Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом.



Мурманской области

 «Кольский медицинский колледж»

 

 

Раздаточный материал по теме 3.20:

«Участие сестры в лабораторных методах исследования»

ПМ «Выполнение работ по профессии 34.01.01 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 03 «Технология оказания медицинских услуг»

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности среднего профессионального образования

34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01«Лечебное дело»

31.02.02 «Акушерское дело».

 

Составил: преподаватель ГАПОУ МО «КМК»

Дзюбак Н. А.

 

Занятие способствует освоению основных видов профессиональной деятельности:Решение проблем пациента по средствам сестринского ухода.

Занятие способствует формированию умений:

Код Наименование результата обучения
У 1 Собирать информацию о состоянии здоровья пациента.
У 2 Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья.
У 3 Оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям.
У 6 Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала.

Занятие способствует формированию знаний:

Зн 2 Технологии выполнения медицинских услуг.
Зн3 Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.
Зн5 Основы профилактики внутрибольничной инфекции.

Занятие способствует формированию профессиональных компетенций:

ПК 01. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
ПК 02. Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 04. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода
ПК05. Оформлять медицинскую документацию
ПК 06. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
ПК 07. Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте

Занятие способствует формированию общих компетенций:

ОК 02 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 03 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 08. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности

Студент должен иметь представление: обосновных видах лабораторных методов исследования.

Иметь практический опыт:

· оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

· планирования и осуществления сестринского ухода;

· ведения медицинской документации;

· соблюдение требований техники безопасности при проведении процедур;

· обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения

Уметь:

· выбрать назначения на лабораторные исследования из листа назначений;

· подготовить посуду и оформить направление на лабораторные исследования;

· объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему для получения достоверного результата;

· осуществить взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, для исследования на простейшие и яйца гельминтов, для бактериологического исследования, для исследования на энтеробиоз;

· соблюдать правила хранения различных видов проб;

· соблюдать универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического материла в лабораторию.

 

«Участие сестры в лабораторных методах исследования»

Лабораторные методы исследования – это исследования биологического материала(биосубстратов), с помощью различных лабораторных методик.

Лабораторная медицина в настоящее время по количеству представляемой информации одна из самых объемных отраслей клинической медицины. Она объединяет в себе и служит базисной основой для практически всех направлений клинической медицины: кардиология, гематология, гастроэнтерология, анестезиология, реаниматология, педиатрия, пульмонология, иммунология, аллергология, урология, гинекология, хирургия, инфекционные заболевания и др.

Цель лабораторных исследований:

· установление этиологии заболевания (его причины); иногда это единственный критерий оценки клинической ситуации – например, инфекционных заболеваний;

· назначение лечения;

· контроль эффективности лечения в динамике.

Мазок из зева и носа

Мазок из зева берут для проведения стандартного бактериологического исследования с целью изучения микробного состава и количественного соотношения микрофлоры носоглотки. Это метод лабораторной диагностики, позволяет выявить возбудителей инфекционно-воспалительных заболеваний верхних отделов респираторного тракта.

Бакпосев из носоглотки регулярно проводится лицам, постоянно контактирующим с большим количеством посторонних людей, гипотетически являющимися носителями патогенной микрофлоры. Это касается воспитателей в детских садах, учителей, медицинских работников, поваров и других сотрудников общепита.

Чтобы результаты анализа были максимально достоверными, необходимо правильно провести преаналитический этап. Для этого следует подготовиться:

1. За две недели до забора материала прекращают прием системных антибиотиков, а за 5-7 суток рекомендуют перестать использовать антибактериальные растворы, ополаскиватели, спреи и мази для местного применения.

2. Берут мазок для проведения анализа строго на пустой желудок. Чтобы анализ показал достоверный результат, утром категорически запрещено что-либо употреблять в пищу и пить, исключается чистка зубов, запрещается жевать жвачку. Исключается и употребление простой воды.

3. Если в носу есть слизь, перед взятием образца биологического материала ее нужно убрать. Корочки на слизистой носа убираются путем их размягчения специальным раствором. Наличие слизи может негативно сказаться на правдивости и информативности проводимого анализа.

Микробиологическое исследование отделяемого зева и носа на флору позволяет определить вид микробов и их количественное соотношение. Результат лабораторной диагностики позволяет правильно назначить лечение.

Исследование мокроты

Мокрота – патологическое отделяемое из дыхательных путей. 

Рекомендации для медсестры:

1.Сообщить о предстоящем исследовании накануне.

2.Оформить направление в лабораторию.

3.Обеспечить лабораторной посудой: стерильный разовый герметичный флакон (контейнер) из ударостойкого материала с навинчивающимся колпачком или плотно закрывающейся крышкой. Флакон должен иметь ёмкость 20,0-50,0мл и широкое отверстие (не менее 35,0мм в диаметре), чтобы пациент мог легко сплёвывать мокроту внутрь флакона. Для возможности оценки количества и качества собранной пробы флакон должен быть изготовлен из прозрачного материала.

4. Объяснить порядок проведения процедуры.

5. Для лучшего отхождения мокроты рекомендовать пациенту накануне сбора употреблять больше жидкости.

6. Проконтролировать, чтобы пациент предварительно почистил зубы щёткой и прополоскал рот кипячёной водой, что позволяет уменьшить бактериальную обсеменённость полости рта.

7. Взять утреннюю порцию, натощак, во время кашлевого толчка. Сбор мокроты проходит эффективней, если пациент предварительно выполняет три глубоких вдоха с последующим энергичным откашливанием. Необходимо подчеркнуть, что важно получить именно мокроту, а не слюну. Возможно использование дренажных позиций для лучшего отхождения мокроты. При сплевывании мокроты необходимо не загрязнять краев емкости.

8. Транспортировать биосубстрат в контейнере в соответствующую лабораторию.

9. Во время сбора мокроты медицинской сестре необходимо быть в перчатках, с профилактической целью следует надеть маску, а при необходимости закрыть глаза очками или сразу всё лицо защитным щитком. Лучше вообще находиться за спиной пациента, выбирая свое положение таким образом, чтобы направление движения воздуха было от медработника к пациенту.

10. Если собранная мокрота подлежит транспортировке в другое учреждение, то до момента отправки в лабораторию герметично закрытые флаконы с материалом хранятся в холодильнике не более 2-3 суток. При более длительном хранении необходимо применить консервирующие средства. Во время транспортировки мокрота должна быть защищена от воздействия прямых солнечных лучей и тепла.

Общий анализ мокроты – определение количества, внешнего вида, запаха и микроскопии (определение специфичных включений, клеток крови и др.). Для исследования достаточно 3,0-5,0мл мокроты. Анализ мокроты необходимо проводить не позднее, чем через 2 часа после сбора. Сбор мокроты проводится по общим правилам.

Утром, в 8:00, натощак, почистить зубы и тщательно прополоскать рот водой. Откашлять мокроту в емкость в количестве примерно 3,0-5,0мл, закрыть крышкой.

Исследование мокроты на микобактерии туберкулеза (ВК – бациллы Коха) – диагностика заболевания. Для обнаружения возбудителей необходимо не менее 15,0-20,0 мл мокроты. При скудной мокроте, ее собирают в течение 1-3 суток и хранят в холодильнике.

Утром, в 8:00, натощак, почистить зубы и тщательно прополоскать рот кипяченой водой. Откашлять мокроту в емкость и закрыть ее крышкой.

Исследование мокроты на микрофлору – выявление возбудителя заболевания. Накануне врач отменяет антибиотикотерапию.

Посуда: стерильная емкость - следует получить из бактериологической лаборатории.

Сбор мокроты проводится по общим правилам.

Исследование мокроты на атипичные клетки - мокрота может содержать клетки злокачественных опухолей, особенно если опухоль растёт эндобронхиально или распадается. Доставляется собранный материал в клиническую лабораторию немедленно, в теплом виде.

Сбор мокроты проводится по общим правилам.

Рекомендации для медсестры

1.Сообщить пациенту о предстоящем исследовании накануне, проинформировать о цели исследования, о порядке подготовки и сбора мочи.

2. Оформить направление в лабораторию.

3. Обеспечить лабораторной посудой – чистой, сухой, вымытой без мыла емкостью необходимого объема, с крышкой. Для некоторых исследований берется стерильная посуда.

4.Указать место хранения биоматериала.

5.У тяжелобольных, находящихся без сознания пациентов моча собирается при помощи катетера.

6.Транспортировать субстрат после забора в соответствующую лабораторию.

7. Забрать результат и подклеить в карту пациента.

Общеклинический анализ мочи

При этом исследовании определяются физико-химические свойства мочи.

Анализ делится на две части. В первой определяются общие параметры: цвет, прозрачность, количество мочи и т. д. Вторая часть анализа рассматривает состав ее осадка с помощью микроскопа.

До сбора необходимо исключить из рациона окрашивающие мочу продукты питания (морковь, свекла) и медикаменты (амидопирин).Утром, в день исследования, необходимо провести гигиену наружных половых органов, после чего, собрать 100,0-150,0 мл мочи в подготовленную емкость с крышкой, предварительно спустив небольшое количество мочи в унитаз/судно. При сборе мочи исключить соприкосновение гениталий с краями емкости.

Цвет. Нормальная окраска мочи может колебаться отсоломенно–жёлтого до янтарно–жёлтого цвета.

Запах мочи. В норме – не резкий специфический.

Относительная плотность мочи. Определение относительной плотности (удельный вес) даёт представление о концентрации растворённых в ней веществ (мочевина, мочевая кислота, глюкоза) и отражает способность почек к концентрированию и разведению. В норме – 1,008 – 1,026.

Эритроциты. В норме при микроскопии в моче можно обнаружить 0 – 2 эритроцита в поле зрения. Повышение количества эритроцитов в моче носит название - гематурия.

Лейкоциты. В норме при микроскопии в моче обнаруживаются 0 – 4 лейкоцита в поле зрения. Повышение содержания лейкоцитов в моче носит название – лейкоцитурия.

Цилиндры. Различные виды цилиндров в норме в моче не определяются. Только гиалиновые – 0 – 1 в поле зрения.

Эпителий – может встречается плоский, переходной и почечный. Плоский эпителий попадает в мочу из наружных половых органов и мочеиспускательного канала. Диагностического значения не имеет. Переходной, в большом количестве свидетельствует о воспалительном процессе в лоханках или мочевом пузыре. Почечный, появляется при острых и хронических поражениях почек, а также при лихорадке, интоксикации, инфекционных заболеваниях.

Белок. В норме в моче не определяется.

Кетоновые тела. Ацетон в моче в норме не определяется.

Анализ мочи по Нечипоренко

Применяется для количественного определения форменных элементов в 1,0 мл мочи – эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров. Для исследования достаточно 3,0-5,0 мл мочи.

Берется средняя порция утренней мочи (50-100 мл).

Анализ мочи по Земницкому

Определение выделительной и концентрационной способности почек. Проба по Зимницкому позволяет определить дневной, ночной, суточный диурез, а также количество и относительную плотность мочи в каждой из 8-ми порций.

Дневной диурез считают от 6:00 утра до 18:00 часов; ночной диурез – от 18:00 до 6:00 часов утра следующего дня. Сложив данные, получают величину суточного диуреза. Плотность мочи выше в ночных порциях и в течение суток колеблется.

Посуда – 8 чистых сухих промаркированных емкостей 250,0 мл  + 2-3 дополнительных, не подписанных.

Проба Реберга

Позволяет оценить азотовыделительную способность почек.

На исследование направляют собранную мочу и взятую из вены кровь пациента. Исследование позволяет сравнить уровень креатинина (азотсодержащее вещество) в моче и крови.

Посуда – чистая, сухая емкость с крышкой 250,0мл и чистя сухая пробирка.

Информация пациенту:

1. Исследование проводится утром, строго натощак.

2. В 8 00 опорожнить мочевой пузырь.

3. Через 1 час провести гигиену наружных половых органов, после чего, собрать 100,0-150,0мл мочи в подготовленную емкость с крышкой, предварительно спустив небольшое количество мочи в унитаз/судно.

4. Поставить емкость с мочой в условленное место.

5. Явиться в процедурный кабинет для взятия крови из вены.

Анализ мочи по Амбюрже

Определение количества форменных элементов и цилиндров.

Методика проведения исследования.

В 6 часов утра необходимо помочиться в унитаз. Задержать мочу на 3 часа. В 9 часов, после туалета наружных половых органов, помочиться в банку. Всю мочу отправляют в лабораторию сразу же после мочеиспускания в тёплом виде.

В норме в моче при исследовании её по пробе Амбюрже: лейкоцитов – до 2,5 * 10; эритроцитов – до 1 * 10; цилиндров – до 15.

Анализ мочи на диастазу

Определение функционального состояния поджелудочной железы.Определение количества диастазы в моче.

Собирается в любое время. Необходимо собрать 50 мл мочи в посуду, лучше из средней порции. Моча собирается в любое время и моча доставляется в лабораторию в тёплом виде. В норме в моче 32 – 54 ед. диастазы.

Анализ кала на энтеробиоз

Диагностика инвазии острицами. Постановка диагноза возможна при обнаружении яиц остриц на перианальных складках кожи. Диагностическую манипуляцию осуществляют утром перед дефекацией и мочеиспусканием, до подмывания и душа.

Анализ кала на микрофлору

Выявление больных и бактерионосителей патогенной кишечной микрофлоры (сальмонеллез, дизентерия, гепатит А).

Вращательным движением ввести ректальный тампон в прямую кишку на глубину 2-3 см, собрать биоматериал, извлечь и поместить в стерильную пробирку, не касаясь наружных краев. В течение часа доставить пробирку в лабораторию.

 

Подготовка докладов, реферативных сообщений:

  • Общие принципы подготовки пациента к лабораторным исследованиям;
  • Общие принципы подготовки пациента к биохимическим методам исследования и особенности взятия материала;
  • Ошибки, приводящие к недостоверности результата лабораторного исследования;
  • Изменения мочи при наиболее частых заболеваниях почек, мочевыводящих путей;
  • Значение формирования навыков взятия и доставки биоматериала в лабораторию в системе профессиональной подготовки медицинских сестер.

4. Подготовка беседы-инструктажа и создание буклетов (памяток) для пациентов различных возрастных групп в программе MicrosoftPublisher:

  • Подготовка к анализу крови на биохимическое исследование;
  • Как собрать мочу на бактериологическое исследование;
  • Как собрать мокроту на бактериологическое исследование;
  • Подготовка к сбору кала для исследования на скрытую кровь.

5. Составление задания в тестовой форме (не менее 10 вопросов).

6. Составление тематического кроссворда.

7. Работа с нормативной документацией:

  • СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

 

Мурманской области

 «Кольский медицинский колледж»

 

 

Раздаточный материал по теме 3.20:

«Участие сестры в лабораторных методах исследования»

ПМ «Выполнение работ по профессии 34.01.01 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 03 «Технология оказания медицинских услуг»

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности среднего профессионального образования

34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01«Лечебное дело»

31.02.02 «Акушерское дело».

 

Составил: преподаватель ГАПОУ МО «КМК»

Дзюбак Н. А.

 

Занятие способствует освоению основных видов профессиональной деятельности:Решение проблем пациента по средствам сестринского ухода.

Занятие способствует формированию умений:

Код Наименование результата обучения
У 1 Собирать информацию о состоянии здоровья пациента.
У 2 Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья.
У 3 Оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям.
У 6 Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала.

Занятие способствует формированию знаний:

Зн 2 Технологии выполнения медицинских услуг.
Зн3 Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.
Зн5 Основы профилактики внутрибольничной инфекции.

Занятие способствует формированию профессиональных компетенций:

ПК 01. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
ПК 02. Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 04. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода
ПК05. Оформлять медицинскую документацию
ПК 06. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
ПК 07. Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте

Занятие способствует формированию общих компетенций:

ОК 02 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 03 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 08. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности

Студент должен иметь представление: обосновных видах лабораторных методов исследования.

Иметь практический опыт:

· оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

· планирования и осуществления сестринского ухода;

· ведения медицинской документации;

· соблюдение требований техники безопасности при проведении процедур;

· обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения

Уметь:

· выбрать назначения на лабораторные исследования из листа назначений;

· подготовить посуду и оформить направление на лабораторные исследования;

· объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему для получения достоверного результата;

· осуществить взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, для исследования на простейшие и яйца гельминтов, для бактериологического исследования, для исследования на энтеробиоз;

· соблюдать правила хранения различных видов проб;

· соблюдать универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического материла в лабораторию.

 

«Участие сестры в лабораторных методах исследования»

Лабораторные методы исследования – это исследования биологического материала(биосубстратов), с помощью различных лабораторных методик.

Лабораторная медицина в настоящее время по количеству представляемой информации одна из самых объемных отраслей клинической медицины. Она объединяет в себе и служит базисной основой для практически всех направлений клинической медицины: кардиология, гематология, гастроэнтерология, анестезиология, реаниматология, педиатрия, пульмонология, иммунология, аллергология, урология, гинекология, хирургия, инфекционные заболевания и др.

Цель лабораторных исследований:

· установление этиологии заболевания (его причины); иногда это единственный критерий оценки клинической ситуации – например, инфекционных заболеваний;

· назначение лечения;

· контроль эффективности лечения в динамике.

Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом.

Единый процесс проведения лабораторных исследований общепринято делить на три этапа: преаналитический, аналитический и постаналитический. Преаналитический этап частично проводится вне лаборатории и включает:

• прием пациента врачом и назначение необходимых лабораторных исследований;

• заполнение бланка-заявки на анализы;

• получение пациентом инструкций у врача или медицинской сестры об особенностях подготовки к сдаче анализов или сбору биологического материала;

• взятие проб биологического материала у больного в процедурном кабинете или коечном отделении;

• доставку биоматериала в лабораторию.

Эта важнейшая часть преаналитического этапа. Она полностью находится в компетенции врача-клинициста, но в еще большей степени в компетенции медицинской сестры.

Преаналитический этап занимает достаточно много времени в едином процессе выполнения лабораторных исследований. Появление даже незначительных ошибок на преаналитическом этапе неизбежно приводит к искажению качества окончательных результатов лабораторных исследований. Как бы хорошо в дальнейшем лаборатория не выполняла исследования, ошибки на преаналитическом этапе не позволят получить достоверные результаты.

Вместе с тем, наиболее частыми причинами неправильного результата лабораторных исследований являются ошибки, допущенные на преаналитическом этапе: неправильное взятие пробы, неправильные манипуляции с полученной пробой и нарушения условий и сроков ее транспортировки. По данным многих ЛПУ, на преаналитический этап приходится от 46 до 68 % всех лабораторных ошибок.

Общие принципы подготовки больного к исследованию

При подготовке пациента к различным методам исследования необходимо соблюдать общие принципы подготовки пациента к лабораторным исследованиям различных биологических материалов с целью обеспечения качественного выполнения исследования и достоверности результатов.

1. Поздороваться с пациентом, беседовать вежливо и дружелюбно (Соблюдение этических норм общения.).

2. В конфиденциальной обстановке сообщить пациенту в доступной форме о необходимости и сути исследования (Соблюдение права пациента на информацию.Подача информации с учётом образованности пациента.).

3. Получить согласие пациента (Соблюдение права пациента на осознанное участие в процессе диагностики.).

4. Информировать пациента о сроках исследования (Создание условий для качественной подготовки.).

5. Ознакомить пациента с правилами подготовки к исследованиям (лучше в виде памятки). (Сотрудничество с пациентом, его информированность обеспечивает эффективность подготовки).

6. Предупредить пациента о последствиях нарушений правил подготовки (Для предупреждения искажения результатов исследования).

7. Обеспечить при необходимости лабораторной посудой (Соблюдение правил сбора материала для исследования).

8. Грамотно оформить направление на исследование (Для качественного проведения исследования).

9. Правильно собрать биологический материал для исследования и своевременно отправить в лабораторию (Обеспечение эффективности и своевременности исследования).

10. Соблюдать право пациента на неразглашение результатов исследований (Соблюдение этических норм).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.088 с.)