Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 1. Общие основы теории и методики физического↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Спорт является частью ФК. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека. Составные части физического воспитания: · Физическая подготовка (подчёркивает прикладную направленность ФВ); · Физическое развитие; · Физическое совершенство (идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни). Физическое воспитание как педагогический процесс состоит из: 1. Образования в области ФК; 2. Развития физических (двигательных) качеств. Образование в области ФК − процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, передачи специальных знаний по физической культуре. Образование в области ФК состоит из: · Формирование жизненно важных (в том числе и естественных) двигательных умений и навыков; · Формирование спортивных двигательных умений и навыков; · Передача специальных знаний в области ФК. Развитие физических (двигательных) качеств – целенаправленное развитие физических (двигательных) качеств человека, посредством нормированных функциональных нагрузок. К развитию физических качеств относится: Развитие кондиционных способностей (- развитие силы и силовых способностей; - развитие быстроты и скоростных способностей; - развитие выносливости; - развитие гибкости и подвижности в суставах); Развитие координационных способностей (развитие ловкости и других координационных способностей).
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»
В физическую культуру личности входят три основных компонента:
1. Операциональный. 2. Мотивационно-ценностный. 3. Деятельностный. Операциональный компонент подразумевает формирование здоровья и его составляющих у личности (двигательных умений и навыков, физическое развитие, физическую подготовленность, физическое совершенство). Мотивационно-ценностный компонент состоит из следующих взаимосвязанных категорий: знания, убеждения, мотивы, потребности, интересы – мотивационный блок и отношения, ценностные ориентации, волевые усилия, эмоции, составляющие ценностный блок (хотя, такое разделение достаточно условно!) Деятельностный компонент ФК включает следующие виды деятельности: - по самовоспитанию и саморазвитию; - по соблюдению принципов здорового образа жизни; - познавательную; - инструкторскую; - судейскую; - профессиональную.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» Цель физической подготовки – достижение высокого уровня физической подготовленности, работоспособности при выполнении известных (на уровне умений и навыков) двигательных действий, способствующих эффективной деятельности в избранном направлении. Физическая подготовка подразделяется на два вида: общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП предполагает: 1. повышение уровня физического развития. 2. разностороннюю двигательную подготовку. Это способствует достижению цели ОФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах деятельности. СФП − это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретном виде деятельности: а) в профессиональной деятельности (профессионально-прикладная ФП), б) в спортивной деятельности (физическая подготовка в конкретном виде спорта). Цель СФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Физическое развитие – процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них двигательных качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменением следующих показателей:
· Биологической формы или морфологии (длина и масса тела, осанка, объёмы и формы частей тела, величина жироотложения и др.) · Физиологических систем (параметры деятельности ССС, дыхательной и ЦНС, органов пищеварения и выделения, терморегуляция и др.) · Развития кондиционных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости). Физическое развитие определяется следующими законами: · Наследственности · Единства организма и среды · Единства форм и функций · Гетеротропности развития (разные темпы развития в частях тела) · Гетерохронности развития (разные системы и органы развиваются в разное время) · Упражняемости форм и функций.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО» Физическое совершенство в бытийном плане понимается как крепкое физическое и психологическое здоровье, мотивированная и сознательная деятельность по его укреплению и сохранению, осознанное принятие ЗОЖ. Физическое совершенство подразумевает: · Пропорционально развитое телосложение. · Гармоническое развитие физических качеств. · Высокий уровень физической работоспособности. · Высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям жизни, труда и быта. · Владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями. · Образованность в области физической культуры. Физическое совершенство оценивается по следующим критериям: 1. Нормы и требования государственных программ; 2. Нормативы единой спортивной классификации; 3. Нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СПОРТ» Спорт – это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Цель спорта – физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, достижение высокого спортивного результата. С целью спорта тесно связана система подготовки спортсмена - совокупность методических основ, организационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам. Систему подготовки спортсмена составляют блоки: · Система отбора и спортивной ориентации; · Система спортивной тренировки; · Система соревнований (цель, средство, метод подготовки); · Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации соревновательно-тренировочного процесса (массаж, баня, аутотренинг, аромотерапия и пр.). Спорт выполняет следующие функции: · Соревновательно-эталонная; · Экономическая; · Эвристическо-достиженческая; · Личностно-направленного воспитания, обучения и развития; · Оздоровительно-рекреативная; · Коммуникативная; · Эмоционально-зрелищная; · Социальной интеграции и социализации личности. В спорте выделяют две его отрасли: любительский спорт и профессиональный спорт. Любительский спорт – многогранное массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта. Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов (избравших спорт своей профессией) и зрителей.
Спортсменом является лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях. Разделяют: спортсмен-любитель (физкультурник), спортсмен высокого класса и спортсмен-профессионал.
И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ Двигательное умение – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия. Характерные признаки двигательного умения: · Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно (сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно). · Способ решения двигательной задачи нестабилен, так как идёт поиск наилучшего. · Длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности длительного действия и других условий. Значение двигательного умения: · Обладает большими образовательными возможностями. · Данный этап невозможно миновать, т.е. он является основой овладения движением на более высоком уровне. · Способствует развитию двигательного творчества.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК Двигательный навык – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии акцентирования внимания на условиях и результатах действия. Характерные признаки двигательного навыка: · Отдельные движения, входящие в двигательное действие, выполняются без сосредоточения внимания на них (автоматизация движения). · Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Автоматизируются не содержание и не смысловая нагрузка движения, а процесс исполнения некоторых элементов их структуры (координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов и др.). · Сознание человека направлено, в основном, на узловые компоненты действия, на учёт изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи. · Обладает высокой устойчивостью. · Системность (целостное выполнение без задержек и лишних движений) приводит к повышению точности, совершенствованию ритма, более экономичному и быстрому выполнению действия. · Перераспределяются функции анализаторов. Повышается роль двигательного и снижается роль зрительного анализаторов при выполнении действия. Повышается роль зрительного анализатора при контроле условий и результативности деятельности.
Значение двигательного навыка: · Делает работу менее утомительной. · Освобождает сознание для творческой деятельности.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Принцип наглядности Принцип наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий. Виды наглядности: · зрительная; · звуковая; · двигательная. Требования, вытекающие из принципа: · взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности; · направленное воздействие на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движения. Вариант II Испытуемый должен встать так, чтобы ноги его были на одной линии; при этом пятка одной ноги касается носка другой, в остальном положение испытуемого такое же, как и в варианте I, т.е. руки вытянуты вперёд, пальцы разведены и глаза закрыты. Оценка результатов: в варианте I у здоровых нетренированных людей такое положение может сохраняться обычно в пределах 30-55 с; дрожание пальцев рук и век отсутствует. У физкультурников может составлять 100-120 с и более. У подростков, не занимающихся спортом, в варианте II эти колебания составляют 13—53 с. Вариант III Испытуемый стоит на одной ноге, стопа прижата к коленной чашечке опорной ноги. Исследователь фиксирует время нарушения равновесия. Оценка результатов: устойчивость в таком положении должна быть не менее 15 с. Проба Яруцкого Ход работы: испытуемый стоит с закрытыми глазами, сдвинув пятки и носки, и выполняет вращение головой в одну сторону в темпе 2 оборота в секунду. Исследователь фиксирует время сохранения равновесия. Оценка результатов: у нетренированных людей положение равновесия сохраняется в среднем 28 с, у подготовленных физкультурников — ≥ 60 с.
ЗДОРОВЬЯ Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма. Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья): 1. Уровень и гармоничность физического развития. 2. Функциональное состояние организма, резервные возможности основных физиологических систем. 3. Уровень неспецифической резистентности и иммунологической защиты. 4. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. 5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития. 6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья) (А.Г.Щедрина, 1989). Организм может находиться в одной из нескольких состояний: здоровье, донозологическое состояние, преморбидное состояние, болезнь. Непрерывность состояний организма определяется взаимодействием и взаимовлиянием изменяющихся во времени различных факторов риска (см. рис.).
Факторы риска . ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Норма Варианты нормы Пограничные состояния Преморбидные состояния Хронические болезни (стадия компенсации) Хронические болезни (стадия декомпенсации Инвалидизация ___________________________________________________________________________ Уровень болезни Рис. Состояния уровней здоровья организма.
4.1. Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.1 (0.01 с.) |