Порядок слов в словосочетаниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок слов в словосочетаниях



При нейтральном порядке слов в словосочетаниях:

  • прилагательное предшествует существительному (интересная выставка (= интересная выставка));
  • зависимое слово следует за главным (в центре города (= в центре города), читает газету (= читает газету));
  • наречия на -о, -е, предшествуют глаголу (хорошо танцует (= хорошо танцует)), а наречия с префиксом по- и суффиксом -ски следуют за глаголом (пишет по-русски (= пишет по-русски));
  • группа подлежащего находится перед группой сказуемого (Брат читает. (= Брат читает.));
  • детерминант, обозначающий место или время, может находиться в начале предложения, за ним следует группа сказуемого, а потом группа подлежащего (В городе есть театр. (= В городе есть театр.));
  • зависимая падежная форма следует за глаголом (пришёл в класс (= пришёл в класс)).

Порядок слов в предложении

При нейтральном порядке слов в предложении:

  • Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого:
    • Сестра пишет. (= Сестра пишет.)
    • Брат читает. (= Брат читает.)
  • Детерминант (определитель) в начале предложения (препозиция группы сказуемого, постпозиция группы подлежащего):
    • Зимой начались каникулы.
      Зимой начались каникулы.
    • Весной распускаются деревья.
      Весной распускаются деревья.
  • Зависимость порядка слов в предложении от актуального членения:
    • Игорь вернулся поздно вечером. (Когда вернулся Игорь?)
      Игорь вернулся поздно вечером. (Когда вернулся Игорь?)
    • Поздно вечером вернулся Игорь. (Кто вернулся поздно вечером?)
      Поздно вечером вернулся Игорь. (Кто вернулся поздно вечером?)

Прямая речь

Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал:

  • Таня помолчали и опять спросила: «Так куда же мы сегодня пойдём?»
    Таня помолчала и опять спросила: «Так куда же мы сегодня пойдём?»

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь. Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом.

Слова автора указывают:

  • кому принадлежит прямая речь:
    • «Ты что тут делаешь?» – спросил другой детский голос.
      «Ты что тут делаешь?» – спросил другой детский голос.
  • когда речь была произнесена, при каких обстоятельствах:
    • «Смотри, плачет!» – раздалось за кустами.
      «Смотри, плачет!» – раздалось за кустами.
  • какова манера говорить у лица, речь которого передаётся:
    • «Ему же вредно волноваться!» – скороговоркой сказала сестра.
      «Ему же вредно волноваться!» – скороговоркой сказала сестра.

Слова автора могут стоять

  • перед прямой речью:
    • Я наклонился к нему и тихо спросил: «А ты знаешь, кто я?»
      Я наклонился к нему и тихо спросил: «А ты знаешь, кто я?»
  • после неё:
    • «Здравствуй!» – я пожал протянутую мне руку.
      «Здравствуй!» – я пожал протянутую мне руку.
  • в середине прямой речи:
    • «Какой разговор!» – отвечаю ему. – Я должен это сделать!»
      «Какой разговор!» – отвечаю ему. – Я должен это сделать!»

Косвенная речь

Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом указывается только тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся с помощью союзов и союзных слов (что (= что), где (= где), когда (= когда), сколько (= сколько), почему (= почему) и т. д.):

  • Врач посмотрел на Андрея и спросил, как он себя чувствует.
    Врач посмотрел на Андрея и спросил, как он себя чувствует.
  • Я сказал, что Петя сейчас на работе.
    Я сказал, что Петя сейчас на работе.
  • Витя объяснил, почему он не пришёл на репетицию.
    Витя объяснил, почему он не пришёл на репетицию.

 

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Обобщающее повторение.
Вопросы для повторения:
1. Что изучает синтаксис?

2. Что называется словосочетанием?

3. Какие виды словосочетаний вам известны

4. Чем различаются простое и сложное предложения?

5. В чем отличие грамматической основы от словосочетания?

6. Чем в предложении могут быть выражены подлежащее и сказуемое?
Задания к вопросу

3: Приведите примеры согласования, управления и примыкания.

Определите способ связи слов в данных словосочетаниях: серебряный век, говорить наобум, третье тысячелетие, примирять противников, надеяться на лучшее, приехал стажироваться.
Выберите из данных примеров только словосочетания: Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа.


Ответ: Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа. Почему не являются словосочетаниями оставшиеся примеры?


7. Назовите основные виды сказуемых. Определите, какие сказуемые являются составными:

1.Он начнёт учить.

2.Он будет учить. 3.Он дал слово молчать. 4.Мы одержали победу. 5. Он перестал заниматься. 6.Он готов помочь. 7. Ты обязан знать. 8. Он совсем задрал нос. 9.Он задрал голову кверху. 10.Я рад вас слышать.
Ответ:1, 5, 6, 7, 10 – составное глагольное сказуемое; Остальные – простые глагольные:2 – составное будущее время;3, 4 – неделимые словосочетания;8 – фразеологическое сочетание;9 – простое глагольное сказуемое.
Выберите предложение с составным именным сказуемым:

 1.Казалось, всё осталось по-прежнему.

2.Дворец казался островом печальным. 3.Это мне только казалось.

Найдите сказуемое, определите его вид. Лицо его было словно из камня.
8. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

В каких случаях тире при нулевой связке не ставится?

а) если сказуемое присоединяется сравнительными союзами (как, будто, словно, точно): Её глаза словно звёзды. Подруга мне как родная.
б) если подлежащее выражено личным местоимением:

Она врач. Я спортсмен.

в) если при сказуемом есть отрицательная частица не:

В опасности забор не препятствие. Бедность не порок.

Если на подлежащее падает логическое ударение, тире может ставиться и в этих случаях.

Домашнее задание:

Повторить разделы (по группам):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.009 с.)