На больших открытых просторах, где происходили праздничные гуляния, соревнования, и состязания можно увидеть бурят в национальных костюмах, услышать мелодичные песни, увидеть зажигательный ёхор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На больших открытых просторах, где происходили праздничные гуляния, соревнования, и состязания можно увидеть бурят в национальных костюмах, услышать мелодичные песни, увидеть зажигательный ёхор.



 

                                           Глава 2 Традиционные праздники эвенков.
                                                                     2.1 Праздники и обычаи.

Дни солнцестояний и равноденствия были хорошо известны эвенам. Праздники, справляемые эвенами, якутами и другими народами в дни летнего солнцестояния, носят следы древнего культа солнца. Традиционным остается у эвенов проведение национального праздника («hэбдьэк», «hэбдьенэк» или «эвинэк») – встречи Нового года в дни летнего солнцестояния (22,23,24 июня). Летний месяц – дилгос илаани – июнь, буквально означает месяц солнца, воды и новой зелени, месяц пробуждения и обновления природы. С этого месяца начинался древний Новый год эвенов. Возникновение хороводного танца «hээдьэ» и национального праздника «hэбдьэк» и «эвинэк» ставится в прямую связь с обрядом встречи солнца и нового года эвенов: древний круговой танец hээдьэ начинается и идет по движению солнца
Проведение праздника встречи занимало особое место в жизни эвенов. После долгого сурового зимнего периода, в течение трех самых долгих дней в году эвены, съехавшись с разных местностей, проводили время в веселье: пели, танцевали хороводные танцы.

На таких сборах осуществлялись взаимный обмен, брачные сговоры, устраивались молодежные развлечения, спортивные состязания и др. Обычаи и обряды народа, посвященные встрече Нового года несли в себе огромный культурно-созидательный смысл. Они включали элементы песенно-танцевального искусства, театрализованные представления сказок, родовых преданий, легенд. На празднике исполнялись различные родовые песни, песни-импровизации, песни-рассказы.

Одним из главных моментов встречи являлось коллективное исполнение кругового танца «hээдьэ» - «Дьэhэрийэ», который имеет те или иные варианты у разных локальных групп эвенов. Все эвенские хороводные танцы, различные песни являлись школой для молодежи, с помощью них они получали знания, учились опыту старшего поколения и мудрости жизни. Песни и круговые танцы имели слова заклинания (благопожелания). Например, в «Дьэhэрийэ» есть такие слова:


Заклинаю! Пусть песни и радость разносятся
Над тайгою моей, над страною оленных людей!
Верь всегда, что наступит день такой,
Когда не будет печали и слез,
Когда соберемся в «hээдьэ» весь эвенский народ!


Обряды эвенов-бысринцев несколько отличаются от исконно эвенских, ведь кроме влияния христианских традиций и советской «культурной революции», праздники и обряды эвенов-быстринцев подвергались влиянию со стороны соседей: коряков и ительменов. Заимствования были достаточно широки, до сих пор спорным является вопрос о том, было ли заимствовано у коряков окуривание гостей ветками можжевельника, или это действо присуще исконной эвенской культуре.

Сегодня возрождение праздников и обрядов, в полном смысле этого слова, - невозможно, так как многие традиции их проведения утрачены безвозвратно. Многие российские праздники стали для эвенов весьма значимыми (например, День Победы 9 мая, День защиты детей 1 июня, Новый год 31 декабря и др.), а празднование иных стало ненужным в силу изменения уклада жизни народов. Тем не менее, хотя бы частичная их реставрация помогает эвенам в национальном самоопределении, способствует сохранению их уникальной культуры.

 


 

                                                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Каждый народ, проживающий в России, трепетно хранит свои обычаи и традиции национальных праздников. В каждом регионе страны можно познакомиться с богатой историей края, национальными костюмами, кулинарными, музыкальными, танцевальными и ремесленными традициями, ощутить необыкновенный национальный колорит. Россияне трепетно берегут это достояние и искренне готовы делиться.

Бурятская культура формировалась под влиянием двух могущественных государств – России и Монголии, что и нашло отражение в обычаях бурят. Этот народ сумел гармонично соединить языческие, азиатские и христианские традиции, превратив их в нечто самобытное и уникальное.

Эвенков называют тунгусами или «индейцами» Сибири. Этот народ занимает обширные территории, что расположены на территории трёх государств – России, Китая и Монголии. Культура эвенков поразительна тем, что достаточно долгое время она развивалась в изоляции, которую обусловили климатические условия местности.

Большинство праздников у эвенов обставлены определенными обрядами, которые схожи, но для каждого праздника имелись и тончайшие различия в обрядах, например различные песни и танцы – к каждому празднеству особые; к сожалению, большинство из них были утрачены под влиянием христианства и советской власти. Этнографы, описывавшие внешние стороны обряда, не могли проникнуть в сакральный смысл, да и им этого никто не позволил бы. Также сказывался языковой и культурный барьер: многие из них не знали эвенского языка, а также смотрели на эвенскую культуру через призму собственной, как некоторые считали, более развитой. Поэтому очень часто в этнографических очерках и монографиях, посвященных данному вопросу, можно встретить предельно общие фразы, не
раскрывающие сути явления: обрядовые обычаи эвенов включают общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благожелания и религиозные песни-пляски, личностные формы взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства. Круговые песни-пляски (хэдье) сопровождаются песней запевалы, которому вторит хор.

 


 

 

                                                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Бурятский бытовой орнамент (сост. Е.Б. Батоцыренова АН СССР СО БФ г.Улан-Удэ 1974г.
2. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год М., изд- во Наука 1985г.
3. Бурятское народное искусство Тумахани А. В. г.Улан-Удэ 1970г.
4. Белый месяц. Празднование Нового года у монголов. Доржи Банзаров. г.Улан-Удэ 1971г.
5.  Сагаалган. (Г. Заятуев Ш. Чимитдоржиев) г.Улан-Удэ 1989г.(Буряад jнэн)
6. Цагаалган Г. Цыбиков г.Улан-Удэ 1991г.
7. Буряты. Традиции и культура. Улан-Удэ, 1992г.
8. Бурыкин А. А. История и культура эвенов // История и культура эвенов. Сборник статей. –
Магадан: Магаданское книжное издательство, 1992.
9. Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. – М.: Изд-во «Наука», 1966.
10. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки / Авт.-сост. В. А. Тураев,
Н. В. Кочешков, Л. Е. Фетисова, А. Б. Спераковский и др. - СПб.: «Наука», 1997.
11. Легенды и мифы Севера: Сборник / Сост. В. М. Санги. - М.: «Современник», 1985.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.007 с.)