Каким Было жилье знатных людей в России в XVII В. . Как в домах знати обеспечивалось тепло в российском климате. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каким Было жилье знатных людей в России в XVII В. . Как в домах знати обеспечивалось тепло в российском климате.



План урока

1. Влияние европейской культуры.

2. Образование.

3. Научные знания.

4. Литература.

5. Архитектура.

6. Живопись.

7. Театр.

8. Культурное взаимодействие народов России.

Проблемные вопросы

— Почему в XVII в. усиливается влияние европейской культуры?

— Было ли это полезным и закономерным?

Ход урока

Мотивационно-целевой этап

В.О. Ключевский писал о царе Алексее Михайловиче: «Он принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном состоянии». Некоторое переходное состояние было характерно и для российской культуры XVII в.

Тема урока: «Культура народов России в XVII в.».

Работа по теме урока

1. Влияние европейской культуры

— Какова основная особенность средневековой культуры?

(Ориентированность на религиозные ценности.)

Духовная жизнь находилась под полным контролем церкви, что отражалось на образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке.В отличии от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развиваться достаточно рано, в Рос­сии еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным.

Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.?

В XVII в. столетие стало временем расцвета самобытной русской культуры, которая не только бережно относилась к традициям предшественников, но и отчасти оказалась открытой для лучших мастеров и произведений культуры ряда европейских стран и народов самой России. Вместе с тем и власть и Русская православная церковь следили за тем, чтобы культурные новшества не подрывали основ культурной традиции русского народа.

Работая с п. 1 § 26 учебника и дополнительным материалом, приведите примеры, подтверждающие усиление влияния европейской культуры на культуру России в XVII в., и от­ветьте на вопросы.

Усилению влияния западноевропейской культуры на русскую в XVII в. способствовало несколько факторов: непрерывные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, присоединение Украины (особенно присоединение Украины), приезд в Россию иностранцев из Италии, Англии, Голландии.

В XVII веке русские люди, главным образом из придворного дворянства, заимствовали у «немцев» предметы быта. В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями, столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы. На берегу Яузы во второй половине XVII века была открыта одна из первых в Москве мануфактур — мануфактура Альберта Паульсена.

Пастор лютеранской церкви Готфрид Грегори создал при дворе Алексея Михайловича придворный театр для избранных по западному образцу.

Дополнительный материал

Множество иноземцев появилось в Москве во время Ливонской войны: войска взяли так много пленных, что ими торговали в городе. Часть ливонских пленников Иван IV поселил отдельно, и они-то, вероятно, образовали первую в Москве Немецкую слободу. В то время москвичи всех иноземцев называли «немцами», «немыми», т. е. не говорящими по-русски. Находилась слобода на правом берегу Яузы.

В этом поселении проживало около 4 тыс. человек. Улицы носи­ли названия тех городов, откуда были родом их обитатели (Дерптская, Нарвская и др.). Чтобы не тратить средства на содержание пленных, царь Иван разрешил им выделывать и продавать вино, пиво и другие напитки, что обычно было монополией казны. В начале XVII в. Немецкая слобода была вполне благоустроенным поселением, имевшим даже свою соб­ственную церковь.

Первая Немецкая слобода исчезла в пламени и разбое Смутного времени. Лишь после изгнания польско-литовских интервентов в столицу России потянулись предпри­имчивые иностранцы. В первую очередь приезжали торговцы, но кроме них — военные, архитекторы, медики, ремесленники. В Москве они се­лились в разных местах, там, где им было удобно.

Москвитяне иноземцев не жаловали: после общения с ними мыли руки, подметали полы, и даже их, казалось бы, совершенно невинные обычаи вызывали взрыв насмешек. Через несколько лет всех инозем­цев решили выселить из города. Побудительной причиной к этому было якобы то, что патриарх, проезжая по Москве и раздавая свое благосло­вение, по ошибке благословил и иноземцев, поскольку они были одеты в русское платье. Огорчившись таким умалением древнего православия, патриарх потребовал у государя выселить всех «поганых иноверцев» из святого града Москвы.

4 октября 1652 г. вышел указ об отводе земли под строение новой слободы. Так возникла новая Немецкая, или Иноземная, слобода, скоро разросшаяся в благоустроенный городок с прямыми широкими улицами и переулками, с красивыми деревянными домиками. Это был уголок Западной Европы, приютившийся на восточной окраине Москвы.

Населению слободы разрешалось строить дома на свой вкус, носить западноевропейскую одежду, т. е. создавались условия для воспроизве­дения в быту и застройке национальных черт разных европейских на­родов. По переписи 1665 г., т. е. через 13 лет после указа о выселении иностранцев из Москвы, Немецкая слобода насчитывала 204 дома. Дома строили «на немецкую и голландскую стать». В 1686-1694 гг. деревянные и протестантские храмы были заменены каменными по образцу западно­европейских.

Вот так существовали рядом друг с другом два далеких и обособлен­ных мира — столица огромного государства и небольшая часть западного мира, терпимая потому, что нельзя было отказываться от европейских знаний и товаров. И только неуемное любопытство и неукротимая энер­гия Петра Великого сблизили, а потом почти слили эти два мира, и толь­ко тогда исчезла Немецкая слобода.

Вопросы к классу

— Было ли строительство Немецкой слободы закономерным явлением?

— Как влияли представители различных национальностей на культуру и быт русского народа?

Образование

— Какое образование существовало на Руси в Средние века? (После ордынского нашествия роль хранителей и распростра­нителей образования выполняли монастыри. Образование ста­ло исключительно духовным.)

С чем был связан рост потребности в образованных людях в XVII в.?

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фикси­рует их на доске. Составляется перечень.)

Запись в тетради

Причины роста потребности в образованных людях в XVII в.:

1) оживление торгово-промышленной деятельности;

2) рост государственного аппарата;

3) возобновление связей с зарубежными странами.

Мы выяснили, что экономическое развитие страны потребо­вало немалого числа образованных людей.

Еще в XVI в. стали создаваться многочисленные приходские и частные школы, в которых обучались грамоте и счету дети ду­ховенства, ремесленников и купцов. А в середине XVII в. в Мо­скве стали открываться учебные заведения, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование.

Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кирилличе­ского алфавита) стали использовать арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, появились «азбуковники» - толковые словари для учащихся.

Издавалось ежегодно около 2,5 тыс. букварей, 3 тыс. «Часословов» и 1,5 тыс. Псалтырей. В 1634 г. был опубликован «Букварь» Василия Бурцова, в 1648 г. - грамматика Мелетия Смотрицкого. Однако и буквари и грамматика описывали не живой разговорный язык, а литературный старославянский.

В 1687 г. братьями Иоанникием и Софронием Лихудами была создана Славяно-греко-латинская академия — первое выс­шее учебное заведение в стране. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, риторики, диалектики, философии до богословия» людей «всякого чина, сана и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чинов­ников государственной службы.

При создании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников, в том числе священники, дьяконы, монахи, дворяне, спальники, стольники и «всякого чина москви­чи» вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха.

Вопросы к классу

— Какие новые черты появились в образовании в XVII в.?

— В чем они выражались?

(Ответы учеников.)

В XVII в. возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди страшат что медведи».

— Что означала эта поговорка? (Так говорили о тех, кто не желал учиться грамоте.)

— О каком факте она свидетельствовала? (О понимании наро­дом важности образования.)

Научные знания

В XVII в. в России более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие.

Астрономия была прикладной областью знания. Она была не­обходима для хозяйственной, в том числе торговой деятельно­сти: для составления календарей, суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В сере­дине XVII в. в нашу страну проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника.

Накапливались и расширялись географические знания, пред­ставления о России, ее территории и проживающих на ней народax. Сведения о Сибири и Дальнем Востоке, речных и морских пу­тях, собранные русскими людьми, во многом обогатили мировую географическую науку. Иностранцы всякими путями, законными и незаконными, жаждали получить материалы Посольского и Си­бирского приказов. На рубеже XVI и XVII вв. появилась общая карта России, ос­нованная на чертежах отдельных регионов. В 1627 г. вышли «Но­вый Чертеж» (земли между Доном и Днепром вплоть до Черного моря) и «Книга Большого Чертежа» (перечень городов России, расстоянии между ними с краткими сведениями этнографиче­ского, географического характера).

Географические сведения «поверстных книг», которые из­готовляли в Ямском приказе, давали ямщикам возможность исчислять прогоны. В них были перечислены дороги от Мо­сквы в другие города и уезды, селения по пути следования, расстояния между ними. Упоминались и важнейшие города за рубежом.

В Посольском приказе хранились материалы со сведениями об окрестных странах: наказы послам, отчеты последних (статей­ные списки).

Создавались практические руководства, в которых обобщался накопленный опыт, давались наставления по описанию земель («Книга сошного письма», 1628-1629 гг.), подъему соляного рас­твора с большой глубины (автор «трубный мастер» Семен из Тоть- мы), военному делу («Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» Анисима Михайлова), по из­готовлению красок, олифы, чернил и т. д. В подобных пособиях были собраны знания по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам.

Развивалась практическая медицина (в основном заимство­ванная с Востока) и фармацевтика. В травниках, своего рода ле­чебниках, описывались свойства разных трав, давались рекомен­дации по лечению ими болезней.

Вопросы к классу

— На какой стадии находилась наука в России в XVII в.? Об­оснуйте свой ответ.

— Приведите примеры, свидетельствующие об использовании научных знаний в 17 в.?

Литература

Большое распространение в XVII в. получили исторические сочинения — летописные своды, хронографы, повести и сказания.

Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в. появляются исторические сочинения нового типа. Труд Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве» — это единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича,  московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г.

В конце 1670-х гг. был опубликован «Синопсис» Иннокентия Гизеля, украинского ученого, архимандрита Киево-Печерского монастыря. В нем дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Характерно широкое распространение исторических песен.  

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во камену Москву.

И на славной Красной площади

Отрубили буйну голову!

(Народная песня о Степане Разине)

Исторические и публицистические произведения — «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраамия Палицына, «Иное сказание» — были откликом на события Смутного времени.

«Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про  Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости.

В XVII в. были распространены книги нравственного содержания — жития святых. На их основе начал складываться жанр биографической повести. Популярно было «Житие протопопа  Аввакума» — автобиография идеолога старообрядчества.

В XVII в. появились сатирические повести, высмеивавшиеразличные общественные пороки: «История о российском дворянине Фроле Скобееве» (обман), «Повесть о Ерше Ершовиче» (произвол и крючкотворство), «Повесть о Шемякином суде» (жадность и корыстолюбие судей), «Служба кабаку» (пьянство), «Лечебник» (заносчивость иноземцев на русской службе и их не­вежество), «Повесть о Фоме и Ереме» (невежество дворянских детей, их неспособность ни к какому труду). «Азбука о голом и небогатом человеке» содержит горький и гнев­ный рассказ о том, как богачи довели человека до крайней нищеты и теперь он готов «ожечь дубиною по спине» своих разорителей.

С 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных иностранных известий.

Вопросы к классу

- Какие новые жанры появились в русской литературе в XVII в.?

— С чем это было связано?

Архитектура

Основным строительным материалом и в XVII в. остается дерево, но значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко применяются многоцвет­ные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные резные детали.

К выдающимся произведениям деревянного зодчества отно­сится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, по­строенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «ко­лоннами». Различные постройки — хоромы, выполненные в ин­дивидуальной манере, связывались между собой переходами. Эти хоромы состояли из 270 комнат и насчитывали около 3000 окон. Современники называли царский дворец восьмым чудом света.

В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре.

В конце XVII в. возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Одним из самых его значительных памятников  является московская церковь Покрова в Филях. Во внешней отделке этого храма использованы такие декоративные украшения, как колонны, капители, раковины. Церковь Покрова в Филях примечательна своим «двухцветием» — использованием только двух цветов: белого и красного.

Русскому барокко были свойственны контрастность, дина­мичность, стремление к величию и пышности. В этом стиле творили Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан Леблон.

В XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль - надстраиваются башни, возводится новая Спасская башня, создающая парадный въезд в Кремль. На всех башнях вместо четырехскатных крыш появляются шатровые навершия. Оборонно-крепостной облик Кремля уступает место торжественному  ансамблю.

Вопросы к классу

— Каковы различия между памятником архитектуры XII—XIII вв. церковью Покрова на Нерли и церковью Вознесения в Коломенском, сооруженной в XVII в.?

(В архитектуре последнего храма прослеживается уход от строгой   симметричности и византийских канонов, появляется разнообразие форм, декоративность, шатровые кровли.)

Живопись

Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы иконописи.

Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны.

Характерной чертой творчества выдающегося иконописца XVII в. Симона Ушакова был пристальный интерес к изображе­нию человеческого лица. На его иконах аскетические лики свя­тых приобретали живые черты. Икона «Спас Нерукотворный» известна нарушением канонов. В образе Спаса появляются реа­листичные черты, он тщательно и объемно выписан. У Иисуса есть ресницы, глаза блестят. И, несмотря на это, церковь приняла икону. Разумеется, это не было революционным словом в иконо­писи, но чем-то новым, безусловно, стало.

Симон Ушаков был первым, кто сделал свои работы авторски­ми. Он указывал, что написал ту или иную икону Пимен Федоров, прозванный Симоном Ушаковым. Иметь два имени было в те вре­мена традицией — одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось Богу. Другое, «зовомое», каждодневное, предназна­чалось для жизни.

Представители школы Ушакова, по его собственному выра­жению, старались «писать яко живо», т. е. приближаясь в своем творчестве к реальности, за что подвергались жесткой критике со стороны старообрядцев. Аввакум сказал, что Ушаков, рисуя Христа, богохульствует.

Другим примером светского жанра, отразившим интерес к че­ловеческой личности, стало распространение «парсунного пись­ма» — портретных изображений. Если в первой половине XVII в. парсуны выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изо­бражения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то во второй они стали принимать более реалистический характер (изображения Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

Вопросы к классу

- Какие новые явления возникли в русской живописи в XVII в.?

- Чем вы это можете объяснить?

Театр

Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на ко­торых главными действующими лицами становились скоморохи. Эти бродячие артисты собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные музыкальные инструменты (дудки, гусли), кукол, самодельные костюмы.

Иногда скоморохи, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрите­лей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В ре­пертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

Творчество скоморохов оказало большое влияние на развитие русского театра, многие элементы и детали которого были взяты из народных представлений. Собственно первый театр в России был открыт при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. А автором идеи был боярин Артамон Матвеев, часто бывавший в Европе и посещавший там театральные представления.

В России еще не было ни артистов, ни драматургов. По пору­чению А. Матвеева пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театраль­ная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представ­ление шло около 10 ч, но и царь, и бояре, и царица со своей сви­той мужественно высидели до конца.

В 1673 г. театральные подмостки перенесли в Кремль. Грегори написал новую пьесу, на этот раз о Юдифи. Театр стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 г. во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько драмати­ческих постановок. Однако придворный русский театр прекратил свое существование в 1676 г., после смерти царя Алексея Михай­ловича.

Вопросы к классу

— Что общего между театром и представлениями скоморохов?

— В чем их основные различия?

- Почему театр прекратил свое существование после смерти Алексея Михайловича? При ответе на вопрос используйте материал п. 7 § 26 учебника.

Придворный театр для избранных не смог прижиться в России потому, что создан иностранцем, пастором лютеранской церкви, многие постановки были на немецком языке, был далек от реальной жизни и не учитывал традиции русского народа.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке Ученики при консультативной помощи учителя заполняют та лицу.)

Вывод. В XVII в. в русской культуре активно развиваются свет­ские элементы, а творения архитекторов, писателей, художников отходят от привычных канонов и обретают индивидуальные черты.

Продолжите фразы:

•  Сегодня я узнал (а)...       

• Было интересно...

•  Было трудно...       

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием, что...

• Теперь я могу...

Домашнее задание

1. Прочитать § 26.

 

 

1. Как был устроен быт российских царей в XVII в.? *Сравните устройство дворцов российских государей и западноевропейских правителей этого периода.

Быт российских царей в XVII в.: царский быт отличался необыкновенной пышностью и богатством. Все в нем - роскошные дворцы, дорогие одежды, огромный штат придворных и прислуги - подчеркивало особое положение "Государя вся Руси", стоящего высоко не только над простым народом, но даже и над дворянами и боярами.

Знаком монаршей власти соответствовали царские регалии. В XVII веке в состав регалий входили: бармы, венец, держава, скипетр, крест, золотая цепь, трон, а также "шапка Мономаха".

Цари не только занимались государственными делами и участвовали в пышных придворных церемониях, они любили развлечься охотой: ловчая охота - с собаками, соколиная охота - с птицами, а при Алексее Михайловиче еще и театром.

Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались большим великолепием, чем в предыдущий период. Как и прежде, царские дворцы состояли из жилых комнат для государя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.

Во дворце часто устраивались пиры. Пировали в христианские праздники, в дни семейных торжеств. Богатые столы устраивались по случаю венчания на царство, избрания патриарха, приемов иностранных послов. Царские пиры чаще всего проходили в Грановитой палате Кремля - самом большом зале Дворца. За стол одновременно могли сесть от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Царские застолья были очень продолжительными, иногда по шесть и более часов и завершались далеко за полночь. Разнообразие напитков на царских пирах поражало не меньше, чем еды. На Руси издревле пили пиво, меды, квасы. Например, на одном из «простых» обедов у царя Алексея Михайловича его участникам было подано 500 различных блюд.

Дворцы русских царей, несмотря на роскошь и великолепие, несколько уступали в этом дворцам западноевропейских правителей Франции, Англии, Испании. Их роскошь проявлялась в украшении монарших интерьеров картинами, изящной мебелью, изысканной посудой. Пространство дворцов было более обширным. Территория вокруг дворца также искусно облагораживалась.

Стр. 113. Изучаем документ

Известно, что кулачные бои были одной из любимых народных потех. Найдите в тексте поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описание кулачного боя. На основе этого описания подготовьте рассказ о кулачном бое XVII в.

Описание кулачного боя в поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Берег Москвы-реки. Раннее утро. Зрители ещё подтягиваются, но царь со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже тут.

Первым, как и предвидел Калашников, выходит на ринг Кирибеевич. Возбуждённый вчерашней «победой», он так агрессивен и так уверен в себе, что никто из его обычных противников не трогается с места. Вот тут-то, раздвинув толпу, и появляется Степан Парамонович. Кирибеевич, слегка удивлённый (он-то сразу сообразил, что перед ним — новичок), предлагает простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком панихиду служить. Разумеется, это шутка: биться до смерти он явно не собирается. Не тот случай. Да и царь-государь смертные исходы на кулачных ристалищах не одобряет. И только сообразив, что противник — законный муж Алены Дмитриевны, теряет самообладание. От недавнего куража и следов не осталось. И все-таки — он, первый кулак царской опричной команды, чуть было не погубивший Степана Парамоновича удар, промеж рёбер, поддых, предательски-подлый, наносит именно он. С трудом поднявшись, но моментально собравшись (минуту назад — почтенный купец, а в момент удара удалой боец), Калашников сваливает своего недруга замертво.

Рассказ о кулачном бое XVII в.

Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, местами до Петрова дня, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка» в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

«Стенка на стенку»

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам», или «один на один», был самым почитаемым видом боя. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьба в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Сравните повседневную жизнь русских крестьян и горожан в XVII в. с жизнью современных горожан и сельских жителей. Что в наше время сохранилось в быту и рационе питания городского и сельского населения с XVII в.?

Жизнь русских крестьян и горожан в XVII в. и жизнь современных горожан и сельских жителей сильно отличается в бытовом устройстве, в обычаях, питании.

В наше время в быту и рационе питания городского и сельского населения с XVII в. не сохранилось практически ничего. В редких случаях – возвращение религиозных тардиций.

План урока

1. Влияние европейской культуры.

2. Образование.

3. Научные знания.

4. Литература.

5. Архитектура.

6. Живопись.

7. Театр.

8. Культурное взаимодействие народов России.

Проблемные вопросы

— Почему в XVII в. усиливается влияние европейской культуры?

— Было ли это полезным и закономерным?

Ход урока

Мотивационно-целевой этап

В.О. Ключевский писал о царе Алексее Михайловиче: «Он принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном состоянии». Некоторое переходное состояние было характерно и для российской культуры XVII в.

Тема урока: «Культура народов России в XVII в.».

Работа по теме урока

1. Влияние европейской культуры

— Какова основная особенность средневековой культуры?

(Ориентированность на религиозные ценности.)

Духовная жизнь находилась под полным контролем церкви, что отражалось на образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке.В отличии от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развиваться достаточно рано, в Рос­сии еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным.

Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.?

В XVII в. столетие стало временем расцвета самобытной русской культуры, которая не только бережно относилась к традициям предшественников, но и отчасти оказалась открытой для лучших мастеров и произведений культуры ряда европейских стран и народов самой России. Вместе с тем и власть и Русская православная церковь следили за тем, чтобы культурные новшества не подрывали основ культурной традиции русского народа.

Работая с п. 1 § 26 учебника и дополнительным материалом, приведите примеры, подтверждающие усиление влияния европейской культуры на культуру России в XVII в., и от­ветьте на вопросы.

Усилению влияния западноевропейской культуры на русскую в XVII в. способствовало несколько факторов: непрерывные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, присоединение Украины (особенно присоединение Украины), приезд в Россию иностранцев из Италии, Англии, Голландии.

В XVII веке русские люди, главным образом из придворного дворянства, заимствовали у «немцев» предметы быта. В доме зажиточного русского человека XVII века было уже не редкостью встретить рядом с простыми липовыми или дубовыми столами или скамьями, столы и кресла из эбенового или индийского дерева. На стенах стали появляться зеркала, часы. На берегу Яузы во второй половине XVII века была открыта одна из первых в Москве мануфактур — мануфактура Альберта Паульсена.

Пастор лютеранской церкви Готфрид Грегори создал при дворе Алексея Михайловича придворный театр для избранных по западному образцу.

Дополнительный материал

Множество иноземцев появилось в Москве во время Ливонской войны: войска взяли так много пленных, что ими торговали в городе. Часть ливонских пленников Иван IV поселил отдельно, и они-то, вероятно, образовали первую в Москве Немецкую слободу. В то время москвичи всех иноземцев называли «немцами», «немыми», т. е. не говорящими по-русски. Находилась слобода на правом берегу Яузы.

В этом поселении проживало около 4 тыс. человек. Улицы носи­ли названия тех городов, откуда были родом их обитатели (Дерптская, Нарвская и др.). Чтобы не тратить средства на содержание пленных, царь Иван разрешил им выделывать и продавать вино, пиво и другие напитки, что обычно было монополией казны. В начале XVII в. Немецкая слобода была вполне благоустроенным поселением, имевшим даже свою соб­ственную церковь.

Первая Немецкая слобода исчезла в пламени и разбое Смутного времени. Лишь после изгнания польско-литовских интервентов в столицу России потянулись предпри­имчивые иностранцы. В первую очередь приезжали торговцы, но кроме них — военные, архитекторы, медики, ремесленники. В Москве они се­лились в разных местах, там, где им было удобно.

Москвитяне иноземцев не жаловали: после общения с ними мыли руки, подметали полы, и даже их, казалось бы, совершенно невинные обычаи вызывали взрыв насмешек. Через несколько лет всех инозем­цев решили выселить из города. Побудительной причиной к этому было якобы то, что патриарх, проезжая по Москве и раздавая свое благосло­вение, по ошибке благословил и иноземцев, поскольку они были одеты в русское платье. Огорчившись таким умалением древнего православия, патриарх потребовал у государя выселить всех «поганых иноверцев» из святого града Москвы.

4 октября 1652 г. вышел указ об отводе земли под строение новой слободы. Так возникла новая Немецкая, или Иноземная, слобода, скоро разросшаяся в благоустроенный городок с прямыми широкими улицами и переулками, с красивыми деревянными домиками. Это был уголок Западной Европы, приютившийся на восточной окраине Москвы.

Населению слободы разрешалось строить дома на свой вкус, носить западноевропейскую одежду, т. е. создавались условия для воспроизве­дения в быту и застройке национальных черт разных европейских на­родов. По переписи 1665 г., т. е. через 13 лет после указа о выселении иностранцев из Москвы, Немецкая слобода насчитывала 204 дома. Дома строили «на немецкую и голландскую стать». В 1686-1694 гг. деревянные и протестантские храмы были заменены каменными по образцу западно­европейских.

Вот так существовали рядом друг с другом два далеких и обособлен­ных мира — столица огромного государства и небольшая часть западного мира, терпимая потому, что нельзя было отказываться от европейских знаний и товаров. И только неуемное любопытство и неукротимая энер­гия Петра Великого сблизили, а потом почти слили эти два мира, и толь­ко тогда исчезла Немецкая слобода.

Вопросы к классу

— Было ли строительство Немецкой слободы закономерным явлением?

— Как влияли представители различных национальностей на культуру и быт русского народа?

Образование

— Какое образование существовало на Руси в Средние века? (После ордынского нашествия роль хранителей и распростра­нителей образования выполняли монастыри. Образование ста­ло исключительно духовным.)

С чем был связан рост потребности в образованных людях в XVII в.?

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фикси­рует их на доске. Составляется перечень.)

Запись в тетради

Причины роста потребности в образованных людях в XVII в.:

1) оживление торгово-промышленной деятельности;

2) рост государственного аппарата;

3) возобновление связей с зарубежными странами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.122 с.)