не опаздывайте!

Слышится песня

Хор инвалидов (за кулисами)

Полундра! Начинай, братва!

Раскинулось море широко

И волны бушуют вдали.

Товарищ, мы едем далеко,

Подальше от этой земли…

 

На сцену из зала выходят туристы.

Первый турист. Кто это поет?

Второй турист. Поговаривают, что это инвалиды, от которых отказались все... живут теперь здесь....

Третий турист. Со всего Северо-Запада свезены сюда были «обрубки» войны, некоторые – без руки и ног, их даже в народе «самоварами» прозвали…

Второй турист. Один из них со своей певческой страстью и способностями создал хор – хор «самоваров».

Анна. Как страшно!

Третий турист. Здесь не только «самовары», - есть еще и контуженные, лишенные памяти, которым и жить-то негде.

Второй турист. Конечно,  чем спать под забором, уж лучше пусть живут под медицинским надзором и уходом.

Третий турист. Товарищи туристы времени мало, я в деревню…..

Второй турист. Я в монастырь…

Первый турист. Смотрите не опоздайте, пароход уходит в семь часов.

Туристы уходят. Анна остается на сцене.

Садиться начинает делать зарисовки.

На сцену выходит Герой.

Анна. Извините, пожалуйста, вы же местный?

Герой. Да, что вы хотели….

Анна. Расскажите, пожалуйста, об инвалидах войны, говорят, они здесь живут.

Герой. Зачем вам? Все у них хорошо. Хозяйство свое, есть библиотека, фильмы показывают. Те, кто может передвигаться,  рыбачат, за грибами и ягодами ходят.

Анна. Коля?!

Бросается к нему. Прячет лицо руками.

 

Анна. Коля, неужели это ты! Господи! Живой! С ума сойти! Коля!

Герой молчит, отворачивается, вглядывается.

Анна. Разве ты меня не помнишь? Я же Анна, дочка Семена Тайбарея!

Анна, ребенок-олененок… Что с тобой, Коля? Все говорили, ты пропал без вести…

Герой. Пропал – не убит!

Анна. Ну о чем ты говоришь, Коля… Вот куда ты от нас спрятался, в инвалидный дом…Господи Боже мой, могло мне прийти в голову, что ты скрываешься от меня… Это же чудовищно, если бы я знала, я бы помчалась бы на край земли…

Герой. В этот край, где был я, ты бы не помчалась. Куда и к кому мне идти, я не знал… Как и сейчас я не знаю, кто ты!

Анна. Как так может быть?

Герой. Я был ранен и потерял память… Вот уже десять лет я живу здесь.

Анна. Я хотела пойти на фронт, чтобы найти тебя, но меня не взяли…. Я стала жить и ждать! А ты? Как ты?

Герой. После госпиталя жил на улице…. Швыряли деньги, давали милостыню. Жалели, особенно бабы…

Анна. Как ты попал сюда?

Герой. Доставили…

Анна. Я тебя больше не отпущу, надо сделать так, чтобы мы уехали отсюда вместе…

Герой. Куда?

Анна. Ко мне,  конечно!

Герой. Это невозможно…

Анна. Я сама давно уехала из наших мест, институт, теперь в Москве живу, работаю. Двое детей…

Герой. Кто я буду в твоей семье…

Анна. Это не твои заботы…

Герой. Ну, видишь, не только у тебя есть заботы… У меня тоже заботы есть… Какая ни есть, здесь тоже жизнь. Со своими обязательствами, несчастьями и днями.

Анна. Ты просто боишься! Боишься все вспомнить! Ты боишься новой жизни…

Герой. Я не хочу вспоминать ни войну, ни то, что до нее было. Мне становится страшно от того, что я оставил там…. Наверное, у меня есть или была мать…Тебе не понять…

Анна. Как же мне теперь жить!

Герой. Не надо меня жалеть! У меня было достаточно времени подумать. Я человек без прошлого…  Ни тебя и никого больше нет, кроме этих людей, живущих здесь. Я даже войны не помню… Уходи!

Анна. Можно я тебя напоследок обниму…

Звучит фонограмма, Анна обнимает Героя.

Герой. По мосткам, прямо до пристани!

Звучит фонограмма, на сцене хореографический коллектив в руках, у которого рамки-квадраты. Хореографический коллектив исполняют зарисовку «14 лет беспамятства», каждая рамка становится годом – символом, который проживает Герой. Он проходит эти рамки.

Герой. Год за годом, год за годом … Я не помнил ни своего имени, ни откуда родом, ни того, где был и что делал все это время…. Долгих 14 лет я ждал. На Валааме я научился ремонтировать часы. Война забрала у меня время, судьба насмешкой положила время в мои руки.

Хореографический коллектив уходит.

Герой. Память вернулась ко мне в феврале 1959 года……

На сцене Герой в декорации первой сцены.

Герой. Пуля, выпущенная фашистом в 1945, убила меня дважды. Когда физически я получил ранение и потерял память, и когда через 14 лет очнулся….. Начал собираться к матери в родное стойбище колхоза имени Кирова. Но уже не было в Малоземелье такого колхоза и не было матери, она умерла, так и не узнав, что случилось с её сыном Колей.

Звучит тихая грустная мелодия, на проекции луны часы, слышится звук тикающих часов. Герой встает, и начинает уходить спиной вглубь сцены. Музыка затихает, часы останавливаются.

На экране фотография Талеева Н.В. и годы жизни.

Герой (уже без образа) Судьба Героя - назидание нам, молодежи. Сегодня многие стали коверкать историю, приписывать изменникам Родины – подвиги, маршировать с фашистской символикой. Как будто нам тоже отключили память. Только солдат Талеев пришел в себя и остался победителем, а мы, очнувшись,  можем оказаться на пороге новой войны.

Звучит песня «Ветеранам победы», на экране кадры Победы, парады, затем кадры сменяются кадрами современного фашизма и т.д., потом опять кадры радости и Победы.

Автор сценария

Светлана Игнатьевна Горностай,

режиссёр самодеятельного ненецкого театра «Илебц» ГБУК «ЭКЦ НАО»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.081 с.)