Положение об обратных связях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение об обратных связях



Обратная связь - это сообщение, адресованное дру­гому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.

 Помни:

1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.

2. Говоря о своих мыслях и чувствах, Скажи, о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...», «Ты должен...» - под запретом.

Внимание:

Обратная связь - не повод свести счеты с тем, кто, тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

Если необходимая атмосфера в группе не сложилась, «обрат­ная связь» может быть введена позже или даже не вводиться совсем. Критерием здесь может служить представление ведущего о том, может ли он работать с отрицательной обратной связью, снять ее возможные последствия.

После того как несколько человек прочли свои самоописания и получили обратную связь (ведущий внимательно следит, чтобы выполнялись требования к обратной связи, и прерывает тех, кто их не выполняет), проводится обсуждение по следующим вопросам:

- Трудно или легко было выполнять это задание?

- Понадоби­лось много лучей или мало?

 - Много ли потребовалось времени?

Поощряются самоописания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе. Если подобных самоописаний нет, то так может описать себя ведущий.

Упражнение 8. «Скульптура».

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульп­туру человека с чувством собственного достоинства, Другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепит­ся» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, показывают" мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Домашнее задание: Описать не менее 6-ти событий повседнев­ной жизни (предпочтительно между занятиями), оценив их с точ­ки зрения того, повышали они чувство собственного достоинства, понижали или были безразличны к нему.

Ритуал закрытия дневников. Окончание занятия.

 

Занятие 5

Тема: Мои права и права других людей. Обсуждение домашнего задания по вопросам: каких событий оказалось больше? Какого типа эти события?

Упражнение 9. «Мои права».

Ведущий напоминает школьникам о разыгрываемых на пер­вом занятии сценках, спрашивает, с чем связано уверенное, неуве­ренное и грубое поведение. Задача этого разговора - подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение кото­рых способствует его уверенности в себе.

Затем школьникам предлагается, разбившись на 3-4 группы, написать "Декларацию о правах пяти-(шести-)классника". На выполнение задания дается 10-12 минут.

После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основании которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать сами вместе с ведущим или он может предложить эти критерии сам.

К таким критериям относятся:

1) Твои права не должны ущемлять прав других людей.

2) Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.

Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, предложенных каждой из групп разработчиков. Остальные груп­пы выполняют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиков» дается право отстаивать свои предложе­ния. Принятые предложения фиксируются на доске.

Затем ведущий зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль Постоянного председателя Конституцион­ной комиссии.

Ведущий говорит о том, что такие «списки прав» составляли многие люди и знакомит подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К.Д. Заслофф:

«У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право.

Вы имеете право:

- иногда ставить себя на первое место;

- просить о помощи и эмоциональной поддержке;

- протестовать против несправедливого обращения или кри­тики;

- на свое собственное мнение и убеждения;

- совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

- предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

- говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ»

- не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

-побыть одному (ой), даже если другим хочется вашего об­щества;

- на свои собственные чувства – независимо от того, понимают ли их окружающие;

- менять свои решения или избирать другой образ действий;

- добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает;

Вы никогда не обязаны:

- быть безупречным (ой) на 100%;

- следовать за толпой;

- любить людей, приносящих вам вред;

- делать приятное неприятным людям;

- извиняться за то, что были самим (ой) собой;

- выбиваться из сил ради других;

- чувствовать себя виноватым за свои желания;

- мириться с неприятной ситуацией;

- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

- сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

- делать больше, чем вам позволяет время;

- делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

- выполнять неразумные требования;

- отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

- нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

- отказываться от своего «я» ради кого бы то или чего бы то ни было.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши».

Желательно предлагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.

Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.

Домашнее задание: Составить контракт (официальное согла­шение) с самим собой с перечнем прав, которые школьник предлагает реализовывать. Обязательный пункт контракта: обя­зательство уважать права других с указанием, какие именно.

Ритуал закрытия занятия.

 

Занятие 6

Тема: Просьба. Умение ее высказать, принять согласие или отказ в ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу.

Ритуал начала занятий.

Ведущий обращает внимание участников на то, какое большое место во всех «списках прав» занимает право высказать просьбу и отказаться от выполнения просьбы. Затем он предлагает участ­никам посмотреть, включили ли они это право в свой контракт, и просит желающих объяснить, почему они включили или не включили эти права.

Упражнение 10. «Пирог с начинкой».

Ведущий говорит о том, что просьба в чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; он может быть сладким или соленым и т.п. Участникам предлагают нарисовать или описать разные пироги-просьбы - их форму, цвет, вкус.

Проводится краткое обсуждение, выявляющее, какие ассоциа­ции, приятные или неприятные, вызывает «просьба». Анализи­руется, с чем это связано. Подчеркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на нее, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы.

Упражнение 11. «Чемпионат».

Для выполнения этого упражнения ведущий должен заранее заготовить описания ситуаций с просьбой и способом реагиро­вания на нее по количеству пар участников, а также наборы цифр, как в фигурном катании, по числу участников. Описания ситуаций помещаются в «волшебный ящик». Участники делятся на пары. Пока одна пара выполняет задание, остальные являются судьями и выставляют отметки: а) за точность выполнения задания, б) за использованные средства. Ведущий выполняет роль «главного судьи», подсчитывая очки.

Инструкция для участников. «Сейчас вы разо­бьетесь на пары. Каждая пара должна будет вытащить из ящика задание, которое надо выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку вам дается одна минута, на выполнение - не более трех минут. Все остальные - судьи. Они оценивают выступление». Ведущий рассказывает о критериях оценки, что позволяет школьникам осознать те умения, которые необходимы, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ ее выполнить или, услышав просьбу другого, отказаться от ее выполнения.

После каждого выступления ведущий просит «судей» обосновать свои отметки и спрашивает у участников, как они сами оценивают: чувствовали ли они уверенность?

Домашнее задание: проанализируй, как в промежутке между занятиями ты высказывал просьбу, реагировал на отказ ее вы­полнить, как реагировал на просьбы других.

Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 7

Тема: Просьба (продолжение).

Продолжение упражнения 11. Подводятся общие итоги, тор­жественно награждаются чемпионы, а также занявшие второе и третье места.

Упражнение 12. «Интервью».

Сначала ведущий, а затем желающие из участников берут интервью у чемпионов и тех, кто занял второе и третье места, выясняя, что им помогло добиться успеха, как они представляют уверенное поведение, реализацию своих прав. Ведущий просит чемпионов и занявших вторые-третьи места поделиться опытом «домашних тренировок», т.е. прочитать домашнее задание.

Проводится обсуждение успешных и неуспешных форм поведения.

Повторяется упражнение 5 с использованием начал предложе­ний: «Просить - это...», «Когда отказывают в моей просьбе, я...», «Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...».

Домашнее задание: Ответь на вопрос: «Кто Я?», закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам):

Я словно птичка, потому что...

Я превращаюсь в тигра, когда...

Я могу быть ветерком, потому что...

Я словно муравей, когда...

Я - стакан воды...

Я чувствую, что я кусочек тающего льда...

Я - прекрасный цветок...

Я чувствую, что я - скала...

Я сейчас - лампочка...

Я - тропинка...

Я словно рыба...

Я - интересная книжка...

Я - песенка...

Я - мышь...

Я словно буква «О»...

Я - макаронина...

Я - светлячок...

Я чувствую, что я вкусный завтрак...

Придумай свое начало к аналогичным предложениям, кото­рые нужно закончить. Ритуал окончания занятий.

 

Занятие 8

Тема: Я в своих глазах и в глазах других людей. Ритуал начала занятий.

Упражнение 13.

В «волшебный ящик» складываются домашние задания с за конченными предложениями (не подписанные). Каждое домашнее задание зачитывается вслух, и участники стараются отгадать, кому оно принадлежит. Если участник хочет (в тех случаях, когда по окончанию предложений его не узнали) он заявляет, что он автор. По желанию участник может получить «обратную связь».

Упражнение 14. Игра в мяч (воздушный шар).

Желательно разбить учащихся на две подгруппы. Игра состоит из двух частей.

Первая часть: кидающий мяч называет начало предложения из заготовленного им дома списка и говорит, как надо закончить — в манере неуверенного, уверенного или грубого человека; тот, кто ловит, выполняет это задание и в свою очередь предлагает следующему. Ведущий следит, чтобы игра проходила, по возможности, в быстром темпе.

Вторая часть: бросающий называет начало предложения (любое из предложенного ведущим или собственного списка), а тот, кто ловит, должен закончить в одной из трех предложенных манер. Все остальные должны догадаться, какую манеру он избрал. Если они догадываются, то он называет свое предложение, если нет — получает штрафное очко. После трех штрафных очков - выбывает из игры.

Домашнее задание. Учащимся предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какими, по их мнению, их видят окружающие;

Мне хорошо, когда...

Мне грустно, когда...

Я чувствую себя глупо, когда...

Я сержусь, когда...

Я чувствую себя неуверенно, когда...

Я боюсь, когда...

Я чувствую себя смело, когда...

Я горжусь собой, когда...

Кроме того, надо нарисовать выражение своего лица, когда ты чувствуешь себя: хорошо; грустно; глупо; сердито; неуве­ренно; испуганно; смело; гордо.

Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 9

Тема: Я в своих глазах и в глазах других людей (продолжение).

Ритуал начала занятия.

Упражнение 15. «Ассоциация».

Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож?», «На какой вкус?», «На какую песню?», «На какую книгу?» и т.п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет - уходит вновь. Если не угадал более двух раз - выбывает из игры.

Обсуждение.

Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?

Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими - другим людям.

Повтор упражнения 13. На этот раз в «волшебный ящик» складываются предложения, законченные с точки зрения «Я в глазах других».

Подробное обсуждение значения собственного пред­ставления о себе и представления других людей, их совпадения, несовпадения.

Домашнее задание: Вновь футболка с надписью. Придумай новую надпись на футболке или подтверди старую. Кроме того, желающие могут дополнить сообщение спереди (на груди) частным сообщением сзади (на спине). Приводятся примеры футбо­лок с надписями на груди и на спине. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 10

Тема: Я для себя, я для других (окончание). Обида.

Ритуал начала занятия.

Обсуждение «надписей на футболках», их запись. Краткий анализ, каким образом изменились надписи за время занятий. Значение «надписи на спине». Какие произошли изменения за время занятий?

Упражнение 16. «Послание самому себе».

Изготовить надписи «на футболке», которые можешь прочесть только ты сам, записать их.

Обсуждение.

Какую «футболку» - для себя или для других - было делать труднее и интереснее и почему?

Другие люди и я. Из-за чего возникают трения? Непреднамеренные и преднамеренные обиды.

Упражнение 17. «Детские обиды».

Вспомнить случай из детства, когда ты почувствовал сильную обиду. Вспомнить свои переживания и нарисовать или описать их в любой (конкретной или абстрактной) манере.

Как ты сейчас относишься к этой обиде (нарисуй или опиши).

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и пока­зывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».

Обсуждение.

- Что такое обида?

- Как долго сохраняются обиды?

- Справедливые и несправедливые обиды и т.п.

Домашнее задание: Закончи предложение: «Я обижаюсь, когда...», нарисуй выражение лица обиженного человека. Подумай и запиши или нарисуй, как реагируют на обиду уверенные, неуверенные и грубые люди.

Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 11

Тема: Обида (продолжение). Ритуал начала занятия.

Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают окончание предложения «Я обижаюсь, когда...», а ведущий спра­шивает, у кого еще подобные ситуации вызывают обиду. Подчер­кивается, что названные ситуации обидны для большинства людей и об этом надо помнить, когда ты обижаешь других.

Упражнение 17. «Как выразить обиду и досаду».

Обсуждается домашнее задание: как реаги­руют на обиду уверенные, неуверенные и грубые люди.

Затем из «волшебного ящика» все по очереди вытаскивают половинки открыток. На этих половинках записаны: а) роль «обидчика», в чем состоит обида; б) роль «обиженного», как он реагирует на обиду, как ведет себя (уверенно, неуверенно, грубо). Задача - соединить открытку вместе (найти свою половину) и разыграть сценку для всех. Ведущий подчеркивает, что сценка должна быть сыграна в утрированной форме, с подчеркнутым, акцентированным поведением. Предлагает школьникам самим решить, будут ли они разыгрывать сценки с куклами или без них, указывая, что кукла - это в каком-то смысле способ уйти от себя, скрыться за маской.

Сложность в том, что половинок с ролью «обидчика» в три раза меньше, чем с ролью «обиженного». В результате должны получиться группки по 4 человека, в чем ребята убеждаются сами, как бы увидев воочию, что возможна разная реакция на одну и ту же ситуацию. В случае необходимости можно добавить роли «обиженного»: например, людей с высоким и низким чувством собственного достоинства, наблюдателя и т.п.

Дается 10 - 15 минут на подготовку выступления. Затем каждая группа проигрывает свою сценку. После каждого выступления проигрываются «удачные» и «неудачные» способы (т.е. дети в шаржированной форме изображают наиболее яркую черту своей роли - например, неуверенный начинает дрожать или плакать, а грубый лаять).

После того как все выступили, проводится обсуждение: о чем говорят те или иные формы поведения. Составляются и записываются на доске и в дневниках эффективные или неэффективные способы выражения обиды, досады.

Домашнее задание: Последи за собой в перерыве между занятиями: как я реагирую на обиду. Описать это или нарисовать (в конкретной или абстрактной манере).

Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 12

Тема: Обида (окончание). Ритуал начала занятий.

Упражнение 18.

Учащиеся вновь собираются по группам упражнения 17. В группах обсуждается - что чувствует обидчик, когда ему от­вечают уверенно, неуверенно или грубо. Затем каждая группа предлагает свои варианты для всех.

Обсуждение:

- В чем смысл реакции на обиду.

- Стремление «сохранить лицо» и «чувство реванша». - Какой цели стремится достичь человек, даже успешно

выражая обиду.

Упражнение 19. «Копилка обид».

Школьникам предлагается нарисовать или описать «копилку» и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. На выполнение этого задания дается 8 - 10 мин. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой.

Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе, как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Ведущий поддерживает предло­жения разорвать ее и предлагает действительно сделать это. После этого обрывки складываются в какой-нибудь подходящий сосуд и торжественно сжигаются.

Обсуждение:

Что делать с «текущими» обидами?

Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и т.п. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправ­лять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.

Обсуждение:

Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды.

Домашнее задание: Понаблюдай за окружающими, как раз­ные люди реагируют на обиду. Проанализируй, достигают ли эти реакции цели и какой, что они дают.

Ритуал окончания занятий.

Тема: Как справиться с раздражением, плохим настроением.

Ритуал начала занятий.

Обсуждение домашнего задания. Реакция на обиду, как еще одна «футболка с надписью», способ предъявить себя. Эта запись (и частное сообщение) делается на обложке дневника спереди и сзади. Еще раз подчеркивается бесцельность реакций на обиду типа «Они все пожалеют», «Наказать обидчика» и т.п. Разговор подводится к мысли о необходимости уметь справляться со своим плохим настроением, раздражением и т.п.

Упражнение 20.

«Назови 5 ситуаций, вызывающих ощущение: "Чувствую себя хорошо". Воспроизведи их в своем воображении, запомни чувства, которые при этом возникнут». «Теперь представь, что ты кладешь эти ощущения в надежное место и можешь достать их оттуда, когда пожелаешь». Нарисуй это место и назови эти ощущения.

Краткое обсуждение выполнения задания.

Упражнение 21. «Аукцион».

По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые аукционистом (ведущим), фиксируются на доске, а за­тем записываются в дневник.

Упражнение 22. «Вверх по радуге».

Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх "по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предла­гают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.

Домашнее задание: «ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА...» Это начало фразы записывается на доске, а сами задания даются школьникам на заранее заготовленных кар­точках. Каждый должен выполнить хотя бы два из них по собственному выбору: 1) ...Тебе не хочется что-то делать, но ты настраиваешь себя на то, чтобы все-таки сделать это (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь);

2) ...кто-либо говорит тебе, что ты должен делать, в то время как ты можешь решить самостоятельно, что тебе делать (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь);

3) придумай свое собственное приятное ощущение о чем-то, не совсем приятном. Вспомни, когда тебе было плохо, грустно, терялось самообладание, и представь, что ты вполне можешь управлять собой и ситуацией (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь);

4) забеги немного вперед, когда нужно будет что-то делать независимо от твоего желания, и попробуй в своем воображении создать к этому хорошее чувство (опиши или нарисуй «хоро­шее» и «плохое» чувство, что происходит, когда они сталкивают­ся по твоему желанию).

Ритуал окончания занятий.

 

Занятие 13

Тема: Наши чувства, желания, настроения. «Стоп! Подумай! Действуй!». Ритуал начала занятий.

Упражнение 23.

Из «волшебного ящика» каждый участник достает задание на выражение определенного чувства: радости, скуки, грусти, заин­тересованности, раздражения и т.п. Листок с заданием никому не показывается. Ведущий говорит, что во время последующей игры каждый должен будет выразить заданное чувство, а остальные -догадаться, какое чувство он выразил.

Затем ребятам предлагается в течение 15 минут поиграть в иг­ру «Стоп! Подумай! Действуй!», объединившись в группы по 3 - 4 человека. Каждая группа получает описание ситуации, три кар­точки и листы бумаги для ответов. Для каждой группы ситуации разные, но все они связаны с какими-либо реальными опас­ностями, которые могут встретиться в жизни школьника. Например: большие ребята требуют денег; зовут «попробовать» водку, табак или наркотики; нашли снаряд или гранату и т.п.

Можно объединить группы по «половому» признаку, подобрав ситуации, специфичные для девочек и мальчиков (например, для девочек: на улице к тебе подходит незнакомый мужчина, представляется кинорежиссером и предлагает немедленно поехать на киностудию).

Игра проходит следующим образом. После того как школь­ники ознакомятся с ситуацией, они берут первую карточку: «СТОП!» На этой карточке раскрываются переживания, чувства, желания школьника, которые могут возникнуть в этой ситуации. Задача участников - в течение 4-х минут обсудить ситуацию и те переживания, которые она вызывает, и либо согласиться с ними, поставив на листке «+», либо отказаться (поставить «-») и записать свои (в этом случае добавляется 3 минуты).

Затем берется вторая карточка: «ПОДУМАЙ!» На ней запи­саны три возможные реакции. В течение 3 - 4-х минут члены груп­пы должны обсудить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать на листке свои.

На последней карточке написано одно слово «ДЕЙСТВУЙ!» На листах бумаги школьники должны изложить каждый свое решение проблемы.

После этого в течение 10 минут проводится общее обсужде­ние. Каждая группа рассказывает предложенную ей ситуацию и те способы выхода из нее, которые они нашли. Ведущий выделяет конструктивные решения и обращает внимание участ­ников на значимость трех предложенных этапов «Стоп! Подумай! Действуй!» для избежания неприятностей, несчастных случаев, уверенного поведения в трудных и опасных ситуациях.

Ведущий напоминает о задании «выразить чувство», пред­лагает каждому написать, какое чувство выразили, по его мне­нию, другие члены его группы, и затем сравнить с тем, каково было задание на самом деле.

Обсуждение: наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Что важнее — уметь выражать свои чувства в открытой и вместе с тем «культурной» форме или уметь скрывать их. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими.

Обсуждение домашнего задания 13-го урока.

Домашнее задание: закончи предложения:

«Счастливее всего я чувствую себя, когда...

«Хуже всего я чувствую себя, когда...

«Никак не могу понять, почему я...

«Моя жизнь была бы счастливее, если бы я...

«Главное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это...

Ритуал окончания занятий.

 

Занятие 14

Тема: Победи своего дракона! Ритуал начала занятий.

Упражнение 24.

Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой д р а к о н», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это муторное и долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приуча­емся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

Ребятам предлагается, ориентируясь на выполнение домашне­го задания, нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдель­ности.

После выполнения задания школьникам предлагается приду­мать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объеди­ниться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.

Для сочинения каждой группе или отдельному школьнику предлагается набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа». «Карты Проппа» - это колода карт по типу игральных (хорошо, если они иллюстри­рованы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что ко­лода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут ра­ботать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д. Единственное условие - герой должен действовать, как человек, уверенный в себе.

Набор «карт Проппа» включает 31 или 20.

Мы использовали набор из 15 - ти карт: предписание или запрет; нарушение; принятие решения о битве с драконом; сбор вооружения; путь к дракону; встреча с дарителем; волшебные дары; препятствия; враги; помощники; вызов дракона на бой; условий битвы; битва; победа; возвращение героя; последствия победы.

На написание истории школьникам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.

Домашнее задание: Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем понадобились помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность заводить друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях. Каждому ученику раздаются бланки «телеграмм» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники занятий, в том числе и тот, кто посылает «теле­граммы». Надо написать каждому, в том числе и самому себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.

В заключение еще раз подчеркивается, что умение найти хорошее в каждом человеке характеризует не только адресата, но и того, кто это делает. Для того чтобы телеграммы могли быть вовремя доставлены адресату, их необходимо положить в «волшебный ящик» за день до занятий, а ведущий специально придет за ними. (Последнее делается для того, чтобы предотвра­тить появление нежелательных - оскорбительных, грубых теле­грамм. Если же такие телеграммы все же будут, их необходимо вернуть участнику, чтобы тот переделал или, если она не подпи­сана, заменить «позитивными»).

Ритуал окончания занятий.

 

Занятие 15

Тема: Победи своего дракона (окончание). Звездная карта всей жизни. Вручение телеграмм. Контракт с самим собой. Завершение показа историй про битву с драконом. Обсуждение: - Что проявилось в этих историях?

Это должно быть заранее оговорено с участниками. - Может ли эта сказка помочь реально «победить своего дракона» и в чем?

В заключение ведущий спрашивает: думал ли кто-нибудь над тем, что действительно можно сделать со своими «драконами»? Желающие могут кратко рассказать об этом.

Упражнение 25. «Моя Вселенная».

Школьникам раздаются «форматки» для черчения или рисова­ния. В центре листа надо нарисовать солнце (как уже делалось) и в центре солнечного круга написать крупно букву «Я». Затем от этого «Я» – центра своей Вселенной - надо прочертить линии к звездам и планетам:

- Мое любимое занятие...

 - Мой любимый цвет...

- Мое любимое животное...

- Мой лучший друг...

- Мой любимый звук...

- Мой любимый запах...

- Моя любимая игра...

- Моя любимая одежда...

- Моя любимая музыка...

- Мое любимое время года...

- Что я больше всего на свете люблю делать...

- Место, где я больше всего на свете люблю бывать...

- Мой любимый певец или группа...

- Мои любимые герои...

- Я чувствую у себя способности к...

- Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете...

- Лучше всего я умею...

- Я знаю, что смогу...

- Я уверен в себе, потому что....

Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого пока­зывает - у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас - общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

Торжественная раздача «телеграмм». Содержание «телеграмм» не обсуждается.

Последняя страница дневника: «Контракт с самим собой». Раздача дневников.

Завершение занятий. Заключительное слово ведущего.

В конце занятий целесообразно назначить индивидуальные или групповые встречи для тех, кто хотел бы обсудить что-либо с педагогом или с педагогом и небольшой группой одноклассников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.159 с.)