Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли.



Эффект операционного левериджа стабилен только в коротком периоде. Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь напротяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема реализации продукции происходит очередной скачок суммы постоянных операционных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою операционную деятельность. Иными словами, после такого скачка, обусловливающего изменение коэффициента операционного левериджа, его эффект по-новому проявляется в новых условиях хозяйствования.

Понимание механизма проявления операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема реализации продукции, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению значения коэффициента операционного левериджа. И наоборот при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены — в такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.


Точка безубыточности (порог рентабельности)

Сущность метода заключается в нахождении точки, в которой прибыль равна нулю, или точки безубыточности. Т.е. такой порог, когда предприятие уже покрывает все свои издержки, но еще не получает прибыли. Действительно, для предприятия, функционирующего на рынке, необходимо знать не только, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит.

Для этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом. Процесс нахождения точки безубыточности можно проследить с помощью рис. На оси абсцисс графика представлен объем производства продукции 0, на оси ординат — выручка от реализации и издержки производства N. Точка безубыточности Qo показывает тот момент, когда доход равняется издержкам, т.е. убытки и прибыль равны нулю, и определяется пересечением общих издержек TC и выручки – R/

Таким образом, точка безубыточности отделяет объем производства, при котором могут быть получены убытки (треугольник ОАК), от объема производства, приносящего прибыль (треугольник КВС).

 

Точка безубыточности (руб.) =

Удельн. марж. доход =

Точка безубыточности (шт.) =

 

Пример. Точка безубыточности в руб.

Определите порог рентабельности, если

реализация 500 тыс. руб.,

Постоянные затраты 200 тыс. руб.,

Переменные затраты 250 тыс. руб.

Т. безубыточности 200/250/500 = 400 тыс. руб.

 

Пример. Точка безубыточности в шт.

Цена за единицу 10 тыс. руб.

Переменные издержки 5 тыс. руб.

Постоянные издержки 200 тыс. руб.

Т. безубыточности 200/10-5 = 40 шт.

Следует обратить внимание, что на точку безубыточности большое влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом будет действовать следующая закономерность: с ростом цен на производимую продукцию минимальный объем производства соответствующий точке безубыточности К, уменьшается, а при снижении цены возрастает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства.

 

Запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности (руб./шт.) = Выручка – Точка безубыточности

 

Запас финансовой прочности (%.) = x100%

 

Определите запас финансовой прочности

Выручка 2000 тыс. руб.

Постоянные затраты 800 тыс. руб.

Переменные затраты 1000 тыс. руб.

Т.без. = 800/1000/2000 = 1600

ЗФП = 2000 – 1600 = 400 тыс. руб.


31. Совместный эффект рычагов как метод управления рисками.
Сила операционного рычага зависит от доли постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия, обусловливая появление предпринимательского риска.

Увеличение постоянных затрат за счет возрастания процентов по кредиту в структуре капитала способствует наращиванию эффекта финансового рычага.

Одновременно операционный рычаг генерирует более сильный рост прибыли по сравнению с ростом объема реализации продукции (выручки), повышая величину прибыли на одну акцию и способствуя усилению действия силы финансового рычага. Таким образом, финансовый и операционный рычаги тесно связаны между собой, взаимно усиливая друг друга.

Совокупное действие операционного и финансового рычагов выражается в сопряженном эффекте действия обоих рычагов при их взаимном умножении.

По мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее значительные изменения объема реализации и выручки приводят ко все более крупным изменениям чистой прибыли на акцию.

Это находит выражение в умножении двух сил — операционного (ЭОР) и финансового (ЭФР) рычагов и появлении общего операционно-финансового рычага (ЭОФР):

ЭОФР = ЭОР х ЭФР

Уровень сопряженного эффекта действия обоих рычагов свидетельствует об уровне совокупного риска предприятия и показывает, на сколько процентов изменяется прибыль на одну акцию при изменении выручки от реализации на 1%.

Он показывает общий риск для данного предприятия, связанный с возможным недостатком средств для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств.

Сочетание этих мощных рычагов может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки на величину чистой прибыли.


32. Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовое планирование
представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Финансовое планирование на предприятии (или внутрифирменное финансовое планирование) базируется на использовании трех основных его систем:

прогнозирование финансовой деятельности;

текущее планирование финансовой деятельностью;

оперативное планирование финансовой деятельности.

Каждой из этих систем финансового планирования присущи определенный период и свои формы реализации его результатов.

 

Системы финансового планирования и формы реализации его результатов на предприятии

Системы финансового планирования Формы реализации результатов финансового планирования Период планирования
Прогнозирование финансовой деятельности Разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия до 3-х лет
Текущее планирование финансовой деятельности Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности 1 год
Оперативное планирование финансовой деятельности Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности месяц, квартал

 

Все системы финансового планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности путем разработки общей финансовой стратегии предприятия, которая призвана определять задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, текущее финансовое планирование создает основу для разработки и доведения до непосредственных исполнителей оперативных бюджетов по всем основным аспектам финансовой деятельности предприятия.

1. Система прогнозирования направлена, прежде всего, на разработку финансовой стратегии предприятия и представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовыми направлениями развития, и наиболее эффективных путей их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам:

Определяется цель и период ее достижения. Важным условием определения периода формирования финансовой стратегии предприятия является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов финансового рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность предприятия в настоящее время период в среднем составляет 3 года.

Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки финансовой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз связанный с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия.

Систему стратегических целей финансового развития следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях — целевых стратегических нормативах: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; минимальный уровень самофинансирования инвестиций и т.д.;

 

Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации. В процессе этой конкретизации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности;

Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности. Этот этап формирования финансовой стратегии является наиболее ответственным.

Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии. В системе этих мероприятий предусматривается формирование на предприятии «центров ответственности» разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты финансовой деятельности; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности финансовой деятельности и т.п.

Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии. Она является заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия и проводится по следующим основным параметрам: согласованность финансовой стратегии предприятия с общей стратегией его развития; согласованность финансовой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды.

2. Система текущего планирования финансовой деятельности базируется на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Это планирование состоит в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущие планы финансовой деятельности разрабатываются на предстоящий год с разбивкой по кварталам.

Исходными предпосылками для разработки текущих финансовых планов предприятия являются:

финансовая стратегия предприятия и целевые стратегические нормативы по основным направлениям финансовой деятельности на предстоящий период;

финансовая политика по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия;

планируемые объемы производства и реализации продукциии другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;

система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

действующая система ставок налоговых платежей;

действующая система норм амортизационных отчислений;

средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке;

результаты финансового анализа за предшествующий период.

Поскольку ряд исходных предпосылок разработки текущих планов носят вероятностный характер и разброс их параметров в условиях современной экономической нестабильности страны довольно высок, текущие финансовые планы предприятия по основным показателям желательно разрабатывать в нескольких вариантах — «оптимистическом», «реалистическом», «пессимистическом».

Основными видами текущих финансовых планов, разрабатываемых на предприятии, являются

План доходов и расходов по операционной деятельности является одним из основных видов текущего финансового плана предприятия, составляемого на первоначальном этапе текущего планирования его финансовой деятельности (так как ряд его показателей служат исходной базой разработки других видов текущих финансовых планов).

Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли от производственно-коммерческой (операционной) деятельности предприятия.

В процессе разработки этого плана должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов от реализации продукции (валового и чистого), издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия.

План доходов и расходов по инвестиционной деятельности отражает основные аспекты финансового обеспечения этой деятельности.

Целью разработки этого плана является определение объема потребностей в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных программ, а также возможных поступлений этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности (доходов от реализации выбывающего имущества в процессе его замены, инвестиционной прибыли и т.п.).

В этом плане отражаются все затраты, связанные с осуществлением реальных инвестиций в предстоящем периоде, а также приростом объема долгосрочных финансовых вложений (прирост объема краткосрочных финансовых вложений осуществляется за счет остатка временно свободных денежных активов в составе оборотных средств предприятия).

План поступления и расходования денежных средств призван отражать результаты прогнозирования денежных потоков предприятия.

Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода.

В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления в плановом периоде, их расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода.

Балансовый план отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры используемых финансовых средств предприятия на конец планового периода.

Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде.

При разработке балансового плана используется укрупненная схема статей баланса предприятия, отражающая требования его построения применительно к специфике конкретной организационно-правовой формы деятельности (общества с ограниченной ответственностью; акционерного общества и т.п.).

3. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.

Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является главным плановым документом, доводимым до „центров ответственности" всех типов.

Разработка плановых бюджетов на предприятии характеризуется термином „бюджетирование" и направлена на решение двух основных задач: а) определение объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия; б) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год в процессе текущего финансового планирования, заранее (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов (на предстоящий квартал), а в рамках квартальных бюджетов — система месячных бюджетов (на каждый предстоящий месяц). Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля результатов этой деятельности.

Применяемые в процессе оперативного финансового планирования бюджеты классифицируются по ряду признаков.

По сферам деятельности предприятия выделяются бюджеты по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Эти бюджеты разрабатываются в порядке детализации соответствующих текущих финансовых планов по предприятию в целом на предстоящий квартал или месяц.

Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

По видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.

Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от текущей хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности. Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет реализации продукции — товаров! или услуг.

Капитальный бюджет представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов).

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат — например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и т.п.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат — например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты.

Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия — например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, „привязанных" к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:

Особой формой бюджета выступает платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.) и по предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств).

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет повысить эффективность финансовой деятельности предприятия, обеспечить ее целенаправленность.

33. Управление оборотным капиталом

Ключевую роль в реализации краткосрочной финансовой политики предприятия занимают проблемы достаточности оборотных активов, эффективность их использования, а также поиск наиболее выгодных источников их финансирования. Управление оборотным капиталом предприятия – это ежедневная работа, обеспечивающая предприятию достаточные ресурсы для осуществления ее деятельности и избежания дорогостоящих простоев. Без эффективного управления оборотными активами невозможно реализовать долгосрочные финансовые стратегии предприятия.

Оборотные активы предприятий имеют двойственную экономическую природу. С одной стороны, они представляют собой часть имущества, воплощенного в материально-производственных запасах, незавершенном производстве, остатках денежных средств и финансовых вложениях. С другой – это часть капитала, авансированного в оборотные активы и обеспечивающая непрерывность процесса производства и реализации продукции (работ, услуг).

Оборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла.

Оборотный капитал разнообразен по своему составу, структуре и назначению, поэтому целенаправленное управление им определяет необходимость его предварительной классификации (см. рис 6.1.).

Оборотные активы можно подразделить по следующим основным признакам:

По видам оборотные активы можно подразделить:

оборотные производственные активы. К ним относятся сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др., а также незавершенное производство и расходы будущих периодов;

оборотные активы в обращении. Это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные (дебиторская задолженность) а также денежные средства в кассе и на счетах (см. рис. 6.2)

По степени ликвидности выделяют:

абсолютно ликвидные активы. К ним относятся оборотные активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа: денежные средства;

высоколиквидные активы. Характеризуют группу активов, которые могут быть быстро обращены в денежные средства (как правило, в течение месяца) без ощутимых потерь своей рыночной стоимости: краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность;

среднеликвидные активы. К этому виду относятся оборотные активы, которые могут быть конвертированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев: дебиторская задолженность (кроме краткосрочной), запасы готовой продукции;

слаболикивдные активы. К ним относятся оборотные активы предприятия, которые могут быть обращены в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше): запасы сырья и полуфабрикатов, незавершенное производство;

неликвидные активы. Активы, которые самостоятельно не могут быть обращены в денежные средства. Они могут быть реализованы лишь в составе имущественного комплекса: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.

Рисунок 6.1. Классификация оборотных активов


По характеру финансовых источников формирования:

валовые оборотные активы. Характеризуют общий объем оборотных активов, сформированный за счет собственного и заемного капитала;

чистые оборотные активы. Это оборотные активы, которые сформированы за счет собственного капитала и долгосрочного заемного капитала. Рассчитывают как разницу между оборотными активами и краткосрочными пассивами:

WC = СА – CL, (6. 7)

где,

WC (working capital) – чистый оборотный капитал;

CA (current assets) – оборотные активы;

СL (current liabilities) – краткосрочные пассивы


собственные оборотные активы. Характеризуют ту часть оборотных активов, которые сформированы за счет собственного капитала. Для расчета необходимо из величины чистых оборотных активов вычесть долгосрочный заемный капитал, направленный на формирование оборотных активов:

OWC = WC – LTL, (6. 7)

где,

WC (working capital) – чистый оборотный капитал;

LTL (long term liabilities) – долгосрочные пассивы.

или

OWC = СА – CL– LTL, (6. 7)

где

OWC (own working capital) – собственный оборотный капитал;

CA (current assets) – оборотные активы;

СL (current liabilities) – краткосрочные пассивы;

LTL (long term liabilities) – долгосрочные пассивы.

 

Иным способом величину собственных оборотных активов можно рассчитать как разницу между собственным капиталом и внеоборотными активами:

OWC = CE – NCA, (6. 7)

где

OWC (own working capital) – собственный оборотный капитал;

CE (common equity ) - собственный капитал;

NCA (non-current assets) – внеоборотные активы;

 

Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных активов совпадают.

Графически величину валовых, чистых и собственных оборотных активов можно увидеть из рисунка 6.2.

 

Рис. 6. 1 Вертикальный анализ баланса предприятия.

 

 

Рис. 6. 2. Классификация оборотных средств по видам.


По характеру участия в операционном процессе:

оборотные активы, обслуживающие производственный цикл: сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция;

оборотные активы, обслуживающие финансовый цикл: денежные средства, дебиторская задолженность.

По периоду функционирования оборотных активов

постоянные оборотные активы. Представляет собой неизменную часть оборотных активов, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности, то есть является неснижаемым минимумом оборотных активов для поддержания операционного цикла;

переменные оборотные активы. Это варьирующая часть оборотных активов, которая связана с возрастанием производства и реализации продукции, необходимостью формирования запасов сезонного хранения, долгосрочного завоза, целевого назначения.


Основные этапы движения оборотных активов
Для того чтобы эффективно управлять оборотным капиталом, необходимо рассмотреть основные этапы его движения. Оборотные активы представляют собой наиболее динамичную часть ресурсов организации. Упрощенный вариант кругооборота оборотных активов представлен на рис. 6.3.

 

Рисунок 6.3. Характеристика движения оборотных активов в процессе операционного цикла

На первой стадии денежные активы используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность.

На четвертой стадии оплаченная дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений).

Полный кругооборот текущих активов называется операционным циклом. Т.е. это продолжительность времени, необходимого для приобретения сырья, материалов, запасов, их переработки, последующей продажей, и получения за это денег.

Операционный цикл – это период полной трансформации всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных видов.

Операционный цикл имеет два отдельных периода – производственный цикл предприятия и финансовый цикл предприятия.

Производственный цикл характеризует период полного оборота материальных элементов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов, их переработки и отгрузки покупателю

Финансовый цикл предприятия представляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента оплаты за сырье, материалы и полуфабрикаты, и заканчивая получением денег за отгруженную продукцию.

Между продолжительностью производственного и финансовых циклов существует тесная связь, которая графически представлена на рис. 6.4.

Операционный цикл описывает, каким образом продукт движется по счетам текущих активов. Однако при кругообороте текущих активов, как видно из рис. 6.4, необходимо выделить еще два периода в операционном цикле предприятия – период обращения кредиторской задолженности и период обращения дебиторской задолженности.

Период обращения кредиторской задолженности – временной промежуток времени между получением сырья, материалов, полуфабрикатов и их оплатой.

Период обращения дебиторской задолженности – временной промежуток времени между продажей готовой продукции и оплатой счетов к получению.

Итак, операционный цикл можно представить как:

ОЦ = ППЦ + ПОдз

или

ОЦ = ПОкз + ПФЦ

где

ОЦ – операционный цикл;

ППЦ – период производственного цикла, в днях;

ПОдз – период оборота дебиторской задолженности, в днях;

ПОкз – период оборота кредиторской задолженности, в днях;

ПФЦ – период финансового цикла, в днях;

 


Рисунок 6.4. Основные этапы операционного цикла предприятия

Продолжительность производственного цикла определяется по следующей формуле:

ППЦ = ПОм + ПОнз + ПОгп

где

ППЦ – период производственного цикла, в днях;

ПОм – период оборота сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;

ПОнз – период оборота незавершенного производства, в днях;

ПОгп – период оборота запаса готовой продукции, в днях.

 

Продолжительность финансового цикла (или цикла денежного оборота) предприятия определяется по следующей формуле:

ПФЦ = ППЦ + ПОдз - ПОкз

где

ПФЦ – период финансового цикла, в днях;

ППЦ – период производственного цикла, в днях;

ПОдз – период оборота дебиторской задолженности, в днях;

ПОкз – период оборота кредиторской задолженности, в днях;

 

Снижение длительности операционного цикла – положительная тенденция, так как в результате этого сокращается потребность в оборотных средствах. Сокращение операционного цикла может произойти по нескольким причинам:

за счет сокращения времени производственного процесса (период хранения товарно-материальных запасов, непосредственного снижения длительности изготовления готового продукта и периода его хранения на складе);

путем ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности;

за счет замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.


Политика управления оборотными активами

 

Как уже отмечалось, величина оборотного капитала, различные источники его формирования, затраты, возникающие в процессе функционирования оборотного капитала, и длительность операционного цикла оказывают прямое влияние на конечные результаты, а следовательно на эффективность функционирования предприятия. В этой связи необходимо целенаправленно и постоянно совершенствовать процесс функционирования оборотного капитала посредством политики управления оборотными активами.

Финансовая политика управления оборотными активами заключается в воздействии на объем и структуру оборотных активов, а также на источники его формирования с целью повышения эффективности использования.

Управление оборотным капиталом наиболее важное звено в финансовой политике предприятия, так как именно оборотный капитал обеспечивает большую норму рентабельности производства и практически полностью отвечает за платежеспособность предприятия в текущей деятельности.

Главной целью управления оборотными активами предприятия является максимизация прибыли (рентабельности) при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности организации. Эти две цели в определенной степени противостоят друг другу. Так, для повышения рентабельности необходимо, чтобы денежные средства были вложены в различные виды оборотных активов с заведомо более низкой, чем денежные средства, ликвидностью. А для обеспечения устойчивой платежеспособности у организации постоянно должна находиться на счете некоторая сумма денежных средств, фактически изъятая из оборота для текущих платежей, или же часть средств должна быть размещена в виде высоколиквидных активов. Таким образом, важной задачей в части управления оборотным капиталом хозяйствующего субъекта является обеспечение оптимального соотношения между платежеспособностью и рентабельностью путем поддержания соответствующих размеров и структуры оборотного капитала.

Для определения платежеспособности предприятия используются коэффициенты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.126 с.)