Лекция. Религии народов Месопотамии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция. Религии народов Месопотамии



Шумерская эпоха. Древнейшие общинные культы

Древнейшие памятники высокой цивилизации Двуречья, основанной на оросительном земледелии и регулировании течения рек, восходят к четвертому тысячелетию до н. э. Она принадлежала шумерам - древнейшему досемитическому населению Месопотамии, этническая принадлежность которого остается еще не совсем ясной. Древние шумерийские общины -самостоятельные мелкие поселки, окруженные земледельческими районами, представляли собой первичные территориальные объединения, имевшие каждое свой общинный культ. У каждой общины - вначале, возможно, родоплеменной - был свой местный бог-покровитель; он считался повелителем данной местности и имел своего служителя в лице князя общины - патеси (исак). Этот патеси был одновременно и вождем и жрецом.

Общинные культы шумерийцев в древнейшую эпоху - до начала третьего тысячелетия - были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в еще более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп.

Объединение страны и общегосударственные боги

Уже в шумерскую эпоху (четвертое - третье тысячелетие до н. э.) образовались путем такого слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях, общенародные божества.

В числе их особенно выделялась великая троица: боги Ану, Эа и Энлиль. Происхождение этих образов неясно, во всяком случае, они сложные. Ану - от шумерийского ан (небо) - вначале был, вероятно, просто олицетворением неба. Этимология имени Энлиль спорна; считают, что она восходит к шумерскому лиль (ветер, дыхание, тень, дух). В текстах Энлиль получает эпитеты "царь наводнения", "гора ветра", "царь страны" и пр. Возможно, что это божество было связано с ветром, дующим с гор и нагоняющим дождевые тучи, а отсюда иногда возникали и наводнения. Бог Эа почитался особенно приморскими общинами и, видимо, был покровителем рыбаков; его изображали в виде человека-рыбы; он считался в то же время культурным героем и в мифах изображается как защитник людей от других богов. В эпоху политического объединения страны названные три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану - непостижим и далек, Энлиль - могуч и царствен, Эа - мудр и свят.

Между этими и местными божествами жрецы стали устанавливать генеалогические связи. Нингирсу был объявлен сыном Энлиля, богиня Иннина (покровительница Халлаба) - дочерью Сина, позже - супругой Ану и т.д. Таким образом, уже в шумерийскую эпоху, до вторжения семитических народов - аккадийцев, аморреев, шел процесс формирования пантеона богов из прежних божеств-покровителей общин. Сюда вплетались и черты олицетворения сил природы, и черты культурных героев.

Интересно, что изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части антропоморфны. В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов; исключением является тот же Эа, изображавшийся как человек-рыба. Почти не знала Месопотамия и культа животных - опять-таки не в пример Египту. Вообще следы тотемизма здесь мало заметны. Были, правда, священные животные - быки, змеи. Кстати, священные быки часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте, напротив, боги зачастую изображались в виде человека, но с головой животного.

Обожествление царей

Как и в других древневосточных государствах, в Двуречье сами носители власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерийские патеси были одновременно жрецами богов. Цари объединенного Двуречья, начиная с Саргона, претендовали на особую близость к небесным богам: они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени. На барельефах цари обычно изображались лицом к лицу с богами либо носили божеские атрибуты. На стэле Нарамсина царь изображен в рогатом головном уборе как божество. На стэле с кодексом законов Хаммурапи царь стоит перед богом Шамашем и из его рук получает законы.

Мифология

Уже в древнейшую эпоху в Вавилонии существовали космогонические мифы. Особенно интересен один мифологический текст, изложенный в сохранившейся серии семи глиняных табличек; он носит условное название по начальным словам - "Энума элиш" (буквально - когда вверху). В мифе рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство.

Когда вверху небеса еще не были названы,

а внизу суша (?) имени не имела,

были только Апсу изначальный, отец их,

Мумму и Тиамат, что родила всех богов,

воды их сливались воедино...

Полей еще не было, болот не встречалось,

богов еще не было ни одного,

тогда были созданы боги посреди неба,

Ламму и Лахаму получили бытие...*

Здесь говорится о первобытном хаосе - Апсу. Это, быть может, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат - женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Мумму -подчиненный им дух. Ламму и Лахаму - видимо, мифологически старейшая пара богов. Далее в мифе рассказывается о борьбе народившихся богов с силами хаоса. Самый интересный эпизод в этой борьбе - момент, когда Тиамат поднимает свои страшные полчища против богов, против зарождающегося мирового порядка. Боги в страхе не решаются выступить против чудовища. Один только Мардук отваживается на бой и берется защитить богов, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. Он действительно, после жестокой борьбы, побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело, создает из его частей небо и землю. Отныне Мардук - первый между богами. Миф этот, созданный, несомненно вавилонскими жрецами, призван был оправдать первенство их бога Мардука над богами других подчиненных городов.

В других мифологических текстах говорится о создании первого человека по имени Адапа (его создал бог Эа), о потере этим первым человеком бессмертия, то есть о происхождении смерти (Эа хотел наделить Адапу бессмертием, но тот вследствие своей ошибки не получает его).

Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп. Мотив потопа очень схож с библейским преданием.

В непосредственной связи с культом Таммуза и его оплакиванием находится вавилонская заклинательная легенда о хождении Иштар в царство мертвых. Таммуз и Иштар постоянно соединены вместе – богиня вечерней звезды и плодородия и бог весенней растительности. Таммуз называется возлюбленным юности Иштар, а также ее супругом. Когда Издубар упрекает Иштар за ее гибельные любовные интриги, то он высказывает ей: "Ты причина того, что Таммуз, супруг твоей юности, ежегодно оплакивается". Месяц Таммуз носит также название "месяца странствий Иштар". По легенде она нисходит в подземный мир для того, чтобы воскресить любимого ею Таммуза.

В сказании о нисхождении Иштар в ад заключается и заклинательная молитва. Судя по окончанию, впрочем, испорченному временем и трудно понимаемому, все оно в целом составе представляет собою чин богослужения, посвященного жертвоприношению за умерших, совершавшемуся в праздник Таммуза в связи с церемониями его оплакивания. Жрец, приносивший жертву, прочитывал историю Иштар, которая ищет в подземном мире потерянного супруга и освобождает его оттуда. Богослужебные обряды заканчиваются принесением в жертву Таммузу напитка во благо теням умерших.

Некоторые интересные мифологические мотивы содержатся в знаменитом эпосе о Гильгамеше - древнейшем из дошедших до нас эпосов. Она была создана еще шумерами и рассказывает о царе города Урук, героя Гильгамеша. Гильгамеш и его друг Энкиду совершают множество подвигов. После смерти Энкиду Гильгамеш не может примириться с тем, что, в отличие от богов, люди не живут вечно. Он отправляется искать тайну бессмертия. Не касаясь содержания этого эпоса в целом, обратим внимание только на один эпизод: встречу героя Гильгамеша на краю света, за "водами смерти", со своим предком Ут-Напиштимом. Последний рассказывает Гильгамешу о страшном потопе, посланном богами и затопившем всю землю; от потопа спасся только он, Ут-Напиштим, с семьей и с животными, построив корабль по совету Эа. Гнев богов, постройка большого корабля, земля, покрытая водой; даже остановка на вершине большой горы! Этот мифологический мотив и отдельные его детали очень напоминают известное библейское сказание о потопе. В библиотеке Ашшурбанипала сохранилась первая из известных в мировой литературе эпическая поэма.

Мифология Двуречья включает в себя и истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов.

Демонология и заклинания

Наряду с представлениями о небесных богах и культурных героях в религии народов Двуречья крупную роль играли чрезвычайно древние верования о многочисленных низших духах, по большей части злых, губительных. Это духи земли, воздуха, воды - Анунаки и Игиги, олицетворения болезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для борьбы с ними жрецы составили множество заклинаний. Наиболее опасными считались "семь духов бездны", виновники всяких болезней. В заклинаниях перечисляются их имена и их специальности: Ашак-ку поражал голову человека; Намтару - горло, злой Утукку - шею, Алу - грудь и т. д. Вот одно типичное заклинание против "семи духов бездны":

Семеро их, семеро их,

в подземной бездне семеро их...

В недрах подземных бездны взращены они,

ни мужского они пола, ни женского...

Они - разрушительные вихри,

жен они не берут, детей не рождают,

жалости и сострадания они не знают,

молитв и просьб они не слышат...

Они - вскормленные на горах кони,

враждуют они с Эа,

могучи среди богов они,

становятся на дороге, приносят горе в пути.

Злые они, злые они...

Семеро их, семеро их и еще раз семеро их...*

Для защиты от злых духов помимо многочисленных заклинательных формул широко употреблялись амулеты-апотропеи (обереги). В качестве апотропея против злого духа применялось, например, его собственное изображение, настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе убежать.

Магия и мантика

Практиковались и весьма разнообразные чисто магические обряды. Описания их вместе с текстами заклинаний-заговоров дошли до нас в большом количестве*. Среди них известны обряды лечебной и предохранительной, вредоносной, военной магии. Лечебная магия была перемешана, как это обычно и бывает, с народной медициной, и в сохранившихся рецептах нелегко отделить одно от другого; но в некоторых из них магия выступает вполне отчетливо.

Чрезвычайно развита была в Вавилонии система мантики - различных гаданий. Среди жрецов были особые специалисты-гадатели (бару); к ним обращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковали сны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде и т. п. Но особенно характерным приемом мантики в Вавилонии было гадание по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. Техника этого последнего способа (так называемая гепатоскопия) была разработана до виртуозности, каждая часть печени имела свое название, существовали графические схемы, глиняные модели человеческой печени с гадальными знаками. Впоследствии эта техника была заимствована - вероятно, через хеттов и этрусков - римлянами.

В то же время, в религии древнего Междуречья было широко распространено колдовство и различные виды гаданий. Из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шаклу ("сожжения"). Женщины-колдуньи изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т. д. и прокалывали их, ломали или жгли.

Наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. "Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей". Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты от них – колдовство. К ним, в частности, относились злые богини: Лилит и Лабарту. Если человек оскорбил таких богов своим поведением, то они могли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.

По различным предметам предсказывали будущее. Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных. Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы – счастье, черные – неудачу.

Месопотамия, судя по всему, является родиной астрологии. Именно здесь были наиболее распространены астральные божества. Изначально каждое небесное тело связывалось с тем или иным богом или богиней. Считалось, что их местонахождение на небосводе определяет судьбу человека.

Ассирийская эпоха

В эпоху Ассирийской империи (VIII-VII вв. до н. э.) религиозная система Месопотамии изменилась мало. Ассирийцы не внесли почти ничего нового ни в экономический уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, письменность, а также и религию. В эпоху ассирийского владычества господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Могущественное вавилонское жречество сохранило свои позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у него мудрости и накопленным знаниям, переписывали религиозные тексты, мифы, заклинания. Значительная часть шумеро-вавилонских религиозно-мифологических текстов дошла до нас как раз в ассирийской редакции, они хранились в знаменитой "библиотеке Ашшурбанипала". Но пантеон богов был пополнен племенными и национальными божествами самих ассирийцев. Их племенной бог Ашур (Ассур) - типичный бог-воитель - превратился в официального покровителя государства, что нисколько, правда, не помешало сохранению культа всех прежних богов. Широкому распространению культа Ашура мешало то, что ассирийские жрецы никогда не пользовались таким могуществом, как вавилонские. Главным служителем Ашура считался сам царь, якобы находившийся под особым покровительством этого бога. Культ Ашура был чисто государственный. Среди ассирийцев был популярен и культ бога грозы Раммана (он же Адад).

Интересно, что ассирийцы пытались придать некоторым вавилонским божествам черты, более соответствующие воинственному характеру ассирийского народа. Богиня плодородия и любви мягкая Иштар превратилась у них в грозную воительницу.

С крушением ассирийского владычества быстро сошли на нет боги-покровители Ассирии, и прежде всего Ашур. От ассирийского наслоения в религии Месопотамии не осталось и следа.

Религия хеттов

Малая Азия издавна была населена племенами, говорившими на языках, родственных яфетическим кавказским языкам. Там жили хурриты, хатты и др. Они находились под длительным культурным влиянием народов Двуречья. С начала второго тысячелетия до н. э. в Малую Азию проникают и первые индоевропейские племена - неситы, лувийцы и др. К тому же времени относится образование первых сильных малоазиатских государств - Митанни (где население было хурритским) и Хеттской державы (где преобладание получили индоевропейцы-неситы). Хотя население было разноязычным, всю культуру Малой Азии той эпохи называют иногда в широком смысле хеттской.

Историю ее можно разделить на три периода: протохеттский (доиндоевропейский, примерно до XVIII в. до н. э.), собственно хеттский (индоевропейский, приблизительно совпадающий со временем Хеттской державы, около XVII-XIII вв. до н. э.) и новохеттский (после ее падения). Однако источники не позволяют отчетливо разграничить религиозные верования населения по этим периодам.

Вначале в религии хеттских племен преобладали, видимо, культы местных (племенных, общинных, городских) богов-покровителей. Даже в сравнительно позднее время в договоре хеттского царя с Рамзесом II есть ссылка на "тысячу богов и тысячу богинь страны хеттов". Из них некоторые получили более широкое признание: еще с протохеттской эпохи известна солнечная богиня Аринна. После объединения страны был установлен культ главного государственного бога Тишуба (Тегауба) - бога грозы - и его супруги Хебат (отождествленной с Аринной). Символами-атрибутами Тишуба были двойной топор (позже занесенный на Крит и присвоенный Зевсу) и двуглавый орел (впоследствии через Византию попавший в ряд стран, в том числе и на Русь, в качестве государственного герба). Были и другие общегосударственные боги.

Хеттский царь считался священной особой и выполнял функции главного жреца. На барельефах царь изображался рядом с богами.

Государственный культ вобрал в себя и древнюю народную земледельческую религию, которая состояла, прежде всего в почитании Великой матери - богини плодородия. Неизвестно, какое имя она носила у хеттов, но впоследствии малоазийская Великая мать называлась Ма, Реей,Кибелой. У нее был (как и в Вавилонии и Египте) мифологический партнер или супруг - молодой бог плодородия, впоследствии его именовали Аттисом. Культ этих божеств был оргиастическим и включал в себя, с одной стороны, храмовую проституцию, с другой - изуверское самооскопление жрецов. Видимо, для мифологического оправдания этого варварского обычая был создан миф о том, что юный и прекрасный Аттис оскопил себя, чтобы избежать любовных преследований богини-матери, и умер под сосной (сосна считалась священным деревом Аттиса). Он был затем воскрешен любившей его богиней. Празднование смерти и воскресения Аттиса приходилось на весеннее время (март). Что этот народный по происхождению земледельческий культ был действительно сделан государственным, видно из большого рельефа на скале Язиликая (близ древней хеттской столицы), где изображена сцена встречи Великой матери со своим возлюбленным - богом плодородия; богиню сопровождает грозовой бог Тишуб; там же изображен и царь, взирающий на эту сцену.

Религия халдов (урартов)

Население страны Урарту (иначе Наири, Ванское царство, Биайна), расположенной вокруг Ванского озера, было издавна связано культурными сношениями с Двуречьем, Малой Азией и Закавказьем. Язык населения (яфетической семьи) был близок к хурритскому. В IX-VII вв. до н. э. там существовало государство, оставившее немало культурных памятников. Население его - урарты, халды - впоследствии влилось в состав картвельского (грузинского), а частью армянского населения Закавказья.

О религии халдов известно мало. С образованием самостоятельного царства (IX в. до н. э.) был учрежден государственный культ национальных богов. Главным из них считался бог-небожитель Халд; исследователи полагают, что само название народа произошло от этого имени (народ бога Халда). Супругой Халда была богиня Багбарту (Уарубани). Почитался и хеттский грозовой бог Тешуб (Тейшеб) и другие боги. Все они считались прежде всего царскими богами, покровителями царя.

Религиозным центром государства был город Мусасир, где находился главный храм Халда. В этот храм урартские цари жертвовали богатую добычу, захваченную в походах. Жрецами храма были обычно родственники или приближенные царя. Были и святилища на открытом воздухе.

Религии Сирии и Финикии

Семитическое население Сирии и Финикии было по языку и происхождению связано с семитами Двуречья. Но здесь сложились иные условия: крупных государств здесь не было, преобладали самостоятельные торговые города-государства; большинство их располагалось по побережью Средиземного моря: Угарит, Библ, Сидон, Тир и др. В этих городах господствовала предприимчивая торгово-рабовладельческая аристократия, ведшая оживленные сношения с другими странами. Города враждовали между собой и по временам подчинялись сильным соседним государствам: хеттам, Ассирии, Египту. Все эти условия отразились и в религии финикийцев и сирийцев.

В каждом городе почитались местные божества-покровители, мужского и женского пола. Они по большей части не имели собственных имен (либо эти имена были табуированы и не дошли до нас), а фигурировали под нарицательными названиями: Эль - бог, Ваал (Баал) - владыка, Баалат -владычица, Адон - господин, Мелек (Молох) - царь. Иногда названия богов все же индивидуализировались, получали местные отличия: в Тире почитали Мель-карта (царь города), в Библе - Баалат-Гебал ("владычица Гебала", то есть Библа) и пр. В Карфагене (финикийская колония) главными божествами были богиня Танит и Баал-Хаммон.

Сношения с соседними странами привели к заимствованию чужих культов и даже имен богов: почиталась Астарта (Аштарт) - вавилонская Иштар; из Вавилонии же был принесен, очевидно, культ Адониса; ассирийский Адад (Рамман) почитался в Сирии под именем Хадада.

Культ был сосредоточен в храмах и отличался большой пышностью. Из постоянных пожертвований в храмах скапливались большие сокровища. Жрецы храмов представляли могущественные корпорации, но только в своем городе; поэтому они не могли своего местного бога возвысить над богами других городов, как это было в централизованных государствах - Вавилонии, Египте и др. Жрецы требовали жестоких кровавых жертв. В важные моменты (во время войны и т. п.) приносили человеческие жертвы, и не только из числа пленных. У почитателей бога требовали самое дорогое: у родителей отнимали новорожденных детей, особенно первенцев, и убивали их перед изображениями богов. Об этом кровожадном обычае говорят не только свидетельства тогдашних писателей, он подтверждается и археологическими находками - большими скоплениями детских костей близ остатков алтарей в храмах. Имя финикийского бога Молоха стало нарицательным обозначением свирепого бога, пожирателя человеческих жизней. Есть мнение, что самое имя Молох произошло от слова "molk", означавшего принесение в жертву детей*. Быть может, ни в какой другой стране культ богов не достигал такой бесчеловечной жестокости, как в финикийских городах.

Боги у финикийцев иногда изображались в человеческом виде, иногда в образе быка или иного животного либо просто в виде конического или иной формы камня.

Б. А. Тураев обратил внимание на тот любопытный факт, что, хотя финикийцы были морским народом, в их культе не отразилось почти ничего связанного с морем. Божества их не были покровителями мореходства, морской торговли. Они были вполне сухопутные, больше того, они связаны скорее со скотоводческим бытом: отсюда боги-быки. Тураев сделал отсюда вывод, что "финикийские и вообще хананейские божества вышли из пустыни". Если это так, то перед нами лишнее свидетельство того, что сами почитатели этих богов, семиты Финикии, пришли некогда из глубины страны.

Религия Ирана

Религия Ирана развивалась своеобразными путями. Названия: маздаизм, зороастризм, авестизм, огнепоклонство. Позже митраизм, парсизм. В настоящее время маздаизм - религия парсов.

Первоисточником является Авеста - древняя священная книга. Составление ее приписывается пророку Заратуштре (VI в. до н.э.). Основная идея Авесты - резкий дуализм светлого и темного начал в мире, которым управляют светлые силы - агуры и темные - дэвы. Во главе светлых сил находится Агура-Мазда, темных - Ангра-Майнью. Оба великих духа признаются равноправными творцами всего сущего. Между светлыми и темными началами идет постоянная борьба. Одно из объяснений корней дуализма - антагонизм между оседлыми земледельческими племенами и кочевниками-скотоводами.

Законченный вид религия приобретает в правление Ахеменидов (V-IV вв. до н.э.). Окончательное превращение дэвов - древних арийских племенных богов в злых духов произошло под влиянием политических причин. Религиозная политика Ахеменидов была ловкой и осторожной. Они не трогали культы в завоеванных странах, а в иранских странах ввели строго централизованный культ Агура-Мазды. При Сасанидах эта религия стала национальной религией иранцев.

Культ сводится к принесению жертв, обрядовым очищениям, поддержанию священного огня и т.п. Все это состоит в обязанности жрецов-атраванов, которые монополизировали культ. Особо интересна специфика погребения. Иранцы хоронили умерших в специальных круглых башнях - дакмах и оставляли трупы на съедение коршунов. Маздаисты не интересовались телом умершего, но считали, что душа имеет разную участь (рай или ад) в зависимости от земной жизни.

В религии разработана своя этика: главная добродетель - пахать землю и сажать растения. К грехам относят нарушения ритуальной чистоты, из которых выделяют 3 главных: сожжение трупа, употребление в пищу падали и противоестественные половые пороки. Моральные предписания: быть праведным, делать добрые дела, говорить правду, соблюдать договоры и т. п. Религиозные убеждения определяют посмертную судьбу души.

В ходе последующего развития религии было развито эсхатологическое учение о конце света и страшном суде. Популярен был также культ Митры - древне-иранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. Известен вклад образа М. и в формирование некоторых аспектов раннехристианского учения и ряда предшествовавших ему концепций.

 

 

Лекция. Религии народов Месопотамии

 

Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία; араб. الجزيرة‎, Эль-Джезира, или араб. ما بين النهرين‎, Ма-Байн-эн-Нахрайн [1]; арам. ܒܝܬ ܢܗܪܝܢ, курд. Naçeman, тур. Mezopotamya) — историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек —Тигра и Евфрата; место существования одной из древнейших цивилизаций в истории человечества.

Современные государства, включающие земли Месопотамии, — Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.

Территорию на ближнем Востоке между реками Тигр и Евфрат в разные века называли по-разному - Междуречьем, Двуречьем, Месопотамией, и даже - Землей Обетованной. Некоторые религиеведы и последователи авраами́ческих религиозных течений утверждают, что именно в долине Тигра и Евфрата был расположен Эдем - рай, где жили Адам и Ева до того, как Бог изгнал их за непослушание.

И именно на этой территории возникла одна из старейших мировых цивилизаций - древняя Месопотамия, состоявшая из Шумерского, Ассирийского, Аккадского и Вавилонского царств. Эта цивилизация существовала в период с IV тыс до н.э. и до 12 октября 539 г. до н.э. - дня, когда войска Персии захватили Вавилон.

Очень долго эта цивилизация оставалась практически неизвестной науке. Основным источником знаний была Библия, где есть рассказы о строительстве Вавилонской башни, о правителе Навуходоносоре и пленения евреев, о халдеях - жителях Вавилона, о столице Асірії - Ниневии - “великой блудницы”, о чашах гнева, которую семь ангелов вылили на приєвфратські земли. Описание этих мест встречается и у древнегреческого историка Геродота. Он увлекался стенами Вавилона - такой ширины, что на них могли разъехаться две боевые колесницы, причел к чудесам света “висячие сады Семирамиды”. Такие показания долго вызывали сомнения, потому что было непонятно, куда могла исчезнуть великая цивилизация. В XIX в. произошли грандиозные археологические открытия в долинах Тигра и Евфрата. Были раскопаны главные города Месопотамии, расшифрована письменность, что позволило достаточно детально реконструировать прошлое Двуречья.

Государства Древней Месопотамии. Особенность древнейшей политической истории Месопотамии заключается в том, что здесь существовала не одна, а несколько государств, которые поочередно добивались преимущества в регионе. В конце IV - начале III тысячелетия до н.э. на юге Двуречья возникли города-государства Ур, Урук, Лагаш, объединенные историками собирательным названием Шумер (по имени народа, жившего там). Несколько позже сформировалось царство Аккад. В III тысячелетии до н.э. большая часть Месопотамии попадает под власть Вавилонского царства. Затем, с XVI в. до н.э., усиливается мощь Ассирии (ее столица - город Ниневия). После нового недолгого возвышения Вавилона Междуречье было завоевано северным соседом - Персией (Ираном) 12 октября 539 г. до н.э.

Условия исторического развития народов Месопотамии.

Как и жители других древних цивилизаций, люди, проживающие в долине рек Тигра и Евфрата, очень много значения уделяли своим верованиям и культам. Однако в отличии от других древних народов, к примеру, египтян и римлян, цивилизации которых с самого начала формировались как цивилизации цельных государств, цивилизация Месопотамии изначально состояла из культур ряда народов, живших разобщенно. Религия древнего Муждуречья изначально представляла собой ряд отдельных культов, так как в каждом населенном пункте были свои боги-покровители и свои религиозные традиции. И только после налаживания политических и экономических связей между царствами Месопотамии религия этой цивилизации сформировалась путем включения в единое верования наиболее значимых культов разных народов.

Религия древнего Двуречья была политеистической, причем почитались одновременно два пантеона богов - древний шумерский, и возникший примерно во втором тысячелетии до нашей эры вавилонский. В отличие от древних славян, германцев и ряда других племен, которые уделяли гораздо больше внимания духовному аспекту верования, жители Шумера, Ассирии и Вавилона считали, что главное в религии - церемониальность и строгие соблюдение различных культовых обрядов.

Источниками изучения религий древнего Двуречья служат чрезвычайно многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках древних вавилонских и ассирийских поселений и дворцов, и найденные там же богатейшие вещественные памятники, в том числе изображения богов, духов и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.064 с.)