Основные модели коммуникативного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные модели коммуникативного процесса



Коммуникативная сторона общения – изучение общения как обмена информацией. Основные модели коммуникативного процесса были разработаны в 30-е – 40-е годы XX в. и с тех пор широко используются. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» – сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:

• содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы);

• человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);

• существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.

Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).

Первоначальная модель состояла из 5 элементов:

1) источник информации,

2) передатчик информации (шифратор),

3) канал для передачи сигналов,

4) приемник информации (дешифратор),

5) получатель информации (место получения информации).

Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке.

Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия:

ü «обратная связь» (отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации);

ü «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу);

ü «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано);

ü «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно дости­гает шифратора или покидает дешифратор).

Данная теоретическая модель обладала рядом положительных качеств – простотой и наглядностью, возможностью быстрой квантификации, универсальностью. Но эти же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной полезности или даже возможности существования других подходов в изучении проблемы общения. Первый аналитический обзор использования этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах и сферах исследовании был дан К. Черри в 1957 г.

Второе направление исследований возникло в 60-х годах. Основным предметом этого направления явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1963, 1969, 1975).

В своих исследованиях И. Гофман разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена, состоящую из4 элементов:

• коммуникационные условия или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямая, непосредственная, непрямая, опосредованная, симметричная – асимметричная передача сообщений);

• коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друге другом;

• коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения тон или иной стратегии;

• основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.005 с.)