Васильева Светлана Анатольевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Васильева Светлана Анатольевна




ИСТОРИЯ

 

Методические указания

и тематика контрольных работ

Технический редактор Л.И. Семочкина Редакционно-издательский отдел
   Подписано в печать __________.   Академии ФСИН России
Формат 60x84 1/16. 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1
Бумага офсетная. Гарнитура Times. Отпечатано: Отделение полиграфии РИО
                     Печ. л. 2,4. Академии ФСИН России
Тираж 20 экз. Заказ № _____. 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

 

 

ББК 63.3р30

                                                                  © Васильева С.А., 2012

                                                                  © Академия ФСИН России, 2012


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Дисциплина «История» изучается слушателями на первом курсе и включает 22 часа аудиторной работы и 122 часа самостоятельной работы.

Дисциплина «История» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление образованной, эрудированной личности будущего специалиста. Историческое образование является важным фактором формирования патриотизма у слушателей. В этой связи, курс истории развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал, способствует освоению общечеловеческих ценностей, обладает широкими воспитательными возможностями.

Изучение курса предполагает формирование у слушателей знаний о России, ее месте и роли в мировом историческом процессе, о современном положении страны с позиций демократии и патриотизма; формирование общей культуры специалиста, и призвано способствовать социализации личности, осознанию курсантами и слушателями выбора и последующего освоения профессиональных программ образования.

Целями освоения дисциплины «История» являются:

– формирование у обучающихся фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней;

– усвоение обучающимися уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы; формирование понимания отечественной истории как части мировой цивилизации, ее места в мире и стремления постигать и охранять общечеловеческие ценности и мир на земле;

– воспитание на основе знания истории нашей страны чувства патриотизма, гражданственности; гордости за свое прошлое;

– социализация личности, понимание своей роли в жизни общества, выработка жизненной позиции, умения оценить современные процессы, опираясь на исторический опыт;

– оказание помощи в будущей работе в органах, исполняющих наказания, в которой обращение к историческому опыту будет полезно.

Достижение поставленных целей предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:

– раскрыть основные закономерности и направления мирового исторического процесса, основные этапы исторического развития России, место и роль России в мировой истории, общее и особенное в истории нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами.

– дать представление об особенностях российского типа эволюции, специфике природно-климатических и геополитических условий развития, особенностях социального реформирования, личностного фактора и духовного начала, отношениях между государством и обществом на различных этапах развития России.

– углубить и систематизировать исторические знания, сформировать навыки аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними.

– сформировать представление о российской истории как о целостном динамичном процессе, в единстве экономики, политики, культуры.

– обучить самостоятельности при обращении к историческим источникам, помогающим оценить и духовно воспринять факты, события, поведение людей, и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории, умению учитывать неоднозначность выводов ученых по многим проблемам отечественной истории.

Курс «История» предусматривает освещение истории России в связи с мировым цивилизационным процессом. Структурно курс состоит из четырнадцати разделов, каждый из которых открывается краткой характеристикой соответствующего периода мировой истории, в контексте которой развивалась Россия. Подавляющая часть каждого раздела посвящена собственной истории России. При этом при ее освещении и анализе берется за основу концептуальный принцип, согласно которому предполагается изложение существующих в исторической литературе мнений по наиболее важным и общим проблемам исторического процесса.

Таким образом, история России рассматривается как часть всемирного исторического процесса и как самостоятельная, имеющая свой характер, свои особенности, свой вектор развития. Изучая историю, курсант должен продемонстрировать не только знание фактов и событий, охватывающих мировую историю и историю своей страны с древнейших времен до наших дней, но и умение анализировать программный материал, понимать логику исторического процесса.

Необходимый объем знаний изложен в рабочей программе, которой и следует руководствоваться в процессе подготовки. Усвоив материал курса «История», слушатель должен продемонстрировать: а) хорошее знание фактического материала (исторические события, даты, выдающиеся личности и т.п.); б) понимание объективного хода исторического развития, закономерности возникновения тех или иных исторических событий, их влияние на судьбы народов и государств; в) умение грамотно и логично формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Требования к уровню освоения программы. По итогам курса обучающийся должен:

Знать:

– закономерности и этапы исторического процесса, основные события мировой и отечественной истории;

– понятийный аппарат исторической науки, основные методы исследования истории;

– основной спектр концепций исторического развития, точек зрения по частным историческим проблемам.


Уметь:

– применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

– ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, применять полученные знания и умения при оценке социально-экономических и социально-политических проблем современного этапа развития отечественной истории;

– применять принципы историзма и объективности в анализе исторического материала, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к историческому прошлому;

– применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетенции.

Владеть:

– навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

– высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга;

– приемами работы с источниками исторического знания.

 

О самостоятельной работе слушателей с литературой

Для слушателя-заочника, который лишен возможности ежедневно встречаться с преподавателями, систематическая работа с документами и литературой – основной метод изучения курса.

Приступая к изучению темы, необходимо руководствоваться указаниями преподавателя, данными на установочной сессии, изучить рекомендуемую литературу, документы, материалы.

Установочные лекции по дисциплине «История» представляют собой систематизированные основы теоретических знаний по дисциплине, акцентируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Начать следует с изучения лекционного материала и выборочного ознакомления с предложенной литературой. В качестве основной литературы для подготовки к семинарским занятиям кафедра рекомендует труды представителей классической, современной русской исторической мысли. Кроме этого, слушатели могут использовать любые монографии, сборники, учебные пособия, периодические журналы.

Начинать работу нужно с предварительного общего ознакомления с книгой. Следует обратить внимание на полное название работы, подзаголовок и т.п., затем ознакомиться с оглавлением, научно-справочным аппаратом: ссылками на источники, примечаниями, приложениями. Следующий и самый важный этап работы над источником – внимательное чтение его с начала до конца. Очень важно определить главные идеи книги и глубоко в них разобраться. Если понимание книги затрудняется встречающимися в ней неясными словами, терминами, рекомендуется пользоваться при чтении справочниками, словарями иностранных слов, политическими и энциклопедическими словарями.

Помимо конспекта источника, в тетради ведется работа с терминами, делаются необходимые записи на семинарском занятии. Делая записи в личном конспекте, не забывайте отмечать, когда произошло то или иное событие, создавая хронологическую таблицу, которая поможет Вам усвоить ход исторических событий. Обратите внимание, что при изучении каждой темы очень важно отрабатывать материал по историческим персоналиям эпохи. В конспекте рекомендуется давать небольшие справки о правителях, политических деятелях, полководцах, представителях культуры и других лицах. Помните, через деятельность конкретных лиц лучше раскрывается изучаемый период истории.

В ходе работы с материалом необходима постоянная работа по четкому определению терминов и понятий. Например, Боярская дума, интервенция, военный коммунизм, приватизация, баскаки, норманнская теория и т.п. Не жалейте времени, чтобы разобраться и уяснить их смысл и содержание, используйте для этого учебную литературу, справочники и словари. Слушателю рекомендуется завести собственный словарик понятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.014 с.)