Cистема правового регулирования общественных отношений в информационной сфере. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Cистема правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.



Информационное общество

основные особенности и характеристики:

Увеличение роли информации знаний и инф технологий в жизни общества

Возрастание числа людей, занятых инф технологиями и производством инф продуктов

Нарастающая информатизация (внедрение инф технологий везде)

Создание глобального инф пространства(например, внутр законодательство государства ограничено пространством)

Развитие электронной демократии

Инф общество – это такое общество, в котором реализуются функции информирования и другие формы инфокоммуникационных технологий в процессе обеспечения всех потребителе этого социального ресурса в целях создания условий для реализации их прав и интересов в соответствии с базовым принципом «информация для всех» при учете условий инф безопасности общества, государства и человека.

характеристики:

Увеличение роли информации знаний и инф технологий в жизни общества

Возрастание числа людей, занятых инф технологиями и производством инф продуктов

Нарастающая информатизация (внедрение инф технологий везде)

Создание глобального инф пространства(например, внутр законодательство государства ограничено пространством)

Развитие электронной демократии

Этапы становления: 1. 1970-80 гг –зарождение инф технологий, формирование понятие инф права, споры о том нужно ли инф право вообще

2.1990гг-вопрос о месте ИП, его поместили в админ право

3.1995-наст время- Первый закон «Об информации», стала развиваться отрасль ИП, в 1997г появилась глава в УК касаемо преступления в сфере информации

 

2 В истории развития человечества информация являлась одной из основных характеристик цивилизации. Она служила источником принятия решений, ее наличие или отсутствие, решало судьбы как отдельных личностей, так и государств. Всю историю человечества можно представить как историю развития средств накопления и передачи информации. Наряду с историей развития транспорта, история отношения человечества к информации является историей качественных скачков всей цивилизации.

На этом пути наша цивилизация преодолела несколько значительных преобразований, которые принято называть информационными революциями. Они сопровождались глобальными изменениями в обработке, хранении и обращении информации. Каждая из информационных революций кардинально изменила всю цивилизацию и оказала на развитие человечества больше влияния, чем любое государство или правитель.

Первая информационная революция- изобретение письменности.

Вторая информационная революция(середина XVI в.) - изобретение книгопечатания (Гутенберг и Иван Федоров). Эта революция кардинально изменила возможности распространения и тиражирования информации.

Третья информационная революция(конец XIX в.) - изобретение электричества. После изобретения электричества появились телеграф, телефон, радио.

Четвертая информационная революция(середина XX в.) - изобретение вычислительной техники, появление персонального компьютера, создание сетей связи и телекоммуникаций

Пятая информационная революция (конец XX в.) – создание глобальных информационных компьютерных сетей. Эти сети охватывают на настоящий момент практически все страны.

Итогом всех пяти информационных революций, а в особенности последних двух из них, стали глобальные социальные и экономические изменения. Промышленность более не сосредоточена в отдельной области, люди имеют возможность ежедневно потреблять огромное количество информации, что еще сто лет назад казалось абсолютно невозможным. Потребляя или познавая ежегодно новую информацию, человек стремится, не только услышать, но и увидеть.

4 «Информационное право» определяют как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основной предмет правового регулирования информационного права — это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

К информационному праву, его содержанию и структуре сегодня отношение также неоднозначное. Специалистов, исследующих эти проблемы, можно разделить на две группы.

Первая группа рассматривает информационное право в широком смысле слова как науку, изучающую информационную сущность права вообще

Второй, более узкий подход, основан на рассмотрении информационного права как отрасли права, регулирующей общественные отношения в информационной сфере так, как ее определил. Некоторые специалисты еще более сужают понятие информационного права; считая, что оно применимо только для регулирования отношений, возникающих при обработке документированной информации или обработке информации в системе телекоммуникаций и т.п.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

Основные направления:

изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;

исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;

исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;

исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;

изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц — участников информационных правоотношений, юридических фактов

10

Информационно-правовая норма— это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и обязанностей субъектов и осуществлением информационных процессов при обращении информации (процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации).

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов — участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

14 Субъект информационного права - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него информационным правом.

Субъект общественных отношений в информационной сфере - это физическое лицо или организация, являющиеся участником информационных отношений, наделенные определенными правами и обязанностями в информационной сфере и способные их осуществлять.

Субъект информационного права и субъект общественных отношений в информационной сфере два равно взаимосвязанных по значению понятия. Условия, при которых субъект информационного права может стать субъектом общественных отношений в информационной сфере, это:

- наличие необходимых информационно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;

- наличие оснований возникновения, изменения и прекращения общественных отношений в информационной сфере;

- правоспособность и дееспособность в информационном праве.

Понятие правоспособности в информационном праве несколько отличается от общепринятого. Конечно, правоспособность в данном случае - это установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в общественные отношения в информационной сфере, иметь юридические права и нести соответствующие юридические обязанности. Дееспособность в информационном праве - способность субъекта своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и создавать для себя обязанности (в том числе морально-этические) и реализовывать их в рамках конкретных информационных отношений.

Возраст, с которого наступает полная дееспособность у физического лица практически во всех отраслях права, составляет 18 лет. Но реально существует дееспособность малолетних, которая наступает поэтапно, по мере достижения ребенком определенного возраста.

15 Принципы информационного права базируется на положениях основной конституции Норм закрепляющих информационное право и свободы и гарантирующий их осуществление, А также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений. Основой формирования информации права является общие правовые специальные принципы. К общим правовым принципам относится:

1 законности

2Федерализма

3принцип ответственности 4наказуемости

5гуманности

6гарантированности

7 судебной защиты

Специальные принципы

1Приобретение правда личности 2свободного производства и распространение любой информации 3запрещение производства и распространение информации вредной опасной для развития личности 4свободного доступа

 

16. В системе информационного законодательства ученые-правоведы выделяют следующие основные элементы:

-международное информационное право;

-информационно-правовые нормы Конституции РФ;

-законодательство об интеллектуальной собственности;

-законодательство о средствах массовой информации;

-законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг;

-законодательство, регулирующее поиск, получение и передачу информации; -законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения; -законодательство об информационной безопасности; и др.

-нормы, устанавливающие правовой режим информации как объекта гражданского

-нормы административного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права, устанавливающие систему публичных разрешений, предписаний и запретов в сфере информационного обеспечения субъектов правовых отношений,

-нормы, устанавливающие информационные права и обязанности для субъектов правовых отношений

-нормы гражданского, трудового, административного, уголовного и иных отраслей права, устанавливающие порядок реализации информационных прав и обязанностей различных субъектов права

-нормы гражданского, трудового, административного, уголовного и иных отраслей права, устанавливающие ответственность за нарушение действующего законодательства в сфере информации;

-правовые нормы, регламентирующие деятельность архивов, библиотек, иных юридических лиц, профессионально занимающихся сбором, хранением обработкой, передачей и распространением документированной информации;

-нормы, регламентирующие правовое положение и порядок деятельности средств массовой информации на территории Российской Федерации; и т.д.

-нормы, регулирующие отношения, связанные с использованием новейших информационных технологий и средств связи

-нормы, регулирующие международный обмен информацией.

Источники права – официальные формы закрепления и существования правовых норм.

Среди множества источников информационного права выделяются наиболее важные группы:

1. НПА

2. договоры

3. санкционированные обычаи

4. (?) судебные прецеденты – Паршуков думает, что они являются источником, особенно в

это помогает ВАС и система арбитража.

Классическая наука ИП не относит прецедент к источникам.

 

17 Право на свободный поиск информации предоставляет человеку и гражданину юридически обеспеченную возможность производить любые, не запрещенные законом действия, направленные на поиск и консолидацию информации, осуществляя правомерный запрос в органы государственной власти, архивы, информационные службы, справочные и иные организации.

Подобное право может реализовываться как самостоятельно, так и через уполномоченных представителей, правомочия которых подтверждены необходимыми документами, за исключением определенной, конфиденциальной информации, поиск которой возможен лишь непосредственно самим заинтересованным лицом. Ограничение — охрана информации, составляющей охраняемую законом тайну.

Право получать информацию обеспечивается возможностью лица запрашивать информацию и требовать ее получения у лиц, обязанных ее предоставить, в той форме и том виде, в котором она испрашивается и предусмотрена законом.

Право на передачу информации можно рассмотреть как в биологическом аспекте, то есть право на передачу своих генов своим детям, закрепленное действующим семейным законодательством, так и в иных аспектах. В социологическом аспекте такое право можно представить в виде гарантированной возможности родителей воспитывать своих детей без неправомерного вмешательства любых иных лиц. Кроме того, процесс передачи информации, его форма, способ, субъекты и особенности определяются участниками информационных отношений самостоятельно и не должны подвергаться цензуре, но должны быть правомерными. Ограничения – требования к охране конфиденциальной информации.

Право на производство информации непосредственно связана с творческим актом. В таком случае информация является результатом интеллектуальной деятельности и подлежит правовой охране в соответствии с авторским и патентным законодательством, причем охране подлежат и непосредственно авторские и смежные права.

Право на распространение информации представляет собой доведение информации любым, не запрещенным законом образом до сведения определенного или неопределенного круга лиц, что осуществляется с соблюдением требований к правомерности. Право ограничивается требованием охраны информации, составляющей тайну

Право на использование информации является производным от прав на передачу, производство и распространение информации. Лицу предоставляется право самостоятельно выбирать виды, формы, способы, цели и особенности использования информации, не превышая при этом пределы осуществления прав.

21 вопр

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Общедоступная информация

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Информация ограниченного доступа

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

виды доступа:

Ограниченный доступ;

Свободный доступ.

Право на информацию - нормативный определенный порядок реализации полномочий различных субъектов в области производства (создания, получения, доступа, сбора, хранения, использования и распространения) информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам личности, общества и государства.

Существует еще ряд прав, относимых к информационным:

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных и иных сообщений

- свобода мысли и слова

- право на свободу выражения своих мнений и убеждений

- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные

Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимся субъектам по их запросам;

- право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды -

- свобода преподавания

- право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни

- право на получение квалифицированной юридической помощи - ст. 48 Конституции.

Основаниями для ограничения информационных прав могут служить:

1) защита основ конституционного строя;

2) защита нравственности;

3) защита здоровья;

4) защита прав и законных интересов других лиц;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

 

22вопр

Доступ к государственной тайне рассматривается как процедура оформления прав граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а для предприятий, организаций, учреждений — на проведение работ с использованием таких сведений.

Исходя из важности той информации, которая может быть доверена лицу в рамках его работы или службы, существует 3 вида допуска к государственной тайне:

1. «Особая важность».

2. «Совершенно секретно».

3. «Секретно».

Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

1. принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2. письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

3. письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4. определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательства Российской Федерации;

5. ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6. принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 7).

 

23 вопр

государственная геномная регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации;

 

Вопр

Право на доступ к информации – это поиск и получение гражданами и организациями любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных ФЗ.

Закон о доступе к информации устанавливает, что «плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов МСУ взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ».

Организация также имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся своих прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. По Закону об информации доступ не может быть ограничен к:

• нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

• информации о состоянии окружающей среды;

• информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

• информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

• иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления в свою очередь обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

Охрана.

В российском законодательстве свобода информации, свобода слова, свобода выражения мнения закреплены в ст.29 Конституции РФ.

Закон РФ “О СМИ” регулирует профессиональную деятельность журналистов и деятельность редакций СМИ. В ст.38-40 регулирует право на запрос информации и право на ее получение.

Есть также Закон “Об информации, информатизации и защите информации”.

Есть еще нормативные акты, которые так или иначе регулируют сферу свободы доступа к информации. Из них в первую очередь стоит обратить внимание на Указ Президента “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию”.

 

26 вопр

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна.

Законодательство РФ устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом. Первым обязательным признаком,при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита.

Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом являются:

•предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;

•предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

•реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.

При этом ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что режим защиты информации устанавливается в отношении:

•сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне";

•конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона;

•персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Другим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что защите подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе).

 

27 вопр

Правовая основа доступа к государственной информации

Правовым фундаментом, на котором строится российское законодательство о доступе к информации о деятельности государственных органов, является Конституция РФ. Основным положением Конституции РФ, закрепляющим право на доступ к информации, является ч. 4 ст. 29, которая устанавливает, что каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Статья 24 Конституции РФ также закрепляет обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

 

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физ.лиц), в том числе представителей организаций (юр.лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;28

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

 

28 вопр

государственной тайне» - защищаемые государством сведения в области его специфической деятельности, связанной с обеспечением безопасности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К сведениям, составляющим государственную тайну (ГТ), относятся сведения о деятельности:

военной,

внешнеполитической,

экономической,

разведывательной,

контрразведывательной

оперативно-розыскной.

 

40 вопр

Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Информационное общество

основные особенности и характеристики:

Увеличение роли информации знаний и инф технологий в жизни общества

Возрастание числа людей, занятых инф технологиями и производством инф продуктов

Нарастающая информатизация (внедрение инф технологий везде)

Создание глобального инф пространства(например, внутр законодательство государства ограничено пространством)

Развитие электронной демократии

Инф общество – это такое общество, в котором реализуются функции информирования и другие формы инфокоммуникационных технологий в процессе обеспечения всех потребителе этого социального ресурса в целях создания условий для реализации их прав и интересов в соответствии с базовым принципом «информация для всех» при учете условий инф безопасности общества, государства и человека.

характеристики:

Увеличение роли информации знаний и инф технологий в жизни общества

Возрастание числа людей, занятых инф технологиями и производством инф продуктов

Нарастающая информатизация (внедрение инф технологий везде)

Создание глобального инф пространства(например, внутр законодательство государства ограничено пространством)

Развитие электронной демократии

Этапы становления: 1. 1970-80 гг –зарождение инф технологий, формирование понятие инф права, споры о том нужно ли инф право вообще

2.1990гг-вопрос о месте ИП, его поместили в админ право

3.1995-наст время- Первый закон «Об информации», стала развиваться отрасль ИП, в 1997г появилась глава в УК касаемо преступления в сфере информации

 

2 В истории развития человечества информация являлась одной из основных характеристик цивилизации. Она служила источником принятия решений, ее наличие или отсутствие, решало судьбы как отдельных личностей, так и государств. Всю историю человечества можно представить как историю развития средств накопления и передачи информации. Наряду с историей развития транспорта, история отношения человечества к информации является историей качественных скачков всей цивилизации.

На этом пути наша цивилизация преодолела несколько значительных преобразований, которые принято называть информационными революциями. Они сопровождались глобальными изменениями в обработке, хранении и обращении информации. Каждая из информационных революций кардинально изменила всю цивилизацию и оказала на развитие человечества больше влияния, чем любое государство или правитель.

Первая информационная революция- изобретение письменности.

Вторая информационная революция(середина XVI в.) - изобретение книгопечатания (Гутенберг и Иван Федоров). Эта революция кардинально изменила возможности распространения и тиражирования информации.

Третья информационная революция(конец XIX в.) - изобретение электричества. После изобретения электричества появились телеграф, телефон, радио.

Четвертая информационная революция(середина XX в.) - изобретение вычислительной техники, появление персонального компьютера, создание сетей связи и телекоммуникаций

Пятая информационная революция (конец XX в.) – создание глобальных информационных компьютерных сетей. Эти сети охватывают на настоящий момент практически все страны.

Итогом всех пяти информационных революций, а в особенности последних двух из них, стали глобальные социальные и экономические изменения. Промышленность более не сосредоточена в отдельной области, люди имеют возможность ежедневно потреблять огромное количество информации, что еще сто лет назад казалось абсолютно невозможным. Потребляя или познавая ежегодно новую информацию, человек стремится, не только услышать, но и увидеть.

4 «Информационное право» определяют как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основной предмет правового регулирования информационного права — это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

К информационному праву, его содержанию и структуре сегодня отношение также неоднозначное. Специалистов, исследующих эти проблемы, можно разделить на две группы.

Первая группа рассматривает информационное право в широком смысле слова как науку, изучающую информационную сущность права вообще

Второй, более узкий подход, основан на рассмотрении информационного права как отрасли права, регулирующей общественные отношения в информационной сфере так, как ее определил. Некоторые специалисты еще более сужают понятие информационного права; считая, что оно применимо только для регулирования отношений, возникающих при обработке документированной информации или обработке информации в системе телекоммуникаций и т.п.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

Основные направления:

изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;

исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;

исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;

исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;

изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц — участников информационных правоотношений, юридических фактов

Cистема правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность). Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт - это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «информационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на две части — Общую и Особенную.

5. Информ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.138 с.)