Основные черты современных историко-психологических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты современных историко-психологических исследований.



- внимание к конкретным историко-сравнительным и культурно-сопоставительным исследованиям;

- стремление к разработке истории научных областей, направлений, отдельных проблем психологии;

- увеличение числа издаваемой литературы по историко-психологической проблематике;

- расширение профессионального сообщества историков психологии;

- увеличение числа научных центров, специально разрабатывабщих проблемы истории психологии;

- расширение источниковой базы историко-психологических исследований.

Литература:

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – в 2-х Т. – Ростов-на-Дону, 1997.

Психологическая наука в России ХХ столетия/Под ред. А.В.Брушлинского. М. 1997.

Богоявленская Д.Б. 1 Всероссийская научная конференция по психологии РПО «Психология сегодня»//Психологический журнал – 1996 - № 5.

Брушлинский А.В., Знаков В.В. Новые возможности и перспективы развития психологической науки//Психологический журнал – 1997 - № 1.

Ждан А.Н., Кольцова В.А. Взгляд в будущее//Психологический журнал – 1996 - № 1.

Ждан А.Н., Тихомиров О.К. Состояние и перспективы развития истории отечественной психологии//Вестник МГУ – 1987 - № 3.

Кольцова В.А.. Медведев А.М. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал – 1992 - № 5.

Кудрявцев В.Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме//Психологический журнал – 1996 - № 1.

Митькин А.А. На пути к системной психологии развития//Психологический журнал – 1997 - № 3.

Соколова Е.Е. Некоторые социокультурные факторы формирования научных школ в отечественной психологии в 20-40 гг ХХ века//Психологический журнал – 1997 - № 4.

Успенский П.Д. Психология возможного развития человека//Наука и религия – 1990 - № 8.

Психология ХХ1 века/Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 757-760.

 

Вопросы

к экзамену по курсу «История психологии»

для студентов 2 курса психологического факультета

 

 

1. Характеристика предметной области истории психологии.

2. Основные научные принципы историко-психологического исследования.

3. Методы историко-психологического исследования.

4. Периодизация и задачи истории психологии.

5. Основные теории развития психологии.

6. Общая характеристика античных учений о душе.

7. Природа души в учениях Демокрита, Платона, Аристотеля.

8. Строение души в учениях Стоиков, Платона, Аристотеля.

9. Проблема локализации души в античную эпоху.

10. Предствления древних мыслитетелей о механизме восприятия.

11. Соотношение ощущений и мышления в учениях Демокрита, Платона, Аристотеля.

12. Сравнительный анализ представлений о мышлении в школе Стоиков и в учении Сократа.

13. Разработка проблемы чувств в античную эпоху.

14. Проблема воли в античных учениях о душе.

15. Основные достижения античных врачей.

16. Развитие материалистических тенденции в психологии средневековья.

17. Развитие схолоастики в средневековой Европе.

18. Истоки психологии нового времени: Итальяноское Возрождение и испанская эмпирическая психология.

19. Значение учения Ф.Бэкона для психологии.

20. Р.Декарт и становление психологии во Франции в ХУ11 веке.

21. Психофизическая проблема и основные способы ее решения.

22. Рацоналистическое направление в психологии ХУ11 века: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

23. Эмпирические учение ХУ11 века: Дж.Локк, Т.Гоббс.

24. Становление ассоциативной психологии в Англии.

25. Материалистическая психология во Франции ХУ111 века.

26. Психологические идеи в учении И.Канта.

27. Психология И.Ф.Гербарта.

28. Классический ассоцианизм: основные положения теории.

29. Начало кризиса в ассоциативной психологии.

30. Эволюционный ассоцианизм Г.Спенсера.

31. Краткий анализ развития ассоциативной психологии.

32. Материалистические традиции в русской психологической науке (ХУ111-Х1Х вв).

33. Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: исследования в области физиологии органов чувств и нервной системы в 19 веке.

34. Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: возникновение психофизики и психометрии.

35. Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: эволюционные идеи Ч.Дарвина.

36. Выделение психологии в самостоятельную науку: программа В.Вундта.

37. И.М.Сеченов: психология как учение о рефлексообразных психических актах.

38. Программы развития психологии: а) эмпириокритицизм, б) психология как исследование отражения и действия.

39. Программы развития психологии: а) структурализм, б) функционализм.

40. Развитие экспериментальной и прикладной психологии в конце Х1Х – начале ХХ века.

41. Основные направления в русской психологии начала ХХ века: экспериментальная психология.

42. Основные направления в русской психологии начала ХХ века: эмпирическая и религиозно-философская психология.

43. Общая характеристика открытого кризиса в психологии.

44. История бихевиоризма: истоки, классический бихевиоризм Д.Уотсона.

45. Необихевиоризм.

46. Социобихевиоризм.

47. Гештальтпсихология: истоки, история возникновения, исследования восприятия.

48. Гештальтпсихология: основные направления исследований.

49. Психоанализ: истоки, глубинная психология.

50. Неофрейдизм.

51. Психология в России в 20-30-е годы: общая характеристика.

52. Советская психотехника.

53. Советская педология.

54. Объективная психология В.М.Бехтерева.

55. Роль научных школ в развитии отечественной психологии: школа Л.С.Выготского (культурно-исторический подход в психологии).

56. Роль научных школ в развитии отечественной психологии: школа С.Л.Рубинштейна (субъектно-деятельностный подход).

57. Психология в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

58. Отечественная психология в 60-80-е годы ХХ века.

59. Возникновение научных школ во второй половине ХХ века: гуманистическая психология, когнитивная психология.

60. Современное состояние и перспективы историко-психологических исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.011 с.)