Понятие и источники дипломатического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и источники дипломатического



      и консульского права

 

Дипломатическое и консульское право – отрасль международного права, включающая принципы и нормы, которые регулируют порядок установления отношений между государствами и другими субъектами международного права, правовое положение и деятельность органов внешних сношений государств и сотрудников этих органов, межправительственных организаций и их сотрудников, а также вопросы привилегий и иммунитетов.

Дипломатическое и консульское право – одна из старейших отраслей международного права. Институт послов направляемых в другие государства, как и зачатки дипломатического права, возник в глубокой древности. В Древней Греции возник институт постоянных консулов, а с ним и зачатки консульского права, которое как и дипломатическое право, включало в себя обычные нормы. Первым международным соглашением явился Венский протокол 1815 г. (Венский регламент), который впервые определил ранги дипломатических представителей. Работа по дальнейшей кодификации норм дипломатических и консульских сношений бала продолжена Лигой Наций. После Второй мировой войны при участии Комиссии международного права ООН нормы дипломатического и консульского права были разработаны конвенции, которые в настоящее время являются основными источниками этой отрасли международного права. Это:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г.;

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.;

Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1975 г.

 

 

2. Порядок учреждения дипломатических представительств

Многолетняя работа по кодификации норм дипломатического права была завершена принятием 18 апреля 1969 г. на конференции в Вене. Венской конвенцией о дипломатических сношениях. В работе конференции приняло участие 81 государство, в том числе и СССР. Конвенция была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 25 марта 1964 г.

Конвенция о дипломатических сношениях, которую по праву называют «кодексом посольского права», регулирует практически все вопросы дипломатической практики. Участниками данной конвенции явились более 140 государств. Те государства, которые формально воздерживаются от присоединения к Венской Конвенции, соблюдают зафиксированные в ней нормы, а протокольные службы учитывают их в своей работе. Во многих государствах Венская конвенция инкорпорирована в национальные законодательства и ее нормы применяются как нормы национального права.

Венская конвенция о дипломатических сношениях считается основным международно- правовым документом, определяющих сатус и функции дипломатического представительства и дипломатических агентов, которые определяются с учетом принципов суверенного равенства государств, поддержание международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе.

Конвенция определяет статус  главы дипломатического представительства, которое представляет собой лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, а также классы глав представительств. Главы представительств подразделяются на три класса, а именно:

А) класс послов и нунциев (дипломатический представитель Папы Римского), аккредитуемых при главах государств и других глав представительств эквивалентного ранга;

Б) класс посланников и интернунциев (дипломатический представитель Папы Римского второго класса), аккредитуемых при главах государств;

С) класс  поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел (если пост главы представительства вакантен или если глава представительства не может выполнять свои функции, временно исполняющим обязанности главы представительства является временный поверенный в делах).

Конвенция гласит, что класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами. Одновременно подчеркивается, что иначе как в отношении старшинства и этикета никакие различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу не должны проводиться. Старшинство глав дипломатических представительств соответствующего класса определяется датой и часом вступления их в выполнение своих функций. Порядок, соблюдаемый в каждом государстве при приеме глав представительств, должен быть одинаков в отношении каждого класса.

Согласно конвенции, аккредитующее правительство предварительно запрашивает у принимающей стороны агреман (согласие), на назначение в качестве главы представительства на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве. Факт запроса агремана, который осуществляется в виде дипломатической ноты, разглашать не принято, так как гласность в случае отказа может повлечь за собой осложнения между государствами. Венская конвенция оставляет за государством пребывания право не сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане. Согласие на направление  членов персонала представительства, которыми являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства, не требуется. Что касается военных, морских ил и авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение.

Члены дипломатического персонала представительства должны быть гражданами аккредитующего государства. В редких исключениях, с согласия государства пребывания, члены дипломатического персонала представительства назначаются из числа лиц, являющиеся гражданами этого государства.

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения своих верительных,либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

Венская конвенция предоставляет государствам пребывания право в любое время, не мотивируя свое решение, уведомить аккредитующее государств, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала является персоной нон грата или что любой другой член персонала является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве.

Совокупность независимых друг от друга дипломатических представительств, общими для которых является страны пребывания и характер их деятельности, представляют собой дипломатический корпус.

Вопрос о правовом статусе дипломатического корпуса разрабатывался многими специалистами международного права и закреплен в ряде международных документов. Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен – посол, который первый из своих коллег в стране пребывания вручил верительную грамоту. Обязанности дуайена носят исключительно представительный характер. Он поддерживает контакты с министерством иностранных дел, уточняет детали различных церемоний с участием дипломатических представительств. Он выступает в защиту привилегий дипломатического корпуса, если у него есть претензии к властям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.007 с.)