Личные неимущественные права (ст. 1255 гк рф). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личные неимущественные права (ст. 1255 гк рф).



В настоящее время российское гражданское законодательство устанавливает, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и право на отзыв.

Право авторства, состоит в возможности признаваться автором произведения. Все остальные права предоставляются автору лишь постольку, поскольку он имеет право авторства. Рассматриваемое право возникает объективно в силу создания произведения, от авторов не требуется совершения каких-либо действий для того, чтобы его приобрести.

Право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно. Данные права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. Указанные права могут принадлежать лишь фактическому создателю произведения. Они не переходят по наследству, а после смерти автора у наследников сохраняются лишь полномочия по охране соответствующего блага от нарушений со стороны третьих лиц.

Так, например, опубликование в рекламно-информационном издании фотографического произведения без согласия правообладателя и без указания на правообладателя и автора произведения является нарушением права автора на имя.

В случае если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности), издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Важным личным неимущественным правом является право на неприкосновенность произведения. Такое право позволяет обеспечить его целостность и неизменность. Право на неприкосновенность произведения означает, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

В литературе представлена точка зрения, согласно которой содержание права на неприкосновенность идентично содержанию права на переработку и "они лишь по-разному формулируют запрет переработки произведения без разрешения автора".

Наследники, обладающие исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Следующим личным неимущественным правом является право на обнародование произведения. Авторы сами осуществляют действия или дают согласие на осуществление действий, которые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа или другим способом.

Составной частью права на обнародование выступает право на отзыв. В соответствии с ним автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, возместив при этом лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение, причиненные таким решением убытки.

В силу специального правила право на отзыв не применяется к произведениям, вошедшим в сложный объект, программам для ЭВМ и служебным произведениям. Как было отмечено ВС РФ, автор произведения, вошедшего в сложный объект, не обладает правом на его отзыв независимо от того, кому принадлежат интеллектуальные права на сам сложный объект. Правовой режим сложного объекта распространяется на единое целое завершенное произведение, в котором невозможность использования хотя бы одной составляющей его части приведет к утрате авторского замысла создателя сложного объекта и повлечет невозможность его дальнейшего применения. Данная правовая позиция была сформулирована в отношении хореографических постановок и вокально-хореографических произведений, которые сами по себе сложными объектами не являются, но могут входить в состав сложного объекта.

Право авторства, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права автора на имя и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа, назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана права авторства, права автора на имя и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ).

Исключительное право на произведение первоначально возникает у автора. Исключительный характер носят все авторские права, принадлежащие самим авторам, их наследникам или иным лицам, приобретающим авторские права в силу указания закона. Если же авторские права приобретены на основании договора, то их характер (исключительный или неисключительный).

Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение).

1. Воспроизведение произведения - изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме.

Воспроизведением признается в том числе запись на электронном носителе, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения (например, изготовление детской игрушки на основе двухмерного изображения персонажа мультфильма или изображение скульптуры на двухмерном носителе (в виде фотографии или рисунка) соответственно).

При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Так, исходя из закона случаи, когда создаются новые копии произведений или осуществляется передача самих произведений без отчуждения носителей (например, посредством электронной сети), следует квалифицировать как воспроизведение.

Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения, либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения. В последнем случае речь идет о технической записи, которая имеет временный характер и обусловлена потребностями технологического процесса.

Нарушением исключительных прав на программу для ЭВМ может быть признана не только ее запись в память компьютера, но и сам факт хранения ее там (при отсутствии доказательств правомерности этого). Таким образом, хранение программы для ЭВМ также считается способом ее использования.

2. Распространение произведения возможно путем продажи или иного отчуждения (дарения, мены) оригинала или экземпляров, т.е. материальных носителей, в которых выражено произведение.

3. Публичный показ возможен в отношении различных объектов: произведений изобразительного искусства, архитектуры, фотографий и т.п.

Показом является любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью технических средств (пленки, диапозитива, телевизионного кадра и т.п.), а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Публичный характер такой показ приобретает, если осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. При этом не имеет значения, воспринимается ли произведение публикой в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с такой демонстрацией.

4. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения также рассматривается законом как самостоятельный способ использования, что требует получения у правообладателя специального разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации произведений, изготовленных за рубежом.

5. Прокат оригинала или экземпляра произведения как самостоятельный способ его использования. В связи с этим приобретение любого материального носителя, в котором выражено произведение, не дает собственнику права сдавать его в прокат без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения. Вместе с тем в п. 4 ст. 1270 ГК РФ устанавливается специальное правило, в соответствии с которым нормы о прокате не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, "когда такая программа является основным объектом проката".

6. Публичным исполнением произведения является представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения (например, салон красоты), или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (например, в случае прямой трансляции, организованной из места представления или показа произведения). Так, например, представление музыкального произведения с помощью технических средств (радиоприемника), размещенного в салоне красоты - месте, открытом для свободного посещения, является публичным исполнением произведения.

7. Сообщение в эфир представляет собой сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю.

Под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.

Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия. Например, при цифровом вещании пакет телевизионных каналов (мультиплексов) может быть, как не закодированным, т.е. открытым (бесплатным), так и закодированным - закрытым (платным) с использованием системы условного доступа, т.е. с применением смарт-карт, ресивера и пр. (например, "НТВ-плюс", "Триколор ТВ" и др.). Таким образом, сообщением в эфир будут являться те случаи, если возможности декодирования закрытых (как правило, платных) телеканалов предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.

8. Сообщение по кабелю - сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия. Субъектом, осуществляющим использование объектов авторских прав посредством сообщения в эфир, является организация, осуществляющая эфирное вещание. Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

9. Ретрансляцией признается прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания.

10. Перевод или другая переработка произведения. Под переработкой понимается создание производного произведения: обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п. Под переводом понимается вид литературного творчества, в процессе которого произведение, существующее на одном языке, воссоздается на другом.

Частным случаем переработки произведения является переработка (модификация) программы для ЭВМ, под которой понимается любое ее изменение, в том числе перевод с одного языка на другой, за исключением адаптации, представляющей собой внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях ее функционирования на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

11. Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Данный случай использования произведения является практическим применением положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение. Выделение данного способа использования произведения для рассматриваемой категории объектов сделано в том числе потому, что данные произведения включают инженерно-технические решения, от правильной реализации которых зависит использование произведения.

Под практической реализацией понимается разработка строительной документации, строительные и иные работы по созданию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового объекта.

12. Специально для случаев использования произведений в сети Интернет и иных компьютерных сетях было введен такой способ использования, как доведение произведения до всеобщего сведения. Отличие доведения до всеобщего сведения от передачи в эфир или сообщения по кабелю состоит в том, что лицо, разместившее произведение в компьютерной сети, само не осуществляет каких-либо действий, направленных на сообщение его публике. Напротив, в данном случае активную роль играют пользователи, осуществляющие поиск такого произведения в компьютерной сети для его использования. Этот способ определен как доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

13. Право на иное использование произведения

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного п. 1 ст. 1281 ГК РФ.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

К числу иных интеллектуальных прав относятся право следования, право доступа и другие права, например, право на вознаграждение в служебном произведении.

Право следования предоставляет автору изобразительного искусства возможность получения дополнительных доходов в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, которые уплачиваются автору продавцом, в случае если посредником при перепродаже соответствующего оригинала выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин).

Правом следования пользуются также авторы литературных и музыкальных произведений в отношении перепродажи авторских рукописей (автографов) их произведений (п. 2 ст. 1293 ГК РФ).

Право доступа подразумевает, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (п. 1 ст. 1292 ГК РФ). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Условия такого доступа (выбор помещения и иных условий) определяются собственником оригинала произведения. Вместе с тем такие условия должны позволить автору осуществить воспроизведение.

Отдельно в законе оговаривается право доступа в отношении автора произведения архитектуры, который вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1292 ГК РФ).

Право на вознаграждение в служебном произведении также рассматривается как иное право.

Служебным произведением признается такое произведение науки, литературы или искусства, которое создается в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

В таком случае авторские права принадлежат автору. Однако исключительное право по общему правилу принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором не предусмотрено иное. Так, если исключительное право на произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать это произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения.

За автором служебного произведения признаются личные неимущественные права, а также право на вознаграждение (это право неотчуждаемо и не переходит по наследству, в отличие от права автора по договору и не полученных автором доходов, которые переходят к наследникам.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем по общему правилу определяются договором между работодателем и работником (автором).

Право автора на вознаграждение может быть реализовано в различных формах:

а) в виде вознаграждения за отчуждение исключительного права

б) в виде вознаграждения за право использования произведения по лицензионному договору (вознаграждение может выплачиваться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме);

в) в виде продажной цены при отчуждении оригинала произведения;

г) в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения (право следования);

д) в виде вознаграждения композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

е) в виде вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях;

ж) в виде вознаграждения за использование служебного произведения.

В литературе к иным правам относят также право лица, организовавшего создание сложного объекта, на указание своего имени или наименования либо требование такого указания.

Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется плагиатом. Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией или, в просторечии, «пиратством».

В интересах общества ГК установлены случаи, когда допускается использование произведений без согласия автора (без выплаты или с выплатой вознаграждения).

Эти случаи представляют собой свободное использование произведений и имеют следующие характеристики:

а) свободное использование не должно наносить неоправданный ущерб обычному использованию произведений;

б) свободное использование не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы правообладателей;

в) данные случаи касаются, как правило, лишь правомерно обнародованных произведений;

г) право авторства, право на имя и на неприкосновенность произведения не должны нарушаться при использовании произведения без согласия автора;

д) каждый случай свободного использования произведения носит строго ограниченный характер, а сам перечень случаев является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Свободное использование произведений допускается в следующих случаях.

1. В личных целях.

2. В информационных, научных, учебных или культурных целях:

• цитирование;

• использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио– и телепередачах, звуко– и видеозаписях учебного характера:

• воспроизведение в информационных целях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам; публично произнесенных политических речей, обращений, докладов;

• воспроизведение в информационных целях в обзорах событий произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий:

• воспроизведение произведений специальными способами для слепых;

• предоставление экземпляров произведений библиотеками во временное безвозмездное пользование и др.

3. Репродуцирование:

• правомерно опубликованного произведения – библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов:

• отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

4. Публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон.

5 Воспроизведение произведения для целей правоприменения.

6. Запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования.

7. Воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных в целях обеспечения их функционирования в соответствии с назначением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.045 с.)