Причины и свойства дефектов, ошибок и модификаций в сложных программных средствах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и свойства дефектов, ошибок и модификаций в сложных программных средствах.



Риски в жизненном цикле сложных программных средств.

Основные понятия дефектов, ошибок и рисков в

Жизненном цикле.

Статистика ошибок и дефектов в комплексах программ и их характеристики в конкретных типах проектов ИС могут служить ориентирами для разработчиков при распределении ресурсов в жизненном цикле ИС и предохранять их от излишнего оптимизма при оценке достигнутого качества программных продуктов. Источниками ошибок в ИС, как правило, являются специалисты-конкретные люди с их индивидуальными особенностями, квалификацией, талантом и опытом. К понятию «риски» относятся негативные события и их величины, отражающие потери, убытки или ущерб от процессов или продуктов, вызванные дефектами при проектировании требований, недостатками обоснования проектов ИС, а также при последующих этапах разработки, реализации и всего жизненного цикла комплексов программ. В ЖЦ ИС не всегда удается достигнуть требуемого положительного эффекта и может проявляться некоторый ущерб- риск в создаваемых проектах, программных продуктах и их характеристиках. Риски проявляются, как негативные последствия дефектов функционирования и применения ИС, которые способны нанести ущерб системе, внешней среде или пользователю в результате отклонения характеристик объектов или процессов от заданных требованиями заказчика, согласованными с разработчиками. Риски характеризуют возможные негативные последствия дефектов или ущерб пользователей при применении и функционировании ИС и системы, и задача разработчиков сводится к сокращению дефектов и ликвидации рисков.

Характеристики дефектов и рисков непосредственно связаны с достигаемой корректностью, безопасностью и надежностью функционирования программ и помогают:

1.оценивать реальное состояние проекта и планировать необходимую трудоемкость и длительность для его положительного завершения;

2.выбирать методы и средства автоматизации тестирования и отладки программ, адекватные текущему состоянию разработки и сопровождения ПС, наиболее эффективные для устранения определенных видов дефектов и рисков;

3.рассчитывать необходимую эффективность контрмер и дополнительных средств оперативной защиты от потенциальных дефектов и не выявленных ошибок;

4.оценивать требующиеся ресурсы ЭВМ по расширению памяти и производительности, с учетом затрат на реализацию контрмер при модификации и устранении ошибок и рисков.

Понятие ошибки в программе - в общем случае под ошибкой подразумевается неправильность, погрешность или неумышленное искажение объекта или процесса, что может быть причиной ущерба - риска при функционировании и применении программы. При этом предполагается, что известно правильное, эталонное состояние объекта или процесса, по отношению к которому может быть определено наличие отклонения— ошибки или дефекта. Исходным эталоном для любого ИС являются спецификация требований заказчика или потенциального пользователя, предъявляемых к программам. Подобные документы устанавливают состав, содержание и значения результатов, которые должен получать пользователь при определенных условиях и исходных данных. Любое отклонение результатов функционирования программы от предъявляемых к ней требований и сформированных по ним эталонов-тестов, следует квалифицировать как ошибку — дефект в программе, наносящий некоторый ущерб. Различия между ожидаемыми и полученными результатами функционирования программ могут быть следствием ошибок не только в созданных программах, но и ошибок в первичных требованиях спецификаций, явившихся базой при создании эталонов-тестов. Тем самым проявляется объективная реальность, заключающаяся в невозможности абсолютной корректности и полноты исходных спецификаций и эталонов для сложных проектов ИС. На практике в процессе ЖЦ ИС исходные требования поэтапно уточняются, модифицируются, расширяются и детализируются по согласованию между заказчиком и разработчиком. Базой таких уточнений являются неформализованные представления и знания специалистов-заказчиков и разработчиков, а также результаты промежуточных этапов проектирования. Однако установить некорректность таких эталонов еще труднее, чем обнаружить дефекты в сопровождаемых программах, так как принципиально отсутствуют формализованные данные, которые можно использовать как исходные. Важной особенностью процесса выявления ошибок в программах является отсутствие полностью определенной программы - эталона, которой должны соответствовать текст и результаты функционирования разрабатываемой программы. Поэтому установить наличие и локализовать дефект непосредственным сравнением с программой без ошибок в большинстве случаев невозможно. При отладке и тестировании обычно сначала обнаруживаются вторичные ошибки и риски, т.е. последствия и результаты проявления некоторых внутренних дефектов или некорректностей программ. Потери эффективности и риски программ за счет неполной корректности в первом приближении можно считать прямо пропорциональными (с коэффициентом) вторичным ошибкам в выходных результатах.

Вторичные ошибки являются определяющими для эффективности функционирования программ, однако не каждая первичная ошибка вносит заметный вклад в выходные результаты. Вследствие этого ряд первичных ошибок может оставаться необнаруженным и, по существу, не влияет на функциональные характеристики ИС. Появление ошибок в программах, естественно, предшествует их обнаружению и устранению на основе вторичных проявлений. Наибольшее число первичных ошибок вносится на этапах системного анализа и разработки модификаций программ. При этом на долю системного анализа приходятся наиболее сложные для обнаружения и устранения дефекты. На последующих этапах разработки изменений ПС ошибки вносятся и устраняются в программах в процессе их корректировки по результатам тестирования. Общие тенденции состоят в быстром росте затрат на выполнение каждого изменения на последовательных этапах процессов модификации программ. Уровень серьезности последствий ошибок варьирует от классов проектов и от предприятия, но, в общем, можно разделить ошибки на три уровня.

Небольшими ошибками называют такие, на которые средний пользователь не обратит внимания при применении ПС вследствие отсутствия их проявления и последствия которых обычно так и не обнаруживаются. Небольшие ошибки могут включать орфографические ошибки на экране, пропущенные разделы в справочнике и другие мелкие проблемы. Такие ошибки никогда не помешают выпуску и применению версии системы и программного продукта. По десятибалльной шкале рисков небольшие ошибки находятся в пределах от 1 до 3-го приоритета.

Умеренными ошибками называют те, которые влияют на конечного пользователя, но имеются слабые последствия или обходные пути, позволяющие сохранить достаточную функциональность ПС. Это такие дефекты, как неверные ссылки на страницах, ошибочный текст на экране и даже сбои, если эти сбои трудно воспроизвести и они не оказывают влияния на существенное число пользователей. Некоторые умеренные ошибки, возможно, проникают в конечный программный продукт. Ошибки, которые можно исправить на этом уровне, следует исправлять, если на это есть время и возможность. По десятибалльной шкале умеренные ошибки находятся в диапазоне от 4 до 7-го приоритета.

Критические ошибки останавливают выпуск версии программного продукта. Это могут быть ошибки с высоким влиянием, которые вызывают сбой в системе или потерю данных, отражаются на надежности и безопасности применения ПС, с которыми никогда не передается комплекс программ пользователю. По десятибалльной шкале - от 8 до 10-го приоритета.

Совокупность ошибок, дефектов и последствий модификаций проектов крупномасштабных комплексов программ можно упорядочить и условно представить в виде перевернутой пирамиды в зависимости от потенциальной опасности и возможной величины корректировок их последствий. Каждому типу корректировок соответствует более или менее определенная категория специалистов, являющихся источником изменений данного типа. Такую корреляцию целесообразно рассматривать и учитывать как общую качественную тенденцию при анализе и поиске их причин. 17.03.2020



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.230.20 (0.006 с.)