Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назначение и общее устройство систем охлаждения
Система охлаждения предназначена для создания и поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. Она обеспечивает подвод охлаждающей среды к нагретым деталям двигателя и отвод от них в атмосферу лишней теплоты, которая должна обеспечивать оптимальную степень охлаждения и возможность поддержания в требуемых пределах теплового состояния двигателя при различных режимах и условиях работы. Система охлаждения двигателя КамАЗ-740 (технические характеристики системы в таблице 7.1). Система охлаждения (рисунок 7.1) состоит из жидкостного насоса 8, корпуса жидкостных каналов, вентилятора с кожухом и обечайкой, электромагнитной муфтой привода вентилятора, радиатора, расширительного бачка 1, термостатов, контрольно-измерительных приборов, полостей и каналов в блоке цилиндров и головках и трубопроводов. Таблица 7.1 Технические характеристики системы охлаждения КамАЗ-740
Герметизация системы охлаждения в рабочем режиме позволяет повысить температуру кипения циркулирующей в системе жидкости, что повышает эффективность системы и способствует уменьшению потерь жидкости в процессе эксплуатации. Рис. 7.1 Схема системы охлаждения: 1 - расширительный бачок; 2 - пароотводящая трубка; 3 - трубка отвода жидкости из компрессора; 4 - канал выхода жидкости из правого ряда головок цилиндров; 5 - соединительный канал; 6 - канал выхода жидкости из левого ряда головок цилиндров; 7 - входная полость жидкостного насоса; 8 - жидкостный насос; 9 - канал входа жидкости в левый ряд гильз цилиндров; 10 - канал подвода жидкости в жидкостный насос из радиатора; 11 - выходная полость жидкостного насоса; 12 - соединительный канал; 13 - перепускной канал из жидкостной коробки на вход жидкостного насоса; 14 - канал входа жидкости в правый ряд гильз цилиндров; 15 - канал отвода жидкости в теплообменник масляный; 16 - теплообменник масляный; 17 - жидкостная коробка; 18 - трубка подвода жидкости в компрессор; 19 - перепускная труба
Жидкостный насос 8 создает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. Корпус жидкостных каналов отлит из чугунного сплава и закреплен болтами на переднем торце блока цилиндров. В корпусе жидкостных каналов отлиты входная 7 и выходная 11 полости жидкостного насоса, соединительные каналы 5 и 12, каналы 9 и 14, подводящие охлаждающую жидкость в блок цилиндров, каналы 4 и 6, отводящие охлаждающую жидкость из головок цилиндров, перепускной канал 13, канал 15 отвода жидкости в масляный теплообменник, полости жидкостной коробки 17 для установки термостатов, канал 10 подвода охлаждающей жидкости в жидкостный насос из радиатора. Вентилятор предназначен для улучшения охлаждения охлаждающей жидкости, за счет увеличения скорости и количества воздуха, проходящего через радиатор. Электромагнитная муфта привода вентилятора предназначена для подключения в работу вентилятора или его отключения. Радиатор предназначен для того, чтобы жидкость, поступающая в него непосредственно из водяной рубашки двигателя, охлаждалась до необходимой температуры. Расширительный бачок 1 компенсирует изменение объема жидкости при ее расширении вследствие повышения температуры на работающем двигателе, способствует удалению из охлаждающей жидкости воздуха и конденсации пара, поступающего в него из системы охлаждения, создает подпор жидкости в работающем жидкостном насосе, улучшая условия его работы, а также позволяет контролировать уровень заполнения системы охлаждения. Он установлен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля. Расширительный бачок соединен перепускной трубой 19 с входной полостью жидкостного насоса 13, пароотводящей трубкой 2 с верхним бачком радиатора и с трубкой отвода жидкости из компрессора 3. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена. На горловину бачка навинчивается пробка расширительного бачка (рисунок 7.2) с впускным клапаном 6 (воздушным) и выпускным (паровым).
1 - корпус пробки; 2 - тарелка пружины выпускного клапана; 3 - пружина выпускного клапана; 4 - седло выпускного клапана; 5 - пружина клапана впускного; 6 - клапан впускной в сборе; 7 - прокладка выпускного клапана; 8 - блок клапанов Выпускной и впускной клапаны объединены в блок клапанов 8. Блок клапанов неразборный. Выпускной клапан, нагруженный пружиной 3, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление 0,065 МПа (0,65 кгс/см2), впускной клапан 6, нагруженный более слабой пружиной 5, препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружающей средой при разрежении в системе охлаждения 0,001-0,013 МПа (0,01-0,13 кгс/см2). Заправка двигателя охлаждающей жидкостью производится через заливную горловину расширительного бачка. Перед заполнением системы охлаждения надо предварительно открыть кран системы отопления. Уровень охлаждающей жидкости должен находиться между метками «MIN» и «MAX» на боковой поверхности, что соответствует объему жидкости, равному примерно 0,5 объема бачка. Термостаты предназначены для ускорения прогрева холодного двигателя и поддержания температуры охлаждающей жидкости не ниже 75 °С путем изменения ее прохода через радиатор. Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за тепловым состоянием двигателя. Для контроля температуры охлаждающей жидкости на жидкостной коробке корпуса жидкостных каналов установлено два датчика температуры 1 и 2. Датчик 1 выдает показания текущего значения температуры на щиток приборов, датчик 2 служит сигнализатором перегрева охлаждающей жидкости. При повышении температуры до 98-104 °С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости. Автоматическое регулирование температурного режима работы двигателя и наличие сигнальной лампы существенно упрощают эксплуатацию системы охлаждения. Работа системы охлаждения двигателя. Циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается жидкостным насосом 8 (рисунок 7.1). Охлаждающая жидкость из насоса 8 нагнетается в полость охлаждения левого ряда цилиндров через канал 9 и канал 14 в полость охлаждения правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров. Из головок цилиндров нагретая жидкость по каналам 4, 5 и 6 поступает в жидкостную коробку 17 корпуса жидкостных каналов, из которой, в зависимости от температуры, направляется в радиатор или на вход насоса - по большому или малому кругу циркуляции жидкости. Часть жидкости отводится по каналу 15 в масляный теплообменник 16, где происходит передача тепла от масла в охлаждающую жидкость. Из теплообменника охлаждающая жидкость направляется в водяную рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра. Таким образом, оптимальный тепловой режим двигателя создается и поддерживается автоматически, с одной стороны, с помощью термостатов, с другой стороны, регулированием интенсивности воздушного потока, проходящего через радиатор к вентилятору, с помощью электромагнитной муфты привода вентилятора.
Система охлаждения двигателя В-46 (рисунок 7.3) включает водяной насос 4, наружные водяные трубопроводы 3, внутренние полости рубашек цилиндров и головок блоков, водяной радиатор с трубопроводами 7, сливной кран 5, термометр, паровоздушный клапан 1. расширительный бачок 2. Технические характеристики системы в таблице 7.1. Охлаждающая жидкость циркулирует в системе под напором, создаваемым в системе центробежным водяным насосом. Жидкость движется в полостях картера и блоков при работе двигателя снизу вверх. Расширительный бачок в системе предусмотрен для компенсации температурных изменений объема жидкости и конденсации пара.
Рис. 3. Система охлаждения двигателя В-46: 1 – паровоздушный клапан; 2 – расширительный бачок; 3 - наружные водяные трубопроводы; 4 - водяной насос; 5 - сливной кран; 6 – предпусковой подогреватель; 7 - водяной радиатор Таблица 7.1 Технические характеристики системы охлаждения двигателя В-46
Работа системы охлаждения двигателя Танка Т-72. При работе двигателя циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется жидкостным (водяным) насосом двигателя (рис. 7.4). Из водяного насоса охлаждающая жидкость поступает в рубашки цилиндров и головки (рисунок 7.5), охлаждая их.
Рис. 7.4. Расположение жидкостного насоса: 1 – сливной клапан; 2 – жидкостный насос Рис. 7.5 Расположение рубашек охлаждения цилиндров: 1 – рубашки цилиндров и головки
Нагретая охлаждающая жидкость, вышедшая из двигателя, разветвляется по трем потокам:
первый (основной) поток по трубопроводу поступает в радиаторы, где охлаждается атмосферным воздухом; движение воздуха через радиаторы обеспечивается вентилятором, охлаждающая жидкость из радиаторов по трубопроводу вновь поступает в водяной насос двигателя; второй поток по трубопроводам направлен через змеевики в основном масляном баке двигателя и баке системы гидроуправления и смазки силовой передачи, обогреваемые полости маслозакачивающих насосов, котел подогревателя и радиатор обогревателя боевого отделения; третий поток циркулирует по дренажно-компенсационному контуру из головок двигателя и левого водяного радиатора по трубопроводам в расширительный бачок, из которого через пополнительный бачок поступает в водяной насос. Работа системы охлаждения тягача МТ-Т: При работе двигателя охлаждающая жидкость из радиаторов поступает в насос, который нагнетает ее через трубопроводы в распределительные каналы правого и левого блоков. Из распределительных каналов жидкость по сверлениям поступает одновременно ко всем цилиндрам боков и, омывая гильзы, через перепускные трубки поступает в головки блоков.
Рис. 7.6 Система охлаждения двигателя В-46-4 тягача МТ-Т.
Из головок жидкость выходит через патрубки, установленные на торцах головок со стороны носка двигателя. Патрубки соединены между собой средней трубой. Из правого патрубка жидкость по трубопроводу поступает в радиаторы. Часть жидкости поступает в подогреватель. Для отвода пара из головок имеется 2 отверстия с пароотводными трубками, по которым пар поступает в компенсационные бачки.
Водяные насосы Жидкостный (водяной) насос двигателя КамАЗ-740 (рисунок 7.7) создает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. Он установлен на корпусе жидкостных каналов. Насос состоит: корпус 2; двухрядный шарико-роликовый подшипник с валиком 9; шкив 10; крыльчатка 4; детали крепления и уплотнения. В корпус 2 насоса запрессован радиальный двухрядный шарико-роликовый подшипник с валиком 9. На переднем конце вала закреплен шпонкой шкив 10. На противоположном конце вала напрессована и закреплена гайкой крыльчатка 4 насоса. С обеих сторон торцы подшипника защищены резиновыми уплотнениями. Смазка в подшипник заложена заводом-изготовителем. Пополнение смазки в эксплуатации не требуется. Упорное кольцо 1 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. Сальник 7 запрессован в корпус насоса, а его кольцо скольжения постоянно прижато пружиной к кольцу скольжения 6, которое вставлено в крыльчатку через резиновую манжету 5. Полость в корпусе насоса под крыльчатку герметизирована сальником. Рис. 7.7 Насос жидкостный: 1 – кольцо упорное; 2 - корпус; 3 – корпус водяных каналов; 4 -крыльчатка; 5 – манжета уплотнительная; 6 – кольцо скольжения; 7 – сальник; 8 – кольцо уплотнительное; 9 - подшипник шарико-роликовый радиальный двухрядный с валиком вместо внутреннего кольца; 10 - шкив
Для контроля исправности торцевого уплотнения в корпусе насоса между подшипником и сальником выполнено два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и сальником, а нижнее - для контроля исправности торцевого уплотнения. Подтекание жидкости из нижнего отверстия свидетельствует о неисправности уплотнения. В эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, так как их закупорка приведет к выходу из строя подшипника.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.023 с.) |