Общедидактические принципы организации и проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общедидактические принципы организации и проведения



нетрадиционных занятий:

- принцип индивидуального подхода к обучающимся;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип сознательности и активности деятельности;

- принцип избирательности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип добровольности участия в деятельности;

- принцип занимательности.

Нетрадиционные формы занятия: ролевые игры, занятие-спектакль, исполнение сказочного сюжета, занятие смотр знаний, занятие фантазирования, занятие-игра, деловая игра, занятие-зачет, занятие-путешествие, круглый стол или конференция, занятие-состязание, пресс-конференция, занятие-соревнование, занятие-диалог, занятие-КВН, занятие-викторина, аукцион знаний.

Занятие-диспут. Этот тип занятия означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих занятий состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление. Это непринужденный, живой разговор обучающихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждение.

Занятие-аукцион. Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания-ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предмет для продажи подбирается так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний – самый трудный. Занятие учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.

Занятие – зачет. Подводится итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Обучающиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют комплексную проверку знаний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе, иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет организуют в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

Занятие-консультация. Цель такого занятия – оказание учебной помощи обучающимся. Такие занятия обеспечивают удовлетворение интересов всех групп обучающихся, т.к. категорий обучающихся несколько: одни недостаточно хорошо усвоили теорию, другим не хватает практики.

Занятие-конференция. Такое занятие организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как совещание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему. Обучающиеся, как правило, выступают с докладами и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно дома, а на занятии их только озвучивают. Происходит обмен мнениями.

Занятие-изобретательство. Занятия этого типа развивают творчество обучающихся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к совершенствованию чего-то, рационализаторству. На занятиях этого типа в течение всего занятия изучается новая тема. Могут проводиться с помощью опорных конспектов (логического плана ответа с помощью символов). На занятиях реализуется принцип многократного повторения (от 2 до 5 раз). Разбирается достаточно большой по объему и сложности материал, требующий глубокой серьезной переработки. На занятиях применяется комплекс методов обучения, активен не только педагог, но и дети. Триединой целью таких занятий является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний. Основное назначение – формирование знаний и умений.

Занятие – пресс-конференция. Эти занятия имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Занятия этого типа способствуют развитию у обучающихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Занятие - путешествие. Это занятие – познавательная игра, в ходе которой совершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Цель экспедиции – узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

Занятие – ролевая игра. Такие занятия имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жизненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний. К этому типу занятий относятся занятия-спектакли, когда педагог организует театральное представление и материал занятия подается в форме инсценировки. Такие занятия привлекают своей праздничностью, атмосферой театра, возможностью проявить творчество, массовостью.

Занятие – соревнование. Это прием введения в занятие элементов игры. Они основаны на групповой деятельности обучающихся. Бывают разными по содержанию, структуре, форме организации. Разной может быть их роль в учебном процессе.

Занятие – творческий отчет. Такое занятие проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем обучающиеся показывают и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представляться проекты, модели, приборы, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные исследования, постановки танцев и т.д. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы, изложение сути работы, объединение полученных результатов с опорой на знание. Это может быть индивидуальный творческий проект или групповой. Этот тип занятия широко применяется педагогами декоративно-прикладного творчества и педагогами- хореографами.

Занятие – турнир. Цель такого занятия – повторение и обобщение изученного материала. Его форма – диалог-соревнование между двумя группами, выявляющий качество усвоения материала. К этому типу занятия относятся и блицтурниры. Это конкурсы. Они проводятся на повторительно-обобщающем занятии. Их цель – развитие устной речи, осмысленное понимание материала, быстрота реакции.

Занятие – проекты. Метод проектов. В ходе выполнения проекта обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

 Педагог с детьми формулируют тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта.

Последующая работа выполняется обучающимися самостоятельно, но обязательно под руководством педагога. Защита проектов может проходить в различной форме: официальной, творческой с использованием мультимедийных презентаций, фото-, видеоматериала. Итоговая проектная работа: создание сборника, реализация этого проекта, выступление где-то и т.д. Все этапы подготовки и планирования обучающиеся осуществляют совместно с педагогом.

Метод проектов требует интеграции знаний обучающихся в различных предметных областях: ИЗО, музыка, краеведение, окружающий мир, литература, экология, русский и иностранный языки и т.д. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется за несколько дней, неделю, а то и за месяц до запланированного занятия.

Интегрированное занятие – это особый тип занятия, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком занятии всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегрированное занятие заключается не только во взаимосвязи знаний по предметам, но и в интегрировании технологий, методов, и форм обучения. Важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Бинарные занятия – одна из форм реализации междисциплинарных связей, которые позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность детям применить полученные знания на практике. Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.

Открытое занятие - это занятие, на котором педагог имеет возможность применить новейшие технологии, методы, которые способствуют развитию ЗУН (знаний, умений, навыков)  обучающихся.

Занятие–выставка. На таких занятиях у детей развивается художественный вкус, критическое мышление, анализ и синтез, умение оценивать работы других детей. Занятие – выставка может быть, как тематической, так и персональной - работ какого-либо ребенка.

Живая газета. Представление, основанное на актуальной теме дня. Пользуется успехом у подростков, поскольку помогает получить навыки в написании статьи и ее представлении и разыгрывании.

Изучение предмета с помощью интернета. Форма, предлагаемая педагогом для проведения такого занятия, может быть совершенно свободной. Например, легче учить иностранные языки, если есть возможность воспринимать на слух звук иностранной речи. Особенно этот момент актуален на первых порах обучения. Преподаватель ищет он-лайн занятие нужной тематики: виртуальная экскурсия, фильм на изучаемом языке, кем-то подготовленное занятие и вместе с группой поэтапно разбирает материал. Интернет всегда предлагает широкие возможности. От педагогов требуется только одно – быть достаточно подготовленным пользователем виртуального пространства.

Занятия – экскурсии проводятся довольно давно и носят тематический характер. Например, довольно часто это занятие по истории или естествознанию. Их задача привить интерес и любовь к природе, истории родного края, обратить внимание на экологию и хрупкость живой природы.

Занятия спектакли и праздники очень схожи между собой. Задачи могут ставиться самые разные: помочь ребёнку примерить новое амплуа, создать непринуждённую атмосферу в общении с родителями. Позволить детям посмотреть друг на друга, на своих родителей под новым углом, раскрывающим таланты.

Занятия интервью и эссе позволяют развить способности будущих гуманитариев и дипломатов. Ребёнок, исполняющий роль «корреспондента», учится правильно формулировать свои вопросы к приглашённому интервьюеру. Часто именно на таких занятиях постигаются азы дипломатии.

Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме.

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

- Замысел.

- Организация.

- Проведение.

- Анализ.

Замысел.

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

- определение временных рамок;

- определение темы занятия;

- определение типа занятия;

- выбор группы;

- выбор нетрадиционной формы занятия;

- выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок.

На этом этапе следует определить:

- время проведения нетрадиционного занятия;

- время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельное занятия (45 минут), спаренный (1,5 часа)

Или, возможно, это будет серия занятий, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:

-выбранной формы;

-целей занятий;

-умелого распределения обязанностей между педагогом и обучающимися.

Определение темы занятия.

Тему выбирает сам педагог по своему усмотрению. Это может быть знакомство с новой темой, обзорная тема, тема по обобщению и систематизации знаний, применения знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса.

Определение типа занятия.

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам занятия. Более интересной является проблема влияния типа занятия на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами занятия. Занятие закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), занятие контроля за знаниями – как защиту оценки, зачет – практикум, а занятие повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Алгоритм подготовки учебного занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

Этап

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

-В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

Этап

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

- обозначение задач учебного занятия;

- определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

- определение вида занятия, если в этом есть необходимость;

- определение типа занятия;

-продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы, как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

- подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

Этап

Обеспечение содержания учебного занятия:

- самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

-обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

-материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности, как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.038 с.)