Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью



В результате исследования уровня мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости по 3 методикам, были получены следующие результаты (см. Табл. 3).

Таблица 3 Результаты исследования уровня мыслительной деятельности детей экспериментальной группы по трем методикам

Условное имя ребенка

ПУ методика №1 ПУ методика №2 ПУ методика №3
(%) (%) (%)
МБ 70 50 45
ДЗ 40 30 35
РИ 50 30 20
АК 34 30 25
ВЛ 20 20 35
МН 55 10 15
ЭТ 10 10 15
НС 30 20 20
НХ 20 40 25
ДА 60 50 50
Средний показатель 38,9 29 28,5

При подсчете результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей экспериментальной группы по итогам всех трех методик были получены данные, отраженные в диаграмме (Рис.1).

Рис. 1. Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей экспериментальной группы

Диаграмма показывает, что по результатам методик в исследуемой группе не обнаружилось ни одного ребенка с наивысшим уровнем развития мыслительной деятельности. Большинство детей имеют низкий уровень развития наглядно-образного, словесно-логического мышления и уровня обобщения на уровне представлений.

Результаты исследования по методике "Матрица Равена", направленные на выяснение уровня развития наглядно-образного мышления показали, что у детей с недостатками интеллекта младшего школьного возраста вызывают большие трудности. Дети в большинстве случаев не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Задания этой методики детьми либо выполнялись в наглядно-действенном плане (вариант с передвижными вкладышами), либо не выполнялись совсем. Детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления и со средним уровнем в экспериментальной группе оказалось 40% (2 ребенка со средним уровнем и 2 с высоким).

Большую сложность для детей, участвующих в обследовании оказались задания, выполнение которых основывалось на словесно-логическом мышлении и установлении причинно-следственных связей, отношений между объектами и событиями. Эти задания требовали также определенного уровня развития устной связной речи. Детей с высоким уровнем развития данного вида мышления не было выявлено, большинство детей показали низкий уровень развития (90%).

Деятельность некоторых детей при выполнении задания напоминала не столько процесс мышления, сколько припоминания.

Анализируя общие результаты исследования, необходимо обратить внимание на качественный разброс результатов детей одного возраста и посещающих одну и ту же группу. Это еще раз подтверждает тот факт, что категория детей с умственной отсталостью весьма неоднородна, как неоднородны причины и степень повреждения, которые привели к умственной отсталости ребенка.

Выводы по II главе

Экспериментальное исследование особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых младших школьников было организовано на базе специальной коррекционной школы № 60, г. VIII вида г. Новосибирска.

В исследовании использовались диагностические тестовые методики, направленные на выявление уровня наглядно-образного и словесно-логического мышления детей, а также исследование мыслительных процессов анализа, обобщения, сравнения, изучение соотношения уровней развития и речи.

В результате исследования, гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием была подтверждена.

 

Венгер Л. А., Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.// Дошкольное воспитание, 1973 № 5 - № 6.

Виноградова А.Д., Клих С.А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей // Дефектология, 1988 № 3

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т. 2: Мышление и речь, М.: 1982г, т.3: Проблемы развития психики, М.: 1983, т.4: Детская психология, М.: 1984, т.5: Дефектология, М.: 1983

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. - М.: 1986

Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. - М.: 1980

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.:1998

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М.: 2002

Липкина А.И. Анализ и синтез при познании предметов учащимися вспомогательной школы// Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/ под ред. И.М.Соловьева. - М.:АПН РСФСР,1953

Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. - Л., 1986.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.:1999 г

Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.:2002.

Немов Р.С. Психология. В3книгах. - М.: 2002

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963

Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: 1999

Процко Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом // Дефектология. - 1992. - № 2-3

Процко Т.А. Особенности развития наглядных форм мышления у младших школьников // Дефектология. - 1998. - № 3- № 4.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:1998

Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. - М.: 1977

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: 1958

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: 1946

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: 1973

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.:1988

Содержание книги Ю.Щербатых «Общая психология в схемах и таблицах», Спб: 2008

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.: 1999

Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: 2001

Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: 2004

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: 1997

Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. - М.:1979

Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.:2003

 

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 79.  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

6. Выготский, Л.С.Основы дефектологии / Л.С.Выготский // Собр.соч. в 6 т / Под ред. Т.А. Власовой – М: Педагогика.,1983. – Т.2. – С307.

11. Андреева, К.А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования [Электронный ресурс] / К. А. Андреева // https://moluch.ru/ (дата обращения: 09.02.2014).

3. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений/ Е.О. Смирнова - М: ВЛАДОС, 2008 – 366с.

5. Андреева К.А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 175-183.

7. Петрова, В.Г, Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / Петрова В.Г, Белякова И.В. - М.: Академи, 2008.-160с.

19. Лубовский, В.И., Специальная психология том 1 учебник для бакалавриата и магистратуры.7-е издание / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова // под ред. В.И.Лубовского; - Москва: Юрайт, 2014 – 428с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология, Учебник для вузов / Петровский А.В., Ярошевский М.Г - М.: Академия, 1998 – 512с.

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии,/Л.С.Выготский//- Учебник для вузов СПб: Лань, 2003. - 654 с.,118с.

4. Психология лиц с умственной отсталостью / Сост. Калмыкова Е. А.: Уч. - метод. пособие /. – Курск: гос. ун-т, 2007. – 121с.

18. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника /.C.Я Рубинштейн – М.: Просвещение, 1986 – 192с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.011 с.)