Второй вопрос. Авторское право в МЧП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй вопрос. Авторское право в МЧП.



В сфере авторского права территориальный характер преодолевается также Конвенциями, перечень которых представлен на слайде 22.

Стокгольмская Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) в 1967 г- первая и самая важная, возродившая к реальной правовой жизни термин «интеллектуальная собственность», как термин, который появился еще в конце 18 века во французском праве, но в международный оборот вошел только в 20 веке, благодаря Стокгольмской Конвенции.

Основная цель ВОИС обозначена в ст.3 (i) - содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией.

Сама Стокгольмская Конвенция посвящена учреждению ВОИС и в ней прописаны организационные вопросы. Но ссылки на Стокгольмскую Конвенцию очень часты потому, что узаконила правовую систему охраны интеллектуальной собственности, существовавшую уже длительное время, но не на уровне правительств, и сферу ее действия.

В ч.1 ст.2 Стокгольмской Конвенции вполне конкретно указывается на те организационные структуры и международные соглашения, которые до принятия рассматриваемой конвенции осуществляли охрану интеллектуальной собственности в различных, в основном, европейских странах: «Парижский союз», «Бернский союз», «Парижская конвенция», «Бернская конвенция»

ВОИС на самом деле объединила то, что уже давно существовало, и потому можно сказать, что она является старейшей международной организацией в области охраны интеллектуальной собственности. Фактически она образовалась в 1893 г. на дипломатической конференции, когда два бюро, выполнявшие административные функции Парижской (по охране промышленной собственности) и Бернской (об охране литературных и художественных произведений) конвенций, объединились в одно учреждение под названием БИРПИ (Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности). Государства-члены хотели добиться для БИРПИ статуса полноправной межправительственной организации. Поэтому в 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая ВОИС. Штаб-квартира ВОИС расположена в Женеве (Швейцария). Эта новая организация заменила собой БИРПИ. В 1974 г. ВОИС стала специализированным учреждением ООН. Согласно договору между ООН и ВОИС, ВОИС отвечает за проведение необходимых действий в соответствии с заключенными соглашениями и договорами в целях поощрения творчества и содействия защите интеллектуальной собственности во всем мире путем кооперации между государствами.

 Стокгольмская конвенция содержит определение интеллектуальной собственности, которое используется во всех последующих международных договоров, регулирующих правовые вопросы интеллектуальной. Из самого определения следует, что список результатов интеллектуальной деятельности Стокгольмская конвенция оставляет открытым, что понятно: в наше стремительное время появляются совершенно новые виды интеллектуальной деятельности новые виды ее результатов.

Уже в начале 2000-х годов вступили в силу новые соглашения между государствами, заключаемые под эгидой уже ВОИС. Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г., специально посвященный особенностям охраны прав авторов в современных условиях, в том числе охране авторских прав в сети Интернет. Договор вступил в силу 06.03.2002г. Его участниками стали 35 государств. РФ не участвует в этом соглашении. Договор имеет обратную силу. Второй договор ВОИС – это договор по исполнениям и фонограммам от 20.12.1996 г, вступил в силу в 2002г. присоединились 37 государств, имеет обратную силу.

БЕРНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в редакции Парижского акта от 24.07.1991г., в которой Россия участвует с 9 марта 1995 г. В соответствии с Бернской Конвенцией (ст.1) государства-участники образуют специальный Союз для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения. Этот договор содержит значительное число унифицированных материально-правовых норм, сформулированных достаточно детально, имеет обратную силу. Очевидно, это имеет значение для авторов, чьи работы были, например, опубликованы раньше вступления Бернской конвенции в силу, так как они приобретают права на вознаграждение. Но применение обратной силы положений Бернской Конвенции не совсем выгодно государствам, которые обязаны восстановить авторские права, которые  были ими нарушены. Поэтому многие государства, в том числе и РФ, при присоединении к Бернской конвенции, сделали оговорку о том, что в их отношениях с иными государствами-участниками данная конвенция будет применяться без обратной силы. 

3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве д ействует в двух разных редакциях от 6 сентября 1952 г. и от 24 июля 1971г. РФ участвует в обеих редакциях – с 1973 и с1995г. Обратной силы конвенция не имеет,  содержит  преимущественно коллизионные нормы.

 4 .Международная конвенция (Римская конвенция) об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. Это основной международный договор о смежных правах. Обратной силы не имеет. РФ не участвует. На 2001г.участвовали 68 государств.

5 .Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 19.1971 г. (Конвенция 1971г.). Обратной силы не имеет.

6. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 г. (Соглашение ТРИПС). Причина заключения странами ТРИПС в двойственной природе интеллектуальной собственности, о которой мы уже говорили: это и результат творческой деятельности, и ТОВАР, то есть предмет купли-продажи. Соглашение ТРИПС было принято в рамках ВТО Марракешским соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Данное соглашение устанавливает требования к законодательству об интеллектуальной собственности стран, намеревающихся присоединиться к ВТО.

СОГЛАШЕНИЕ ТРИПС - свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в котором оговаривается как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе торговых операций. Соглашение ТРИПС выполняет одновременно несколько функций. Оно является своего рода «зонтичным» или «рамочным» международным договором, определяет и регулирует взаимоотношения между государствами в связи с обязательностью для них ЧЕТЫРЕХ других международных договоров:1) Парижской конвенции,2)Бернской конвенции,3)Римской конвенции,4)Вашингтонского договора. Главное обязательство, которое налагает ТРИПС –обеспечить предоставление национального режима с отдельными возможными изъятиями, указанными в ТРИПС. Допускается предоставление более высокого, по сравнению с национальным, уровня правовой ОХРАНЫ. Соглашение ТРИПС устанавливает материальные нормы, дополняющие и корректирующие положения названных выше четырех международных договоров, которые содержатся в основной части Соглашения ТРИПС – часть II «Стандарты в отношении наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности» (ст.9-40). Особенное внимание в Соглашении уделено судебным, административным и таможенным мерам ЗАЩИТЫ нарушенных прав. ТРИПС содержит ряд норм публично-правового характера (процессуальных, таможенных), направленных на создание режима, обеспечивающих выполнение норм этого соглашения и находящихся под его «зонтиком» других международных договоров. 

Таким образом, современная система охраны авторских и смежных прав построена на основе вышеназванных фундаментальных соглашениях, а также принимаемых на их основе и в соответствии с ними международных договоров, расширяющих круг прав, закрепленных в фундаментальных соглашениях, приспосабливающих их к современным условиям, не меняя их принципиального содержания.

 

Основное содержание рассмотренных Конвенций может быть сведено к двум положениям.

Первое положение.

 Основным назначением Бернской и Женевской Конвенций является преодоление территориального характера авторского права. Для выполнения названного назначения  Конвенции включены материально- правовые нормы, фиксирующие произведения, которым должна предоставляться охрана, сроки действия авторского права, исключительные права автора переводить и разрешать переводы своих произведений, воспроизводить эти произведения любым образом и в любой форме и др.). При этом,  положения Конвенций  устанавливают минимальный уровень охраны авторских прав, которого должны придерживаться государства- участники. Государства- участники могут лишь повысить уровень охраны. Таким образом, Конвенции предоставляют минимум охраны, который национальные правопорядки могут " поднять". Бернская Конвенция, согласно ст. 19 устанавливает, что ее положения не препятствуют истребованию более широкой охраны, которая может предоставляться законодательством той или иной страны Союза". Повышать уровень охраны означает предоставлять более благоприятные условия авторам, чем конвенционные. В Женевской Конвенции определено: иностранцы из государств- участников " пользуются охраной специально предоставляемой Конвенцией». Бернская Конвенция специально раскрывает содержание термина «литературные и художественные произведения» достаточно подробно и указывает, что все перечисленные. произведения пользуются охраной во всех странах Бернского союза, то есть в странах- участниках Бернской Конвенции. При этом, согласно ст. 36, "каждая страна, участвующая в данной Конвенции,   обязуется принять в соответствии со своей Конституцией меры, необходимые для того, чтобы обеспечить применение настоящей Конвенции". В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Названная Конвенция является частью правовой системы РФ, а ее нормам придана сила непосредственно действующих в РФ. Положения Конвенции выступают правовым регулятором авторских отношений наряду с нормами российского законодательства.  См. Ст. 1231 ГК РФ, на которую ссылались в 1 вопросе настоящей лекции.

Второе положение.

а) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет на территории одного государства- участника, должно признаваться во всех государствах- участниках Конвенции на условиях национального режима независимо от гражданства автора;

б) охрана авторского права должна основываться на  принципе гражданства: охране в государстве-участнике подлежат произведения авторов, являющихся гражданами стран-участников, даже если произведение было впервые опубликовано не в государстве-участнике. Например, если произведение немецкого писателя впервые было опубликовано в Узбекистане, а охрана испрашивается в РФ, то, хотя Узбекистан и не участвует в Бернской Конвенции, в РФ права немецкого писателя охраняться будут, поскольку Германия – участник Бернской Конвенции.

Права авторов в трансграничной сфере следует рассматривать по следующей схеме:

Субъекты авторских прав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.006 с.)