Лекция «Виды и формы  интервью. Классификация вопросов к собеседнику». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Виды и формы  интервью. Классификация вопросов к собеседнику».



Лекция «Виды и формы  интервью. Классификация вопросов к собеседнику».

Интервью как жанр присутствует во всех трех группах жанров массовой информации. Интервью бывает событийным, экспертным либо портретным.

Виды интервью.

Событийное интервью

  К  группе новостной журналистики относится событийное интервью. Событийное интервью обычно используют как дополнение к новости. Новостная заметка позволяет в сжатом виде изложить имеющуюся у журналиста информацию: кто, что сделал, где, когда. Читатель может узнать, что произошло. Но почувствовать, как воспринимали происходящее участники и очевидцы события, прочитавший новостную заметку не сможет либо сможет в очень малой степени, так как в новости основное внимание уделено фактам, а не эмоциям.

Событийное интервью восполняет этот пробел. Журналист  спрашивает респондента, что лично он делал, наблюдал и чувствовал. Событийное интервью публикуют в блоке с новостью либо отдельно, если новость уже известна аудитории. Типичные собеседники в событийном интервью – люди, пережившие что-то необычное. Это могут быть пассажиры потерпевшего крушение самолета, бывшие заложники террористов или жильцы сгоревшего дома.

 Журналист в разговоре шаг за шагом восстанавливает происходящее. Типовые вопросы при проведении такого интервью: Что происходило вначале? Что вы делали потом? Что вы видели? Что вы слышали? Что делали другие? Что вы почувствовали? Что вы подумали? Что произошло затем?

Нас интересует только событие, вокруг которого и крутится все интервью. Задача журналиста – показать событие глазами собеседника, чтобы дать возможность читателям пережить случившееся. Если новостная заметка информирует читателей, то событийное интервью расширяет их эмоциональный опыт.

Надо помнить! Персонаж интервью в момент события, скорее всего, находился в стрессовом состоянии. Поэтому событийное интервью на информационную достоверность не претендует. Правда в этом интервью – эмоциональная: именно это человек почувствовал и пережил.

Экспертное интервью

Экспертное (проблемное) интервью относится к группе аналитических жанров. Цель экспертного интервью – разъяснить читателю положение дел в какой-то сфере. Такое интервью берут у специалистов или ученых. Например, врач рассказывает, как не заразиться гриппом, финансист – в какой валюте хранить деньги, психотерапевт – почему в семьях происходят скандалы. Интервью фокусируется на проблемах, причины и решения которых разъясняет респондент.

Ни личная жизнь респондента, ни его мнение по поводу других сфер, в которых он не является профессионалом, в интервью не обсуждаются. Например, в интервью с врачом журналист не спрашивает про первую любовь собеседника или его отношение к единому госэкзамену.  Требования к персонажу экспертного интервью – компетентность и независимость. Некомпетентный собеседник не сможет выступить в роли эксперта, зависимый – не будет объективным.

Портретное интервью

Портретное (личностное) интервью входит в группу художественно-публицистических жанров. Этот вид интервью должен раскрыть внутренний мир человека, поэтому фокусируется вокруг биографии собеседника, важнейших эпизодов его жизни. Обычно эти эпизоды связаны с выбором профессии, карьерным становлением респондента, этапами его семейной жизни, а также чрезвычайными происшествиями, в которые он был вовлечен.

Не всегда респондент сразу расскажет об эпизодах своей жизни в такой форме, которая нужна журналисту. Обычно приходится задавать множество уточняющих вопросов. Например, собеседник упомянул, что в студенческие годы занимался альпинизмом. Журналисту следует спросить, были ли случаи, когда собеседник заблудился в горах. Он ответит, что однажды так было. Журналист продолжает расспрашивать, что делали альпинисты, что говорили, что чувствовали, и каким образом в конце концов спаслись.

 Может быть задано десять или больше вопросов, которые в опубликованном интервью сожмутся до двух-трех. В ответах на эти вопросы будет изложена вся история блуждания собеседника в горах, как будто он рассказал ее сам, и журналисту не пришлось задавать множество уточняющих вопросов.

  Обязательное требование к герою в личностном интервью – аудитория должна этого человека знать. Необходим изначальный интерес публики к персонажу личностного интервью. В личностном интервью также допустимы вопросы, о касающихся общих мировоззренческих тем. Например, вопрос «Что такое любовь?». Но следует иметь в виду, что в ответ мы получим не философское или психологическое разъяснение такого явления, как «любовь», а что о любви думает конкретный известный человек.

Формы интервью

Интервью-монолог.

Это интервью, в котором нет вопросов, а весь текст после лида, где герой представляется читателю, является монологом интервьюируемого.  Интервью-монолог не означает, что журналист задал один вопрос и сразу получил на него тот ответ, который был опубликован. В действительности журналист может задавать множество вопросов, которые помогают получить от собеседника именно такой ответ, который нужен. Но при публикации вопросы убирают и оставляют только ответы одним блоком.

Применяется в случае, когда сама речь собеседника настолько полна и искренна, что вопросы мешают восприятию текста.

Интервью-беседа.

 Здесь объем вопросов журналиста и ответов собеседника примерно одинаковый. Применяется в том случае, когда  журналист сам по себе интересен аудитории.

На интервью-беседу имеют право «звезды» журналистики, высказывания которых столь же интересны аудитории, как и высказывания респондентов. Поэтому в интервью-беседе журналист не только задает вопросы, но и рассуждает, формулирует мысли. Если же журналист и респондент находятся в разных весовых категориях (респондента аудитория знает, журналиста – нет), интервью-беседа противопоказано, так как это интервью будут читать ради слов собеседника, и слишком пространные высказывания журналиста вызовут раздражение.

 

Составление вопросов

После того, как встреча с героем интервью назначена, наступает следующий этап подготовки -  изучение публикаций о собеседнике и составление вопросов.

 Допустим, собеседник – известный человек, который уже много раз давал интервью. В этом случае берем интервью, вышедшие за последние несколько лет.

  Нас интересует следующее:

Истории из своей жизни, рассказанные этим человеком.

 В интервью можно будет либо просить их продолжения и новых подробности, либо, наоборот, сразу переводить разговор на другую тему, если собеседник сам начнет их рассказывать, так как читатели, скорее всего, об этих историях уже знают. Главное – чтобы ваше интервью не повторяло уже опубликованные.   Исключение – например, интервью с президентом, губернатором, мэром, генеральным директором крупной бизнес-компании, где соблюдение согласованных тем и вопросов более жесткое.

• Высказывания собеседника по ключевым темам. Если эти высказывания чересчур радикальные, спорные, можно будет спросить, почему собеседник так думает. Если в ходе интервью он вдруг скажет что-то противоположное, спросим, почему он изменил свое мнение. Пусть оправдывается. Конфликт беседу всегда оживляет.

Собрав информацию, переходим к составлению вопросов. Журналист подбирает те вопросы, которые задали бы читатели, будь они на его месте. Но  нельзя повторять уже заданные вопросы в других интервью.

Кроме того, заготовленных вопросов должно быть в полтора-два раза больше, чем предполагается задать. Это сделано для страховки – всегда возможна ситуация, когда ожидания по поводу какой-либо темы не оправдаются, и тогда пригодятся вопросы по другим темам.

Классификация вопросов  

1. Вопросы делятся на открытые и закрытые.

  Открытые вопросы – это вопросы, начинающиеся с вопросительного слова и требующие развернутого ответа. Например, «Что вы думаете об этой книге?».

  Запомните, что открытые вопросы побуждают собеседника говорить. А мериканский медиаконсультант Чип Сканлан даже сравнивает открытые вопросы с зеленым сигналом светофора, а закрытые – с красным. Например, на вопрос «Как вы относитесь к домашним животным?» можно получить развернутый ответ: «Сейчас у меня домашних животных нет, но в детстве была собака. Еще мне нравилось играть с соседской кошкой. А мои дети просят завести попугая». На вопрос же «Есть ли у вас домашние животные?» последует короткий ответ «Нет», и разговор на этом споткнется.

Закрытые вопросы – это вопросы без вопросительного слова, требующие ответа «да» или «нет». Например, «Эта книга полезная для пиарменов?».

Закрыты е вопросы хороши в тех случаях, когда собеседник уклоняется от ответа. Например, если на  открытый вопрос: «Что стало с уголовным делом по поводу того, что вас поймали с взяткой?» следует ответ «Есть силы в нашей стране, которые заинтересованы в дискредитации честных людей», Если  переформулировать вопрос в закрытую форму, например: «Уголовное дело по вашей взятке закрыто?», то вы получите более конкретный ответ – что да, дело-то было и оно сейчас вот в таком состоянии.

2. Вопросы делятся на прямые и непрямые.

Прямой вопрос – это обращенный от имени журналиста. Например, «В какой мере вас можно считать алкоголиком?».

Непрямой вопрос – это вопрос, содержащий высказывание других людей и просьбу выразить отношение к этому высказыванию. Например, «Ваши недоброжелатели утверждают, что вы – алкоголик. Что бы вы им ответили?». Преимущество непрямых вопросов – их мягкость. Так формулируют те в опросы, которые могут показаться собеседнику неудобными или даже  оскорбительными. В формулировке непрямого вопроса, который еще называют приемом «перевода стрелок»,  журналист подчеркивает, что сам он так не думает, так думают другие люди. Он же дает возможность собеседнику  развеять порочащие его слухи.

3. По функции в интервью вопросы делятся на информационные и  управляющие.

Информационные Вопросы о фактах (что было, есть или будет) и мнениях (что хорошо или плохо) собеседника. Журналист побуждает собеседника раскрыть тему, сообщить сведения, ради которых берется интервью

Управляющие Обозначение темы разговора, возвращение собеседника к теме при отклонении от нее, задавание новой темы. Журналист контролирует ход беседы, раскрытие тем и их смену. Управляющие вопросы  бывают открывающие и переходные.

Открывающий вопрос задают в начале беседы. В этом вопросе называют тему интервью и просят собеседника что-то по ней сказать. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов считает, что первый вопрос в интервью может стать решающим:

- Если вы интервьюируете незнакомого человека, то его отношение к вам определитсяпосле первого вашего вопроса. Опытный интервьюируемый по первому вопросу определит, кто перед ним, поэтому для интервьюера важно сразу «войти в кость». Знаете, о чем я премьер-министра Великобритании Тони Блэра спросил первым делом? «Господин премьер-министр, сейчас выходит пятая книга о Гарри Поттере, ваши дети любят это читать?». Он поднимает на меня глаза, потом смотрит на переводчика, мол, то ли я услышал? Мужик его ждал для чего? В общем, он неформально ответил и расслабился. И я его дальше спрашивал про ракеты, про экономику. Так мы проговорили полчаса. Я понимаю, что если бы задал ему вопрос, каковы результаты переговоров с Путиным, это были бы кранты. Он бы за 15 минут отрапортовал формальные и несущественные вещи – и до свидания.

Переходный вопрос – с его помощью меняют тему в интервью, если в разговоре планируется затронуть несколько тем. Переходный вопрос может выглядеть, к примеру, так:

 - Вы сказали, что в детстве мечтали стать знаменитым. Как относитесь к тому, чтобы заняться политикой?

Если просто спросить, как собеседник относится к уходу в политику, вопрос может показаться чужеродным, непонятно как вклинившимся в интервью.

Приемы составления вопросов

Фиксация ответов.

Любая самая фирменная техника время от времени дает сбои, и ситуация, когда диктофон записывал-записывал, но ничего не записал либо записал с жутким фоном, через который невозможно разобрать слова, может случиться с каждым. Поэтому идеальный вариант – параллельно вести запись в блокноте, фиксируя хотя бы ключевые и наиболее яркие фразы.

Лекция «Виды и формы  интервью. Классификация вопросов к собеседнику».

Интервью как жанр присутствует во всех трех группах жанров массовой информации. Интервью бывает событийным, экспертным либо портретным.

Виды интервью.

Событийное интервью

  К  группе новостной журналистики относится событийное интервью. Событийное интервью обычно используют как дополнение к новости. Новостная заметка позволяет в сжатом виде изложить имеющуюся у журналиста информацию: кто, что сделал, где, когда. Читатель может узнать, что произошло. Но почувствовать, как воспринимали происходящее участники и очевидцы события, прочитавший новостную заметку не сможет либо сможет в очень малой степени, так как в новости основное внимание уделено фактам, а не эмоциям.

Событийное интервью восполняет этот пробел. Журналист  спрашивает респондента, что лично он делал, наблюдал и чувствовал. Событийное интервью публикуют в блоке с новостью либо отдельно, если новость уже известна аудитории. Типичные собеседники в событийном интервью – люди, пережившие что-то необычное. Это могут быть пассажиры потерпевшего крушение самолета, бывшие заложники террористов или жильцы сгоревшего дома.

 Журналист в разговоре шаг за шагом восстанавливает происходящее. Типовые вопросы при проведении такого интервью: Что происходило вначале? Что вы делали потом? Что вы видели? Что вы слышали? Что делали другие? Что вы почувствовали? Что вы подумали? Что произошло затем?

Нас интересует только событие, вокруг которого и крутится все интервью. Задача журналиста – показать событие глазами собеседника, чтобы дать возможность читателям пережить случившееся. Если новостная заметка информирует читателей, то событийное интервью расширяет их эмоциональный опыт.

Надо помнить! Персонаж интервью в момент события, скорее всего, находился в стрессовом состоянии. Поэтому событийное интервью на информационную достоверность не претендует. Правда в этом интервью – эмоциональная: именно это человек почувствовал и пережил.

Экспертное интервью

Экспертное (проблемное) интервью относится к группе аналитических жанров. Цель экспертного интервью – разъяснить читателю положение дел в какой-то сфере. Такое интервью берут у специалистов или ученых. Например, врач рассказывает, как не заразиться гриппом, финансист – в какой валюте хранить деньги, психотерапевт – почему в семьях происходят скандалы. Интервью фокусируется на проблемах, причины и решения которых разъясняет респондент.

Ни личная жизнь респондента, ни его мнение по поводу других сфер, в которых он не является профессионалом, в интервью не обсуждаются. Например, в интервью с врачом журналист не спрашивает про первую любовь собеседника или его отношение к единому госэкзамену.  Требования к персонажу экспертного интервью – компетентность и независимость. Некомпетентный собеседник не сможет выступить в роли эксперта, зависимый – не будет объективным.

Портретное интервью

Портретное (личностное) интервью входит в группу художественно-публицистических жанров. Этот вид интервью должен раскрыть внутренний мир человека, поэтому фокусируется вокруг биографии собеседника, важнейших эпизодов его жизни. Обычно эти эпизоды связаны с выбором профессии, карьерным становлением респондента, этапами его семейной жизни, а также чрезвычайными происшествиями, в которые он был вовлечен.

Не всегда респондент сразу расскажет об эпизодах своей жизни в такой форме, которая нужна журналисту. Обычно приходится задавать множество уточняющих вопросов. Например, собеседник упомянул, что в студенческие годы занимался альпинизмом. Журналисту следует спросить, были ли случаи, когда собеседник заблудился в горах. Он ответит, что однажды так было. Журналист продолжает расспрашивать, что делали альпинисты, что говорили, что чувствовали, и каким образом в конце концов спаслись.

 Может быть задано десять или больше вопросов, которые в опубликованном интервью сожмутся до двух-трех. В ответах на эти вопросы будет изложена вся история блуждания собеседника в горах, как будто он рассказал ее сам, и журналисту не пришлось задавать множество уточняющих вопросов.

  Обязательное требование к герою в личностном интервью – аудитория должна этого человека знать. Необходим изначальный интерес публики к персонажу личностного интервью. В личностном интервью также допустимы вопросы, о касающихся общих мировоззренческих тем. Например, вопрос «Что такое любовь?». Но следует иметь в виду, что в ответ мы получим не философское или психологическое разъяснение такого явления, как «любовь», а что о любви думает конкретный известный человек.

Формы интервью

Интервью-монолог.

Это интервью, в котором нет вопросов, а весь текст после лида, где герой представляется читателю, является монологом интервьюируемого.  Интервью-монолог не означает, что журналист задал один вопрос и сразу получил на него тот ответ, который был опубликован. В действительности журналист может задавать множество вопросов, которые помогают получить от собеседника именно такой ответ, который нужен. Но при публикации вопросы убирают и оставляют только ответы одним блоком.

Применяется в случае, когда сама речь собеседника настолько полна и искренна, что вопросы мешают восприятию текста.

Интервью-беседа.

 Здесь объем вопросов журналиста и ответов собеседника примерно одинаковый. Применяется в том случае, когда  журналист сам по себе интересен аудитории.

На интервью-беседу имеют право «звезды» журналистики, высказывания которых столь же интересны аудитории, как и высказывания респондентов. Поэтому в интервью-беседе журналист не только задает вопросы, но и рассуждает, формулирует мысли. Если же журналист и респондент находятся в разных весовых категориях (респондента аудитория знает, журналиста – нет), интервью-беседа противопоказано, так как это интервью будут читать ради слов собеседника, и слишком пространные высказывания журналиста вызовут раздражение.

 

Составление вопросов

После того, как встреча с героем интервью назначена, наступает следующий этап подготовки -  изучение публикаций о собеседнике и составление вопросов.

 Допустим, собеседник – известный человек, который уже много раз давал интервью. В этом случае берем интервью, вышедшие за последние несколько лет.

  Нас интересует следующее:

Истории из своей жизни, рассказанные этим человеком.

 В интервью можно будет либо просить их продолжения и новых подробности, либо, наоборот, сразу переводить разговор на другую тему, если собеседник сам начнет их рассказывать, так как читатели, скорее всего, об этих историях уже знают. Главное – чтобы ваше интервью не повторяло уже опубликованные.   Исключение – например, интервью с президентом, губернатором, мэром, генеральным директором крупной бизнес-компании, где соблюдение согласованных тем и вопросов более жесткое.

• Высказывания собеседника по ключевым темам. Если эти высказывания чересчур радикальные, спорные, можно будет спросить, почему собеседник так думает. Если в ходе интервью он вдруг скажет что-то противоположное, спросим, почему он изменил свое мнение. Пусть оправдывается. Конфликт беседу всегда оживляет.

Собрав информацию, переходим к составлению вопросов. Журналист подбирает те вопросы, которые задали бы читатели, будь они на его месте. Но  нельзя повторять уже заданные вопросы в других интервью.

Кроме того, заготовленных вопросов должно быть в полтора-два раза больше, чем предполагается задать. Это сделано для страховки – всегда возможна ситуация, когда ожидания по поводу какой-либо темы не оправдаются, и тогда пригодятся вопросы по другим темам.

Классификация вопросов  

1. Вопросы делятся на открытые и закрытые.

  Открытые вопросы – это вопросы, начинающиеся с вопросительного слова и требующие развернутого ответа. Например, «Что вы думаете об этой книге?».

  Запомните, что открытые вопросы побуждают собеседника говорить. А мериканский медиаконсультант Чип Сканлан даже сравнивает открытые вопросы с зеленым сигналом светофора, а закрытые – с красным. Например, на вопрос «Как вы относитесь к домашним животным?» можно получить развернутый ответ: «Сейчас у меня домашних животных нет, но в детстве была собака. Еще мне нравилось играть с соседской кошкой. А мои дети просят завести попугая». На вопрос же «Есть ли у вас домашние животные?» последует короткий ответ «Нет», и разговор на этом споткнется.

Закрытые вопросы – это вопросы без вопросительного слова, требующие ответа «да» или «нет». Например, «Эта книга полезная для пиарменов?».

Закрыты е вопросы хороши в тех случаях, когда собеседник уклоняется от ответа. Например, если на  открытый вопрос: «Что стало с уголовным делом по поводу того, что вас поймали с взяткой?» следует ответ «Есть силы в нашей стране, которые заинтересованы в дискредитации честных людей», Если  переформулировать вопрос в закрытую форму, например: «Уголовное дело по вашей взятке закрыто?», то вы получите более конкретный ответ – что да, дело-то было и оно сейчас вот в таком состоянии.

2. Вопросы делятся на прямые и непрямые.

Прямой вопрос – это обращенный от имени журналиста. Например, «В какой мере вас можно считать алкоголиком?».

Непрямой вопрос – это вопрос, содержащий высказывание других людей и просьбу выразить отношение к этому высказыванию. Например, «Ваши недоброжелатели утверждают, что вы – алкоголик. Что бы вы им ответили?». Преимущество непрямых вопросов – их мягкость. Так формулируют те в опросы, которые могут показаться собеседнику неудобными или даже  оскорбительными. В формулировке непрямого вопроса, который еще называют приемом «перевода стрелок»,  журналист подчеркивает, что сам он так не думает, так думают другие люди. Он же дает возможность собеседнику  развеять порочащие его слухи.

3. По функции в интервью вопросы делятся на информационные и  управляющие.

Информационные Вопросы о фактах (что было, есть или будет) и мнениях (что хорошо или плохо) собеседника. Журналист побуждает собеседника раскрыть тему, сообщить сведения, ради которых берется интервью

Управляющие Обозначение темы разговора, возвращение собеседника к теме при отклонении от нее, задавание новой темы. Журналист контролирует ход беседы, раскрытие тем и их смену. Управляющие вопросы  бывают открывающие и переходные.

Открывающий вопрос задают в начале беседы. В этом вопросе называют тему интервью и просят собеседника что-то по ней сказать. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов считает, что первый вопрос в интервью может стать решающим:

- Если вы интервьюируете незнакомого человека, то его отношение к вам определитсяпосле первого вашего вопроса. Опытный интервьюируемый по первому вопросу определит, кто перед ним, поэтому для интервьюера важно сразу «войти в кость». Знаете, о чем я премьер-министра Великобритании Тони Блэра спросил первым делом? «Господин премьер-министр, сейчас выходит пятая книга о Гарри Поттере, ваши дети любят это читать?». Он поднимает на меня глаза, потом смотрит на переводчика, мол, то ли я услышал? Мужик его ждал для чего? В общем, он неформально ответил и расслабился. И я его дальше спрашивал про ракеты, про экономику. Так мы проговорили полчаса. Я понимаю, что если бы задал ему вопрос, каковы результаты переговоров с Путиным, это были бы кранты. Он бы за 15 минут отрапортовал формальные и несущественные вещи – и до свидания.

Переходный вопрос – с его помощью меняют тему в интервью, если в разговоре планируется затронуть несколько тем. Переходный вопрос может выглядеть, к примеру, так:

 - Вы сказали, что в детстве мечтали стать знаменитым. Как относитесь к тому, чтобы заняться политикой?

Если просто спросить, как собеседник относится к уходу в политику, вопрос может показаться чужеродным, непонятно как вклинившимся в интервью.

Приемы составления вопросов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.069 с.)